Перейти к содержанию

Покровская суббота

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Покровская суббота
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»Икона «Благословенно воинство Небесного Царя»
Тип народно-православный
Отмечается в Русской православной церкви и восточными славянами
Традиции служение панихид по умершим, посещение кладбищ
Связан с днём Покрова

Покро́вская суббо́та — у восточных славян день поминовения усопших, родительская суббота[1] перед днём Покрова, приходящимся на 1 (14) октября. В Русской православной церкви и в народной традиция восточных славян поминовение усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы распространено лишь в некоторых местностях.

Описание

В Русской православной церкви установление Покровской родительской субботы связывается с указом патриарха Иова от 25 февраля 1592 года архиепископу Казанскому Ермогену. Указ предписывал ежегодное поминовение православных воинов, павших при взятии Казани на Покров Пресвятой Богородицы 1552 года[2].

В Русской православной церкви традиция поминовения усопших и посещения кладбищ в субботу перед праздником Покрова распространена в ограниченном ареале — на территориях епархий в Поволжье, Прикамье, Урале и Сибири, вошедших в состав России после 1552 года[2]. В настоящее время Покровская родительская суббота совершается в Казанской, Вятской, Ижевской и Екатеринбургской епархиях[3]. Если Покровская родительская суббота совпадает с днём преставления апостола Иоанна Богослова, то поминальный молебен-«панафида» переносится с субботы на воскресенье[4].

В русской народной традиции Покровскую субботу считали родительской (поминальной)[1], хотя и не такой важной и обязательной, как Дмитриевская. У белорусов в этот день местами отмечают «Покровские деды». Празднование обычно начиналось с пятницы, когда подавали постный ужин и начинали приготовления к субботней обильной трапезе; реже эти обряды совершались в субботу вечером и в воскресенье утром[5]. На Севере Руси ещё в конце XIX века последнее осеннее поминовение, как остаток древней практики, совершалось именно в Покровскую субботу, а не в Дмитриевскую[6].

Литургист епископ Афанасий (Сахаров) писал, что в древности в некоторых местах погребения «на убогих домах» поминовение усопших проводилось не только в четверг перед днём Святой Троицы, но и перед праздником Покрова Пресвятой Богородицы[7].

В Заонежье Покров день считался «днём окончательной постановки скота в стойла», причём этому предшествовало забивание части животных на мясо. Окончание периода выпаса приурочивалось к Покрову и в Белозерском крае (Вологодчина), правда, на деле реальный срок начала содержания домашнего скота в закрытых помещениях мог сдвигаться в зависимости от погоды. Однако ритуал, фиксирующий этот важный момент в домашнем скотоводстве, совершался именно в Покров (кое-где в Покровскую субботу)[8].

У бесермян, заимствовавших многие черты народного календаря русских Вятской губернии, Покровская суббота была последним поминальным днем в году. На кладбище приносили выпечку из муки нового урожая и прощались с умершими до весны. Нередко к этому дню был приурочен «осенний праздник» «нового хлеба» и жертвоприношение барана в хлеву в честь Хозяина двора[9].

Поговорки и приметы

  • Покровская суббота наголе, и Дмитриевская наголе (перм.)[10]
  • Если Покровская суббота без снега, то и Дмитриевская без снега (верхневыч. коми Пӧкрев субет ке кушен воас, и Митрей субет кушен воас)[11]

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Толстая, 2009, с. 161.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 Покровская родительская суббота. Дата обращения: 6 октября 2017. Архивировано 7 октября 2017 года.
  3. Покровская родительская суббота. Дата обращения: 25 августа 2014. Архивировано 22 октября 2013 года.
  4. Фурсова, 2003, с. 177.
  5. Виноградова, Толстая, 1999, с. 43.
  6. Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» Архивная копия от 28 марта 2018 на Wayback Machine — С. 33.
  7. Афанасий (Сахаров). О поминовении усопших по уставу Православной Церкви Архивная копия от 18 августа 2014 на Wayback Machine.
  8. Народный календарь на 14 октября Архивная копия от 26 августа 2014 на Wayback Machine ped-kopilka.ru.
  9. Попова Е. В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: УдмИИЯЛ, 2004. Архивная копия от 25 октября 2017 на Wayback Machine С. 164.
  10. Надель-Червинская, 2011, с. 92.
  11. Словарь диалектов коми языка | dict.fu-lab.ru

Литература

  1. Деды / Виноградова Л. Н., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 45. — ISBN 5-7133-0982-7.
  2. Надель-Червинская М. Личные имена русской паремиологии. Лингвокультурологический словарь / Рецензент — dr hub. Tatiana Stepnowska. — Тернополь: Крок, 2011. — 258 с. — (Библиотека Научного Альманаха «Studia Methodologica»). — ISBN 978-966-2362-86-2.
  3. Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  4. Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6. Архивная копия от 29 мая 2007 на Wayback Machine

Ссылки