Перейти к содержанию

Новоюлианский календарь

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Календарь
Данные о календаре
Тип
календаря

Солнечный

Вставка
високосов
218/900

Список календарей:
Армелина · Армянские: древнеармянский, христианский · Ассирийский · Ацтекский · Бахаи · Бенгальский · Буддийский · Вавилонский · Византийский · Восточнославянский · Вьетнамский · Гильбурда · Григорианский · Грузинский · Дариский · Древнегреческий · Древнеегипетский · Древнеперсидский · Древнеславянский · Еврейский · Зороастрийский · Индийские: древнеиндийский, единый · Инки · Иранский · Ирландский · Исламский · Кельтский · Киргизский · Китайский · Конта · Коптский · Малайский · Майя · Масонский · Миньго · Непальский · Новоюлианский · Пролептический: юлианский, григорианский · Римский · Румийский · Рунический · Симметричный · Советский · Стабильный · Тамильский · Тайские: лунный, солнечный · Тибетский · Трёхсезонный · Тувинский · Туркменский · Французский · Хакасский · Ханаанейский · Хараппский · Чучхе · Шведский · Шумерский · Эфиопский · Юлианский · Яванский · Японский

Шаблон:Новоюлианский календарь Сегодня Новоюлиа́нский календа́рь — календарь, основанный на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года составляет 365,242222 суток; содержит 218 високосных лет на 900 лет. Календарь разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем[1].

История возникновения календаря

После введения григорианского (западноевропейского) календаря в Советской России в 1918 году юлианский календарь официально продолжали использовать Королевство Румыния, Королевство сербов, хорватов и словенцев и Королевство Греция. В этих государствах православная церковь, обладавшая бо́льшим авторитетом, продолжала настаивать на его сохранении и выступала против введения нового календаря в целях унификации с другими европейскими державами (в Османской империи румийский календарь в 1917 году тоже был согласован с григорианским календарём).

В мае 1923 года в Константинополе состоялся т. н. Всеправославный конгресс, созванный патриархом Константинопольским Мелетием IV. На этом собрании присутствовали всего 10 человек — пятеро епископов, один архимандрит и четверо мирян. Они «представляли» Константинопольскую, Кипрскую, Сербскую, Элладскую и Румынскую православные церкви (при этом самих глав Церквей не было). Идеи, которые пытался реализовать с помощью этого «конгресса» патриарх Мелетий, являлись по сути масштабной программой церковного обновленчества (предлагалось сделать все церковные праздники неподвижными, разрешить брак епископату и повторный брак священникам, сократить богослужение и посты, разрешить клирикам ходить в мирской одежде, брить бороды и т. д.; планировалось даже объединение с Англиканской церковью). Поскольку григорианский календарь ассоциировался с католичеством, то на «конгрессе» решили ввести не собственно григорианский, а ещё один, новый, исправленный календарь, «как бы» от него отличающийся, названный новоюлианским[2]. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956), который был одним из участников «конгресса». Его статья, появившаяся в 1923 году в Вестнике Сербской королевской академии наук и искусств, называлась «Реформа юлианского календаря»[3]. В отличие от григорианского календаря, в нём выбрасывается не трое суток в 400 лет, а семь суток в 900 лет[2].

Новоюлианский календарь действительно отличается от григорианского другой системой високоса, но в ближайшие 800 лет полностью с ним совпадает (новоюлианский календаоь основан на 900-летнем цикле, в течение которого упраздняется 7 вековых високосных дней; погрешность в одни сутки в этом календаре набегает примерно за 43 500 лет). По вопросу же о времени празднования Пасхи конгресс решил для определения дат весеннего равноденствия и пасхального полнолуния использовать реальные астрономические данные для Иерусалимского меридиана[2].

