Родительская суббота
Роди́тельская суббо́та (греч. Παράσταση — «ходатайство», греч. Ψυχοσάββατο — «суббота душ», рус. поминащая суббота[1], серб. мртва субота, задушнице, укр. поминальна субота, батьківська субота, діди, белор. дзяды, болг. задушница) — в православной традиции день особого поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков)[2][3]. Канонический день для посещения могил предков и других родственников, когда совершается панихида[2].
В Православной церкви
Днями особого поминовения усопших в Православной церкви являются пять родительских суббот:
- Мясопустная вселенская родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста);
- Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днём Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи);
- родительская 2-я суббота Великого Поста;
- родительская 3-я суббота Великого Поста;
- родительская 4-я суббота Великого Поста.
В богослужебном уставе Православных церквей каждый из дней недели посвящён воспоминанию Креста Господня, ангелов и архангелов, Иоанна Предтечи и т. д. В субботу совершается память всех святых и всех усопших православных христиан. Богослужебный устав предписывает совершать поминовение всех «от века преставльшихся православных христиан». Церковь установила частные и общие дни поминовения усопших. Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В эти дни совершается особое поминовение усопших православных христиан.
В Православной церкви существуют две версии, которые объясняют, почему эти субботы называются родительскими:
- потому что каждый человек поминает, прежде всего, своих самых близких людей — родителей;
- название этого дня происходит от наименования всех покойников «родителями», то есть принадлежащими уже к отцам, к которым они отошли[4].
Вселенские родительские субботы
Во всех православных церквях две субботы посвящены поминовению всех без исключения усопших православных христиан — вселенская панихида[5]:
- Мясопустная суббота[6] — в субботу перед Неделей о Страшном Суде[2]. Поминовение всех усопших верных перед воспоминанием Второго пришествия Иисуса Христа коренится в первых веках христианства. В этот день, как бы предшествующий Страшному суду, христиане просят Иисуса Христа «явить всем усопшим Свою милость в день нелицеприятного воздаяния».
- Троицкая суббота[6] — в субботу перед праздником Пятидесятницы (Святой Троицы). Установление этой памяти так же уходит к апостольским временам. Как Мясопустная суббота предваряет день воспоминания Страшного Суда и начало Великого Поста, так Троицкая суббота предваряет раскрытие во всей силе Царства Христова в день Пятидесятницы и начало Апостольского поста.
Родительские субботы Великого поста
Родительские субботы, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста[7]. Эти субботы установлены, чтобы не лишить усопших своего «предстательства» на протяжении Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших (сорокоусты и другие частные поминовения), соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост совершается не каждый день.
Субботы малых постов
К ним относятся последние субботы перед Рождественским, Апостольским и Успенским постами[8].
Частный родительский день
Частный родительский день — это день, когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный[9]. В этот день принято поминать усопших родителей в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях.
Дмитриевская суббота — в субботу, перед 26 октября (8 ноября), днём памяти святого Димитрия Солунского. В XIX веке Дмитриевская родительская суббота связывается с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим». В современной традиции РПЦ в Дмитриевскую родительскую субботу совершается заупокойная служба. В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев совершается служба по уставу вселенской родительской субботы. Особенное значение придаётся и всей седмице перед субботой, которая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания[10].
В середине XIX века святитель Филарет (Дроздов) писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского»[11]. В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим»[12]. Достоверность этой легенды о церковном начале «Дмитриевской родительской» вызывала возражение у некоторых исследователей[13]: октябрьский поминальный день, истолковываемый церковью как день молитв о павших за Русь в 1380 году в боях с татарами, приходится вовсе не на тот месяц, в котором Дмитрий Донской разгромил полчища Мамая. Мамаево побоище было 8 сентября, поминальный же день по русским воинам приурочивается к 26 октября, то есть ко времени, когда в средней и особенно в северной России твёрдо осознаётся наступающая зима[13].
Стоит отметить, что в богослужебном уставе Дмитриевская суббота не упоминается, нет её и в церковных установлениях Элладской (Греческой) Церкви[14]. В богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С этим днём связаны некоторые народные традиции, имеющие дохристианское прошлое[9]. Так архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян[14][15].
С 1968 года Болгарская православная церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминовения предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница»[16][17].
В традиции православных славян
У славян поминальные дни в народном календаре не совпадают с «Родительскими субботам» церковного календаря; в народе отмечаются не все «родительские субботы» церковного календаря[18]. В обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей, перед Троицей, перед Покровом и перед Дмитровым днём. В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой[19] и поминальными пятницами[20].
У восточных славян главными календарными поминальными днями во многих местах считались: Радоница, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота.
Православною церковью установлено семь вселенских панихид. Первая из них приходится на вечер пятницы перед Филипповым постом, вторая падает на субботний день перед рождеством Христовым, третья справляется в мясопустную неделю, четвёртая — 15 марта, пятая — в субботу перед духовым днем, шестая в субботу, предшествующую Петрову дню, седьмая — в субботу перед успеньем… Но… главнейшие народные поминки совершаются в другие дни, а именно: на Радоницу, в Троицкую субботу и в Дмитриев день[21].
