Калуга I

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Калуга-1»)
Станция
Калуга I
МуратовкаПлеханово
Московская железная дорога
Вокзал станции Калуга IВокзал станции Калуга I
Отделение ж. д. Московско-Смоленский
Дата открытия 1874 год[1]
Тип участковая
Классность 2
Количество платформ 5
Количество путей >10
Тип платформ 2 островных высоких, 2 островных низких, 1 боковая низкая
Форма платформ прямые
Прилегающие перегоны Азарово — Калуга I (2, пост.ток);
Калуга I — Перспективная (1, неэлектриф.)
Электрифицирована 1964
Ток постоянный 3Кв
Архитекторы А. М. Кулаевский, И. Е. Лион (гражданский инженер)
Выход к Вокзальной площади
скверу им. С. Туликова
Расположение Россия, город Калуга
Пересадка на А: 12, 29Л, 30Л
Тб: 1, 12
Мт: 1, 29, 31, 45, 83
Расстояние до Муратовки 15 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Плеханово 126 км Яндекс.Расписания
Расстояние до Москвы 191 км Яндекс.Расписания
Тарифная зона 19 (от Москвы-Киевской)

Калу́га I — железнодорожная станция Московской железной дороги, расположена в городе Калуге. Открыта в 1874 году.

Краткая характеристика

Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является участковой, по объёму работы отнесена ко 2 классу. Относится к Московско-Смоленскому региону Московской железной дороги.

Вокзал Калуга-1 — железнодорожный вокзал станции Калуга I. Входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов[2].

Станция Калуга-1 расположена к северу от центра города на ответвлении главного хода Киевского направления МЖД на хордовую линию Вязьма — Тула-1 Курская на участке Муратовка — Плеханово[3]. Московской железной дороги.

Главный ход линии в этом месте делает петлю, глубоко вдаваясь внутрь города. Участок от Калуги-1 до этой развязки двухпутный и электрифицированный (электрификация продолжается далее до станции в посёлке Полотняный Завод(контактная сеть демонтирована, вывозная работа осуществляется теплотягой), в другую сторону однопутный без электрификации.

История

Карта Калуги и окрестностей 1910-е годы
Сызрано-Вяземский вокзал 1890-е годы
Вокзал частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги. 1900-е годы

Железнодорожная станция Калуга открыта для пассажиров и перевозки грузов одновременно с запуском в эксплуатацию Ряжско-Вяземской железной дороги в 1874 году (позднее Сызрано-Вяземская). Торжественное открытие железнодорожного вокзала состоялось 15 (27) декабря 1874 года[1].

Калуга ушла в тень после того, как значение водных путей в торговле «к портам» упало, а в ней Калуга была «дирижером» с XVIII и до середины XIX века

Г. М. Лаппо «Города России. Взгляд географа»[4].

Железная дорога связала Калугу с городами: Варшава, Смоленск, Оренбург, Пенза, Сызрань и многими другими, что способствовало развитию торговли, сельского хозяйства и промышленности в регионе[5].

К 1883 году железнодорожная станция Калуга принимала уже около 70 000 пассажиров, было обработано более 2 700 000 пудов различных грузов[6]. В 1899 году открывается движение на частной (паевой) Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянской линии).

Развитие промышленности и торговли в городе и губернии требовало наличия разветвлённой сети магистральных железных дорог, которые бы связали город и губернию с промышленным центром и богатыми южными регионами.

После многочисленных ходатайств представителей от промышленников и купцов о скорейшем проведении к Калуге ветки от Брянской линии, — в 1901 году такая ветка была сдана в эксплуатацию паевым обществом частной Московско-Киево-Воронежской дороги, с использованием части пути казённой (государственной) Сызрано-Вяземской линии[7]. В том же году тем же обществом был построен железнодорожный вокзал, который сохранился до наших дней (Калуга I)[8].

Таким образом к 1902 году в городе функционировало 2 железнодорожных вокзала. Один относился к казённой (Сызрано-Вяземской) дороге, а второй, — к частной Брянской линии. В советское время здание первого — «Сызрано-Вяземского вокзала» было передано одному из заводов города. Здание сохранилось до наших дней, но сильно перестроено[9]. К своему вокзалу поезда частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту (разобран в 1963 году).

