Развалины дорического храма
![]() | |
Юбер Робер | |
Развалины дорического храма. 1783 год | |
фр. Ruines d’un temple dorique | |
Холст, масло. 129 × 282,5 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-1293 |
«Развалины дорического храма» (фр. Ruines d’un temple dorique) — картина французского художника Юбера (Гюбера) Робера из собрания Государственного Эрмитажа [1].
Основным объектом картины являются развалины дорического храма, к нему по периметру поднимаются ступени — высказывалась гипотеза, что изображён один из храмов в Афинах, но без конкретики; эта гипотеза не была поддержана: «нередко мы видим в его пейзажах фантастическое нагромождение памятников, никогда не располагавшихся вместе»[2]. Справа от храма на высоких каменных постаментах воздвигнуты две статуи в виде человека, укрощающего коня, — эти статуи напоминают группы «Коней Марли» работы Антуана Куазево, установленных в 1745 году возле одноименного дворца и пользовавшихся колоссальной популярностью. На переднем плане возле храма расположены многочисленные обломки колонн и барельефов, поваленная египетская стела. Многочисленный стаффаж изображает группы людей в восточных одеждах — «что бы ни изображал художник, его картины почти всегда обитаемы. Руины становятся то убежищем бродяг, то местом прогулок; <…> площади полны народу; <…> около забытой статуи спит собака…»[3]. Левее центра на базе разрушенного постамента обнаруживается подпись художника и дата (в две строки): Hubert Robert / 1783. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 129 × 282,5 см[4].

Как следует из авторской подписи картина была написана в 1783 году по заказу Огюста де Шуазель-Гюфье и в том же году была выставлена на Парижском салоне, одновременно была выставлена и парная к ней картина «Архитектурный пейзаж с каналом». Во время Великой Французской революции Шуазель-Гуфье был послом Франции в Турции и находился в Константинополе. Революцию он встретил враждебно, во Франции был объявлен врагом республики и в 1793 году был вынужден эмигрировать в Россию. Где парные картины в это время находились — доподлинно неизвестно. Предполагается, что Шуазель привёз их в Россию с собой, поскольку в 1796 году с «Развалин дорического храма» академиком Ф. Я. Алексеевым, который с 1777 года безвыездно жил в России, была снята копия, ныне находящаяся в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко (холст, масло; 128 × 171 см; инв. № Ж-533)[5]. В первой половине XIX века обе картины Робера принадлежали князю С. М. Голицыну и находились в его московском доме. В 1886 году наследники продали их Императорскому Эрмитажу. Однако в описи Эрмитажа картины сразу включены не были и находились в личных императорских покоях в Зимнем дворце, поступили в Эрмитаж лишь в 1912 году. В инвентарные описи музея «Развалины дорического храма» внесены под № ГЭ-1293[4]. Выставляется в Зимнем дворце, зал 349.
Исследователь творчества Робера пишет:
Бесконечно варьируя изображённые мотивы, изменяя размеры и пропорции картины — близких к квадратному или вытянутых по вертикали — художник то заставляет доминировать архитектуру, то усиливает пейзажное начало. Тяжёлые своды сменяются лёгкими пролётами мостов… <…> В этом единстве природы и архитектуры чаще доминирует последняя, но почти всегда они дополняют и обогащают друг друга. Неожиданные ракурсы и точки зрения — чаще всего снизу — придают композициям необычайную монументальность, памятникам — особую величавость. <…> Робер редко поражает воображение зрителя световыми эффектами или резкими контрастами красочных сочетаний; чёткой архитектоничности его композиций вторит спокойная гармония его колорита. Серовато-голубоватые, разной интенсивности коричневые и зелёные тона (глубокие в тенях, золотистые на свету), иногда оживлённые более звонкими голубыми и розовыми в одеждах людей или отблесках на небе — такова излюбленная гамма художника[3].
Примечания
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
- Кузнецова И. А., Шарнова Е. Б. Франция XVI — первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-57-8.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.