Линейные корабли типа «Кёниг»
Линейные корабли типа «Кёниг» | |
---|---|
König-Klasse | |
Проект | |
Страна | |
Операторы | |
Предшествующий тип | тип «Кайзер» |
Последующий тип | тип «Байерн» |
Годы постройки | 1911—1914 |
Годы в строю | 1914—1919 |
Построено | 4 |
В строю | Затоплены в Скапа-Флоу |
Потери | 4 |
Основные характеристики | |
Водоизмещение |
25 390 т нормальное 29 200 т полное |
Длина | 175,4 м |
Ширина | 29,5 м |
Осадка | 8,3 м |
Бронирование |
главный пояс: 80—350 мм траверсы: 130—300 мм палуба: 20—30+60—100 башни ГК: 80—300 мм барбеты ГК: 80—300 мм каземат ПМК: 170 мм командирская рубка: 170—350 |
Двигатели |
15 котлов типа Шульц-Торникрофта; 3 турбины типа Парсонса |
Мощность | 31 000 л.с. |
Движитель | 3 винта |
Скорость хода |
21 узел максимальная 12 узлов экономическая |
Дальность плавания |
6800 миль на 12 узлах 4600 миль на 19 узлах |
Экипаж | 1136 человек |
Вооружение | |
Артиллерия |
5×2 — 305-мм/50 14×1 — 150-мм/45 6×1 — 88-мм/45 |
Зенитная артиллерия | 4×1 — 88-мм/45 |
Минно-торпедное вооружение | 5 × 500-мм подводных ТА |
Линейные корабли типа «Кёниг» (нем. König-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. Последний и наиболее совершенный тип германских линкоров, успевших вступить в строй достаточно рано, чтобы принять существенное участие в боевых действиях Первой мировой войны. Корабли последней построенной серии, типа «Байерн», принятые на вооружение в 1916 году, в боях почти не использовались. Конструктивно линкоры типа «Кёниг» представляли собой дальнейшее развитие типа «Кайзер» и отличались впервые введённым на германских дредноутах линейно-возвышенным расположением башен главного калибра. Помимо этого, за счёт увеличения водоизмещения более чем на 1000 тонн по сравнению с предшественниками, на линкорах типа «Кёниг» была вновь усилена броневая защита. Однако по огневой мощи они уступали современным им британским линкорам типа «Айрон Дюк» с 343-мм артиллерией, и тем более последующим линкорам, вооружённым 381-мм орудиями.
Всего в 1911—1914 годах было построено четыре линкора типа «Кёниг»: первые три — в рамках кораблестроительной программы 1911/1912 годов и четвёртый — по программе 1912—1913 годов. Как и другие типы германских дредноутов, существенной модернизации за годы войны корабли типа «Кёниг» не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16°. Помимо этого, в годы войны два из их зенитных орудий и все 88-мм противоминные орудия были демонтированы.
В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кёниг» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались во всех его боевых операциях. В ходе Ютландского сражения «Гроссер Курфюрст», «Маркграф» и особенно «Кёниг» получили серьёзные повреждения от огня британских линкоров. Кроме того в ходе операции «Альбион» два линкора получили лёгкие повреждения от мин. Тем не менее, все четыре корабля оставались в строю до конца войны. После капитуляции Германии линкоры типа «Кёниг» были интернированы Великобританией и вместе с другими кораблями Флота открытого моря, затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в 1919 году.
Конструкция
Корабль с удлинённым полубаком, пятью расположенными по ДП башенными установками артиллерии главного калибра, из них в носовой и кормовой оконечности по две линейно-возвышенные, четырнадцатью казематными орудиями среднего калибра в средней части корабля, лёгкой артиллерией в передней надстройке, двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже конструктивной ватерлинии.
Вооружение
Главный калибр составляли десять 305-мм орудий 30.5cm SK L/50 C/08 с длиной ствола 50 калибров[1]. Орудия оснащались клиновым затвором системы Круппа. Они располагались в установках образца 1909 года Drh.LC/1909, с углом склонения −8° и углом возвышения 13,5 °. После cражения у Доггер-банки, ещё в 1915 году[2] углы были изменены на −5,5° и +16 ° соответственно. Заряд состоял из двух частей — основного в латунной гильзе и дополнительного в шелковом картузе. До подачи в боевое отделение башни дополнительный заряд находился в латунном пенале. Общий вес порохового заряда составлял 125,5 кг. При угле возвышения в 13,5° он обеспечивал 405,5 кг бронебойному снаряду начальную скорость в 855 м/с и дальность 18 000 м[3], при 16 ° 20 400 м[4][2][5]. Максимальная скорострельность — три выстрела в минуту. Общий боекомплект состоял из 900 снарядов — по 90 снарядов на ствол[1].
