Кашина, Мария Капитоновна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Мария Капитоновна Кашина
Имя при рождении Мария Капитонова
Дата рождения 1855(1855)
Дата смерти 29 сентября (12 октября) 1916(1916-10-12)
Род деятельности предприниматель
Супруг Михаил Матвеевич Кашин (1840—1897)

Мари́я Капито́новна Ка́шина (1855, Ярославская губерния — 29 сентября (12 октября) 1916, Нижний Новгород) — нижегородская предпринимательница, пароходовладелица, прототип героини пьесы Максима Горького «Васса Железнова».

Семья

Родилась в 1855 году (точная дата рождения неизвестна) в крестьянской семье. Девичья фамилия и место рождения неизвестны (возможно, в районе Рыбинска). Систематического образования не получила, как и все крестьянки того времени. Вышла замуж за крестьянина Михаила Матвеевича Кашина (1840 — 20.06.1897 ст. ст.) примерно в 1873 году.

Бизнес

Пароходство Кашина

Пароходство Кашина было основано в 1870-х годах в Нижнем Новгороде, куда прибыл ярославский крестьянин Михаил Кашин, который до реформы 1861 года был крепостным. Еще живя у помещика, его отец Матвей Аввакумович Кашин сумел сколотить капитал, достаточный для постройки его сыном в компании с неким Константиновым буксирного парохода «Манифест». Вскоре Михаил Кашин продал свою долю компаньону и заказал на заводе Тета в Перми пассажирский пароход «Аввакум», названный в честь деда.

С этим пароходом Михаил Кашин начал курсировать между Нижним Новгородом и Пучежем, Нижним Новгородом и Исадами, заходя иногда в Унжу на обслуживание рабочих-плотовщиков. Кашин был и владельцем, и капитаном, и приказчиком, а на берегу — пристанщиком. Услугами пароходства Кашина пользовалась невзыскательные классы: едущие на заработки мастеровые, крестьяне с товарами на рынок, богомольцы и странники. На тюках, ящиках и прямо на полу пассажиры и сидели, и спали, и принимали пищу. «Аввакум» возил на 5 копеек (в ценах 2020 года — 150 RUB) дешевле других пароходов, поэтому популярность ему среди малообеспеченных классов была обеспечена.

К 1891 году Михаил Кашин стал купцом первой гильдии. Во главе флотилии его пароходов стоял двухтрубный «Мария», названный в честь супруги. Среди других судов выделялся буксирно-пассажирский пароход «Михаил Кашин», который весной работал на Нижней Волге, а на время Нижегородской ярмарки перегонялся на маршрут Нижний Новгород — Казань. Другие суда, поменьше, названы были также в честь детей и родственников («Анюта», «Михаил», «Матвей», «Анна», «Аввакум»).

С самого начала супружеской жизни Мария Капитоновна помогала мужу: работала кассиром и ревизором на пароходе. Постепенно, с расширением дела, она стала вникать во все подробности, фактически встав на равных с мужем в семейном бизнесе. К 1895 году в семье подрастало четверо детей: Вера, Анна, Михаил и Павел[1].

Постепенно пароходные дела для Михаила Кашина отошли на второй план. Все ночи напролёт он просиживал в притонах, развратничал, пристрастился к картам и иногда за несколько часов терял тысячи рублей (в ценах 2020 года — миллионы рублей). Однажды он проиграл небогатому купцу Кожебаткину свой пароход «Маруся». Зная вкусы заказчика, сводни часто приводили к подвыпившему Кашину малолетних девиц.

В 1895 году в возрасте 55 лет Михаил Матвеевич Кашин был привлечён к уголовной ответственности за растление малолетних, но до суда не дожил — умер от застарелой болезни. Суд состоялся лишь в 1897 году, когда Кашина не было в живых.

Пароходство Кашиной

Мария Капитоновна тут же взяла в свои руки управление пароходством. При ней открывались новые линии, строились пароходы, арендовались дополнительные участки под пристани, о чём свидетельствует, например, «Дело Нижегородской ярмарочной конторы о предоставлении пароходству М. К. Кашиной отведённого ей участка на Сибирской пристани в 1900 году».

Пароходство имело ежедневную линию Рыбинск — Казань и четыре отправления в неделю между Казанью и Пермью, обслуживаемые 8 первоклассными легкопассажирскими пароходами. На ежедневных линиях Нижний — Кострома, Нижний — Исады — Лысково и Рыбинск — Тверь ходили пароходы меньших размеров. Кроме того, с открытием москворецких шлюзов устраивалась срочная товарная линия Нижний — Москва.

Фрахт и такса на проезд у Кашиной были дешевле, чем у других крупных пароходств. С 1906 года суда М. К. Кашиной пошли в Москву-реку. Полного расцвета пароходство достигло в 1900-е годы, работая одновременно на Каме и Волге. К 1900 году флот Кашиной насчитывал 9 пароходов: 2 пассажирских, 5 товаро-пассажирских, 1 буксиро-товаро-пассажирский и 1 буксиро-пассажирский. Устаревшие суда своевременно заменялись новыми, и в начале 1910-х годов было построено 4 крупных парохода: «Матрёна» (1903), «Григорий», «Харитина» (1904), «Вера» (1905). Все пароходы были оборудованы современными компаунд-машинами мощностью в 90, 100, 120, 150 номинальных сил. В это же время было выстроено несколько мелких пароходов для коротких линий местного сообщения.