По утверждению калужского краеведа и архитектора И. Д. Белова: «Это был путепровод, который шел до рощи. Дело в том, что в Калуге, на улице Ленина, два вокзала находились рядом. Поезда приходили и на один вокзал, и на второй. Поэтому и построили мост, чтобы развести потоки. Когда-то по центру Калуги ходили паровозы с пассажирскими и товарными вагонами.

Город пересекали железнодорожные линии. И это, кстати, было очень неудобно. Мост построили где-то в 1900 году, когда появилась Московско-Киево-Воронежская железная дорога, а разобрали, когда пустили первый троллейбус. Там были четыре массивные опоры (фермы), так вот на две опоры потом поставили пушки, а ещё две так и остались стоять. Разобрать их было сложно, нужно эти опоры взрывать»[9].

С началом Первой мировой войны губернский центр Калуга становится крупным тыловым-эвакуационным центром воюющей империи. Санитарные потери на фронтах требовали эвакуации раненых и больных в тыловые районы.

20 августа (2 сентября1914 г. на станцию Калуга с фронта была доставлена первая партия, состоящая из 2 500 раненых и больных воинов Российской Императорской армии. Размещать первую партию пришлось в различных местах, включая здание вокзала, станционные постройки, частные дома.

В короткие сроки городской управе и военному управлению удалось развернуть в городе 4 госпиталя, доведя общее количество коек до 1900[10]. К концу 1914 года станция становится военно-эвакуационным пунктом «Москва 1-й» с основным направлением санитарной эвакуации на Москву[11].

Город оказался и в центре беженского потока. Беженцы следовали через Калужскую губернию и по Московско-Варшавскому шоссе вглубь страны. Первая партия зарегистрированных беженцев в количестве 601 человека прибыла на станцию Калуга 15 (28) июля 1915 года[12].

На средства и при содействии Татьянинского комитета, созданного по инициативе Великой княгини Татьяны Николаевны Романовой[13], ищущим убежища и другим пассажирам оказывалась продовольственная и медицинская помощь.

В здании вокзала были открыты врачебно-продовольственный пункт и «Особый Комитет из лиц, состоявших в благотворительных обществах и других лиц, главным образом — дам, для удовлетворения пищею прибывающих в поездах беженцев». Одновременно Губернским комитетом общества было учреждено Особое Бюро для снабжения беженцев проездными документами[12].

В годы Великой Отечественной войны станция имела стратегическое значение при обороне Москвы[14], проведении первой и второй Ржевско-Вяземской наступательных операций Красной Армии, Курской битвы, для большинства наступательных операций по разгрому противника на всём советско-германском фронте в 1942—1945 годах.

После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, городами области, Вязьмой и Тулой.

Пассажирское движение

Электропоезд ЭД4М-0451 «Экспресс» ЦППК на ст. Калуга-1
Рельсовый автобус РА2, сообщением Калуга-Ферзиково на платформе в ожидании пассажиров. 2016 г.
Тепловоз 2М62У-0002 на ст. Калуга-1. 2017 г.

Пассажирские платформы

На станции 5 пассажирских платформ. Две (№ 6 и 8) высокие, островные, у тупиковых путей, используемых обычно электропоездами. 2 низкие островные: одна (№ 7) у тупиковых путей, другая (№ 4) — у проходных путей, это самая длинная платформа на станции. Одна боковая низкая платформа у здания вокзала у проходного пути является продолжением платформы № 6. Над станцией — пешеходный мост. С него нет сходов к платформам.

Пригородное сообщение

Поскольку станция Калуга-1 расположена на ответвлении главного хода Киевского направления МЖД, принимает она в основном пригородные электропоезда от Москвы и Сухиничей (съезжают с главного хода между станциями Тихонова Пустынь и Горенская по ветви в направлении станции Муратовка) и пригородные дизель-поезда хордовой линии в направлении станций Вязьма и Тула I-Курская. Для поездов всех четырёх направлений станция является конечной.

Имеется прямое сообщение пригородными электропоездами с Москвой-Киевской (самая дальняя станция на этой линии, имеющая прямую связь с Москвой) и станцией Сухиничи-Главные, поэтому с точки зрения пригородного сообщения станцию Калуга I также иногда относят к Киевскому направлению. Время движения от Киевского вокзала около 3 часов 8 минут, от Сухиничей-Главных — около 2 часов. От Москвы курсирует 13-14 пар поездов в сутки (из них 5 — экспрессы), от Сухиничей-Главных — 5 пар в сутки. Обслуживают линию пассажирские электропоезда ЭД4М.

