Мясопустная суббота
Мясопустная суббота | |
---|---|
Тип | народно-христианский |
Иначе | Маленькая Масленица, Зимние деды (белор.) |
Также | Вселенская родительская суббота (церк.) |
Значение | поминальный день |
Отмечается | в Православных церквях и восточными славянами. |
Традиции | устраивают семейные ритуальные трапезы, поминают усопших родственников, разжигают огни на могилах |
Связан с | Неделей мясопустной и Великим постом, у восточных славян с Масленицей |
Мясопу́стная суббо́та — день поминовения усопших православных христиан и прежде всего своих почивших родителей (предков)[1][2] перед «Неделей мясопустной» (мясопустным воскресеньем), первая родительская суббота в богослужебном уставе Православных церквей.
В народном календаре восточных славян — поминальный день приходящийся на субботу Пёстрой недели за два дня до Масленичной недели.
История
Первое упоминание поминовения усопших накануне Великого поста содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII века. По его свидетельству, поминовение усопших изначально осуществлялось на неделю позже — в субботу Сырной седмицы (Масленицы). Впоследствии оно было смещено на неделю, чтобы не отменять воспоминания преподобных постников в Субботу сырную, установленного Типиконом Великой церкви (IX век)[3].
Поминовение усопших христиан установлено в эту субботу, так как она предшествует Неделе о Страшном Суде, также называемой Неделей мясопустной, чем обусловлено и название субботы[4]. В богослужебном уставе именуется также Вселенской родительской субботой.
Значение
По учению Церкви, торжественное поминовение усопших верных в эту субботу (а также в Троицкую субботу) всей Христианской церковью «приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живём. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой»[5]. Во время панихиды в этот день христиане просят Праведного Судью Иисуса Христа явить всем усопшим христианам Свою милость и оставление их грехов в «день нелицеприятного воздаяния». Посвящая воскресный день напоминанию о Страшном Суде, Церковь установила ходатайствовать не только за живых своих членов, но и «за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их»[5].
Богослужебные особенности
В случае совпадения мясопустной субботы с днём памяти какого-нибудь святого, предпразднества или отдания праздника Сретения Господня, Типикон предписывает переносить последования этих празднований на другой день. В случае же совпадения мясопустной субботы со Сретением Господним или храмовым праздником, то есть с теми праздниками, которые не могут быть перенесены, заупокойная служба Триоди или совершается вне храма, например на кладбище, или поётся в другой день — в предыдущие субботу или четверг.
В славянской традиции
В народной традиции суббота Пёстрой недели главный зимний поминальный день в Белоруссии и России[6].
- Другие названия дня
рус. Большая родительская суббота[7], ю.-рус. Родители, Родичи, Мясоедные родители; укр. Діди; полес. Малая масленица, Маленькая Масленица, Масленичные деды, Масляные Деды, Зимние деды, Дедова суббота, Бабы, Першыя дзяды[8]; белор. Дзяды[9], Масляныя Дзяды, Паставыя, Зімовыя, Стрэчаньскія[10].
- Народные обряды
В Белоруссии и в некоторых местах России отмечали Родительский день, первый в этом году. В Заонежье Мясопустная суббота входила в состав главных поминальных дней, наряду с Троицкой и Дмитровской субботами[11]. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище[12], а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.
Поминают всех умерших предков. Как и на другие Родительские дни (на Радуницу, перед Троицей, перед Дмитриевым днём), на Масленичные за поминальным ужином собирается вся семья. Дома и во дворе старательно прибираются, на столы подаётся большое (как правило, непарное) количество блюд. Хозяева стараются надлежащим образом встретить души предков, которые слетаются в дни всеобщего поминания. На стол в банку с зерном ставится зажжённая свеча, для душ откладывается понемногу от всех блюд, наливается в отдельный стакан кисель, пиво или водка. После молитвы начинается «дедовский вечер», на протяжении которого стараются вести размеренные разговоры, вспоминают близких и далёких родственников, которые покинули этот свет. После окончания вечера посуду со стола не убирают до утра.
