Первая линия (Самара)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Первая линия

Самарский метрополитен
Самарский метрополитен 2014.png
Открытие первого участка 26 декабря 1987
Длина, км 12,7
Количество станций 10
Время поездки, минут 19:57
Максимальное число вагонов в составе поезда 5
Число вагонов в составе поезда 4
Среднесуточная перевозка пассажиров, тыс. чел./сутки 53,5
Самая напряжённая станция Алабинская
Наземные участки станция метро Юнгородок
Электродепо ТЧ-1 «Кировское»
Перейти к шаблону «Первая линия (Самара)» 
Театральная
Доступ для людей с ограниченными возможностями
Алабинская
Российская
Московская
Гагаринская
Спортивная
Советская
Победа
Безымянка
Кировская
ТЧ-1 «Кировское»
Юнгородок
Крылья Советов

Первая линия Самарского метрополитена — единственная действующая линия метрополитена в Самаре. Пролегает, в основном, под улицами Гагарина и Победы. На линии расположено 10 станций. Эксплуатационная длина составляет 10,3 км[уточнить][1][нет в источнике]. По данным за 20022 год пассажиропоток в день составляет 30,6 тысячи человек, в год 11,193 млн чел[2].

Проектирование

В 1977 году было начато проектирование первой линии. В городе началось бурение скважины, были исследованы геологические особенности самарского грунта, обнаружено наличие обводнённых горизонтов. К 1979 году «Метрогипротранс» разработал технический проект строительства первой очереди метрополитена, который и был утверждён Советом Министров СССР со следующими показателями: строительная длина — 17,32 км, количество станций — 13, сметная стоимость — 442,4 млн руб. (в ценах 1991 года)[3].

Строительство

В 1980 году началось строительство первой очереди Самарского метрополитена. Первый участок протяжённостью 4,5 км в составе четырёх станций был введён в эксплуатацию 26 декабря 1987 года.

В 1992—1993 годах начали работать ещё три станции, в 2002 году — ещё одна. Темпы и объёмы работ резко сократились из-за существенной нехватки финансирования, и эта проблема стала преодолеваться только в последнее время[4]. В декабре 2007 года была введена в эксплуатацию станция «Российская», а 1 февраля 2015 года — «Алабинская».

Участок Дата открытия Протяжённость
«Юнгородок» — «Победа» 26 декабря 1987 4,5 км
«Победа» — «Советская» 31 декабря 1992 1,6 км
«Советская» — «Спортивная» 25 марта 1993 1,4 км
«Спортивная» — «Гагаринская» 30 декабря 1993 1,5 км
«Гагаринская» — «Московская» 27 декабря 2002 1,3 км
«Московская» — «Российская» 26 декабря 2007 1,1 км
«Российская» — «Алабинская» 26 декабря 2014] 1,3 км[5]
Итого: 10 станций 12,7 км

Станции

Станции распределены по одной линии. Все станции, кроме «Российской», имеют островные платформы.

Типы станций

На сегодняшний день в Самарском метрополитене имеются станции следующих типов:

Колонная станция мелкого заложения

В Самаре (Куйбышеве) станции такого типа появились в первой очереди на пусковом участке «Юнгородок» — «Победа». Такие станции располагаются на глубине не более 15 метров и имеют высокую пропускную способность в часы пик. В Самаре, колонные станции двух- и трёхпролётные.

На 2024 год таких станций 7 — «Безымянка», «Советская», «Спортивная», «Гагаринская», «Московская», «Российская», «Алабинская».

Колонные трёхпролётные станции:

  • «Безымянка» (1987),
  • «Советская» (1992),
  • «Спортивная» (1993),
  • «Гагаринская» (1993),
  • «Московская» (2002),
  • «Алабинская» (2015)

Колонные двухпролётные станции:

  • «Российская» (2007)

Односводчатая станция мелкого заложения

Данный тип станции не имеет никаких конструктивных элементов, помимо свода, и представляет собой однообъёмный большой зал. В Самаре (Куйбышеве) такие станции появились в 1987 году на пусковом участке «Юнгородок» — «Победа».

