Ошибка (рассказ)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ошибка
Жанр рассказ
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 1895
Издательство Русская мысль

«Ошибка» — рассказ Максима Горького, написанный в 1895 году и впервые опубликованные в журнале «Русская мысль». Рассказ основан на реальных событиях из жизни Горького, когда он в 1891 году дежурил вместе с товарищами у постели заболевшего Г. Читадзе.

Сюжет

В начале рассказа перед нами предстаёт Кирилл Иванович Ярославцев — «сельский учитель не у дел»[1], работающий статистом. Мысли его были гнетущи: «Окрашивая всё в тёмный цвет, сырые и холодные, точно осенние тучи, они оставляли за собой на душе ржавчину тоски и тупого равнодушия ко всему».[1] Видно и то, что у нашего героя паранойяльные мысли: «Кириллу Ивановичу казалось, что вот появится нечто суровое и торжествующее, появится, станет у дивана и, грозя, ехидно скажет…».[1]

Данную картину резко обрывает появление его коллеги по прозвищу Минорный, который просит нашего героя пойти подежурить у их товарища Кравцова, который сошел с ума и ждет госпитализации. В мыслях нашего героя образ Кравцова выглядет как «человека среднего роста, сухого, угловатого, нервного, с чёрными, всегда вздрагивавшими усами и с горящим, блуждающим взглядом миндалевидных чёрных же глаз…всё лицо говорившего перекашивалось и принимало мучительно острое выражение напряжённого желания проникнуть куда-то недосягаемо для других, глубоко, и постичь что-то непостижимое никому».[1] Наш герой соглашается подежурить у постели больного, который ему стал интересен. «А вдруг он стал теперь гением?.. Ведь было доказано, что гении — сумасшедшие»[1] — думает Ярославцев.

Когда наш герой заходит в квартиру, то отмечает хаос в комнате и мирно спящего Кравцова. Кравцов, когда просыпается, сначала обвиняет его в шпионаже, а после рассказывает свою гениальную идею про будку всеобщего спасения всех «людей в плену у жизни, которые хотели быть героями, а стали статистиками и учителями». И мы понимаем, что наш герой пропал: «Кирилл давно уже поднял голову и стал перед койкой на колени, всё обнимая ноги Кравцова. Теперь он закинул голову немного назад и с восхищением смотрел в лицо больного, не отрываясь ни на секунду от него».[1]

Когда же Минорный вместе с доктором Ляховым приходят утром забрать пациента, то Ярославцев восклицает, что Кравцов гениален и считать его сумасшедшим оскорбительная ошибка. В больницу забрали и Кравцова, и Ярославцева.

Образы главных героев

  • Образ Ярославцева:

Автор не даёт ни внешнего описания героя, ни возраста, лишь только открывает завесу его дум. Автор меняет обращение к герою переходя с Кирилла Ивановича в начале к Кириллу к концу рассказа, тем самым указывая, что, рассудок взрослого человека затмевается детскостью. К конце рассказа он это подчеркивает сравнением: «всхлипывая, как ребёнок», «бледною улыбкой больного ребёнка»[1]. Наш герой из взрослого учителя трансформируется в ребёнка-ученика. Трансформацию вмете с героем претерпевают и его глаза: улыбка уходит из них, как только он догадывается, что и в нём видят сумасшедшего: он смотрит куда-то в угол, а глаза его названы «мертвыми».

  • Образ Кравцова:

Автор выдаёт нам портрет Кравцова глазами Ярославцева: среднего роста с черными усами и густыми бровями, с горящим взглядом «черных миндалевидных глаз»[1], ершистыми волосами. Описание это предстает отстраненным, равнодушным, а интерес зажигает именно его сумасшествие. Но Ярославцев пока испытывает страх: боится видеть перекошенное лицо, боится слышать непонятные речи. Описание мимики Кравцова и вправду вызывает страх: «В разговоре он иногда удерживал одну бровь — левую, прижимая её длинным пальцем левой же руки; это не мешало другой брови всползать к волосам, и тогда всё лицо говорившего перекашивалось и принимало мучительно острое выражение напряжённого желания проникнуть куда-то недосягаемо для других, глубоко, и постичь что-то непостижимое никому. Глаза же в это время метали искры, и в них было целое море не то тоски, не то мучительного восторга».[1] Пока ещё Ярославцев не проникается идеей Кравцова он сравнивает того с образом крысолова, который «стоял на берегу реки и играл на своей дудочке, а к нему со всех сторон бежали крысы и мыши».[1] С определённого момента и наш герой услышал дудочку учителя-крысолова и хочет её слышать снова и снова: «Говорите, учитель!»[1] Вот такой учитель-обманщик предстает перед нами.

Критика

Современный исследователь О. Ю. Шум пишет так: «Рассказ Максима Горького „Ошибка“ не отличался счастливой судьбой. Критики-современники писателя поспешили определить произведение в ряд историй о сумасшедших и недоумевали, зачем он был написан. В литературоведении позднейшего времени можно обозначить две точки зрения, с которых интерпретировали это произведение. Одна связывала героев рассказа с ницшеанством, согласно другой-данное горьковское произведение повествует о представителях прогрессивной интеллигенции, готовой вступить на путь революционной борьбы».[2]

О понимании же самого названия О. Ю. Шум пишет: «В исследовательской литературе отмечена полисемантичность названия рассказа „Ошибка“: ошибка в том, что одного сумасшедшего отправили дежурить у постели другого; ошибка в том, что „правильные слова Кравцова … считают безумными“; ошибка в том, что жизнь устроена так, что „такие слова произносит только безумный“. Хочется выдвинуть на первый план другой смысл: ошибку совершает Ярославцев, когда доверяется лжепророку Кравцову. В результате все возвышенное „ученичество“ Ярославцева превращается в фарс, как золото от дьявола — в черепки».[2]

Примечания

Ссылки