В направлении Тулы и Вязьмы ежедневно курсирует несколько пар рельсовых автобусов РА2.

Также имеется 1 вечерняя пара поездов сообщением до станции Кресты, расположенной на Большом кольце МЖД — до станции Бекасово I поезда следуют в направлении Москвы по главному ходу, а дальше съезжают на кольцо.

С 2021 года регулярно курсируют электропоезда-экспрессы РЭКС (Калуга-1 — Москва Киевская) в фирменной сине-голубой окраске. Время в пути около 2 часов 30 минут. Покупка билета на экспрессы РЭКС возможна в кассах по продаже билетов или мобильном приложении «РЖД Пассажирам».

О тарифных зонах, правилах проезда на пригородных поездах, годовых и месячных абонементах можно узнать на официальном сайте перевозчика[15].

Дальнее следование

Через станцию Калуга-1 курсирует несколько пар пассажирских поездов дальнего следования до Адлера, Анапы, Ейска и Льгова. Все они имеют продолжительную остановку на станции, во время которой производится смена локомотива.

От Калуги-1 до Москвы-Киевской поезда следуют на электрической тяге (ЧС7), а до Тулы или Узловой — на тепловозной (2ТЭ10М или ТЭП70БС). Тяговые плечи обслуживают локомотивные бригады ТЧЭ-18 имени Ильича ТЧЭ-36 Новомосковск и ТЧЭ-14 Елец-Северный.

Основные направления

Страна Пункт назначения
Россия1 Москва, Адлер, Анапа, Ейск, Льгов, Сухиничи, Тула, Тёмкино, Вязьма, Ферзиково, Алексин

1 — В связи с распространением коронавирусной инфекции некоторые поезда могут быть отменены[16].

Перевозчики и расписание

Перевозчик Дистанция Расписание
Российские железные дороги (ФПК) Дальнее следование РЖД
Центральная пригородная пассажирская компания Межрегиональное и пригородное сообщение ЦППК

Ускоренное движение

Дистанция Остановки Протяжённость Время в пути Тип поезда Вагонов
Калуга 1 Москва
 Киевский вокзал
Малоярославец, Обнинское, Балабаново, Нара 191 км 2 ч. 30 мин. ЭД4М, ЭП2Д
РЭКС
11

Городской общественный транспорт

От привокзальной площади станции Калуга-1 отправляются автобусы междугородних, городских и пригородных маршрутов, троллейбусы и маршрутные такси. Имеется стоянка легковых такси.

См. Интерактивная карта движения наземного транспорта города Калуги, остановки, планирование маршрута online.

Коммерческие операции, выполняемые на станции

  • (Б) — Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.
  • (§ 1) — Приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
  • (§ 3) — Приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
  • (§ 4) — Приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.
  • (§ 5) — Приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3(5) и 5,5 (6) т на станциях
  • (§ 8) — Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на станциях
  • (§ 10) — Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 (30) и 30 т на станциях[17].

Достопримечательности

На железнодорожной станции 1 сентября 1972 года открыт памятник паровозу в честь 100-летия Калужского железнодорожного узла. Представляет собой переднюю четвертую часть локомотива Су−214-33.

См. также

Примечания

  1. 1,0 1,1 Архангельский, Архангельский, 1981, с. 201.
  2. Структурные подразделения — ДЖВ. Дата обращения: 2 июля 2014. Архивировано 11 мая 2016 года.
  3. Тарифное руководство № 4. Калуга I. Дата обращения: 8 июля 2017. Архивировано 28 января 2021 года.
  4. Лаппо, 2012, с. 81.
  5. Вусович, 1886, с. 212.
  6. Вусович, 1886, с. 216.
  7. Дьяконов, 1912.
  8. Журавлёв, 1907.
  9. 9,0 9,1 По улицам Калуги ходили поезда, 2007.
  10. Белова, 2011, с. 132.
  11. Белова, 2011: «Приложение 13.».
  12. 12,0 12,1 Комитет Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий: 14 сент. 1914 г. - янв. 1916 г, 1916, с. 116.
  13. Матвеева, 2004, с. 54, 57, 71.
  14. Шапошников, 2006, с. 380, 391, 539.
  15. Официальный сайт Центральной ППК. Дата обращения: 7 сентября 2017. Архивировано 16 мая 2013 года.
  16. Коронавирус. Информация для наших клиентов. официальный сайт. РЖД (30 апреля 2021). Дата обращения: 8 мая 2021. Архивировано 31 мая 2021 года.
  17. Станция Калуга I в Тарифном руководстве № 4, 2021.

