Развалины античной триумфальной арки
![]() | |
Юбер Робер | |
Развалины античной триумфальной арки. Около 1758 года | |
фр. Les ruines d’un arc de triomphe antique | |
Холст, масло. 96.5 × 63.5 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-8272 |
«Развалины античной триумфальной арки» (фр. Les ruines d’un arc de triomphe antique) — картина французского художника Юбера Робера из собрания Государственного Эрмитажа.
На картине изображена руинированная триумфальная арка, возле которой стоит тяжело нагруженная повозка, на повозке сидит женщина с ребёнком на руках. Справа на базисе колонны сидит мужчина с шестом в руках. Арка затенена, сквозь неё пробивается луч солнца, освещающий внутреннюю стену арки («…луч света оживляет таинственный сумрак развалин…»[1], на которой расположена надпись на латинском языке «SPQR / DIVO TITO DIVO VESPASIANO / TRIUMPHALI… / REMPUBLICAM… / DEC… CONS…»[2]. Тени жёстко-контрастные. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 96,5 × 63,5 см[3].
Картина являет собой вольную трактовку-вариацию триумфальной арки императора Тита в Риме[4]. В отличие от реально существующей арки, на изображённой отсутствует верхняя часть, а надпись с неё художником «перенесена» (с искажениями) на внутреннюю стену и дополнительно «состарена». Сам текст надписи в переводе на русский язык гласит: «Сенат и люди Рима божественному Титу и божественному Веспасиану триумфатору за то, что государство по декрету воздвиг»[2].
Во время своего пребывания в Риме в 1754—1765 годах Робер неоднократно зарисовывал эту арку, многие рисунки сохранились и находятся в разных музеях мира и частных коллекциях. Достаточно близкий рисунок имеется в графическом собрании музея Вальрафа-Рихарца в Кёльне (датируется 1760 годом; бумага, красный мел; 50,8 × 35,7 см; инв. № 01961/052). Основные отличия: общая ориентация рисунка зеркальна по отношению к картине, повозка находится внутри арки и вместо надписи на боковой стене изображён барельеф[5].
Арка Тита была сооружена в 81 году до н. э. в память побед императоров Тита и Веспасиана в Иудейской войне. В Средневековье она была сильно разрушена и частично разобрана — её материалы пошли на строительство церкви Санта-Франческа-Романа. В 1821 году, много лет спустя после того как её зарисовал Робер, она была отреставрирована[2].
Хранитель французской живописи XVIII века в собрании Эрмитажа Е. В. Дерябина считает, что картина написана в Риме: «сдержанная красочная гамма с преобладанием коричневых тонов, сильный контраст света и тени, использование некоторых мотивов позволяют отнести картину приблизительно к 1758 году» и добавляет общую характеристику художника: «В композициях раннего периода творчества Робера уже присутствует излюбленное мастером сопоставление величественных развалин со сценой из повседневной жизни»[2]. С ней согласна и И. Н. Новосельская: «…что бы ни изображал художник, его картины почти всегда обитаемы. Руины становятся то убежищем бродяг, то местом прогулок… Неожиданные ракурсы и точки зрения — чаще всего снизу — придают композициям необычайную монументальность, памятникам — особую величавость»[1].
Ранняя история картины неизвестна, возможно, что она была приобретена у художника в 1770-е годы князем Н. Б. Юсуповым, сопровождавшим будущего российского императора Павла I в поездке по Европе. В начале XX века она находилась в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге. После Октябрьской революции всё имущество Юсуповых было национализировано и в их дворце был устроен музей. В 1937 году картина была передана в Государственный Эрмитаж[3], в инвентарные описи музея внесена под № ГЭ-8272[6].
Примечания
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.