Обводный канал

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Обводный канал
Обводный канал возле пересечения с Боровой улицейОбводный канал возле пересечения с Боровой улицей
Расположение
Страна  Россия
Регион Санкт-Петербург
Характеристика
Длина канала 8,08 км
Водоток
Голова Нева
Координаты головы 59°55′11″ с. ш. 30°23′54″ в. д.HGЯO
Устье Екатерингофка
Координаты устья 59°54′33″ с. ш. 30°15′39″ в. д.HGЯO

Обво́дный кана́л, в 1-й половине XIX века также Загородный канал — самый крупный канал в Санкт-Петербурге. Берёт начало от реки Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до реки Екатерингофки.

История

Обводный канал на закате

Прокладка канала

Первоначально канал был прорыт в 1769—1780 годах по проекту французского инженера Этьена Карбонье между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Со стороны города как оборонительный объект был укреплён валом.

23 декабря 1804 года началась прокладка восточного участка Обводного канала под руководством инженера Ивана Герарда. Согласно составленной смете, из городской казны в течение 6 лет ежегодно выделялись 1 230 238 рублей 36 копеек. Работы были продолжены в 1816—1833 годах под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. К 1834-му Обводный канал стал южной границей города, его длина составляла 10 вёрст, ширина — 10 сажен[1][2][3].

Французский ковш

В 1840-е годы для стоянки и разгрузки речных судов был прорыт так называемый Французский ковш (ковш Обводного канала, Глиняный ковш) — небольшой г-образный тупиковый канал («ковш») на южном берегу Обводного канала, отходящий от него вблизи Александро-Невской лавры, а затем поворачивающий на запад вдоль Глиняной улицы. Чтобы обеспечить возможность скопления судов вблизи этого места, Обводный канал к востоку от Атаманского моста заметно расширяется. Это расширение вместе с ковшом на некоторых картах обозначено как «Бассейн Обводного канала». На полуострове между ковшом и каналом с середины XIX до второй половины XX века располагались железнодорожные пути.

Застройка берегов в XIX веке

Доходные дома на Обводном канале
Газгольдер Петербургского газового завода

Во второй половине XIX века Обводный канал стал местом скопления промышленных предприятий, служа как источником воды, так и открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных заводов и фабрик. Канал являлся дешёвой и удобной транспортной артерией для перевозки сырья и готовых изделий. В середине XIX века к заводским постройкам добавились здания Варшавского (1852—1853) и Балтийского (1855—1858) железнодорожных вокзалов.

Сплав леса по Обводному каналу. Фото 1950-х годов

Современное состояние канала

Ковш Обводного канала. Апрель 2022
Вид на Обводный канал с Ново-Калинкина моста. Апрель 2016

Канал строился как судоходный. В настоящее время он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой.

Обводный канал пересекают 15 автомобильных, шесть пешеходных и два железнодорожных моста (третий железнодорожный мост, располагавшийся между Шлиссельбургским и Атаманским мостами, был демонтирован в декабре 2010 года), а сам канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, тогда как его набережные превратились со временем в важную автотранспортную магистраль (также имелись намерения засыпать Обводный канал с целью прокладки на его месте скоростной автомобильной дороги[4][5][6][7][8]). Новую жизнь получают промышленные здания.

Географические сведения

Длина канала составляет 8,08 км, ширина — 21,3 м (в восточной части — до 42,6 м), глубина — до 3-5 м. В Обводный канал впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева).

Достопримечательности

См. также

Примечания

  1. Никитенко Г. Ю. Обводный канал. Энциклопедия Санкт-Петербурга. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 24 ноября 2020 года.
  2. Воложенинов И. Обводный канал // Блокнот агитатора//Вестник полит. информации : Путеводитель, 2 изд.,. — 1970. — № 5. — С. 196—202.
  3. Рославлев, 1925, с. 77.
  4. Что делать с Обводным каналом?. nvspb.ru. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 14 августа 2019 года.
  5. В Петербурге могут засыпать Обводный канал. bn.ru. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 19 августа 2021 года.
  6. Обводный канал в Петербурге закатают в асфальт. bn.ru. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 18 августа 2021 года.
  7. По Обводному поплывут, но не поедут. ntv.ru. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 14 августа 2019 года.
  8. Смольный отказался от идеи засыпать Обводный канал. ria.ru. Дата обращения: 3 декабря 2020. Архивировано 18 августа 2021 года.
  9. С 2003 по 2008 год в Санкт-Петербурге снесено около 80 исторических зданий, около 50 планируется к сносу: карта (недоступная ссылка). regnum.ru. Дата обращения: 28 апреля 2008. Архивировано 28 апреля 2008 года.
  10. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX — начала XX века: справочник / Сост. А. М. Гинзбург, Б. М. Кириков при участии С. Г. Фёдорова, Е. В. Филиппова; под. общ. ред. Б. М. Кирикова. — СПб.: Пилигрим, 1996. — С. 397. — 400 с. — ISBN 5-900989-01-1.
  11. Исаченко В. Г. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII – XX веков. — М.: Центрполиграф, 2010. — 480 с. — ISBN 978-5-227-02220-2.

Литература

  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. — 3-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 451. — 511 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 316. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 88. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  • Энциклопедия Санкт-Петербурга. Обводный канал. encspb.ru. Дата обращения: 11 января 2019. Архивировано 11 января 2019 года.
  • Рославлев М. И. «Старый Петербург» — «новый Ленинград». — Ленинград: Издательство Академии художеств, 1925. — С. 77. — 132 с.