Линейные корабли типа «Кёниг»

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Линейные корабли типа «Кёниг»
König-Klasse
Проект
Страна
Операторы
Предшествующий тип тип «Кайзер»
Последующий тип тип «Байерн»
Годы постройки 1911—1914
Годы в строю 1914—1919
Построено 4
В строю Затоплены в Скапа-Флоу
Потери 4
Основные характеристики
Водоизмещение 25 390 т нормальное
29 200 т полное
Длина 175,4 м
Ширина 29,5 м
Осадка 8,3 м
Бронирование главный пояс: 80—350 мм
траверсы: 130—300 мм
палуба: 20—30+60—100
башни ГК: 80—300 мм
барбеты ГК: 80—300 мм
каземат ПМК: 170 мм
командирская рубка: 170—350
Двигатели 15 котлов типа Шульц-Торникрофта;
3 турбины типа Парсонса
Мощность 31 000 л.с.
Движитель 3 винта
Скорость хода 21 узел максимальная
12 узлов экономическая
Дальность плавания 6800 миль на 12 узлах
4600 миль на 19 узлах
Экипаж 1136 человек
Вооружение
Артиллерия 5×2 — 305-мм/50
14×1 — 150-мм/45
6×1 — 88-мм/45
Зенитная артиллерия 4×1 — 88-мм/45
Минно-торпедное вооружение 5 × 500-мм подводных ТА

Линейные корабли типа «Кёниг» (нем. König-Klasse) — серия германских линейных кораблей 1910-х годов. Последний и наиболее совершенный тип германских линкоров, успевших вступить в строй достаточно рано, чтобы принять существенное участие в боевых действиях Первой мировой войны. Корабли последней построенной серии, типа «Байерн», принятые на вооружение в 1916 году, в боях почти не использовались. Конструктивно линкоры типа «Кёниг» представляли собой дальнейшее развитие типа «Кайзер» и отличались впервые введённым на германских дредноутах линейно-возвышенным расположением башен главного калибра. Помимо этого, за счёт увеличения водоизмещения более чем на 1000 тонн по сравнению с предшественниками, на линкорах типа «Кёниг» была вновь усилена броневая защита. Однако по огневой мощи они уступали современным им британским линкорам типа «Айрон Дюк» с 343-мм артиллерией, и тем более последующим линкорам, вооружённым 381-мм орудиями.

Всего в 19111914 годах было построено четыре линкора типа «Кёниг»: первые три — в рамках кораблестроительной программы 1911/1912 годов и четвёртый — по программе 1912—1913 годов. Как и другие типы германских дредноутов, существенной модернизации за годы войны корабли типа «Кёниг» не подвергались, за исключением увеличения максимального угла возвышения орудий главного калибра с 13,5° до 16°. Помимо этого, в годы войны два из их зенитных орудий и все 88-мм противоминные орудия были демонтированы.

В годы Первой мировой войны все линкоры типа «Кёниг» входили в состав Флота открытого моря и активно использовались во всех его боевых операциях. В ходе Ютландского сражения «Гроссер Курфюрст», «Маркграф» и особенно «Кёниг» получили серьёзные повреждения от огня британских линкоров. Кроме того в ходе операции «Альбион» два линкора получили лёгкие повреждения от мин. Тем не менее, все четыре корабля оставались в строю до конца войны. После капитуляции Германии линкоры типа «Кёниг» были интернированы Великобританией и вместе с другими кораблями Флота открытого моря, затоплены своими экипажами в Скапа-Флоу на Оркнейских островах в 1919 году.

Конструкция

Схема линкора типа «Кёниг»

Корабль с удлинённым полубаком, пятью расположенными по ДП башенными установками артиллерии главного калибра, из них в носовой и кормовой оконечности по две линейно-возвышенные, четырнадцатью казематными орудиями среднего калибра в средней части корабля, лёгкой артиллерией в передней надстройке, двумя бронированными боевыми рубками, непрерывным нижним броневым поясом от кормовой поперечной броневой переборки до форштевня, верхним броневым поясом от кормового барбета до носового, бронированным казематом и бронированной палубой, расположенной выше и ниже конструктивной ватерлинии.

Вооружение

Главный калибр составляли десять 305-мм орудий 30.5cm SK L/50 C/08 с длиной ствола 50 калибров[1]. Орудия оснащались клиновым затвором системы Круппа. Они располагались в установках образца 1909 года Drh.LC/1909, с углом склонения −8° и углом возвышения 13,5 °. После cражения у Доггер-банки, ещё в 1915 году[2] углы были изменены на −5,5° и +16 ° соответственно. Заряд состоял из двух частей — основного в латунной гильзе и дополнительного в шелковом картузе. До подачи в боевое отделение башни дополнительный заряд находился в латунном пенале. Общий вес порохового заряда составлял 125,5 кг. При угле возвышения в 13,5° он обеспечивал 405,5 кг бронебойному снаряду начальную скорость в 855 м/с и дальность 18 000 м[3], при 16 ° 20 400 м[4][2][5]. Максимальная скорострельность — три выстрела в минуту. Общий боекомплект состоял из 900 снарядов — по 90 снарядов на ствол[1].

