Ново-Московский мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ново-Московский мост
Официальное название Ново–Московский мост
Область применения автомобильный, пешеходный
Пересекает Обводный канал
Конструкция
Тип конструкции трёхшарнирная рама
Материал железобетон
Число пролётов 1
Общая длина 29,7 м
Ширина моста 47 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
П. П. Рязанцев, архитектор
Л. А. Носков
Начало строительства 1808
Открытие 1816, 1967
Закрытие на реконструкцию 1907—1908, 1941, 1965—1967
59°54′31″ с. ш. 30°19′06″ в. д.HGЯO

Ново–Московский мост — автодорожный железобетонный рамный мост через Обводный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала.

Расположение

Расположен в створе Московского проспекта. Рядом с мостом расположен Фрунзенский универмаг (архитекторы Е. И. Катонин, Л. С. Катонин, Е. М. Соколов, К. Л. Иогансен, инженер С. И. Катонин, 1934—1938), здания бывшего Скотопригонного двора (архитектор И. И. Шарлемань, 1821—1825). Выше по течению находятся Масляный мост, ниже — Варшавский мост. Ближайшая станция метрополитена — «Фрунзенская» (270 м).

Название

С 1829 по 1830-е года мост назывался Чугунным, с 1836 по 1846 года Московским, c 1849 по 1868 года употреблялось название Старо-Московский (или Старый Московский мост), поскольку Новомосковским назывался мост через Лиговский канал у Московских ворот[1]. Существующее название мост получил в 1860 году[2].

История

В 18081816 годах на месте современного Ново–Московского моста по проекту инженеров В. Гесте и П. Базена был построен чугунный арочный мост с каменными опорами, облицованными гранитом[3]. По своей конструкции он был схож с мостами через Мойку (Зелёный мост, Красный мост, Поцелуев мост)[4]. Пролётное строение представляло собой однопролётную арочную систему, собранную из чугунных полых клиньев, стянутых болтами между собой в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Для уменьшения массы полых чугунных ящиков-клиньев были сделаны прямоугольные вырезы в боковых стенах и днищах. При въездах на мост были установлены гранитные обелиски с навершиями. Длина моста составляла 24,6 м, ширина — 16,6 м (в том числе ширина проезжей части 11,3 м и два тротуара по 2,65 м). Отверстие моста в свету равнялось 17,7 м[5].

В 1907—1908 годах, в связи с пуском трамвайного движения, мост был расширен до 22,5 м добавлением с каждой стороны двух балочных металлических ферм с криволинейным очертанием нижнего пояса[3]. Работы по перестройке моста производились инженером И. И. Можейко, металлическое пролетное строение моста было изготовлено и установлено Обществом Путиловских заводов. Производителем работ на мосту был инженер-технолог Д. Я. Акимов-Перетц[5].

При открытии по Московскому проспекту троллейбусного движения ширина моста снова оказалась недостаточной. В 1941 году мост был уширен — забиты дополнительные свайные опоры, на которое уложили пролётное строение из двутавровых парных балок, перекрытых деревоплитой с асфальтобетонным покрытием[3]. В 1961 году из-за деформаций пролётного строения мост был усилен с помощью металлических разгружающих конструкций[6]. Работы выполнялись СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством Н. П. Агапова[7]. В мае 1962 года были разобраны трамвайные пути на Московском проспекте на участке от Садовой улицы до Обводного канала[8].

В 19651967 годах был сооружен новый железобетонный мост. Проект был разработан инженером института «Ленгипроинжпроект» П. П. Рязанцевым и архитектором Л. А. Носковым. Строительство осуществлялось силами СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера О. А. Розова и старшего производителя работ Н. П. Агапова[9]. Одновременно со строительством моста был построен первый в Ленинграде транспортный тоннель на правом берегу набережной Обводного канала (инженер П. П. Рязанцев)[6][10][11].

Конструкция

Мост однопролётный железобетонный рамный (трёхшарнирная рама). В поперечном сечении состоит из балок двутаврового сечения переменной высоты. По верху балки объединены монолитной железобетонной плитой проезжей части. «Ноги» рамы выполнены из монолитного железобетона и облицованы по фасаду навесной гранитной облицовкой. Устои массивные, железобетонные, на низком свайном ростверке из деревянных свай. Длина моста составляет 29,7 м (37,3 м по задним граням устоев), ширина — 47 м[6][11][9].

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части гранитным поребриком, с левобережной стороны моста дополнительно установлено металлическое пешеходное ограждение. В центре моста устроен островок безопасности, вымощенный плиткой. На мосту установлено чугунное перильное ограждение, завершающееся на устоях гранитными тумбами.

Примечания

  1. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 462. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  2. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 86. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  3. 3,0 3,1 3,2 Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — С. 171—172. — 298 с.
  4. Николаи Л. Ф. Краткие исторические данные о развитии мостового дела в России. — СПб., 1898. — С. 53. — 119 с.
  5. 5,0 5,1 Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905—1908. — СПб., 1909. — Т. 2. — С. 255—258.
  6. 6,0 6,1 6,2 Степнов, 1991, с. 311.
  7. Богданов, 2016, с. 97, 109.
  8. Трамвай в Санкт-Петербурге / Авт.-сост.: М. Н. Величенко и др.; отв. ред.: М. Н. Величенко. — СПб.: Лики России, 2007. — С. 33. — 414 с. — ISBN 978-5-87417-249-7.
  9. 9,0 9,1 Богданов, 2016, с. 109.
  10. Дирекция транспортного строительства. 50 лет. — СПб., 2013. — С. 9. — 79 с.
  11. 11,0 11,1 Мостотрест.

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 169. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.

Ссылки