Калуга I
Станция | |
Калуга I | |
---|---|
Муратовка — Плеханово | |
Московская железная дорога | |
Отделение ж. д. | Московско-Смоленский |
Дата открытия | 1874 год[1] |
Тип | участковая |
Классность | 2 |
Количество платформ | 5 |
Количество путей | >10 |
Тип платформ | 2 островных высоких, 2 островных низких, 1 боковая низкая |
Форма платформ | прямые |
Прилегающие перегоны |
Азарово — Калуга I (2, пост.ток); Калуга I — Перспективная (1, неэлектриф.) |
Электрифицирована | 1964 |
Ток | постоянный 3Кв |
Архитекторы | А. М. Кулаевский, И. Е. Лион (гражданский инженер) |
Выход к |
Вокзальной площади скверу им. С. Туликова |
Расположение | Россия, город Калуга |
Пересадка на |
А: 12, 29Л, 30Л Тб: 1, 12 Мт: 1, 29, 31, 45, 83 |
Расстояние до Муратовки | 15 км |
Расстояние до Плеханово | 126 км |
Расстояние до Москвы | 191 км |
Тарифная зона | 19 (от Москвы-Киевской) |
Калу́га I — железнодорожная станция Московской железной дороги, расположена в городе Калуге. Открыта в 1874 году.
Краткая характеристика
Входит в Московско-Смоленский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Московской дирекции управления движением. По основному применению является участковой, по объёму работы отнесена ко 2 классу. Относится к Московско-Смоленскому региону Московской железной дороги.
Вокзал Калуга-1 — железнодорожный вокзал станции Калуга I. Входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов[2].
Станция Калуга-1 расположена к северу от центра города на ответвлении главного хода Киевского направления МЖД на хордовую линию Вязьма — Тула-1 Курская на участке Муратовка — Плеханово[3]. Московской железной дороги.
Главный ход линии в этом месте делает петлю, глубоко вдаваясь внутрь города. Участок от Калуги-1 до этой развязки двухпутный и электрифицированный (электрификация продолжается далее до станции в посёлке Полотняный Завод(контактная сеть демонтирована, вывозная работа осуществляется теплотягой), в другую сторону однопутный без электрификации.
История
Железнодорожная станция Калуга открыта для пассажиров и перевозки грузов одновременно с запуском в эксплуатацию Ряжско-Вяземской железной дороги в 1874 году (позднее Сызрано-Вяземская). Торжественное открытие железнодорожного вокзала состоялось 15 (27) декабря 1874 года[1].
Калуга ушла в тень после того, как значение водных путей в торговле «к портам» упало, а в ней Калуга была «дирижером» с XVIII и до середины XIX века
— Г. М. Лаппо «Города России. Взгляд географа»[4].
Железная дорога связала Калугу с городами: Варшава, Смоленск, Оренбург, Пенза, Сызрань и многими другими, что способствовало развитию торговли, сельского хозяйства и промышленности в регионе[5].
К 1883 году железнодорожная станция Калуга принимала уже около 70 000 пассажиров, было обработано более 2 700 000 пудов различных грузов[6]. В 1899 году открывается движение на частной (паевой) Московско-Киево-Воронежской железной дороге (Брянской линии).
Развитие промышленности и торговли в городе и губернии требовало наличия разветвлённой сети магистральных железных дорог, которые бы связали город и губернию с промышленным центром и богатыми южными регионами.
После многочисленных ходатайств представителей от промышленников и купцов о скорейшем проведении к Калуге ветки от Брянской линии, — в 1901 году такая ветка была сдана в эксплуатацию паевым обществом частной Московско-Киево-Воронежской дороги, с использованием части пути казённой (государственной) Сызрано-Вяземской линии[7]. В том же году тем же обществом был построен железнодорожный вокзал, который сохранился до наших дней (Калуга I)[8].
Таким образом к 1902 году в городе функционировало 2 железнодорожных вокзала. Один относился к казённой (Сызрано-Вяземской) дороге, а второй, — к частной Брянской линии. В советское время здание первого — «Сызрано-Вяземского вокзала» было передано одному из заводов города. Здание сохранилось до наших дней, но сильно перестроено[9]. К своему вокзалу поезда частной Московско-Киево-Воронежской железной дороги подъезжали по Брянскому мосту (разобран в 1963 году).