Литература

Публицистика

Ссылки

Перейти к шаблону «Вязьма — Ряжск» 
Вязьма — Ряжск
Москву-Смоленскую
(Смоленское направление МЖД)
на Ржев, Лихославль
(линия Лихославль—Вязьма)
ТЧЭ-41 «Вязьма-Сорт.»
243,1
260,0
Вязьма
=3кВ
~25кВ
на Смоленск, Красное
(Смоленское направление МЖД)
3,1
3 км
4,8
5 км
6,6
Вязьма-Брянская
на Занозную, Фаянсовую
(линия Вязьма—Брянск)
10,4
11 км
быв. обход Вязьмы
14,0
Пыжёвка
17,2
18 км
21,6
22 км
25,5
Исаково
30,6
Жижало
35,3
36 км
38,8
39 км
42,3
Засецкая
52,8
Тёмкино
57,0
57 км
Сиоленский регион МЖД
Московско-Смол. р-н МЖД
р. Воря
Смоленская область
Калужская область
63,4
Угрюмово
69,0
69 км
74,8
Износки
77,0
77 км
81,0
81 км
83,3
84 км
86,4
Кошняки
94,8
Ульшино
101,5
Мятлевская
108,0
108 км
112,6
Костино
122,2
Говардово
128,7
Полотняный Завод
нет
=3кВ
132,7
Шаня
132,7
136 км
139,3
Пятовская
141,7
142 км
145,3
146 км
М3 «Украина»
на Москву-Киевскую
(Киевское направление МЖД)
147,8
148 км
на Брянск, Сухиничи
(Киевское направление МЖД)
149,3
Муратовка
152,8
Садовая
159,5
Азарово
164,4
24,0
Калуга I
=3кВ
нет
168,0
168 км
170,1
Перспективная
173,9
174 км
177,9
Стопкино
182,6
183 км
184,9
185 км
187,3
Желябужская
192,4
193 км
197,6
Перерушево
206,6
Ферзиково
214,0
214 км
Калужская область
Тульская область
216,8
217 км
Московско-Смол. р-н МЖД
Тульский регион МЖД
222,8
Средняя
225,9
Сады (224 км)
227,7
Энергетик
232,0
232 км
233,7
Алексин
237,4
Колюпаново (238 км)
244,0
Рюриково
255,6
Суходол
264,2
Тесницкое
271,0
Малахово
274,1
275 км
280,0
Обидимо
283,7
Некрасово
Сухиничи-Узловые
М2 «Крым»
290,5
176,1
Плеханово
нет
=3кВ
ПМС-55 «Плеханово»
294,5
193,2
Тула-1 Курская
линии ППЖТ АО «Штамп»
297,4
Тула-Вяземская
303,6
Криволучье
на ОАО «Тулачермет»
308,6
309 км
314,0
313 км
на ОАО «Тулачермет»
314,9
Присады
317,7
318 км
321,3
Шат
328,5
Шварц
330,2
Оболенское
337,9
Дедилово
на шахты, Узловую III
на Маклец, Ожерелье
(линия Москва — Донбасс)
343,0
220,0
Узловая II
Депо
348,2
224,5
Узловая I
35,0М
на Ефремов, Елец
(линия Москва — Донбасс)
351,0
Руднево
на шахты
357,8
24,6
Бобрик-Донской
на Урванку, Маклец
(Новомосковское кольцо)
на шахты
364,0
Гранки
разрез «Ушаковский»
на шахты
374,1
Кимовск
на шахты
380,0
Водбольское
387,0
Львово
 
5
о.п. 6 км
10
о.п. 10 км
19
о.п. Овчаровка
24
ст. Казановка
392,6
393 км
на шахты
399,0
Клекотки
410,0
Миллионная
422,0
422 км
247,2
Кремлёво
423,7
Павелец-Сызранский
430,6
431 км
435,0
Лазинка
443,4
Вослебово
на шахты, ОАО «СААЗ» и др.
(сеть Скопинского ППЖТ)
449,7
Скопин
455,0
Брикетная
463,1
464 км
471,1
Желтухино
на в/ч 86741
479,0
Говорово
491,5
Ряжск I Парк Г
494,6
313,0
Ряжск I
316,0
Ряжск II
319,0
320,0