Но решение Константинопольского собора осталось невыполненным. В 1924 году Константинопольская и Румынская, а в 1928 году и Александрийская и Антиохийская церкви ввели у себя новоюлианский календарь. Церкви Русская, Сербская и Иерусалимская использовали прежний, юлианский календарь. В настоящее время восемь из пятнадцати автокефальных православных церквей практикуют новоюлианский календарь[4].

Структура календаря

Новоюлианский календарь основан на более сложном, 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера столетия которых на 9 в остатке будет 2 или 6. Начиная с 200 года таковыми являются: сам 200, 600, 1100, 1500, 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д.

Таким образом, год считается високосным, если:

  • а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Григорианский год: 365,2425 = 365 + 0,25 − 0,01 + 0,0025 = 365 + 1/4 − 1/100 + 1/400.

Новоюлианский год: 365,242222… = 365 + 0,25 − 0,01 + 0,002222… = 365 + 1/4 − 1/100 + 2/900.

Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222… суток. Это больше истинной продолжительности тропического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток, или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет. Для сравнения в григорианском календаре ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий накопится примерно за 3280 лет (в юлианском — примерно за 128 лет). Часто встречающаяся оценка, приводящая к величине порядка 3000 лет, получающаяся при сравнении длины года в григорианском календаре со средней текущей астрономической длиной тропического года, связана с неверным определением последней как интервала между соседними равноденствиями и является устоявшимся заблуждением[5][6][7][значимость факта?]. Однако точность новоюлианского календаря выше, чем григорианского, только если считать тропический год в атомном или эфемеридном времени, не привязываясь к вращению Земли. Но в любом реальном году число суток от восхода до восхода — целое, и отдельные секунды не являются решающими (важны только отдельные сутки). Также период осевого вращения Земли изменяется, продолжительность тропического года (определяющего времена года), выраженная в солнечных сутках (а не в сутках СИ, равных 86 400 атомным секундам), в настоящее время ближе к 365,2424; эта величина в течение нескольких тысячелетий колеблется между 365,2423 и 365,2424; и, вероятно, следующие несколько тысяч лет будет вести себя подобным образом. Средняя продолжительность календарного года в григорианском календаре равна 365,2425 суток. К тому же мировое время периодически корректируется — к нему добавляют секунду.

Новоюлианский календарь на 2025 год
Январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Февраль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28
Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30
Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Июль
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Использование

В настоящее время Русская (за исключением нескольких зарубежных приходов, а также румынских приходов Черновицко-Буковинской епархии[8]), Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарём, все остальные поместные церкви — новоюлианским, который до 28 февраля 2800 года будет полностью совпадать с григорианским[9], поэтому иногда принятую ими календарную систему ошибочно называют григорианской[10]. При этом везде, кроме Финляндской православной церкви, Пасхалия исчисляется по юлианскому календарю (Александрийская пасхалия)[9].

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года — обновленцы перешли на него ещё раньше (12 июня 1923 года[11]). Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

Даты перехода церквей на новоюлианский календарь

Таблица соответствия календарей

Графа «век» означает период времени с 1 марта последнего года предшествующего века по последний день февраля (28 или 29) последнего года указанного века.

Остальные три графы означают разницу (в днях) между новоюлианским и юлианским, григорианским и юлианским, новоюлианским и григорианским календарями, соответственно.

век новоюлианский − юлианский григорианский − юлианский новоюлианский − григорианский
I −2 −2 0
II −1 −1 0
III −1 0 −1
IV 0 +1 −1
V +1 +1 0
VI +2 +2 0
VII +2 +3 −1
VIII +3 +4 −1
IX +4 +4 0
X +5 +5 0
XI +6 +6 0
XII +6 +7 −1
XIII +7 +7 0
XIV +8 +8 0
XV +9 +9 0
XVI +9 +10 −1
XVII +10 +10 0
XVIII +11 +11 0
XIX +12 +12 0
XX +13 +13 0
XXI +13 +13 0
XXII +14 +14 0
XXIII +15 +15 0
XXIV +16 +16 0
XXV +16 +16 0
XXVI +17 +17 0
XXVII +18 +18 0
XXVIII +19 +19 0
XXIX +20 +19 +1
XXX +20 +20 0
XXXI +21 +21 0
XXXII +22 +22 0
XXXIII +23 +22 +1
XXXIV +23 +23 0
XXXV +24 +24 0
XXXVI +25 +25 0
XXXVII +26 +25 +1
XXXVIII +27 +26 +1
XXXIX +27 +27 0
XL +28 +28 0

