Оборотный тупик

Оборо́тный тупи́к — часть станции метрополитена, легкорельсового транспорта или трамвая, предназначенная для оборота (смены направления) подвижного состава.
Оборотный тупик в метрополитене
В метрополитене оборотный тупик — часть зонной или конечной станции метрополитена: обычно один или два станционных пути (нумеруемые соответственно 3-й и 4-й), расположенные за станцией между главными путями и предназначенные для оборота и ночного отстоя составов. В оборотных тупиках часто находятся пункты технического обслуживания (ПТО).
Строение тупика
Чаще всего встречаются трёх- и шестистрелочные оборотные тупики. Трёхстрелочный состоит из одного пути, шестистрелочный — из двух, при этом между ними устроен перекрёстный съезд.
Существует разновидность трёхстрелочных оборотных тупиков, в которых один из главных путей соединяется с тупиком перекрёстным съездом, находящимся в двухпутном тоннеле. Наиболее часто такие тупики встречаются в Санкт-Петербурге («Улица Дыбенко», «Спасская», «Площадь Александра Невского-2», «Академическая», «Комендантский проспект»).
Оборот состава
На конечной станции машинист через внутреннюю часть состава переходит в заднюю кабину поезда. Оборудование задней кабины (которая теперь становится передней) включается лишь после того, как первый машинист отключил оборудование передней и передал управление второму машинисту (который будет с этого момента управлять поездом). Если в манёвре будет задействован один человек, то эта операция займет много времени. Когда интервалы движения маленькие, требуется помощь ещё двух маневровых машинистов. Один заводит состав в оборотный тупик, другой — выводит из него. А основной машинист в это время идёт принимать обёрнутый состав, пешком пересекая платформу.