Перейти к содержанию

Ново-Калинкин мост

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ново-Калинкин мост
Исторические названия Нарвский, Новый Калинкинский
Область применения автомобильный, трамвайный, пешеходный
Пересекает Обводный канал
Конструкция
Тип конструкции арочный мост
Материал железобетон
Основной пролёт 20 м
Общая длина 27,3 (34,0) м
Ширина моста 24,5 м
Эксплуатация
Конструктор, архитектор инженеры
О. Е. Бугаева,
Б. Д. Васильев
Открытие 1787, 1930
Закрытие на реконструкцию 1837, 1866, 1876, 1929—1930, 1997
Герб Объект культурного наследия РФ
59°54′33″ с. ш. 30°16′30″ в. д.HGЯO

Но́во-Кали́нкин мост — автодорожный железобетонный арочный мост через Обводный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег канала. Мост входит в список объектов культурного наследия России регионального значения.

Расположение

Мост располагается по оси Старо-Петергофского проспекта. Выше по течению находится Борисов мост, ниже — мост Степана Разина. Ближайшая станция метрополитена (0,9 км) — «Нарвская».

Название

С 1828 года мост назывался Нарвским, поскольку был построен в Нарвской части города. В 1849 году возникло название Новый Калинкинский или Новый Калинковский мост, по двум другим Калинкиным мостам[• 1]: Большому Калинкину через Фонтанку и Мало-Калинкину через Екатерининский канал. Современное наименование появилось в 1857 году[1][2].

История

Ново-Калинкин мост в начале XX века

Первый мост в этом месте появился в последней четверти XVIII века вскоре после создания Новообводного канала, который был прорыт в 1769–1780 годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом[3]. К 1787 году по проекту архитектора Антонио Ринальди был построен каменный арочный мост, который примыкал к Лифляндским триумфальным воротам, построенным в 1774—1785 годах. В 1828 году в связи с перенесением городской границы и возведением Нарвских ворот Лифляндские ворота разобрали[4].

В 1837 году по проекту П. П. Базена был построен деревянный арочный мост с каменными, облицованными гранитом устоями[5]. Мост был трёхпролётным: средний арочный пролет упирался в промежуточные опоры из чугунных свай, крайние фермы были раскосными[6]. В 1866 году произведён капитальный ремонт[7][8]. В 1876 году мост перестроили в связи с прокладкой линии конки[9][3].

Перильные ограждения на мосту состояли из чугунных решёток и тумб, на которых были установлены 8 чугунных, художественного литья столбов с фонарями[7]. Фонарные столбы имели вид пучка копий, опирающегося на акантовую подушку и украшенного щитами с перекрещенными мечам; дуга, к концу которой подвешивалась на цепи лампа, была прикреплена к горизонтальной стреле[10].

В 1890 году выполнен ремонт верхнего строения моста, с исправлением чугунной решетки с тумбами и фонарными столбами[11]. В 1902 году городская дума рассматривала вопрос о замене деревянного моста железобетонным, но решение не было принято[12]. В этом же году мост капитально отремонтировали, сохранив внешний вид и архитектурное оформление. В 1907 году перед укладкой трамвайных путей мост усилили[13][14]. При прокладке трамвайных путей по южному берегу канала открылки моста расширили, сохранив оформление[7].

В 19291930 годах из-за возросшего автотранспортного и трамвайного движения мост был перестроен в однопролетный железобетонный арочный по проекту инженеров О. Е. Бугаевой и Б. Д. Васильева[7]. Работы выполняло отделение мостов и набережных Ленгоркомхоза под руководством инженера А. Брянцева[15]. Перильное ограждением было заменено сплошным железобетонным парапетом, на открылках моста перила были деревянные. Во время блокады поверхности парапетов были повреждены осколками от снарядов. В 1967 году по инициативе главного инженера П. П. Степнова году для моста были изготовлены модели для литья решеток и торшеров с вызолоченными деталями[16][17], однако проект не был осуществлён.

В 1996—1998 годах проведён капитальный ремонт моста. Проект реконструкции моста был разработан в институте «Ленгипроинжпроект»[15], корректировку проекта выполнил ЗАО "Институт «Стройпроект» (инженеры А. А. Журбин, А. Г. Злотников, И. Ю. Гоноровский, И. Г. Боярун)[18]. Строительные работы выполнил филиал № 2 ЗАО «Трест Ленмостострой» под руководством главного инженера А. Б. Касаткина и производителя работ Д. В. Дергунова[15]. На время реконструкции движение автотранспорта было переведено на временный мост. В ходе работ выполнен ремонт устоев, железобетонных арок, устроена монолитная накладная железобетонная плита, выполнено бетонирование накладных тротуарных консолей и установлено силовое ограждение. На мосту установили новые светильники, а глухой железобетонный парапет заменили легкой металлической решеткой[19][15].

