Христианизация
Христианизация — понятие в религиоведении, истории, культурологии и политике, обозначающее процесс принятия христианства одним человеком, или период принятия христианства группой людей (обществом, государством), в том числе принудительный. Христианизацию принято начинать с Поздней античности, когда многие иудеи и язычники уверовали во Христа как Мессию и Сына Божия. Древние святилища разрушались[1] или освящались заново и обращались в христианские храмы, дохристианские верования в Бога и богов переосмысливались и отчасти демонизировались, старинные обряды подвергались переосмыслению, запрету и даже уголовному преследованию вплоть до смертной казни[2].
Христианская интерпретация
Христианская интерпретация — практика адаптации Церковью нехристианских элементов культуры (в том числе обрядов, празднеств и символов[3]) или исторических фактов к христианскому мировоззрению[4]. Этот термин обычно обозначает придание христианской формы религиозной и культурной жизни, верованиям и представлениям «языческих» народов, с целью их христианизации[5].
В процессе распространения христианства Христианская церковь целенаправленно приспосабливала языческие практики, наполняя их новым и, с её точки зрения, истинным содержанием. Первый этап адаптации приходится уже на первые века истории христианства, когда церковь заимствовала ряд античных языческих культурных элементов. В дальнейшем при христианизации различных стран и народов данная практика изменялась и при необходимости периодически возобновлялась. Элементы, заимствованные в ранний период, стали частью общехристианской традиции (даты и семантика некоторых праздников, ряд обычаев и культов). Заимствования, осуществлявшиеся в процессе дальнейшей христианизации, пополнили местные христианские традиции[3].
Христианские храмы часто возводились на месте языческих святилищ. В начале христианской истории языческие храмы обычно предварительно разрушались. С V века начинается процесс превращения их в христианские церкви. В ряде случаев прослеживается прямая связь между христианским и языческим посвящением храма[3].
Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (11 сентября), вероятно, был установлен Александрийской церковью в противовес празднованию александрийского Нового года; праздники Рождества Богородицы 8 (21) сентября и Зачатия Богородицы 12 января — в Азии в противовес Олимпийским играм; праздник Преображения Господня 6 (19) августа — в Армении в противовес языческому Празднику роз; день архангела Михаила 8 (21) ноября — александрийского происхождения и заменил собой древнейший праздник Крещения Господня, установленный египетской церковью в противовес крокиям и торжествам в честь Усири; праздник Успения Богородицы связан с языческим праздником Деметры в Афинах; и др.[3]
Языческое влияние заметно в обычае носить нательный крест, заменивший языческие наузы, культовой роли яиц, почитании сакральных изображений и др.[3]
Б. А. Успенский определяет традицию усвоения дохристианских образов, их переосмысления и наполнения христианским содержанием как «воцерковление язычества»[3].
Христианизация отдельных стран и народов
В Средние века христианизация носила в основном политический характер. Путём крещения правящей верхушки языческих народов христианские государства стремились закрепить язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах[6].
Обращение в христианство воинственных соседей-язычников было стандартной практикой Византийской империи[6]. В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862) и Болгарии (864—920)[7]. Та же тактика была с успехом применена позднее и в отношении Киевской Руси[8].
- Хронология
- 301 — официально христианство приняла Великая Армения
- IV век — Грузия
- 333 — Аксумское царство
- 380 — Римская империя
- 496 — Франкское государство
- 864 — Болгария
- 966 — Польша
- 988 — Киевская Русь
- Померания
См. также
Примечания
- ↑ Армстронг К. Поля крови: Религия и история насилия. С. 206—208.
- ↑ Смертная казнь язычников и еретиков в Византии — Дмитрий Шабанов
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Успенский Б. А. Солярно-лунная символика в облике русского храма // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. М. : Языки славянских культур, 2006. С. 252—258.
- ↑ Eberlein, Johann Konrad (Munich). Interpretatio Christiana, Brill’s New Pauly.
- ↑ Это явление — не уникальная черта христианства; более широко оно раскрывается в работе: Hasluck F. W., Christianity and Islam under the Sultans: Oxford, 1929.
- ↑ 6,0 6,1 Харрис, 2017, с. 170.
- ↑ Харрис, 2017, с. 170—177.
- ↑ Петрухин В. Я. Древняя Русь, IX в. — 1263 г. — М.: АСТ, 2005. — С. 95. — ISBN 5-17-028246-X.
Литература
- Curran, John 2000. Pagan City and Christian Capital. (Oxford) ISBN 0-19-815278-7. Reviewed by Fred S. Kleiner in Bryn Mawr Classical Review 20
- Kaplan, Steven 1984 Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia (in series Studien zur Kulturkunde) ISBN 3-515-03934-1
- Kerenyi, Karl, Dionysus: Archetypal Image of Indestructible Life 1976.
- MacMullen, Ramsay, Christianizing the Roman Empire, AD 100—400 Yale University Press (paperback, 1986 ISBN 0-300-03642-6)
- Fletcher, Richard, The Conversion of Europe. From Paganism to Christianity 371—1386 AD. London 1997.
- Padberg, Lutz v., (1998): Die Christianisierung Europas im Mittelalter, Stuttgart, Reclam (German)
- Trombley, Frank R., 1995. Hellenic Religion and Christianization c. 370—529 (in series Religions in the Graeco-Roman World) (Brill) ISBN 90-04-09691-4
- Vesteinsson, Orri, 2000. The Christianization of Iceland: Priests, Power, and Social Change 1000—1300 (Oxford:Oxford University Press) ISBN 0-19-820799-9
- Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи = JONATHAN HARRIS. The Lost World of Byzantium. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017.
Ссылки
- Jorge Quiroga and Monica R. Lovelle, «Ciudades atlánticas en transición: La „ciudad“ tardo-antigua y alto-medieval en el noroeste de la Península Ibérica (s.V-XI)» from Archeologia Medievale vol xxvii (1999), pp 257—268 Christianizing Late Antique Roman sites from the 6th century onwards.
- Unilineal Descent Groups and Deep Christianization: A Cross-Cultural Comparison