Мянгаты

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Мингат»)
Мянгаты
Современное самоназвание Мянгад
Расселение  Монголия: 6592 (2010)[1]
Язык ойратский, монгольский
Религия буддизм, шаманизм
Входит в

монголы

ойраты
Родственные народы халха-монголы, хотогойты, урянхайцы
Происхождение монгольское

Мянгáты, мингáты (монг. мянгад) — один из монгольских народов, относящихся к ойратской группе. Потомки средневековых мянганов (мянгатов) — племени, образованного вначале как военная единица во времена Чингисхана.

Этноним

Название мянгад произошло от монгольского числительного мянга(н) — «тысяча», с присоединением аффикса стало мянгад. При этом следует отметить, что в некоторых случаях использовалось прежнее название — мянган.

История

Впервые племя мянган появилось в Восточной Монголии, когда в XIII-XIV вв. по всей стране существовала тысячная система. После своего появления часть людей из племени мянгад перекочевали на запад, а оставшиеся в Восточной Монголии носили разные названия и прозвища и, разделившись впоследствии, осели в Ордосе среди хорчинов во Внутренней Монголии. Род мянган или мянгад в древности определял направления перекочевок (миграций) из Восточной Монголии на запад[2].

Из исторических сочинений известно, что в конце XVII — середине XVIII вв. среди монголов в разных местах и в отдалении друг от друга проживало племя мянгад. В XVIII в. они были зафиксированы среди ойратов, западных халхов и тувинцев. Основная часть мянгатов с конца XVI по XVII вв. обосновалась у устья р. Кемчик, восточной части Танну и западного побережья озера Хубсугул. Об их местопребывании в устье р. Кемчик известно из сведений русских послов Василия Тюменца и Ивана Петлина, встретившихся в XVII в. с хотогойтским Алтан-ханом Шолоем Убаши[3].

В конце XVII — начале XVIII вв. ойраты напали на Танну-Ула и часть территории Южной Сибири, захватили некоторые племена и взимали с них поборы. В то время ойратские правители, отторгнув часть мянгатов, живших в верхнем течении р. Кемчик, перевели их на свои земли — на Алтай. Из них и образовали подвластный Джунгарскому ханству отдельный оток. В XVIII в. мянгатский оток состоял из 3000 семей и управлялся назначенными ханом двумя зайсанами[4]. В начале XVIII в. мянгатский оток обосновался на землях к северу от озера Тэнгэс и устья р. Жултас и был обязан нести военную повинность и дань джунгарскому хану.

В период завоевания в середине XVIII в. Джунгарии Цинами большинство населения мянгатского отока было вырезано цинскими войсками, а спасшиеся попали к монголоязычным урянхайцам Алтая. С этого времени и до начала XX в. они составляли мянгатский сомон в хошуне Западного амбаня алтайских урянхайцев Кобдоского округа. Их потомки ныне живут в сомонах Мөнххайрхан и Дуут Кобдоского аймака Монголии и считают себя представителями рода мянгад[2].

Часть мянгатов, обитавших в верхнем течении р. Кемчик, попав под власть хотогойтских правителей, стала также именоваться мянгатским отоком и, видимо, до 1750-х годов находилась под управлением Чингунжава. С подавлением цинскими правителями антиманьчжурского восстания Чингунжава мянгатский оток был разделен на две части: одну часть Цины отдали хошуну Далай дзасака Доржцэдэну, а другую — служившему маньчжурам тайджи второй степени Чавагжаву, образовав в составе Дзасагтухановского аймака один хошун, который по численности населения не дотягивал до уровня сомона из 150 семей. Хошун, созданный в конце 1756 г., именовался хошуном Мэргэн дзасака, который в 1918 г. имел 152 семьи с населением 638 человек. В 1930-х годах из хошуна Мэргэн дзасака была образована часть сомона Төмөрбулаг современного Хубсугульского аймака. Так, часть населения мянгатского отока обустроилась среди хотогойтов современных сомонов Цагаан-Уул, Цэцэрлэг, Арбулаг, Бүрэнтогтох, Түнэл, Тосонцэнгэл, Их-Уул, Галт Хубсугульского аймака и сомонов Баян-Уул, Тэс, Баянхайрхан, Шилүүстэй Завханского аймака и сопредельных с ними сомонах под родовым названием мянгад[2].

