Гробница Цецилии Метеллы (картина)
![]() | |
Юбер Робер | |
Гробница Цецилии Метеллы. Около 1765 года | |
фр. Monument funéraire de Cecille Metella | |
Холст, масло. 64 × 111,5 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-5650 |
Гробница Цецилии Метеллы (фр. Monument funéraire de Cecille Metella) — картина французского художника Юбера (Гюбера) Робера из собрания Государственного Эрмитажа.
На картине изображена гробница Цецилии Метеллы, дочери консула Квинта Цецилия Метелла Кретика и супруги сына Марка Лициния Красса; считается, что она была сооружена около 50 года до н. э. и в XIII веке была перестроена в крепость. Отмечается, что фоновый пейзаж, изображённый Робером , не соответствует существующему в действительности[1]; также допущены вольности в изображении ворот, соединяющих гробницу с расположенным рядом замком Каэтани — это характерный приём художника, часто вписывавшего реально существующие постройки в фантазийное окружение, исследователь творчества Ю. Робера И. Н. Новосельская писала по этому поводу:
Для творчества Гюбера Робера характерны единство рано выработавшегося стиля, последовательность в выборе тем при разнообразии композиционных решений. Нередко мы видим в его пейзажах фантастическое нагромождение памятников, никогда не располагавшихся вместе; иногда оно сменяется изображением реального здания эпохи античности или Возрождения, но и здесь нередко их окружает вымышленный пейзаж. Однако, что бы ни изображал художник, его картины почти всегда обитаемы. Руины становятся то убежищем бродяг, то местом прогулок…[2].
Картина написана масляными красками и имеет размер 64 × 111,5 см[3].
Стилистические особенности позволяют датировать картину около 1765 года: «в ней наблюдается наложение краски более плотным слоем, чем прежде, колорит становится светлее, смягчается светотеневой контраст»[4]. Сам художник с 1754 по 1765 год жил в Риме, и таким образом, картина является одной из последних работ его римского периода[5].
Картина принадлежала дипломату и сенатору А. В. Нарышкину, предполагается, что он приобрёл её в начале 1770-х годов в Париже. После Октябрьской революции собрание Нарышкиных было национализировано и поступило в Государственный музейный фонд, где аккумулировались конфискованные произведения искусства для дальнейшей их передачи в музеи Советской России. В 1920 году картина была принята в Государственный Эрмитаж, в инвентарные описи музея внесена под № ГЭ-5650[1].
Существует рисунок Робера, где гробница Цецилии Метеллы представлена с точно такого же ракурса, однако фоновый пейзаж несколько другой. Этот рисунок датируется 1758—1759 годами и хранится в Руанском музее изящных искусств. В собрании городской библиотеки Безансона имеется рисунок Робера с крупным изображением части фриза гробницы и стены с надгробной надписью[6].
Примечания
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII в.: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. — 240 с. — ISBN 978-5-93572-424-5.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.