Газовый мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Газовый мост
Область применения пешеходный
Пересекает Обводный канал
Место расположения Санкт-Петербург, Россия
Конструкция
Тип конструкции балочный мост
Материал сталь
Общая длина 30,7 м
Ширина моста 3 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженер
Б. Э. Дворкин, архитектор
В. М. Иванов
Открытие после 1835, 1984
Закрытие на реконструкцию 1898, 1933, 1984
59°54′40″ с. ш. 30°19′39″ в. д.HGЯO

Га́зовый мост — пешеходный балочный мост через Обводный канал в Адмиралтейском/Московском районе[• 1] Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала.

Расположение

Расположен у Серпуховской улицы в районе д. 115 и д. 74 по набережной Обводного канала. Выше по течению находится Можайский мост, ниже — Масляный мост. Ближайшие станции метрополитена — «Фрунзенская», «Технологический институт».

Название

Название моста известно с 1868 года[1] и произошло от располагавшегося рядом газового завода «Общества освещения газом Санкт-Петербурга».

История

Первый деревянный балочный мост был построен после 1835 года для прокладки труб от Газового завода[2][3]. В 1860 году мост перестроен Обществом столичного освещения[4]. В 1898 году[5][6] в створе Бронницкой улицы был построен трехпролётный металлический мост на металлических сваях[7]. В 1908 году выполнен ремонт моста[8]. В 1933 году по металлическому мосту проложена теплотрасса от 1-й ГЭС[2], ниже по течению был построен деревянный подкосный мост для пешеходного движения[9].

В 1984 году при реконструкции набережной левого берега канала с низовой стороны старого моста по проекту инженера института «Ленгипроинжпроект» Б. Э. Дворкина и архитектора В. М. Иванова построен новый мост[3]. Работы выполнило СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главного инженера Б. Н. Филиппова[10]. После окончания строительства старый мост был разобран.

Конструкция

Вид на мост и Петербургский газовый завод

По своей конструкции идентичен Можайскому и Масляному мостам, построенным в это же время. Мост однопролётный металлический балочный. Основанием для моста служит стенка набережной. Пролётное строение выполнено в виде двух металлических балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса. Сверху балки перекрыты железобетонными сборными плитами. Внутри конструкции пролётного строения проложены газовые трубы и инженерные коммуникации. Длина моста составляет 30,7 м, ширина — 3 м[3].

Мост предназначен для пропуска пешеходов и прокладки газовых труб. Покрытие прохожей части моста асфальтобетонное. Перильное ограждение чугунное простого рисунка, на устоях завершается гранитными тумбами. Первоначально на устоях моста были установлены четыре металлических торшера освещения, однако в 2000-х годах они были демонтированы[11].

Примечания

  1. Граница районов проходит по оси Обводного канала.

  1. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — С. 462. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  2. 2,0 2,1 Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  3. 3,0 3,1 3,2 Степнов, 1991, с. 311.
  4. Об устройстве Обществом столичного освещения моста через Обводный канал и газопроводной трубы по Семёновскому мосту // ЦГИА СПб ф.921 оп.91 д.292.
  5. Чертежи моста для прокладки электрического кабеля через Обводный канал у Газового завода ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 169. Дело 682 // ЦГИА СПб ф.513 оп.169 д.682.
  6. По отношению общества электрического освещения в С.-Петербурге о назначении комиссии для приема построенного пешеходного моста через Обводный канал против Бронницкой улицы // ЦГИА СПб ф.513 оп.145 д.313.
  7. Оппенгейм А. Н. О переустройстве Обводного канала в санитарном и судоходных отношениях. Доклад городской подготовительной комиссии по улучшению Обводного канала. — СПб., 1908. — С. 5.
  8. О разрешении обществу электрического освещения произвести починку моста (пешеходного) общества через Обводный канал против дома N76 // ЦГИА СПб ф.513 оп.153 д.108.
  9. ЦГАКФФД СПб. Фотодокумент Ар 40080.
  10. Богданов, 2016, с. 288.
  11. Газовый мост через Обводный канал оказался бесхозным. Канонер (25 октября 2012). Архивировано 23 мая 2022 года.

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 324. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.

Ссылки