По утверждению калужского краеведа и архитектора И. Д. Белова: «Это был путепровод, который шел до рощи. Дело в том, что в Калуге, на улице Ленина, два вокзала находились рядом. Поезда приходили и на один вокзал, и на второй. Поэтому и построили мост, чтобы развести потоки. Когда-то по центру Калуги ходили паровозы с пассажирскими и товарными вагонами.
Город пересекали железнодорожные линии. И это, кстати, было очень неудобно. Мост построили где-то в 1900 году, когда появилась Московско-Киево-Воронежская железная дорога, а разобрали, когда пустили первый троллейбус. Там были четыре массивные опоры (фермы), так вот на две опоры потом поставили пушки, а ещё две так и остались стоять. Разобрать их было сложно, нужно эти опоры взрывать»[9].
С началом Первой мировой войны губернский центр Калуга становится крупным тыловым-эвакуационным центром воюющей империи. Санитарные потери на фронтах требовали эвакуации раненых и больных в тыловые районы.
20 августа (2 сентября) 1914 г. на станцию Калуга с фронта была доставлена первая партия, состоящая из 2 500 раненых и больных воинов Российской Императорской армии. Размещать первую партию пришлось в различных местах, включая здание вокзала, станционные постройки, частные дома.
В короткие сроки городской управе и военному управлению удалось развернуть в городе 4 госпиталя, доведя общее количество коек до 1900[10]. К концу 1914 года станция становится военно-эвакуационным пунктом «Москва 1-й» с основным направлением санитарной эвакуации на Москву[11].
Город оказался и в центре беженского потока. Беженцы следовали через Калужскую губернию и по Московско-Варшавскому шоссе вглубь страны. Первая партия зарегистрированных беженцев в количестве 601 человека прибыла на станцию Калуга 15 (28) июля 1915 года[12].
На средства и при содействии Татьянинского комитета, созданного по инициативе Великой княгини Татьяны Николаевны Романовой[13], ищущим убежища и другим пассажирам оказывалась продовольственная и медицинская помощь.
В здании вокзала были открыты врачебно-продовольственный пункт и «Особый Комитет из лиц, состоявших в благотворительных обществах и других лиц, главным образом — дам, для удовлетворения пищею прибывающих в поездах беженцев». Одновременно Губернским комитетом общества было учреждено Особое Бюро для снабжения беженцев проездными документами[12].
В годы Великой Отечественной войны станция имела стратегическое значение при обороне Москвы[14], проведении первой и второй Ржевско-Вяземской наступательных операций Красной Армии, Курской битвы, для большинства наступательных операций по разгрому противника на всём советско-германском фронте в 1942—1945 годах.
После войны было отремонтировано железнодорожное полотно, служебные и технические постройки. Возобновлено регулярное пассажирское сообщение с Москвой, городами области, Вязьмой и Тулой.
Пассажирское движение
Пассажирские платформы
На станции 5 пассажирских платформ. Две (№ 6 и 8) высокие, островные, у тупиковых путей, используемых обычно электропоездами. 2 низкие островные: одна (№ 7) у тупиковых путей, другая (№ 4) — у проходных путей, это самая длинная платформа на станции. Одна боковая низкая платформа у здания вокзала у проходного пути является продолжением платформы № 6. Над станцией — пешеходный мост. С него нет сходов к платформам.
Пригородное сообщение
Поскольку станция Калуга-1 расположена на ответвлении главного хода Киевского направления МЖД, принимает она в основном пригородные электропоезда от Москвы и Сухиничей (съезжают с главного хода между станциями Тихонова Пустынь и Горенская по ветви в направлении станции Муратовка) и пригородные дизель-поезда хордовой линии в направлении станций Вязьма и Тула I-Курская. Для поездов всех четырёх направлений станция является конечной.
