Архитектурный пейзаж с каналом
![]() | |
Юбер Робер | |
Архитектурный пейзаж с каналом. Около 1783 года | |
фр. Paysage architectural avec un canal | |
Холст, масло. 129 × 282,5 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-1294 |
«Архитектурный пейзаж с каналом»[1][2] (фр. Paysage architectural avec un canal, другое название — «Канал, окаймленный колоннадами и лестницами»[3]) — картина французского художника Юбера (Гюбера) Робера из собрания Государственного Эрмитажа.
На картине изображён канал с многочисленными лодками на нём. По обеим берегам канала высятся фантазийные псевдоантичные здания с колоннадами, от них к набережной по всей длине канала спускаются каменные ступени. В центре через канал переброшена гигантская каменная арка, на дальнем плане видна ещё одна арка с храмоподобным строением на ней. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 129 × 282,5 см[4].
Картина вместе с парной к ней работой «Развалины дорического храма» была написана в 1783 году по заказу Огюста де Шуазель-Гюфье и в том же году была выставлена на Парижском салоне. Во время Великой Французской революции он был послом Франции в Турции и находился в Константинополе, революцию он встретил враждебно, во Франции был объявлен врагом республики и в 1793 году был вынужден эмигрировать в Россию. Где парные картины в это время находились — доподлинно неизвестно. Предполагается, что Шуазель привёз их в Россию с собой, поскольку в 1796 году с «Архитектурного пейзажа с каналом» академиком Ф. Я. Алексеевым, который с 1777 года безвыездно жил в Санкт-Петербурге и Москве, была снята копия, ныне находящаяся в собрании Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко (холст, масло; 127 × 180 см; инв. № Ж-532)[5]. В первой половине XIX века обе картины Робера принадлежали князю С. М. Голицыну и находились в его московском доме. В 1886 году наследники продали их Императорскому Эрмитажу. Однако в описи Эрмитажа картины сразу включены не были и находились в личных императорских покоях в Зимнем дворце, поступили в Эрмитаж лишь в 1912 году. В инвентарные описи музея «Архитектурный пейзаж с каналом» внесён под № ГЭ-1294[4]. Выставляется в Запасной галерее Зимнего дворца, зал 349.

Сотрудник Эрмитажа И. С. Немилова считает, что в собрании Пушкинского музея находится подготовительный эскиз к картине, датированный 1778 годом[6] («Термы»; 1778 год; холст, масло; 108 × 149 см; инв. № Ж-1063)[7]. Однако в Пушкинском музее считают её лишь не более чем свободной аналогией эрмитажной картины (ошибочно именуя её при этом «Античные развалины, служащие общественной купальней»)[8]. При визуальном сравнении работ можно отметить лишь общее композиционное решение картин и небольшое совпадение в отдельных деталях: в частности, очень близко изображение лодки под красным балдахином в центре. В целом же это совершенно разные работы, например, на картине из ГМИИ канал находится в полностью крытой галерее и выходит на открытое пространство лишь в самом её конце.
Исследователь творчества Робера пишет:
Бесконечно варьируя изображённые мотивы, изменяя размеры и пропорции картины — близких к квадратному или вытянутых по вертикали — художник то заставляет доминировать архитектуру, то усиливает пейзажное начало. Тяжёлые своды сменяются лёгкими пролётами мостов… <…> В этом единстве природы и архитектуры чаще доминирует последняя, но почти всегда они дополняют и обогащают друг друга. Неожиданные ракурсы и точки зрения — чаще всего снизу — придают композициям необычайную монументальность, памятникам — особую величавость. <…> Робер редко поражает воображение зрителя световыми эффектами или резкими контрастами красочных сочетаний; чёткой архитектоничности его композиций вторит спокойная гармония его колорита. Серовато-голубоватые, разной интенсивности коричневые и зелёные тона (глубокие в тенях, золотистые на свету), иногда оживлённые более звонкими голубыми и розовыми в одеждах людей или отблесках на небе — такова излюбленная гамма художника[9].
Примечания
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 23.
- ↑ Немилова, 1982, с. 254—255.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Робер, Гюбер. Канал, окаймленный колоннадами и лестницами.
- ↑ 4,0 4,1 Немилова, 1982, с. 254.
- ↑ Госкаталог. РФ. — Робер Гюбер (Автор оригинала), Алексеев Федор Яковлевич (Автор копии). Пейзаж с развалинами. Копия.
- ↑ Немилова, 1982, с. 255.
- ↑ Пушкинский музей. —Робер Ю. Термы.
- ↑ Кузнецова, Шарнова, 2001, с. 217.
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 7.
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
- Кузнецова И. А., Шарнова Е. Б. Франция XVI — первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М.: Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-57-8.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.