Противоминная артиллерия состояла из четырнадцати 150-мм орудий 15 cm/45 SK L/45 с длиной ствола 45 калибров в казематах. Орудия размещались в палубной установке Mpl.C/06 с ручным заряжанием. Угол склонения орудий составлял −8°, а возвышения +16°. Максимальная дальность стрельбы составляла 16 800 м. Общий боекомплект состоял из 2240 снарядов — по 160 снарядов на ствол[1].

Представители

Название Верфь Закладка Спуск на воду Вступление в строй Судьба
«Кёниг»
König
верфь флота в Вильгельмсхафене октябрь 1911 1 марта 1913 10 августа 1914 затоплены в Скапа-Флоу 21 июня 1919
«Гроссер Курфюрст»
Grosser Kurfürst
Vulcan, Гамбург октябрь 1911 5 мая 1913 30 июля 1914
«Маркграф»
Markgraf
Weser, Бремен ноябрь 1911 4 июня 1913 1 октября 1914
«Кронпринц»
Kronprinz
Germaniawerft, Киль май 1912 21 февраля 1914 8 ноября 1914

В ходе эксплуатации они оказались несколько быстроходнее дредноутов типа «Кайзер», а «Гроссер Курфюрст», возможно, можно считать среди них самым быстроходным, в связи с тем что, в Ютландском сражении он обогнал «Кёниг», развив скорость хода 24 узла.

Оценка проекта

«Нью-Йорк»[6]
Флаг США
«Кайзер»[7]
Германия
«Айрон Дюк»[8]
«Дерфлингер»[9]
Германия
«Кёниг»[1]
Германия
Год закладки 1911 1909 1912 1912 1911
Год ввода в строй 1914 1912 1914 1914 1914
Водоизмещение нормальное, т 27 432 24 724 25 400 26 600 25 390
Полное, т[прим. 1] 28 820 27 000 30 032 31 200 29 200
Тип СУ ПМ ПТ ПТ ПТ ПТ
Мощность, л. с. 28 100 28 000 29 000 63 000 31 000
Полная скорость, узл. 21 21 21,25 26,5 21
Максимальная, узл. 21,13 21,7—23,1 21,5-22,0 25,5-26,5 21,2-21,3
Дальность, миль (на ходу, узл.) 7684 (12) 3800 (18)
7900 (12)
4500 (20)
8100 (12)
5600 (14) 6800 (12)
Бронирование, мм
Пояс 305 350 305 300 350
Палуба 35—63 60—100 45—89 50—80 60—100
Башни, лоб 356 300 279 270 300
Барбеты 254 300 254 260 300
Рубка 305 350 279 300 350
Схема размещения вооружения
Вооружение 5×2 356/45
21×1×127/51
4 ТА
5×2×305/50
14×1×150/45
8×1×88
5 ТА
5×2×343/45
12×152-мм/45
4×1 47-мм
4 ТА
4×2×305/50
12×1×150/45
4×1×88
4 ТА
5×2×305/50
14×1×150/45
4×1×88
5 ТА

Примечания к таблице

  1. Для британских и американских кораблей в источниках водоизмещение даётся в длинных тоннах, поэтому оно пересчитано в метрические тонны

Примечания

Литература

  • В. Б. Муженников. Линейные корабли типов «Кайзер» и «Кёниг» (1909—1918). — Самара: Истфлот, 2006. — 116 с. — (Боевые корабли мира). — ISBN 978-5-98830-018-9.
  • Апальков Ю. В. ВМС Германии 1914-1918. Справочник по корабельному составу. — Приложение к журналу «Моделист-конструктор». — М. — 32 с. — («Морская коллекция» № 3(9)/1996).
  • Conway's All The Worlds Fighting Ships, 1906—1921 / Gray, Randal (ed.). — London: Conway Maritime Press, 1985. — 439 p. — ISBN 0-85177-245-5.
  • Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815—1945. Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote (нем.). — Bernard & Graefe Verlag, 1982. — 180 p. — ISBN 978-3763748006.
  • Gary Staff. GERMAN BATTLESHIPS 1914-18 (2) Kaiser, Konig and Bayern classes. — Osprey Publishing Ltd, 2009. — 48 p. — (NEW VANGUARD). — ISBN 978-1-84603-468-8.
  • Siegfried Breyer. Die Schlachtschiffe der Koenig Klasse. — Friendbereg, 1994. — 52 p. — (Marine-Arsenal). — ISBN 3-7909-0505-4.