Имеется прямое сообщение пригородными электропоездами с Москвой-Киевской (самая дальняя станция на этой линии, имеющая прямую связь с Москвой) и станцией Сухиничи-Главные, поэтому с точки зрения пригородного сообщения станцию Калуга I также иногда относят к Киевскому направлению. Время движения от Киевского вокзала около 3 часов 8 минут, от Сухиничей-Главных — около 2 часов. От Москвы курсирует 13-14 пар поездов в сутки (из них 5 — экспрессы), от Сухиничей-Главных — 5 пар в сутки. Обслуживают линию пассажирские электропоезда ЭД4М.
В направлении Тулы и Вязьмы ежедневно курсирует несколько пар рельсовых автобусов РА2.
Также имеется 1 вечерняя пара поездов сообщением до станции Кресты, расположенной на Большом кольце МЖД — до станции Бекасово I поезда следуют в направлении Москвы по главному ходу, а дальше съезжают на кольцо.
С 2021 года регулярно курсируют электропоезда-экспрессы РЭКС (Калуга-1 — Москва Киевская) в фирменной сине-голубой окраске. Время в пути около 2 часов 30 минут. Покупка билета на экспрессы РЭКС возможна в кассах по продаже билетов или мобильном приложении «РЖД Пассажирам».
О тарифных зонах, правилах проезда на пригородных поездах, годовых и месячных абонементах можно узнать на официальном сайте перевозчика[15].
Дальнее следование
Через станцию Калуга-1 курсирует несколько пар пассажирских поездов дальнего следования до Адлера, Анапы, Ейска и Льгова. Все они имеют продолжительную остановку на станции, во время которой производится смена локомотива.
От Калуги-1 до Москвы-Киевской поезда следуют на электрической тяге (ЧС7), а до Тулы или Узловой — на тепловозной (2ТЭ10М или ТЭП70БС). Тяговые плечи обслуживают локомотивные бригады ТЧЭ-18 имени Ильича ТЧЭ-36 Новомосковск и ТЧЭ-14 Елец-Северный.
Основные направления
Страна | Пункт назначения |
---|---|
Россия1 | Москва, Адлер, Анапа, Ейск, Льгов, Сухиничи, Тула, Тёмкино, Вязьма, Ферзиково, Алексин |
1 — В связи с распространением коронавирусной инфекции некоторые поезда могут быть отменены[16].
Перевозчики и расписание
Перевозчик | Дистанция | Расписание |
---|---|---|
Российские железные дороги (ФПК) | Дальнее следование | РЖД |
Центральная пригородная пассажирская компания | Межрегиональное и пригородное сообщение | ЦППК |
Ускоренное движение
Дистанция | Остановки | Протяжённость | Время в пути | Тип поезда | Вагонов | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Калуга 1 | ↔ | Москва Киевский вокзал |
Малоярославец, Обнинское, Балабаново, Нара | 191 км | 2 ч. 30 мин. | ЭД4М, ЭП2Д РЭКС |
11 |
Городской общественный транспорт
От привокзальной площади станции Калуга-1 отправляются автобусы междугородних, городских и пригородных маршрутов, троллейбусы и маршрутные такси. Имеется стоянка легковых такси.
Коммерческие операции, выполняемые на станции
- (Б) — Продажа билетов на все пассажирские поезда. Прием и выдача багажа не производятся.
- (§ 1) — Приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
- (§ 3) — Приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
- (§ 4) — Приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.
- (§ 5) — Приём и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 3,3(5) и 5,5 (6) т на станциях
- (§ 8) — Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 т на станциях
- (§ 10) — Прием и выдача грузов в универсальных контейнерах массой брутто 24 (30) и 30 т на станциях[17].
Достопримечательности
На железнодорожной станции 1 сентября 1972 года открыт памятник паровозу в честь 100-летия Калужского железнодорожного узла. Представляет собой переднюю четвертую часть локомотива Су−214-33.
См. также
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Архангельский, Архангельский, 1981, с. 201.
- ↑ Структурные подразделения — ДЖВ . Дата обращения: 2 июля 2014. Архивировано 11 мая 2016 года.
- ↑ Тарифное руководство № 4. Калуга I . Дата обращения: 8 июля 2017. Архивировано 28 января 2021 года.
- ↑ Лаппо, 2012, с. 81.
- ↑ Вусович, 1886, с. 212.
- ↑ Вусович, 1886, с. 216.
- ↑ Дьяконов, 1912.