По мнению историка Георгия Федотова, ещё в середине XX века в Русской православной церкви литургия сохраняла черты славянской поминальной тризны, в которой по поверью вместе с живыми вкушают и усопшие. На Родительскую субботу ритуальную кутью приносили в храм и ставили на особый стол перед распятием — «канун»[22].
Мясопустная суббота
В народной традиции Мясопустная суббота — главный зимний поминальный день в Белоруссии и России[23]. В народном календаре восточных славян — поминальный день приходящийся на субботу Пёстрой недели за два дня до Масленичной недели.
Этот первый в году Родительский день отмечали в Белоруссии и в некоторых местах России. В Заонежье Мясопустная суббота входила в состав главных поминальных дней, наряду с Троицкой и Дмитровской субботами[24]. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище[25], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Троицкая суббота
В славянской традиции это весенне-летний поминальный день. В России и на юго-востоке Белоруссии считался самым большим и почитаемым поминальным днём[26][27].
В мифологических представлениях славян, на Семицко-Троицкие праздники предки временно покидали загробный мир и приходили в этот мир; местом их пребывания была свежая зелень — деревья, травы, цветы. Живые должны были встретить и помянуть их должным образом[26].
В этот день посещали кладбища, поминали своих усопших родственников, украшали зеленью их могилы, устраивали ритуальные трапезы и общались с душами покойных[28].
В Белоруссии освящали травы, обкуривали хаты и домашнюю скотину, чтобы не боялась грозы[29]. На Украине существовал следующий обычай. Срубленную осинку вносили в Клечальную субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелёными, даже если завяли за ночь, — все в семье доживут до следующей Клечальной субботы. Если же листья почернеют, то будет в доме покойник[30].
Дмитровская суббота
Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших в традиции Русской, Сербской и Болгарской православных церквей.
Первоначально осенние поминки по усопшим предкам не были приурочены к определённому дню. На Севере Руси ещё в конце XIX века осеннее поминовение совершалось в Покровскую субботу[15].
В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу[31]. Болгары осенний поминальный день (задушницы) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него[32]. Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года[33].
Покровская суббота
Отмечали в субботу перед днём Покрова, приходящимся на 1 (14) октября. В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной)[3], хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром[34].
В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена на территориях епархий в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года.
Михайловская суббота
В Полесье с днём святого Михаила связан один из календарных поминальных праздников — Михайловские деды (четверг, пятница, суббота перед Михайловым днём), для которых готовили кутью, канун, борщ, кисель и другие кушанья[35].
В субботу накануне Михайлова дня у болгар отмечаются самые большие поминки по усопшим в течение года — т. н. Арха́нгеловата заду́шница, Ра́нгеловска душни́ца, Хра́нгеловото о́душе. В этот день все вспоминают умерших родственников и близких, поливают вином и окуривают ладаном могилы, раздают хлеб и калачи, украшенные просфорой, варёное жито (коливо) соседям, а в некоторых сёлах устраивают и общую трапезу с курбаном «за помин душ» (болг. за Бог да прости)[35]. У болгар существует поверье, что каждую субботу, и особенно от Пасхи до Троицына дня, души умерших прилетают на землю — одни, чтобы вымолить прощения за свои грехи, а другие — праведные, для помощи и наставлений близким[36].
C 1968 года Болгарская Православная Церковь перешла на новый стиль, но народная традиция поминание предков перед 8 ноября осталась (на 8 ноября ранее выпадал Дмитриев день по григорианскому календарю, также как в современной России). И с этого времени осеннее поминовение усопших стало совершаться перед днём архангела Михаила (8 ноября в современной Болгарии). Такой день может называться «Димитровска задушница» или «Архангелова задушница»[16][17]. В Дмитриевскую субботу служба ведётся только в нескольких храмах Болгарской православной церкви[37], тогда как Михайловская суббота считается поминальным днём всей Болгарской церкви[38][39].
Деды
Белорусы и украинцы родительские субботы (поминальные дни) называют «Дедами» и отмечают несколько (от трёх до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мёртвые) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды). Во многих случаях в число «Дедов» не входит Радуница, когда покойников, как правило, поминают на кладбище[34].
Главными «Дедами» считаются[34]:
- последняя суббота мясоеда перед Масленицей (мясоедные, зимние, великопостные деды, товстая суббота, масляные, першія дзяды);
- суббота перед Троицей (сёмка, семуха, духовские или троицкие деды, духовская суббота);
- осенние Деды, приуроченные к различным субботним дням — перед Дмитровым днем (26.Х), Михайловым днем (8.XI), днём Кузьмы и Демьяна (1.XI) (белор. асянины, осенние, змітроўские дзяды, змітроўка, Михайловы деды, кузьминыя, пилипоўчаные, роздвяные, остатние).
Там, где Радуница включается в число Дедов, её называют радостные, радушные деды и считают одним из главных поминальных дней. К менее распространённым Дедам относятся покровские, Никольские (перед Николой вешним и зимним), Ставры (з.-белор. стаўры, 13—14.IX); вторая, третья и четвёртая суббота Великого поста[34].