Противоминная артиллерия состояла из четырнадцати 150-мм орудий 15 cm/45 SK L/45 с длиной ствола 45 калибров в казематах. Орудия размещались в палубной установке Mpl.C/06 с ручным заряжанием. Угол склонения орудий составлял −8°, а возвышения +16°. Максимальная дальность стрельбы составляла 16 800 м. Общий боекомплект состоял из 2240 снарядов — по 160 снарядов на ствол[1].
Представители
Название | Верфь | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
«Кёниг» König |
верфь флота в Вильгельмсхафене | октябрь 1911 | 1 марта 1913 | 10 августа 1914 | затоплены в Скапа-Флоу 21 июня 1919 |
«Гроссер Курфюрст» Grosser Kurfürst |
Vulcan, Гамбург | октябрь 1911 | 5 мая 1913 | 30 июля 1914 | |
«Маркграф» Markgraf |
Weser, Бремен | ноябрь 1911 | 4 июня 1913 | 1 октября 1914 | |
«Кронпринц» Kronprinz |
Germaniawerft, Киль | май 1912 | 21 февраля 1914 | 8 ноября 1914 |
В ходе эксплуатации они оказались несколько быстроходнее дредноутов типа «Кайзер», а «Гроссер Курфюрст», возможно, можно считать среди них самым быстроходным, в связи с тем что, в Ютландском сражении он обогнал «Кёниг», развив скорость хода 24 узла.
Оценка проекта
«Нью-Йорк»[6] |
«Кайзер»[7] |
«Айрон Дюк»[8] |
«Дерфлингер»[9] |
«Кёниг»[1] | |
---|---|---|---|---|---|
Год закладки | 1911 | 1909 | 1912 | 1912 | 1911 |
Год ввода в строй | 1914 | 1912 | 1914 | 1914 | 1914 |
Водоизмещение нормальное, т | 27 432 | 24 724 | 25 400 | 26 600 | 25 390 |
Полное, т[прим. 1] | 28 820 | 27 000 | 30 032 | 31 200 | 29 200 |
Тип СУ | ПМ | ПТ | ПТ | ПТ | ПТ |
Мощность, л. с. | 28 100 | 28 000 | 29 000 | 63 000 | 31 000 |
Полная скорость, узл. | 21 | 21 | 21,25 | 26,5 | 21 |
Максимальная, узл. | 21,13 | 21,7—23,1 | 21,5-22,0 | 25,5-26,5 | 21,2-21,3 |
Дальность, миль (на ходу, узл.) | 7684 (12) | 3800 (18) 7900 (12) |
4500 (20) 8100 (12) |
5600 (14) | 6800 (12) |
Бронирование, мм | |||||
Пояс | 305 | 350 | 305 | 300 | 350 |
Палуба | 35—63 | 60—100 | 45—89 | 50—80 | 60—100 |
Башни, лоб | 356 | 300 | 279 | 270 | 300 |
Барбеты | 254 | 300 | 254 | 260 | 300 |
Рубка | 305 | 350 | 279 | 300 | 350 |
Схема размещения вооружения | |||||
Вооружение | 5×2 356/45 21×1×127/51 4 ТА |
5×2×305/50 14×1×150/45 8×1×88 5 ТА |
5×2×343/45 12×152-мм/45 4×1 47-мм 4 ТА |
4×2×305/50 12×1×150/45 4×1×88 4 ТА |
5×2×305/50 14×1×150/45 4×1×88 5 ТА |
Примечания к таблице
- ↑ Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны
Примечания
Литература
- В. Б. Муженников. Линейные корабли типов «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1918). — Самара: Истфлот, 2006. — 116 с. — (Боевые корабли мира). — ISBN 978-5-98830-018-9.
- Апальков Ю. В. ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу. — Приложение к журналу «Моделист-конструктор». — М. — 32 с. — («Морская коллекция» № 3(9)/1996).
- Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
- Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote (нем.). — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.
- Gary Staff. GERMAN BATTLESHIPS 1914-18 (2) Kaiser, Konig and Bayern classes. — Osprey Publishing Ltd, 2009. — 48 p. — (NEW VANGUARD). — ISBN 978-1-84603-468-8.
- Siegfried Breyer. Die Schlachtschiffe der Koenig Klasse. — Friendbereg, 1994. — 52 p. — (Marine-Arsenal). — ISBN 3-7909-0505-4.