Рассказы 1922—1924 годов

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Рассказы 1922—1924 годов
Жанр цикл рассказов
Автор Максим Горький
Язык оригинала русский
Дата написания 19221924
Издательство Беседа
Verlag "Kniga"

«Рассказы 1922—1924 годов» — цикл рассказов Максима Горького, написанных в 19221924 годах. Частично цикл был опубликован в журнале «Беседа», отдельной книгой впервые опубликован берлинским издательством Kniga в 1925 году. В цикл входят рассказы «Отшельник», «Рассказ о безответной любви», «Рассказ о герое», «Рассказ об одном романе», «Карамора», «Анекдот», «Репетиция», «Голубая жизнь» и «Рассказ о необыкновенном».

В СССР цикл считался плодом «идейных заблуждений» писателя и влияния на него Достоевского. Рассказы из цикла публиковались крайне редко, а полностью он печатался только в составе собраний сочинений Горького. В сталинскую эпоху цикл замалчивался в литературоведении.

Сам Горький считал цикл подготовкой к работе над романом «Жизнь Клима Самгина».

История создания

Во время революции Горький публикует цикл статей «Несвоевременные мысли». После Октябрьской революции Горький обретает пессимистические настроения и уезжает за границу. 21 апреля 1923 года Горький писал Ромену Роллану: «Я хочу писать, много писать и не чувствую ни малейшего желания возвращаться в Россию. Я не мог бы писать, если бы вынужден был всё своё время тратить на то, чтоб непрерывно повторять: „Не убий“. Убийца всегда подлец, но когда он выполняет это в целях пропаганды, то он в сто крат подлее! А террор в России всё увеличивается»[1]. В это время Горький считает нужным поменять манеру письма: «я слишком увлекаюсь их внешней необычностью, и это делает меня рассказчиком, а не исследователем… тайн человеческой души, загадок жизни». В это время он сближается с модернистским направлением: в послереволюционных отмечают приёмы, близкие символизму, импрессионизму, экспрессионизму и авангарду[2][3]. Одним из первых результатов творческих поисков Горького становятся новые рассказы, которые он объединит в цикл «Рассказы 1922—1924 годов». Позже Горький напишет более традиционный роман «Дело Артамоновых», а эксперименты продолжит в повести «Сон» и романе «Жизнь Клима Самгина».

Окончательно замысел цикла рассказов оформился к концу 1923 года.

Уже перед изданием книги в письме Крючкову Горький напоминал о композиции цикла: «Пожалуйста: „Рассказ о необыкновенном“ — в конец книги, это совершенно необходимо, книга начинается „Отшельником“ и будет кончена убийством отшельника. Не забудьте об этом!»

25 марта 1928 г. он писал В. Я. Зазубрину: «„Рассказы 22—24-го гг.“— моя попытка обрить некоторую внутреннюю лохматость Горького и, в то же время, это — ряд поисков иной формы, иного тона для „Клима Самгина“,— работы очень трудной и ответственной. Лично для меня поиски эти я считаю очень полезными…»

Сюжет

«Отшельник».

«Рассказ о безответной любви».

«Рассказ о герое».

«Рассказ об одном романе».

«Карамора».

«Анекдот».

«Репетиция».

«Голубая жизнь».

«Рассказ о необыкновенном».

Цикл в СССР

В последующие годы критики и литературоведы почти не

обращались к «Рассказам 1922—1924 годов» вообще, к «Караморе» в частности. Лишь в самые последние годы, не отрицая, что на этой книге, так же как и па других, написанных Горьким в начале 1920-х годов, заметен отпечаток некоторых заблуждений, испытанных писателем на раннем этапе социалистической революции, — советские ученые раскрыли глубину содержания и художественные достоинства этих произведений Горького[4].

Тревогу по поводу происходящего в этом лагере почувствовал только

Горький: автор «Несвоевременных мыслей» понял, что «народ должен много потрудиться для того, чтобы приобрести сознание своей личности». В «Рассказах 1922–1924 гг.» он, продолжая традиции Достоевского и Короленко, стремится показать своеобразие личности независимо от ее социального положения, политических убеждений. Главным для писателя является интерес к необычному человеку, эстетизация его оригинальности, как, например, в послереволюционном рассказе «Карамора». Прослеживая путь героя от подвига к предательству, писатель раскрывает азартность и страстность натуры героя, чувство превосходства над людьми, безверие, стремление к власти, игру и любопытство как движущую силу его поступков, однако эта сторона советской литературы, в том числе и послеоктябрьского

творчества Горького, актуализирована лишь в последние десятилетия[5].

См. также

Примечания

  1. Время Горького и проблемы истории: Горький. Материалы и исследования. Выпуск 14. 2018, ИМЛИ РАН
  2. История русской литературы XX века. Первая половина [Электронный ресурс]: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. — 2014.
  3. Н. Н. Примочкина. Поэтика эксперимента: неоконченная повесть М. Горького «Сон». Дата обращения: 12 ноября 2021. Архивировано 6 ноября 2021 года.
  4. . — 1973.
  5. История русской литературы XX века. Первая половина [Электронный ресурс]: учебник: В 2 кн. – Кн. 1: Общие вопросы / Л.П. Егорова, А.А. Фокин, И.Н. Иванова и др.; под общ. ред. проф. Л.П. Егоровой. — 2014.

Ссылки