Поговорки и приметы
- Живы родители — почитай, а умерли — поминай[40].
- Покойника не поминай лихом, а добром — как хочешь[40].
- Поминай живых добром, а покойничков зе́леным вином[41].
- Человек рождается на смерть, умирает на жизнь[42].
- Тяжела земля, а как обольёшь её пивцом да винцом — всё полегчает[43].
- Добром поминай, зло забывай[40].
См. также
Примечания
- ↑ Дубровина, 2012, с. 51.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Рубан, 2015, с. 584.
- ↑ 3,0 3,1 Толстая, 2009, с. 161.
- ↑ Киктенко Е. Родительские субботы . Фома (21 февраля 2020). Дата обращения: 17 мая 2020. Архивировано 4 апреля 2020 года.
- ↑ Лукашевич, 2005, с. 565.
- ↑ 6,0 6,1 Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
- ↑ Исмаилова, 2005.
- ↑ Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной церкви. — С. 32.
- ↑ 9,0 9,1 Лукашевич, 2007, с. 719.
- ↑ Лукашевич, 2007, с. 720.
- ↑ Филарет, 1869, с. 167—169.
- ↑ Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Ч. 1. — 1993. — С. 428.
- ↑ 13,0 13,1 Чичеров, 1957, с. 38.
- ↑ 14,0 14,1 Протоиерей Александр Бутрин День особого поминовения Архивная копия от 31 июля 2017 на Wayback Machine
- ↑ 15,0 15,1 Епископ Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной церкви. — С. 33.
- ↑ 16,0 16,1 Димитриевская родительская суббота . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 9 марта 2018 года.
- ↑ 17,0 17,1 Димитриевская родительская суббота . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Власов, 1993, с. 126.
- ↑ Толстая, 2005, с. 149, 242, 302.
- ↑ Толстая, 2005, с. 302.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 451.
- ↑ Федотов, 2001, с. 28.
- ↑ Толстая, 2009, с. 163.
- ↑ Толстая, 2009, с. 162.
- ↑ Соснина.
- ↑ 26,0 26,1 Зимина.
- ↑ Васілевіч, 1992, с. 609.
- ↑ ПИИЭ-1978, 1980, с. 27.
- ↑ Лозка, 2002, с. 120.
- ↑ Сапіга, 1993.
- ↑ Гордана Милетић Резултати рекогносцирања сеоских насеља Смедеревске општине обичаји животног циклуса Архивная копия от 15 апреля 2018 на Wayback Machine
- ↑ Архангелова задушница . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 8 ноября 2018 года.
- ↑ Виноградова, Толстая, 1999, с. 248.
- ↑ 34,0 34,1 34,2 34,3 Виноградова, Толстая, 1999, с. 43.
- ↑ 35,0 35,1 Валенцова, Узенёва, 2004, с. 256.
- ↑ Крестовский, 1879, с. 193.
- ↑ Вижте кога се пада Задушница през 2017 . Дата обращения: 31 июля 2017. Архивировано 8 ноября 2018 года.
- ↑ Днес е Архангелова задушница
- ↑ Църковен календар. Ноември - 2017 година . Дата обращения: 30 апреля 2020. Архивировано 12 августа 2020 года.
- ↑ 40,0 40,1 40,2 Коринфский, 1901, с. 450.
- ↑ Коринфский, 1901.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 697.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 452.
Литература
- Радуница / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 389—391. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Родительские субботы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Михаил св. / Валенцова М. М., Узенёва Е. С. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 254–257. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Деды / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 43–45. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Власов В. Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира: Сборник статей / ред. Н. Л. Жуковская, С. Я. Серов. — М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. — С. 102—144. — ISBN 5-02-017090-9.
- Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров): Монография. — Тамбов, 2012. — 213 с. Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine
- Зимина Т. А. Троицкая суббота . Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей.
- Исмаилова С. Практический справочник по православию. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005.
- Коринфский А. А. Радоница — Красная Горка; Последние назимние праздники; Загробная жизнь // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 241—248, 445—456, 697—720.
- Крестовский В. Двадцать месяцев в действующей армии (1877—1878). — СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1879. — Т. 1.
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.). — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)
- Лукашевич А. А. Вселенские субботы // Православная энциклопедия. — М., 2005. — Т. IX : «Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие». — С. 565—566. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
- Лукашевич А. А. Димитриевская (Дмитриевская) Родительская суббота // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XIV : «Даниил — Димитрий». — С. 719—721. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0.
- Письма Филарета, митрополита Московского, к А. Н. Муравьёву (1832—1867). — К., 1869.
- Полевые исследования Института этнографии, 1978 / отв. ред. С. И. Вайнштейн; АН СССР. ИЭ. — М., 1980. — 264 с.
- Родительская суббота / Рубан Ю. И. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
- Соснина Н. Н. Масленица . Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X.
- Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Федотов Г. П. Часть I. Христианство Киевской Руси X-XIII вв. // Русская религиозность. — М.: Мартис, 2001. — Т. 10. — 382 с. — ISBN 5-7248-0074-8.
- Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
- Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К.: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9. (укр.)