Пейзаж с мостом и статуей в нише здания
![]() | |
Юбер Робер | |
Пейзаж с мостом и статуей в нише здания. Около 1767 года | |
фр. Paysage avec un pont et une statue dans la niche d’un bâtiment | |
Холст, масло. 179 × 246 см | |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
инв. ГЭ-7337 |
«Пейзаж с мостом и статуей в нише здания» (фр. Paysage avec un pont et une statue dans la niche d’un bâtiment) — картина французского художника Юбера Робера из собрания Государственного Эрмитажа.
На среднем плане картины изображён каменный трёхарочный мост. На левом берегу возвышаются два дерева, на правом берегу расположено порталообразное строение с фонтаном и небольшим бассейном внизу, в глубине ниши строения находится статуя сидящей женщины. Деревья и строение вместе образуют своеобразные кулисы, ограничивающие фоновый пейзаж. Вдали слева виден старинный замок, справа дворец с галереями и окружающим парком, за ними вздымаются горы. Общий пейзаж оживлён многочисленными стаффажными фигурами людей и животных. Справа внизу на постаменте статуи подпись художника: H. Robert. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 179 × 246 см[1].
Картина была написана около 1767 года по заказу Этьена-Франсуа де Стенвиля, герцога Шуазёля и в том же 1767 году была продемонстрирована публике на Парижском салоне, где она фигурировала под названием «Большой пейзаж в духе сельских видов Италии». Однако размер картины, указанный в каталоге: 8 футов 9 дюймов в высоту на 7 футов 7 дюймов в ширину (в пересчёте со старых французских единиц измерения на современные — 283 × 246,7 см) — указанная высота картины превосходит современную высоту более чем на метр. В частной коллекции находится рисунок Г. де Сент-Обена, воспроизводящий общий вид Салона, в правом нижнем углу рисунка виден фрагмент картины Робера и там также заметно, что высота картины больше, чем нынешняя, причём поздний обрез картины осуществился явно в верхней её части[2].
Обширное и яркое описание картины оставил Дени Дидро, видевший её на том же Салоне 1767 года:
Хотелось бы посмотреть на эту картину ещё раз, но вне Салона. <…> Эта картина весьма велика, но здесь она кажется рядовой. <…> Справа налево переброшен мост, разделяющий всю картину на две части; перед ним довольно просторно, а в глубине — еще просторнее. Под мостом течет река, сужаясь вдали. Берег реки, сама река и мост образуют три отдельных плана и дают широкий обзор. На реке налево перед мостом видна лодка. На заднем плане — равнина, в которой тонет взор. <…> Руины справа, статуя, водоем, берег — словом, все на одной половине картины написано красочно, эффектно. Остальное — убого, тускло, серо, не запоминается, словно работа ученика, плохо закончившего начатое умелым мастером. Чтобы осознать, как все это в целом слабо, достаточно взглянуть на какую-нибудь картину Верне. Впрочем, в этом нет надобности. Ведь это произведение искусства не из числа тех, о которых можно судить, лишь сравнив с другим. <…> Он умеет, г-н Робер, искусно передавать движение и покой, свет и мрак, тишину и шум. Даже одно из этих качеств, отчетливо выраженное в картине, приковывает внимание и чарует; какое же впечатление должны производить их сочетание, контраст между ними? Его рука послушно следует за быстрым полетом воображения, и разнообразие его сюжетов не утомляет взор. Все у него полно мощи, как в природе; он, как сама природа, ни в чем не ведает помех. Никогда не кажется, будто то или иное в его картине принесено в жертву, с целью выделить и подчеркнуть другое. Над всем витает творческий дух, вдохновение…[3].