Судьба другой части мянгатов, отданной Далай дзасаку Доржцэдэну, сложилась следующим образом: находившиеся под тяжестью повинностей хошунного дзасака мянгаты подали письменную жалобу на нойона, и для разрешения проблемы цинский наместник в Улясутае в 1766 г. перевел мянгатов на запад, выделив им земли на левом берегу р. Кобдо и у горы Алтан Хөхий уул. Так с 1766 г. часть мянгатов была подчинена цинскому наместнику в г. Кобдо в качестве самостоятельного хошуна, во главе которого цинские власти поставили «бүгдийн дарга» («управляющего всеми»), а не дзасака нойона[2].

В начале XIX в. в мянгатском хошуне насчитывалось один залан-занги, два сомонных занги, 300 сомонных подданных, 261 крепостных (хамджилга) и 168 лам. В 1931 г. из мянгатского хошуна был образован сомон Мянгад Кобдоского аймака Монголии, существующий по сей день. Род мянгад зафиксирован в сомонах Эрдэнэбүрэн, Булган, Дуут и Мөнххайрхан. Род мянгад существовал среди тувинцев, обитавших на северном склоне Танну-Ула[5][6]. Они, видимо, представляли ту часть мянгатов, которые поселились у р. Кемчик в XVII в., так как некоторые кемчикские мянгаты не перекочевали к ойратам и хотогойтам, а остались на своей территории и проживали рядом с тувинцами. Со временем мянгаты смешались с тувинцами, утеряв монгольский язык[2].

Из источников известно, что в XVI в. среди восточных монголов были этнические группы мянгад или мянган. Так, в сочинении «Эрдэнийн товч» Саган Сэцэна сказано, что Гунбилэг-нойон (15061542), внук Батумунху Даян-хана, поделив своих подданных между девятью сыновьями, седьмому сыну Бадмасамбуу отдал цагад (цагаад) левого крыла ордосцев, мянгад, хоньчин, хуягчин[7]. Так подданные Бадмасамбуу-нойона мянгаты обосновались в Ордосе, и нынешние ордосские мянгад являются, видимо, потомками мянгатов Бадмасамбуу-нойона. В источнике также отмечено, что сын Батумунху Даян-хана, Алчуболд, управлял асуд, шарнууд и дарай мянган[8]. Из них дарай мянган впоследствии попали к белым татарам Внутренней Монголии. В XVI в. среди хорчинского племени, управляемого потомками Хасара, брата Чингисхана, находились этнические группы шинэ мянган и муу мянган[8], которые до начала XX в. подчинялись аристократам рода Хасара. Муу мянган ныне образуют хошун Дархан Муу Мянган в Уланцабском сейме Внутренней Монголии.

Часть мингатов (мянгатов) вошла в состав некоторых тюркских народов. Мингаты (мянгаты) входят в состав тувинцев[2]. Племя минги[9] отмечено в составе башкиров (племя мин), киргизов, узбеков (племя минги), каракалпаков, ногайцев.

Расселение

Род мянгад зарегистрирован в сомонах Мянгад, Эрдэнэбүрэн, Булган, Дуут и Мөнххайрхан Кобдоского аймака; в сомонах Цагаан-Уул, Цэцэрлэг, Арбулаг, Бүрэнтогтох, Түнэл, Тосонцэнгэл, Их-Уул, Галт Хубсугульского аймака; в сомонах Баян-Уул, Тэс, Баянхайрхан, Шилүүстэй Завханского аймака[2]; в сомоне Жаргалтхаан Хэнтэйского аймака и сомонах Гурванбулаг, Баянбулаг, Хүрээмарал, Галуут, Баянлиг, Баянговь Баянхонгорского аймака[10].

В состав халха-монголов входит род мянган (мянгад). Род мянган включает ветви: их мянган, бага мянган[11]. Род мянгад также отмечен в составе хотогойтов[12] и ордосцев[2].

Во Внутренней Монголии отмечены следующие родовые названия: их мянган, муу мянган, дарай мянган, шинэ мянган[2]. Также среди южных монголов упоминаются роды: мингнуд, минггагуд[13][14].

