Ритуал
Ритуáл (лат. ritualis — «обрядовый» от ritus — «торжественная церемония; культовый обряд») — совокупность действий, сопровождающих религиозный акт или выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо; церемониал[1]. И словарное определение, и другие источники показывают, что слово «ритуал» является синонимом слова «обряд»[2][3]. Однако ранее отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках могло определяться иначе, когда считалось, что:
Как и обряд, ритуал характеризуется символичностью действий, утратой их утилитарного значения[5]. Также ритуалу присуща строго установленная форма и демонстративность[6].
Ритуал как частный случай обряда
В части источников, включая Большую советскую энциклопедию, ритуал определяется как религиозный обряд. Согласно определению Мэри Дуглас, ритуалы «служат для выражения веры или приверженности определённым символическим системам»[7].
Изучение функционирования религиозных ритуалов делает актуальным вопрос о типологии их значения, поскольку воспроизведение ритуалов в рамках той или иной религиозной традиции неизбежно приводит к соответствующим семантическим изменениям.
Необходимо учитывать, что ритуалы, воспроизводимые в рамках теологической религии, в большинстве случаев предполагают теологическую интерпретацию: они рассматриваются не только как сакральное действие, но и как способ символического выражения вероучения. Однако если ритуал как таковой всегда имеет конкретную историко-религиозную привязку, ритуалогема как простейшее устойчивое и отвечающее критерию воспроизводимости действие, или повторяющийся, устойчивый элемент ритуала, из совокупности которых образуются сложные ритуальные комплексы, может рассматриваться вне конкретных, конфессионально обусловленных религиозных практик.
Ритуал теологической религии воспринимается в контексте мифологизированной народной веры. В этом случае теологическое значение ритуала замещается соответствующими мифологическими конструктами, сродни явлению, известному как народная этимология. При этом происходят приращения смысла, когда незначимые, вариативные, вообще факультативные элементы ритуала обретают принципиальное значение. В этом случае происходит усиленное развитие подвидовых значений ритуалогем, некоторые из которых становятся категориальными, то есть видовыми. Подобно тому как мифологема может трансформироваться в аллегорию, теологема зачастую в пространстве народной религии трансформируется в мифологему.
Перенос ритуала (нем. Ritualtransfer, англ. transfer of ritual) - перенесение ритуального комплекса из одного культурного контекста в другой, при этом рассматриваются перенесения-заимствования и перенесения-модификации.
В результате перенесения-модификации ритуалов (обрядовой реформы) могут произойти более существенные изменения религиозных ритуалов, а именно может произойти формирование отдельного, особого ритуального семиотического кода по причине возникновения и размежевания конфессиональных контекстов (конфессионализация и аналогичные процессы). Возникновение конфессий (или шире - вероисповедных обществ, находящихся в оппозиции религиозному мейнстриму) неизбежно приводит к формированию специфического семиотического кода - специальной знаковой системы, позволяющей использовать конфессиональный принцип, зафиксированный в специальных знаках, для формирования более или менее замкнутых коммуникативных групп.
Следует отметить, что выработка конфессионального кода зачастую сопровождается тем, что лежащие в его основе теологические постулаты трансформируются на бытовом уровне в набор мифологем, зачастую нелепых и противоречивых, но способных вытеснять теологический компонент из дискурса народной религии. С другой стороны, границы конфессиональной идентичности не тождественны границам использования конфессионального кода.
Религиозный ритуал заимствуется и существенно трансформируется светской культурой. По своей сути такое заимствование можно рассматривать в качестве крайней формы переноса ритуала, но поскольку при таком переносе происходит замещение религиозного контекста контекстом квазирелигиозным, данные процессы все-таки лучше рассматривать отдельно. В результате подобного заимствования формируются такие парадоксальные обряды, как «гражданская панихида» (при том, что термин «панихида» обозначает церковную службу), различные обряды «наречения имени» новорожденному, ритуальные трапезы в различных формах, мемориальные мероприятия и под эрзац-религиозные обряды. В результате подобных заимствований происходит такая трансформация заимствованных ритуалов, в ходе которой ритуалогемы сохраняют только родовые признаки, а видовые и подвидовые компоненты их семантики создаются заново, иногда - по аналогии с семантикой исходных религиозных ритуалов.
Именно сохранение в таких случаях родовых признаков позволяет рассматривать светские ритуалы (особенно в условиях, когда их насаждение преследует идеологическую цель, например - секуляризация общества или насаждение атеизма) как явления, сохраняющие генетическую связь и некоторую семиотическую схожесть с ритуалами религиозными.[8]
Отождествление ритуала и обряда
Практически все источники допускают нерелигиозное трактование понятия «ритуал» и, таким образом, полное отождествление его с понятием «обряд»[1][2][4][3]. Тем не менее, например, Ю. В. Чернявская проводит чёткую границу между ритуалом и обрядом, определяя их как равнозначные формы преемственности культуры и дополняя их третьей формой — обычаем. При этом обряд определяется как «десакрализованный ритуал»[7].
В биологии
Этот раздел слишком короткий. |
Помимо антропологического значения понятие «ритуал» имеет общее биологическое — стереотипная форма поведения животных при различных стандартных коммуникациях[9][10]. Биологическое значение ритуала таково, что, например, несовпадение брачных ритуалов может приводить к образованию новых видов[11].
В психологии и психиатрии
В разделе не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |
Ритуал (Ritual) — служба или церемония, проводимые с религиозной или терапевтической целью или намерением, как сознательным, так и бессознательным.
Этот раздел статьи ещё не написан. |
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов.. — СПб.: Норинт, 2008. — ISBN 978-5-7711-0015-9.
- ↑ 2,0 2,1 Адоньева С. Б. Ритуал, он же — обряд. Разговор об определениях // Персонал-Микс.. — 2007. — Вып. Вып. 6.
- ↑ 3,0 3,1 БРЭ, 2015.
- ↑ 4,0 4,1 Ритуал (вид обряда) — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Философская энциклопедия
- ↑ Словарь по этике / Под. ред. И. Кона. — 1981.
- ↑ Шаблон:А.М. Прилуцкий. ВЛИЯНИЕ КОНТЕКСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА СТРУКТУРУ РЕЛИГИОЗНЫХ РИТУАЛОВ И ЗНАЧЕНИЕ ИХ ПРОСТЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки : журнал. — 2012. — № 2 (26). — С. 135-139.
- ↑ Крысин Л.П. Ритуал // Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008. — 944 с. — (Библиотека словарей).
- ↑ Биологический словарь
- ↑ Расоведы вымирают, а расисты цветут пышным цветом . Антропогенез.ру. Дата обращения: 4 апреля 2014. Архивировано 7 апреля 2014 года.
Литература
- Ритуал // Большая российская энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2015. — Т. 28 Пустырник — Румчерод. — ISBN 978-5-85270-365-1.
- Ю.Н.Триль. Ритуал в традиционной культуре // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена / Под ред. проф. Х.М.Казанова. — 2008. — Вып. 61.
- Прилуцкий А.М. Влияние контекстных изменений на структуру религиозных ритуалов и значение их простейших элементов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер: Социальные науки. : журнал. — Н., 2012. — № №2(26). — С. 135-139.
Ссылки
- Ритуал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.