Перейти к содержанию

Пасха мёртвых

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пасха мёртвых
В. К. Эшкичевич. Великий четверг в старину.В. К. Эшкичевич. Великий четверг в старину.
Тип народно-христианский
Иначе Навский Велик-день
Значение «пробуждение нави»
Отмечается восточными славянами
В период с Страстного четверга
По Радуницу
Традиции посещение могил предков
Связан с Пасхой (Велик-днём)

Пасха мёртвых — обычай поминовения предков у восточных славян на Страстной, Пасхальной или Радоницкой неделях[1].

Согласно славянским поверьям, перед Пасхой или после неё, усопшие возвращаются на землю, где пребывают до троицкого периода — Вознесения, Духовской субботы или Троицы[2].

Поминание предков на Пасху
Могила на Пасху в с. Солдатское

Другие названия

рус. Навьи проводы[3], Навий день[4]; укр. Мертвецький Великдень, Навський Великдень[5]; белор. Жыльнік, Наўскi вялікдзень, Нябожчыцкі вялікдзень, Пасха памерлых[6][7]; полес. Намска Паска, Мерцов Пасха, Наўски Великдэнь, Ўмэрших Великдэнь[8].

Народные представления

Данный обычай поминовения усопших предков возник как результат христианской ассимиляции древних славянских представлений о сезонном возвращении душ умерших предков на землю, совпадающего с пробуждением природы. Представления о весеннем воскресении природы и освобождении душ из потустороннего мира в народной традиции были поддержаны и преображены основным богословским смыслом Воскресения Иисуса Христа и освобождении душ из ада, совпавших с этим календарным периодом[9].

Считалось, что с Пасхи до Радуницы души умерших выпускаются на землю; мёртвые отмечают свою Пасху через некоторое время после живых: в эту ночь покойники встают из могил и приходят в храмы, где пасхальную службу служат умершие священники, при жизни служившие в данных храмах. Живым людям находиться в храме в это время опасно — покойники их могут разорвать[9].

У русских сохранился обычай «катание яйца крестом» на могиле и христосования с предками: пшеном делали крест на могилке и по этому кресту катают яйцо, приговаривая «Христос воскрес!»[10].

У украинцев на мотив Пасхи мёртвых наложилось представление о блаженном народе рахманов, живущих под землёй. Рахманы не могут следить за временем и не знают, когда наступает Пасха. Поэтому для них бросают скорлупу пасхальных яиц в реку. Когда эти скорлупки доплывут до рахманов (на Фомино воскресенье или на Преполовение Пятидесятницы) — те справляют «рахманьский Вэликдэнь»[9].

В большинстве случаев восточные славяне под Пасхой мёртвых понимают четверг Светлой недели. Также она могла проводиться в день Пасхи, во вторник или субботу Светлой недели, в воскресенье, понедельник или вторник Радуницкой недели — осмысление Радуницы как Пасхи мёртвых. В отдельных случаях под Пасхой мёртвых понимался последний день масленичной недели — Прощальное воскресенье[11].

На страстной неделе

«Навський Великдень» (укр.), Жильник (белорус.), Чистый четверг — название дня на Страстной неделе.

«В Великий четверток порану солому палят и кличют мертвых».

Стоглав, 1863, 41 гл., вопр. 26

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень[12] (др.-рус. навь — неупокоенный мертвец, потусторонний мир). По славянским поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно, на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о выходе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинскихлемков) материалах[13][12].

В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовился большой ужин из 12 постных блюд, во время которого поминали умерших родичей[14].

В Чистый четверг, как и в «родительский день» на Фоминой неделе, русские варили овсяную кашу[15].

На Украине и в Белоруссии считают, что на Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого»[12]. В Польше и на Западной Украине обряд обливания практикуется также в Пасхальный понедельник.

На светлой неделе

В западных и южных губерниях Российской империи крестьяне шли на кладбище сразу после пасхальной литургии и «христосовались с покойными»[16]. Это связано с представлением о «Пасхе мёртвых» или «Навьих проводах», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает рай и ад (знаком чего являются открытые в церкви царские врата) и выпускает с «того света» души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить Пасху. С этим у восточных и южных славян связано поверье о том, что в течение всей пасхальной недели (либо в период от Пасхи до Вознесения) Христос ходит по земле и каждый умерший в это время человек попадает прямо в рай[17].

После утренней службы в первый день Пасхи ходят «христосоваться с усопшими» на кладбище[18][19]. Там трижды перекатывают через могилки яйца, говоря: «Христос воскрес», «Воистину воскрес!»[20], зарывают яйцо в могилу[21]. Поминовение умерших на Светлой неделе противоречит церковной практике (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая[1].

Считалось, что на Пасху, как и в Страстной четверг, поднявшись на чердак со свечой, горящей ещё с заутрени, можно увидеть домового[22].

Первый четверг после Пасхи белорусы называли — «Навский четверг». В Белоруссии в некоторых местах, и особенно у католиков, бывает на кладбище поминовение умерших. На могилах кладут красные яйца, которые на другой день собирают нищие в свою пользу. «Нуськи великдзень — пьятого дня на великодном тыжни», «Навский великдень побуждають покойника» (полесье). В Полесье на Пасху «идуть на кладбище первого дня и в четверг[23]. На кладбище порядок наводят, а дома уже ничего не делают. Идут сначала в церковь, а потом уже идут на кладбище. Хлеб, крашеные яйца, пасху, вино несут. Женщинам на кресты повязывают передники, мужчинам — рушники[24].

На радоницкой неделе

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Агапкина, 2004, с. 642.
  2. Агапкина, 2002, с. 267.
  3. Левкиевская, 2004, с. 351.
  4. Афанасий (Сахаров) «О поминовении усопших по уставу Православной церкви» Архивная копия от 28 марта 2018 на Wayback Machine — с. 34
  5. Пономарьов та ін., 1992, с. 598.
  6. Лозка, 2002, с. 92.
  7. Санько, 2004, с. 339.
  8. Виноградова, Левкиевская, 2010, с. 161.
  9. Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 161.
  10. Дубровина, 2012, с. 25.
  11. Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 162.
  12. Перейти обратно: 12,0 12,1 12,2 Воропай, 1958, с. 256.
  13. Агапкина, 2002.
  14. Васілевіч, 1992.
  15. Валенцова, 1999, с. 486.
  16. Мадлевская, 2005, с. 747.
  17. Агапкина, 2002, с. 566.
  18. Брокгауз и Ефрон, 1890—1907.
  19. Традиционная культура: история и церковная миссия. Дата обращения: 27 июня 2016. Архивировано 15 августа 2016 года.
  20. Кривчикова, 2014, с. 5.
  21. Даль, 1880—1882.
  22. Левкиевская, 1999, с. 122.
  23. Толстая, 2005, с. 47.
  24. Валенцова, Узенёва, 2009, с. 149.

Литература