На 2024 год таких станций 2 — «Кировская», «Победа»

Односводчатые станции:

  • «Кировская» (1987),
  • «Победа» (1987),
  • «Самарская» (отменена),
  • «Театральная» (строится).

Наземная станция

Единственная такая станция — «Юнгородок» — появилась при открытии метрополитена в 1987 году.

Перспективы

Строительство перегона до новой станции «Самарская» планировалось начать в 2019 году[6]. Строительство самой станции было отменено в 2022 году[7].

Строительство первой линии самарского метрополитена планируется завершить станцией «Театральная» с устройством оборотных тупиков.

Программа строительства Самарского метрополитена рассчитана до 2020 года. Общий объем инвестиций — 13 млрд рублей.

Строительство I очереди Самарского метрополитена планируется завершить к концу 2020 года на станции «Театральная» с устройством оборотных тупиков и окончанием участка от «Кировской» до станции «Крылья Советов». Окончание строительства I очереди обеспечит связь промышленной зоны с культурным и административным центром города комфортабельным транспортом[8].

14 июля 2012 года министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о том, что федеральный бюджет планирует возобновить финансирование строительства самарского метрополитена[9].

В конце сентября 2021 года комиссия по региональному развитию при Правительстве РФ одобрила выделение средств в размере примерно 10,4 млрд руб. на самарское метро, в частности на строительство станции «Театральной». Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров заявил, что завершить строительство первой линии метрополитена планируется в 2024 году[10].

Станции

Время в пути[11]
Станция Время до станции
(мин.)
Время стоянки
(мин.)
Время всего
(мин.)
«Юнгородок» - - 0:00
«Кировская» 3:05 0:15 3:05
«Безымянка» 2:50 0:15 6:00
«Победа» 1:55 0:15 7:50
«Советская» 2:10 0:15 9:55
«Спортивная» 2:35 0:15 12:30
«Гагаринская» 2:30 0:15 15:00
«Московская» 2:30 0:15 17:40
«Российская» 2:30 0:15 20:00
«Алабинская» 2:30 - 22:05

См. также

Примечания

  1. Транспортный оператор Самары. Дата обращения: 30 августа 2012. Архивировано 17 октября 2014 года.
  2. Пассажиропоток самарского метрополитена за год вырос на 9%. КомерсантЪ (19 января 2023). Дата обращения: 29 сентября 2023.
  3. Распоряжение СовМин СССР от 23 мая 1980 года
  4. [http://web.archive.org/web/20150204140945/http://www.ccr.ru/?id=8006 Архивная копия от 4 февраля 2015 на Wayback Machine Строительство Самарского метро: проблемы и перспективы]
  5. Фоторепортаж: От станции «Российской» до «Алабинской» на метро около трех минут. Дата обращения: 31 декабря 2014. Архивировано 28 февраля 2019 года.
  6. Убыточное и бессмысленное самарское метро будут строить дальше. Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 26 января 2018 года.
  7. Самара сокращает планы по строительству метро - новости строительства и развития подземных сооружений. undergroundexpert.info. Дата обращения: 21 августа 2022.
  8. http://www.ccr.ru/print.php?id=8006 Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine Строительство Самарского метро: проблемы и перспективы
  9. Минтранс РФ: Возобновят финансирование строительства самарского метро. Дата обращения: 15 июля 2012. Архивировано 19 января 2021 года.
  10. Самарская область получит 10,4 млрд руб. на метро Архивная копия от 30 сентября 2021 на Wayback Machine ВолгаНьюс, 30.09.2021
  11. Самарское метро из кабины машиниста. Дата обращения: 30 сентября 2017. Архивировано 24 декабря 2019 года.

Ссылки