Герцог Шуазёль был основным покровителем Робера в его молодые годы, именно он привёз юного художника в Париж и далее спонсировал его пенсионерскую поездку в Рим, где и сам занимал должность французского посла[4]. По возвращении из Рима в 1765 году Робер много работал в поместьях Шуазёля. Считается, что дворец и парк на дальнем плане картины изображают замок Шантелу[фр.] на Луаре в окрестностях Амбуаза, принадлежавший Шуазёлю с 1761 года. Крепость в левой части картины напоминает крепостные стены Королевского замка в самом Амбуазе. Слева от ниши со статуей из-за колонны выглядывает ещё один замок, который опознаётся как замок Шомон-сюр-Луар. Этот замок находится с противоположной стороны от Амбуаза. Статуя в нише напоминает статую Минервы, у подножия которой находится так называемый Фонтан Богов у лестницы Дворца сенаторов в Риме — эта статуя аналогично расположена в нише с полукруглым навершием[2]. Все эти сооружения оказались рядом с поместьем Шантелу только волей художника — как отмечает исследователь творчества Робера, «нередко мы видим в его пейзажах фантастическое нагромождение памятников, никогда не располагавшихся вместе»[5].
Всего в собрании Шуазёля по описи числилось 22 картины Робера. «Пейзаж с мостом и статуей» там значится под № 14: «Картина, изображающая пейзажный вид одного из самых замечательных уголков с большой протяжённостью местности; середина занята рекой с мостом, чей дальний берег представляет прелестные луга и вид на прекрасно расположенный замок рядом с лесом; глубину замыкает цепь гор, которая так же удачно, как и другие предметы, выделяется на свежем небе; первый план украшен различными предметами и некоторым количеством интересных фигур»; там же указаны размеры картины — высота 5 футов 4 дюйма, ширина 7 футов 8 дюймов, что равно современным 173 × 249 см — это полностью соответствует размерам картины. Хранитель французской живописи XVIII века в собрании Эрмитажа Е. В. Дерябина предположила, что картина, скорее всего, была написана не по заказу Шуазёля, а преподнесена ему в качестве благодарности за учёбу в римской академии. Обрезано полотно было уже у Шуазеля по причине подгонки размера картины к конкретному месту в замке Шантелу или в его парижском доме[6].
Герцог Шуазёль скончался в своём доме в Париже в 1785 году. В следующем году его вдова из-за огромных долгов была вынуждена продать и само поместье Шантелу, и собрание картин своего покойного мужа. Картины были выставлены на открытые торги у антиквара П. Пайе и распроданы различным владельцам. «Пейзаж с мостом и статуей» был продан неустановленному коллекционеру и следы картины теряются до первой четверти XX века. К этому времени картина находилась в частном собрании в России, была конфискована и отправлена в Государственный музейный фонд[1], где аккумулировались реквизированные произведения искусства для дальнейшего их распределения по музеям Советской России. В конце 1920-х годов картина предполагалась к продаже за границу и была выдана в контору «Антиквариат». Однако продажа не состоялась и примерно в 1931—1933 годах картина поступила в собрание Государственного Эрмитажа[7], в инвентарные описи музея внесена под № ГЭ-7337[8].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Немилова, 1982, с. 262.
- ↑ 2,0 2,1 Салоны Дидро, 2023, с. 187.
- ↑ Дидро, т. 2, 1989, с. 128—129.
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 5.
- ↑ Гюбер Робер, 1984, с. 6.
- ↑ Салоны Дидро, 2023, с. 188.
- ↑ Салоны Дидро, 2023, с. 186.
- ↑ Государственный Эрмитаж. — Робер, Гюбер. Пейзаж 1767 г.
Литература
- Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века. Живопись, графика. — Л.: Искусство, 1984. — 56 с.
- Дидро Д. Салоны: в 2-х т. / Примеч. Е. Ю. Сапрыкиной. — М.: Искусство, 1989. — Т. 2. — 399 с.
- Немилова И. С. Французская живопись XVIII века в Эрмитаже: Научный каталог. — Л.: Искусство, 1982. — 308 с.
- Салоны Дидро. Выставки современного искусства в париже XVIII века. — М.: ABCdesign, 2023. — 392 с. — ISBN 978-5-89189-079-4.