Носители родового имени минган (мянган) отмечены в составе некоторых этнических групп бурят: эхиритов[15], верхоленских[16] и селенгинских бурят[17][18].

Родовой состав

Современные мянгаты (мингаты) включают в себя три объединенных субэтноса — собственно мянгаты, басигиты и хиргисы. Состав собственно мянгатов: газарч, бошогт (бошого), товсон, уух, бааж, тавла (таваглаа), сала (салаа), анга, тумэт, тумам (тулам), дархчуул, барга, сээрдээ, чулуу, цахир (цахар)[12], мурчуу, дархад, борт (бурд)[19]. Этнический состав басигитов: онхот, хуулар, борт (бүрд), цагаан шувуу (их малгайт), зазгар, хухнууд, дучин дурэв, цэлх, шудгуй, авгас, жалавч, ээмдээ, ханд, тогооч, мунгэ (мууну), шолог, гахай, оготор, бургэд, хятад (хитан). В составе хиргисов: хар хиргис, шар хиргис, модон хиргис[12][20]. В составе мянгатов также известны роды уйгур, хасаг[21].

См. также

Примечания

  1. Население Монголии. Дата обращения: 18 июля 2022. Архивировано 20 июня 2022 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  3. Чулуун С. Хотгойдын зургаан отгийнхны угсаахамаадлын асуудалд // Түүхийн судлал. T. XXXII. Fasc. 14. Улаанбаатар, 2000.
  4. ЦНА Монголии. Ф. 1. Ед. хр. 175
  5. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. В 2-х томах. Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. Л., 1926.
  6. Миллер Г. М. История Сибири. Т. II. M.: Изд-во АН СССР, 1954. 637 с.
  7. Саган Сэцэн. Эрдэнийн товч. Хэвлэлд бэлтгэсэн Ц. Насанбалжир. Улаанбаатар, 1957.
  8. 8,0 8,1 Алтан хүрдэн мянган хэгээст. Чойжи тулган харгуулж тайлбарлав. ӨМАХХ, 1987.
  9. Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Directmedia, 2013. — 907 с. — ISBN 9785446048205. Архивная копия от 28 января 2021 на Wayback Machine
  10. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  11. Монголын түүхийн тайлбар толь. Муумянган.. Дата обращения: 9 октября 2018. Архивировано 9 октября 2018 года.
  12. 12,0 12,1 12,2 Нанзатов Б.З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2. Архивировано 27 марта 2019 года.
  13. Bügünüdei Goncuγ. Моngγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  14. Mongolian clan names. groups.google.com. Дата обращения: 14 сентября 2018. Архивировано 8 июля 2012 года.
  15. Нанзатов Б.З. Верхоленские буряты в XIX веке: этнический состав и расселение (недоступная ссылка). «Известия Иркутского государственного университета». isu.ru. Дата обращения: 16 июня 2018. Архивировано 16 июня 2018 года.
  16. Нанзатов Б.З. Племенной состав бурят в XIX веке // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15–27. Архивировано 13 апреля 2022 года.
  17. Балдаев С. П. Родословные легенды и предания бурят. Ч. 1 — Улан-Удэ, 1970.
  18. Базаров Б.Д. Таинства и практика шаманизма. — Улан-Удэ: Буряад унэн, 1999. — 280 с.
  19. Монгол овог аймгууд. Дата обращения: 4 января 2019. Архивировано 4 января 2019 года.
  20. Екеев Н. В. Ойраты и алтайцы: этнические и этнокультурные связи и параллели // Проблемы этногенеза и этнической культуры тюрко-монгольских народов. Сб. науч. тр. / КалмГУ; редкол.: П. М. Кольцов [и др.]. — Элиста, 2008. — Вып. 2. — С. 92-101.
  21. Bai︠a︡nkhȯvu̇u̇niĭ T︠S︡ėrėl. Dȯrvȯn Oĭrad ba Oĭradyn kholboond bagtakh u̇ndėstėn i︠a︡stnuudyn ugsaa tu̇u̇khiĭn zarim asuudal. — ShUKhėvlNeliĭn Ėrdėm Kompani, 1997. — С. 191. — 319 с.