Великая среда
Великая среда | |
---|---|
![]() | |
Тип | Седмичный день |
Дата | среда Страстной седмицы |
В 2024 |
27 марта (католицизм) 18 апреля (1 мая) (православие) |
В 2025 |
16 апреля (католицизм) 3 апреля (16 апреля) (православие) |
В 2026 |
1 апреля (католицизм) 26 марта (8 апреля) (православие) |
Вели́кая среда́ (греч. Μεγάλη Τετάρτη), Страстна́я среда — среда Страстной недели, на которой вспоминаются покаяние грешницы, помазавшей миром Иисуса Христа в доме Симона и этим приготовившей Иисуса к погребению, а также решение Иуды предать Христа первосвященникам за тридцать сребреников[1][2].
Евангельский рассказ
…сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
У Луки и Иоанна рассказ о помазании Иисуса миром относится не к Великой среде, рассказ Марка совпадает с Матфеем.
После этого, вошёл сатана в Иуду (Лк. 22:3) и пошёл он к первосвященникам «чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребренники. И он искал, как бы в удобное время предать Его» (Мк. 14:10-11).
Богослужение
Православная церковь
Утреня
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%87%D0%B0_%D0%BE_%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%85_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85.jpg&width=300)
Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуиа со стихами. Затем хор троекратно исполняет особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы:
Се Жени́х гряде́т в полу́нощи, / и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща: / недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща. / Блюди́ у́бо душе́ моя́, / не сном отяготи́ся, / да не сме́рти предана́ бу́деши, / и Ца́рствия вне затвори́шися, / но воспряни́ зову́щи: / Свят, Свят, Свят еси́ Бо́же, / Богоро́дицею поми́луй нас.[3].
Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.
После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается Евангелие с предсказанием об искупительной крестной смерти Христа и об основании им Церкви среди язычников (Ин. 12:17-50). Канон утрени Великой среды представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: третью, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы (реминисценцию притчи о брачном пире):
Черто́г Твой ви́жду, Спа́се мой, украше́нный, / и оде́жды не и́мам, да вни́ду в Онь: / просвети́ одея́ние души́ моея́, / Светода́вче, и спаси́ мя.
Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что этот важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.
Часы
В Великую среду (как и Великие понедельник и вторник) часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются:
- Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великую среду читается уже Евангелие от Иоанна.
- На шестом часе читается не Книга пророка Исаии (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великую среду прочитывается отрывок Иез. 2:3-10 и Иез. 3:1-3 — Иезекииль направляется Господом с проповедью к людям «огрубелым лицем и жестоким сердцем» и съедает свиток со словами «плача, стона и горя».
На девятом часе совершается Великий отпуст как на Великом повечерии, при этом Типикон специально указывает, что молящиеся слушают отпуст, низко склонившись к земле. После отпуста совершается чин прощения, подобный положенному на вечерне Прощёного воскресения, на которой предстоятель и молящиеся взаимно испрашивают друг у друга прощение за прошедшее время Четыредесятницы. Русские Чиновники XVII века предписывают совершать чин прощения на архиерейском богослужении, с благовестом; в современной практике чин прощения совершается, но особым образом не акцентируется[4].
Литургия
В Великую среду последний раз за Великий пост совершается литургия преждеосвященных даров. 10 стихир на «Господи, воззвах» посвящены двум темам: покаянию грешницы, умывшей слезами ноги Спасителя, и предательству, замышляемому Иудой. Самоотвержение блудницы и сребролюбие ближайшего ученика, спасение одной и гибель другого противопоставляются друг другу, так, например, третья стихира гласит:
Егда грешная приношаша миро, тогда ученик соглашатеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное; сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние, еже мне даруй, Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.