Конструкция

Мост однопролётный железобетонный, арочный с ездой поверху. Статическая схема — бесшарнирная арка с отверстием в свету 20 м. Пролётное строение состоит из 5 железобетонных арок, переходящих в контрфорсы устоев. Несущие арки и надарочное строение выполнены из монолитного железобетона, армированного гладкой арматурой. Устои моста представляют собой замкнутую коробку, связанную снизу железобетонной плитой, а спереди и сзади — железобетонными стенками. Основания устоев свайные. Стрела подъёма — 3,25 м[7]. В плане мост имеет косину 15° 53'. Полная длина моста составляет 27,3 (34,0) м, ширина — 24,5 м (ширина проезжей части 18 м и два тротуара по 3 м)[20][16][15].

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части стальным силовым ограждением парапетного типа с заполнением бетоном, которое заанкерено в бетонной плите пролетного строения[18]. Перильное ограждение металлическое сварное простого рисунка. На открылках установлены четыре металлических торшера с фонарями[15].

Примечания

  1. Наименование мостов происходит по Калинкиной деревни, небольшой финской деревни, известной с XVII века и располагавшейся в низовье реки Фонтанки.

  1. Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович, А. Д. Ерофеев и др. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Лик, 1997. — С. 85. — 288 с. — (Три века Северной Пальмиры). — ISBN 5-86038-023-2.
  2. Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д. Петербург в названиях улиц. — М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2009. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-057482-7.
  3. Перейти обратно: 3,0 3,1 Юбилей Ново-Калинкиного моста. СПб ГБУ «Мостотрест».
  4. Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 153. — 160 с.
  5. РГИА. Ф. 1487. Оп. 4. Д. 288. Дата обращения: 18 февраля 2020. Архивировано 18 февраля 2020 года.
  6. А. Штукенберг. О вреде и пользе чугунных частей в деревянных арочных мостах // Журнал Министерства путей сообщения. — СПб., 1861. — Сентябрь-октябрь (т. 35. Кн. 5). — С. 10.
  7. Перейти обратно: 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Тумилович, Алтунин, 1963, с. 173.
  8. О работах по перестройке Ново-Калинкина моста // ЦГИА СПб ф.787 оп.1 д.36. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  9. Отчёт С.-Петербургской городской Управы за 1876 год. — СПб., 1877. — С. 58, 65.
  10. Гермонт Г. Н. Решетки Ленинграда и его окрестностей. — М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — С. 16. — 120 с.
  11. Всеподданнейший отчет С.-Петербургского градоначальника за 1890 год. — СПб.: типография С.-Петербургского градоначальства, 1891. — С. 21.
  12. Отчёты городской Управы и входящих в состав её частей и лиц // С.-Петербургское городское общественное управление за 1902 год. — СПб., 1903. — С. 40—41.
  13. Исполнительная комиссия по заведованию и переустройству городских железных дорог // Отчет С.-Петербургского городского общественного управления за 1907 год. — СПб., 1908. — С. 650—651.
  14. О переустройстве Ново-Калинкина моста через Обводный канал // ЦГИА СПб ф.1496 оп.1 д.508. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  15. Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 Богданов, 2016, с. 20, 335.
  16. Перейти обратно: 16,0 16,1 Мостотрест.
  17. Проект восстановления ограды, торшера моста // ЦГАНТД СПб ф.Р-488 оп.319 д.90. Архивировано 12 апреля 2021 года.
  18. Перейти обратно: 18,0 18,1 ЗАО «Институт «Стройпроект». История в проектах, 1990—2010. — 2010. — С. 26. — 116 с.
  19. Малые мосты в историческом центре Санкт-Петербурга. ЗАО "Институт «Стройпроект». Архивировано 6 мая 2014 года.
  20. Степнов, 1991, с. 312.

Литература

  • Богданов Г. И. Всем преградам вопреки. Трест «Ленмостострой» 80 лет на службе Петербургу, 1936—2016. — СПб.: Бранко, 2016. — 445 с. — ISBN 978-5-903521-39-5.
  • Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга — Петрограда — Ленинграда. — Л.: Стройиздат, 1986. — 280 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. — 4-е изд., перераб. — СПб.: Норинт, 1996. — С. 326—327. — 359 с. — ISBN 5-7711-0002-1.
  • Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. — Л.: Лениздат, 1991. — 320 с.
  • Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. — Л.: Лениздат, 1971. — 192 с.
  • Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. — М.: Издательство министерства коммунального хозяйства РСФСР, 1963. — 298 с.

Ссылки