Кросс-платформенная пересадка

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Схема организации движения на станции «Каширская» Московского метрополитена (2 тип) в 1995-2019 годах
Схема действующего движения на станции «Московская» Нижегородского метрополитена (2 тип)

Кросс-платформенная пересадка — пересадка с одного направления движения на другое в метрополитене или на железнодорожном транспорте, осуществляемая переходом на другую сторону той же платформы, а не переходом на другую станцию или платформу. Как правило, при такой организации движения в пересадочный узел входят две платформы, на каждую из которых прибывают поезда разных линий, движущиеся приблизительно в одном направлении.

Существует два основных типа таких пересадок (для пересечения двух линий):

Схема пересадки 1 типа
  • Одной линии принадлежат оба «левых» пути, а другой — оба «правых». При таком исполнении на каждой из линий при следовании в одном направлении платформа находится справа по ходу поезда, а в другом — слева. Первой такой станцией в СССР был «Технологический институт» в Ленинграде, где такой переход действует с 1961 года. В Москве примером таких переходов являются пересадки на станциях «Китай-город», «Третьяковская», а также «Петровско-Разумовская».
  • Одной линии принадлежат центральные пути, а другой — боковые. В Москве так реализованы пересадки на «Каширской», «Парке Победы» и «Кунцевской» (в трёхпутном исполнении).

Также кросс-платформенная пересадка существует и на железных дорогах: например, направление Московского железнодорожного узла с Большим кольцом МЖД имеют общие пересадочные станции, и на станциях стыкования, когда, например, по одну сторону платформы стоит электропоезд постоянного тока, по другую — переменного (хотя такая пересадка формально невозможна, так как для неё требуется покупка отдельного билета в кассе).

Россия

Московский метрополитен

Петербургский метрополитен

Нижегородский метрополитен

Австрия

Венский метрополитен

  • «Лэнгенфельдгассе» (1989 год, линии U4 и U6, краткие пересадки при поездках «запад—север», «юг-центр» и обратно)
  • «Шоттенринг» (1980 год, линии U2 и U4, краткие пересадки с тупикового среднего пути на конечной станции линии U2 на оба направления линии U4 и обратно; ликвидирована при продлении линии U2 в 2008 году)

Великобритания

Лондонский метрополитен

Германия

Гонконг

Система кросс-платформенной пересадки между станциями «Тиу-Кенг-Ленг» и «Яу-Тонг» в Гонконге

Испания

Китай

Система пересадок на станциях «Улица Чжуннань» и «Площадь Хуншань» в Ухане

Уханьский метрополитен

  • Оригинальная система пересадок (сходная с имеющейся в Гонконге) будет организована между 2-й и 4-й линиями метро в Ухане. Две линии идут в одном туннеле под улицей Чжуннань, имея две общих станции; при этом взаимное расположение путей 2-й линии меняется с обычного правостороннего на левостороннее на одной из этих станций («Площадь Хуншань»). Таким образом пассажиры могут осуществить кросс-платформенную пересадку в любом направлении ценой проезда одной лишней станции.

Тайбэйский метрополитен

Система мультикросс-платформенной пересадки в Тайбэе между станциями «Мемориальный зал Чан Кайши», «Гутин», «Дунмэнь» и «Симэнь»

(будущее)

Нидерланды

Португалия

Румыния

Сингапур

  • «Сити-холл» (EW13/NS25) (1988 год, пересадка с 1989 года, линии «Север—юг» и «Восток—запад», краткая пересадка с поездов линии «Север—юг», прибывающих с северной части линии, на поезда линии «Восток—запад», следующие в восточном направлении, и обратно)
  • «Раффлз-плейс» (EW14, NS26) (1988 год, пересадка с 1989 года, линии «Север—юг» и «Восток—запад», краткая пересадка с поездов линии «Север—юг», прибывающих с северной части линии, на поезда линии «Восток—запад», следующие в западном направлении, и обратно)
  • «Джуронг-ист» (EW24, ES1) (1988 год, пересадка с 1989 года, линии «Север—юг» и «Восток—запад», краткая пересадка с тупикового среднего пути на конечной станции линии «Север—юг» на оба направления линии «Восток—запад» и обратно)
  • «Тана-мера» (EW4) (1989 год, пересадка с 2003 года, линия «Восток—запад» и ответвление в аэропорт Чанги, краткая пересадка с тупикового среднего пути на конечной станции ответвления в аэропорт на оба направления основной линии «Восток—запад» и обратно).

США

Нью-Йоркский метрополитен

На многих станциях Нью-Йоркского метрополитена имеются кросс-платформенные пересадки между экспресс-маршрутами, идущими с более редкими остановками, и локальными маршрутами, идущими с более частыми остановками по другим путям той же линии. Выше перечислены только те станции, где кросс-платформенная пересадка организована между поездами разных линий.

Чикагский метрополитен

  • «Howard» (Чикагский метрополитен) — пересадки с красной (и фиолетовой в рабочие дни в час пик) на жёлтую линию (Skokie Swift).
  • «Belmont» и «Fullerton» (Чикагский метрополитен) — пересадки с коричневой (и фиолетовой в рабочие дни в час пик) на красную линию.

Бостонский метрополитен

Таиланд

Скайтрейн (Бангкокский надземный метрополитен)

  • «Сайам» (1999 год, линии Силом и Сукхумвит, краткие пересадки при поездках «север—юг», «запад—восток» и обратно).

Франция

Парижский метрополитен

Лилльский метрополитен

Швеция

Стокгольмский метрополитен

  • «Слуссен» (1957 год, Зелёная и Красная линии, краткие пересадки при поездках «юго-запад—запад», «север—юг» и обратно)
  • «Гамла стан» (1957 год, Зелёная и Красная линии, краткие пересадки при поездках «юго-запад—запад», «север—юг» и обратно)
  • «Т-Сентрален» (1957 год, Зелёная и Красная линии, краткие пересадки при поездках «юго-запад—юг», «запад—север» и обратно).