Перевод
Наиболее известной из стихир этого цикла является последняя. В отличие от предыдущих стихир, имена авторов которых не сохранились, она имеет автора — преподобную Кассию (IX век). В этой стихире раскаявшаяся блудница сопоставляется с Евой:
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Anointing_william_hole.jpg&width=200)
Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи Твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит? Душеспасче Спасе мой, да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость
Перевод
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Tissot_Moses_Slays_an_Egyptian.jpg&width=150)
В качестве паремий предлагаются следующие ветхозаветные тексты:
- рассказ об убийстве Моисеем обидчика-египтянина, его бегстве из Египта и жизни в доме мадианитянина Иофора (Исх. 2:11-22),
- второе искушение Иова — поражение проказой, его верность Богу (Иов. 2:1-10)
Первая паремия символически предображает Христа, избавляющего Свой народ от рабства греху (обидчик-египтянин), отвергнутого Своим народом («Кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» (Исх. 2:14)) и обретении нового народа — Церкви. Вторая паремия готовит верующих к мысли о страданиях Христовых, рассказывая об испытании Иова, доказавшего верность Богу даже в неизлечимой болезни. Следует заметить, что на богослужении читается отрывок из книги Иова, содержащий удивительно яркие слова жены Иова, присутствующие только в славянской Библии (их нет ни в Септуагинте, ни в Вульгате, ни в современном Синодальном переводе):
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Job_and_his_friends.jpg&width=200)
Времени же многу минувшу, рече к нему жена его глаголющи: доколе терпиши, се пожду время ещё мало, чающи надежди спасения моего. Се бо потребися от земли память твоя, сынове твои и дщери, моего чрева болезни и труды, имиже вотще трудихся с болезньми: ты же сам в гнои червей седиши, обнощевая вне без покрова, и аз скитающися и служащи, место от места преходящи, и дом от дому, ожидающи солнца, когда зайдет, да почию от трудов моих, и от болезней, яже мя ныне обдержат. Но рцы глагол некий ко Господу, и умри
Перевод
На литургии читается евангельский рассказ о помазании Иисуса миром в доме Симона прокажённого и о предательстве Иуды (Мф. 26:6-16)). Апостол на литургии не читается.
Перед отпустом на литургии последний раз читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» (после Великой среды её разрешено келейно читать монашествующим до Великой пятницы). В конце службы читается особый отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых…».
Католическая церковь
Первое чтение литургии слова — из книги Исайи (Ис. 50:4-9), евангельское чтение этого дня (Мф. 26:14-25) повествует о предательстве Иуды и о предсказании Христом его предательства на Тайной вечере. В Великую среду (или Великий четверг) совершается особое богослужение — «Tenebrae» (темная полунощница), которое служится в полутёмном храме и состоит из библейских чтений и чтений Отцов Церкви.
Коллекта Великой среды в римском обряде:
Боже, Ты возжелал, чтобы Сын Твой ради нас взошёл на крест и тем победил враждебные нам силы. Дай нам, рабам Твоим, обрести благодать воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.
В амвросианском обряде на мессе до литургической реформы Павла VI читался отрывок Мф. 26:1-5, повествующий о планах первосвященников и книжников «взять Иисуса хитростью и убить», после реформы к этому отрывку добавляется Мф. 26:14-16, в котором Иуда соглашается принять тридцать сребренников за предательство[4].
Древневосточные церкви
В западно-сирском, восточно-сирийском, коптском, армянском обрядах богослужение Великой среды, как и предшествующих Великих понедельника и вторника, характеризуется обилием библейских чтений. Так, в восточно-сирском обряде в Великую среду читаются Быт. 40:1-23 (сны фараоновых хлебодара и виночерпия и истолкование снов Иосифом), Нав. 23:1-16 (последнее завещание Иисуса Навина израильтянам). Армянская церковь, подчёркивая особый траурный характер Великой среды, как и двух предшествующих дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирийских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров[4].
Примечания
- ↑ Гермоген Шиманский. Особенности богослужения первых трёх дней Страстной Седмицы // Литургика : Учеб. пособие для духов. семинарий / Учеб. ком. Рус. православ. церкви. Моск. духов. акад. — М.: Учеб. ком. Рус православ. церкви, 2002. — 350 с.
- ↑ «Грядый Господь на вольную страсть»: Страстная седмица. Архивная копия от 4 ноября 2016 на Wayback Machine
- ↑ В греческих Церквах последние слова тропаря переменны: «Предстательствы бесплотных спаси нас» (в понедельник), «Молитвами святаго (имя храмового святого) спаси нас» (во вторник), «Богородицею помилуй нас» (в среду)
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 Православная энциклопедия, 2004.
Литература
- Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). — М.: Даръ, 2005. — С. 367—368.
- Желтов М. С., Лукашевич А. А. Великие понедельник, вторник, среда // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — С. 444—451. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.