- ↑ Журавлёв, 1907.
- ↑ 9,0 9,1 По улицам Калуги ходили поезда, 2007.
- ↑ Белова, 2011, с. 132.
- ↑ Белова, 2011: «Приложение 13.».
- ↑ 12,0 12,1 Комитет Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий: 14 сент. 1914 г. - янв. 1916 г, 1916, с. 116.
- ↑ Матвеева, 2004, с. 54, 57, 71.
- ↑ Шапошников, 2006, с. 380, 391, 539.
- ↑ Официальный сайт Центральной ППК . Дата обращения: 7 сентября 2017. Архивировано 16 мая 2013 года.
- ↑ Коронавирус. Информация для наших клиентов . официальный сайт. РЖД (30 апреля 2021). Дата обращения: 8 мая 2021. Архивировано 31 мая 2021 года.
- ↑ Станция Калуга I в Тарифном руководстве № 4, 2021.
Литература
- Архангельский А. С., Архангельский В. А. Железнодорожные станции СССР : Справочник. — М. : Транспорт, 1981. — Т. 1. — С. 201. — 368 с. — 100 000 экз.
- Белова И. Б. Первая мировая война и российская провинция. 1914 - февраль 1917 г. — М.: АИР0-XXI, 2011. — 316 с. — ISBN 978-5-91022-164-6.
- Вусович А. М. Калужская губерния. Курс родиноведения = Калужская губернія. КурсЪ родиновѣдѣнія. — Калуга: Типография А. М. Михайлова, 1886. — С. 87—88. — 95, 4 с., 1 л. карт с.
- Журавлёв А. Отдел VII. Пути сообщения, почта, телеграф, телефон // Свод постановлений Калужского губернского земского собрания за 40 лет, со 2 декабря 1865 года по 23 марта 1905 г. / Сост. А. Журавлев при участии А. М. Семенова, С. И. Гречанинова и др. лиц.. — Калуга: тип. Губ. зем. упр., 1907. — С. 459—591. — XXXI, 1000 с.; 24. с.
- Комитет Ея Императорского Высочества Великой Княжны Татьяны Николаевны по оказанию временной помощи пострадавшим от военных бедствий: 14 сент. 1914 г. - янв. 1916 г / Вступительная статья Великой Княжны Татьяны Николаевны. — Петроград: Государственная типография, 1916. — Т. 1. — С. 116. — 510 с.
- Лаппо Г. М. Города России. Взгляд географа. — М.: Новый хронограф, 2012. — С. 81. — 503 с. — (Социальное пространство). — ISBN 978-5-94881-151-2.
- Матвеева Н. Л. Благотворительность и императорская семья в годы Первой мировой войны. — М.: Изд.-во МГОУ, 2004. — 189 с. — ISBN 5-7045-0591-0.
- Мирославский И. Я. Ряжско-Вяземская железная дорога // Памятная книжка Калужской губернии на 1885 год / Под ред. Тимоховича. — Калуга: Типография губернского правления, 1885. — V, 148, XLIII, 231 с.
- План города Калуги / копировал техник Дьяконов. — Калуга: Губернская типо-литография, 1912. — 1 к.: 1 цв., текст; 60x82 см с.
- Шапошников Б. М.. Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 16 ноября 1941 г. - 31 января 1942 г.. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2006. — С. 380, 391, 539. — 864 с. — (Неизвестные войны). — 3000 экз. — ISBN 5-9578-3068-2.
Публицистика
- По улицам Калуги ходили поезда // «Комсомольская правда – Калуга» : портал. — 2007. — 7 ноября.
Ссылки
- mzd.rzd.ru — официальный сайт Московской железной дороги
- kaluga-1.dzvr.ru — официальный сайт железнодорожного вокзала ст. Калуга-1
- Тарифное руководство №4 . Совет по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (14 сентября 2021). Дата обращения: 15 сентября 2021.
- Перечни станций, коды АСУЖД (ЕСР), тарифные расстояния, линиии и участки железных дорог . Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ (сентябрь 2021). Дата обращения: 15 сентября 2021.
- Интерактивная карта движения пригородных поездов с вокзалов города Москвы . ОАО «Центральная ППК». Дата обращения: 15 сентября 2021.