См. также

Примечания

  1. Милутин Миланковић. Реформа Јулијанског календара // Српска Краљевска Академија Наука и Уметности, књ. XLVII. Посебна издања, Науке природне и математичке, књ. 11. — 1923. — С. 1—52.
  2. 2,0 2,1 2,2 Пчелов Е. В., Шустова Ю. Э. Календарь // Православная энциклопедия. — М., 2012. — Т. XXIX : «К — Каменац». — С. 2440—468. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-025-7.
  3. Milankovitch, 1923.
  4. Von Caesar bis Meletios oder: Warum Weihnachten am 7. Januar ist (нем.) (14 сентября 2010). Дата обращения: 10 мая 2019. Архивировано 10 мая 2019 года.
  5. Иван Климишин Заметки о нашем календаре Архивная копия от 4 февраля 2017 на Wayback Machine.
  6. S. Cassidy. Error in statement of tropical year. Архивная копия от 28 января 2022 на Wayback Machine (англ.)
  7. Ю. Красильников. Солнце, Луна, древние праздники и новомодные теории Архивная копия от 10 января 2017 на Wayback Machine
  8. Архимандрит Лонгин: «Усіх дітей любити надо!». Дата обращения: 27 декабря 2018. Архивировано 30 августа 2017 года.
  9. 9,0 9,1 В. Хулап. Реформа календаря и пасхалии: история и современность. Архивная копия от 1 мая 2013 на Wayback Machine
  10. Дворкин А. Современные православные церкви (справка). Архивная копия от 23 декабря 2014 на Wayback Machine
  11. Свящ. С. Тревогин. Введение нового календаря на Западе и частично на Востоке // Надежда. Христианское чтение. — Вып. 14. — 1988. — С. 156—184.
  12. Clogg, 2002, pp. 8–9.

Литература

  • Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — С. 196—197. — 478 с. — 105 000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  • Куликов С. Нить времён. Малая энциклопедия календаря с заметками на полях газет. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1991. — С. 162—163. — 288 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-02-014563-7.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. — М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1970. — С. 73. — 224 с. — 11 000 экз.
  • Идельсон Н. И. История календаря. — Л.: Научное книгоизд-во, 1925. — 176 с. — (Астрономическая библиотека под редакцией П. И. Савкевича). — 3000 экз.
  • Росовская В. А. Календарная даль веков. — Л.— М., 1936. — 141 с.
  • Р. Ђорђевић, М. С. Димитријевић. Став Младена Берића према календару (серб.) // Зборник радова конференције “Развој астрономије код Срба V” Београд, 18-22. април 2008, уредник М. С. Димитријевић. — Астрономско друштво “Руђер Бошковић”, 2009. — Бр. 8. — С. 501—508.
  • М. Миланковић. Реформа Јулијанског календараe (серб.) // Српска Краљевска Академија Наука и Уметности, књ. XLVII. Посебна издања, Науке природне и математичке, књ. 11. — 1923. — С. 1—52.
  • Мишковић, В. В. Прилог уједначењу грађанског календара (серб.) // Глас Српске Академије Наука и Уметностии, CCLXIII, Одељење природно-математичких наука, н. с. Књ. 28. — Београд, 1966. — С. 94—147.
  • Clogg R. Minorities in Greece: Aspects of a Plural Society. — C. Hurst & Co. Publishers, 2002. — ISBN 978-1-85065-705-7.