Тем не менее с течением времени начались неудачи. Трудные навигации 1909—1910 годов привели к тому, что целый ряд судоходных предприятий ликвидировали свои дела. У Марии Капитоновны за недоимки были описаны три парохода («Мария», «Надежда», «Аввакум») на сумму 50 тысяч рублей (в ценах 2020 года — около 150 млн RUB). Но это не спасло положение. Здоровье её серьёзно пошатнулось, а сыновья Михаил и Павел, получив университетское образование, оказались неспособны заниматься столь хлопотным делом. Пароходство пришлось продать. Объединённая корпорация судовладельцев, в которую вошли «Кавказ и Меркурий» и «Восточное общество товарных складов», в 1913 году купила Кашинское пароходство за 1 305 000 рублей (в ценах 2020 года — около 4 млрд RUB). После этого события семейных частных компаний на Волге и Каме больше не осталось, пришло время крупной, коллективно-акционерной собственности. Мария Капитоновна Кашина прожила ещё три года и умерла в сентябре 1916 года в возрасте 59 лет.

Похоронены Кашины на Казанском кладбище, их могилы утеряны при уничтожении и застройке кладбища корпусами общежитий НГТУ.

Жизнь в Нижнем Новгороде

Дом М. К. Кашиной. Надстроен в советское время двумя этажами (отличаются размером оконных проёмов). Национализирован в 1917 г.

Описание дома, принадлежавшего Марии Капитоновне (современный адрес — улица Варварская, 10):

«Дом каменный, двухэтажный. Крыт железом на два ската. Мерою: по Варварской улице восемь сажен и по Малой Печерской улице двенадцать сажен. В верхнем этаже одна квартира, состоящая из девяти комнат, прихожей, коридора и кухни. В нижнем этаже такая же квартира с тем же количеством комнат».

На первом этаже её дома квартира сдавалась внаём многодетной семье Устиновых, переселившейся в 1915 году из Москвы, по рассказам которой «Васса Железнова спускала маленьким детям конфеты на ниточке со второго этажа». Всё имущество М. К. Кашиной после смерти в 1916 году было оценено в 378 535 рублей 35 копеек (около 1 млрд рублей в ценах 2020 года). Его унаследовали дети Марии Капитоновны.

Кашины принимали участие и в общественной жизни города, активно занимались благотворительностью. В частности, когда в 1887 году было открыто речное училище, значительную сумму на его содержание предоставляли различные общества и частные лица, имевшие близкое отношение к судоходству, в том числе и чета Кашиных. Позднее, в 1901 году, Мария Капитоновна давала деньги на содержание убежища для призрения бедных детей Общества вспомоществования бедным.

Пьеса Горького

Максим Горький в своей пьесе усилил трагический конец Михаила Кашина: драматург описал, что капитан Железнов принял яд по настоянию жены, чтобы спасти семью от позора.

В начале первого акта своей пьесы «Васса Железнова» Горький дает описание комнаты, в которой главная героиня проводит большую часть дня: «Большой рабочий стол, перед ним лёгкое кресло с жёстким сиденьем, несгораемый шкаф, на стене обширная, ярко раскрашенная карта верхнего и среднего течения Волги — от Рыбинска до Казани».

Будучи человеком неординарным, имея жёсткий, требовательный характер, Мария Капитоновна не была обойдена вниманием недругов и конкурентов, рассказы и сплетни о её судьбе широко распространялись. Многие за глаза называли её «стервой», которая ради выгоды своего предприятия может пойти и на нелицеприятные поступки. В документах упоминается и такой факт из её жизни. 20 октября 1907 года в сыскное отделение полиции Нижнего Новгорода явился некто Вениамин Прокофьев Крупин, житель города Сарапула. Он заявил, что 12 октября на него пал жребий убить пароходовладелицу Кашину, для чего он прибыл в Нижний Новгород. То ли Каму не поделили пароходчики-конкуренты, то ли ещё где-то властная «Кашиха» переступила им дорогу, но сарапульский посланник усовестился убивать женщину и явился с повинной в полицию. Таким образом, покушение не состоялось.

Максим Горький, создавая пьесу «Васса Железнова», описывал жизнь русского купечества на основе наблюдений, путешествуя по городам Поволжья: Самаре, Перми и Нижнему Новгороду. Он изобразил свою героиню человеком сильным, волевым, талантливым, умным, «убеждённым в незыблемости основ, на которые она опиралась, строя благополучие своей семьи».

Примечания

  1. ЦАНО. Метрическая книга Варварской церкви Н. Новгорода за 1891 год: «У купца первой гильдии Михаила Матвеевича Кашина и его жены Марии Капитоновны родился 26 февраля сын Павел. 3 марта крещён. Крёстные восприемники: купец Николай Петрович Сергеев и жена надворного советника Елизавета Николаевна Фиалковская»

Ссылки