Конюшня в развалинах виллы Джулия
![]() | |
Юбер Робер | |
Конюшня в развалинах виллы Джулия. Около 1762 года | |
фр. Écurie dans des ruines de Villa Giulia | |
Холст, масло. 38,5 × 47,6 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-5650 |
«Конюшня в развалинах виллы Джулия» (фр. Écurie dans des ruines de Villa Giulia) — картина французского художника Юбера (Гюбера) Робера из собрания Государственного Эрмитажа.
Вилла была построена в 1550—1555 годах в качестве летней резиденции папы римского Юлия III. К середине XVIII века вилла пришла в упадок и была полузаброшенной. Картина Робера изображает крытую обходную галерею двора виллы, в которой окрестными жителями была устроена конюшня. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 38,5 × 47,6 см[1].
Юбер Робер неоднократно изображал виллу Джулия: «он часто повторяет мотив конюшни или сеновала, устроенного под сводами когда-то величественного здания»[2]. При этом отмечается: «что бы ни изображал художник, его картины почти всегда обитаемы. Руины становятся то убежищем бродяг, то местом прогулок…»[3].
Предполагается, что эта картина была написана около 1760—1762 года[4], во время обучения художника в Риме. Известны три предварительных рисунка для неё. Один из них композиционно полностью соответствует картине, он выполнен сангиной и находится в частном собрании в Лионе (Франция). Два других изображают вариации заднего плана. Первый находится в собрании библиотеки Пирпонта Моргана и датируется около 1759 года (инв. № 2017.220)[5]. Другой рисунок принадлежит Музею декоративного искусства в Париже; в этом же музее находится и другой, увеличенный вариант картины (1779—1780 годы; холст, масло; 71,5 × 58 см; инв. № PE 57)[6].
Ранняя история картины неизвестна. К началу XX века она находилась в неустановленном частном собрании России. После Октябрьской революции картина, среди прочего национализированного имущества поступила в Государственный музейный фонд, где аккумулировались конфискованные произведения искусства для дальнейшей их передачи в музеи Советской России. В 1935 году картина была принята в Государственный Эрмитаж, в инвентарные описи музея внесена под № ГЭ-7662[1].
Исследователь творчества Робера пишет:
Бесконечно варьируя изображённые мотивы, изменяя размеры и пропорции картины — близких к квадратному или вытянутых по вертикали — художник <…> заставляет доминировать архитектуру. <…> Неожиданные ракурсы и точки зрения — чаще всего снизу — придают композициям необычайную монументальность, памятникам — особую величавость. <…> Робер редко поражает воображение зрителя световыми эффектами или резкими контрастами красочных сочетаний; чёткой архитектоничности его композиций вторит спокойная гармония его колорита. Серовато-голубоватые, разной интенсивности коричневые и зелёные тона (глубокие в тенях, золотистые на свету), иногда оживлённые более звонкими голубыми и розовыми в одеждах людей <…> — такова излюбленная гамма художника[3].
В собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина находится более ранняя работа Робера на этот же сюжет — «Сеновал на вилле Джулия» (около 1758—1759 года; холст, масло; 37 × 29 см; инв. № Ж-1071)[7].
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 Немилова, 1982, с. 264.
- ↑ Живопись в Риме, 2011, с. 154.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 Гюбер Робер, 1984, с. 7.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Робер, Гюбер. Конюшня в развалинах.
- ↑ The Morgan Library & Museum. — Hubert Robert. The Stables at the Villa Giulia.
- ↑ Musée des Arts Décoratifs. — Hubert Robert. Les restes du palais du pape Jules.
- ↑ Пушкинский музей. — Робер Ю. Сеновал на вилле Джулиа.
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.