И теперь крестьяне убеждены, что на заговенье, особенно же масленичное, пред Великим постом, необходимо оставить для предков-покойников кушанье. А потому на заговенье после ужина со стола ничего не убирают, чашек и ложек не моют, даже горшки с оставшейся пищей ставят на стол. Всё недоеденное оставляется «родителям», которые под покровом ночной темноты выходят из-за печки и едят[13].
У балканских славян в мясопустную субботу или накануне её устраивали задушницы. Это были общие поминки, когда во дворах и на кладбище жгли свечи по числу умерших родственников, готовили специальные хлебцы, кутью, белую халву и раздавали их на кладбище на помин души, носили на могилы первые весенние цветы и зелень, поливали могилы водой и вином на кладбище. У болгар и сербов мясопустные поминки зачастую считались главными[14]. У сербов существовал запрёт мести в доме пол в Мясопустную субботу, «чтобы не засорить глаза умершим»[15].
Поминальные мотивы характерны и для всей масленичной недели[9].
С этого дня готовились ко встрече Масленицы. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8–10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями[16][страница не указана 2790 дней].
- Поговорки и приметы
- Живым — забота, мёртвому — вечный покой[17].
- В колядный мясоед деды перед масляной неделей (полес. У колядный мясоед деды, пэрэд масленой)[18].
- Деды не знали беды, а наши внуки узнали муки (белор. Дзяды не зналі бяды, а нашы ўнукі зазналі мукі)[10].
См. также
Примечания
- ↑ Рубан, 2015, с. 584.
- ↑ Толстая, 2009, с. 161.
- ↑ Великий пост // Православная энциклопедия. — М., 2004. — Т. VII : «Варшавская епархия — Веротерпимость». — С. 454-463. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- ↑ Лекции о литургике // Богослужение великопостное // Древность Великого поста и его значение . Дата обращения: 24 июня 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
- ↑ 5,0 5,1 Встреча с православием // Объяснения церковных и домашних молитв // Дни особого поминовения усопшего . Дата обращения: 24 июня 2014. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ Толстая, 2009, с. 163.
- ↑ Дубровский, 1870, с. 14.
- ↑ Толстая, 2005, с. 302.
- ↑ 9,0 9,1 Агапкина, 2002, с. 45.
- ↑ 10,0 10,1 Лозка, 2002, с. 63.
- ↑ Толстая, 2009, с. 162.
- ↑ Соснина.
- ↑ Гальковский, 1916, с. 73.
- ↑ Агапкина, 2002, с. 45–46.
- ↑ Валенцова, Виноградова, 2004, с. 233.
- ↑ Калинский, 1877.
- ↑ Коринфский, 1901.
- ↑ Толстой, 1986, с. 204.
Литература
- Костёр / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 620–6271. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
- Мести / Валенцова М. М., Виноградова Л. Н. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 231—236. — ISBN 5-7133-1207-0.
- Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554—612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
- Гальковский Н. М. Культ предков // Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — С. 90—92. — 376 с.
- Калинский И. П. издание=Записки Русского географического общества по отделению этнографии Церковно-народный месяцеслов на Руси. — СПб., 1877. — Т. 7.
- Дубровский Н. Масляница. — М.: Типография С. Селивановскаго, 1870. — 46 с. Архивная копия от 21 августа 2017 на Wayback Machine
- Коринфский А. А. Загробная жизнь // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 697—720.
- Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ (недоступная ссылка с 12-05-2013 [4214 дней]) (белор.)
- Народная демонология Полесья: Публикации текстов в записях 80–90-х гг. XX века / Л. Н. Виноградова, Е. Е. Левкиевская. — М.: Языки славянских культур, 2010. — Т. I: Люди со сверхъестественными свойствами. — 648 с. — (Studia philologica). — ISBN 978-5-9551-0446-1.
- Народны каляндар беларусаў, Реферат, Крупенько Ю.У. — Мн.: Белорускi нацыянальны тэхнічны універсітэт, 2002.
- Соснина Н. Н. Масленица . Русские праздники и обряды. Российский Этнографический музей.
- Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-300-X.
- Поминальные дни / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 161—162. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Поминки / Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Международные отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 162—169. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
- Родительская суббота / Рубан Ю. И. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
- Толстой Н. И. Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М.: Наука, 1986. — 286 с. — (Институт славяноведения и балканистики АН СССР).
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар. — Мн.: Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2. (белор.)