Перейти к содержанию

Тоннелепроходческий комплекс

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Макет тоннелепроходческой машины, использовавшейся при строительстве Готардского базисного тоннеля.

Тоннелепроходческий комплекс (также тоннелепроходческая машина, тоннелепроходческий механизированный комплекс, ТПМК) — общее название различных агрегатов, предназначенных для прокладывания тоннелей, с круглым поперечным сечением. Существуют машины для различных типов поверхности — от твёрдого камня до песка.

Тоннелепроходческий комплекс выполняет механизированное разрушение забоя, отгрузку разрушенной породы, возведение крепи. К числу тоннелепроходческих комплексов относятся механизированные проходческие щиты, проходческие комбайны, тоннельные комплексы. Существуют тоннелепроходческие комплексы для сооружения тоннелей с монолитной прессбетонной обработкой стен, машины (щиты) для строительства тоннелей из труб, микрощиты, а также щитовые комплексы для открытых работ. Применение подобных машин обладает преимуществом перед буровзрывным способом тем, что не слишком затрагивает окружающий грунт и позволяет скорее добиться ровных стенок будущего тоннеля. Недостатком, в свою очередь, является их высокая стоимость и трудности с транспортировкой к месту работ[1].

Первый работающий тоннелепроходческий щит был применён в 1825 году: его разработал Марк Брюнель для строительства тоннеля под Темзой, однако изначально он предполагался для прокладки тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге — проект предлагался в 1814 году, но был отклонён Александром I[2]. В США первая подобная машина была построена в 1853 году, хотя первое успешное использование подобной машины относится к 1952 году[3]. Самой большой по диаметру тоннелепроходческой машиной (19,25 метра) должен был стать проходческий щит, заказанный для строительства тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге[4], однако в 2012 году от проекта отказались.

В плывунных неустойчивых грунтах при значительном давлении грунтовых вод используются проходческие комплексы с растворонагнетанием («Гидропригруз», «Slurry Shield»). В таких комплексах в призабойную часть под давлением до десятков атмосфер нагнетается бентонитовый раствор, позволяющий поддерживать забой неподвижным даже в самых тяжёлых плывунных почвах. Измельчённая порода отводится вместе с бентонитом по трубопроводу, затем в специальном сепарационном устройстве она отделяется от бентонита, который возвращается в процесс разрушения забоя[5].

Фотогалерея

См. также

Примечания

  1. Kolymbas, Dimitrios. Tunelling and tunnel mechanics: a rational approach to tunnelling (неопр.). — Springer-Verlag, 2005. — С. 444. — ISBN 3-540-25196-0.
  2. Редакция журнала Наука и жизнь. ТУННЕЛЬ ЛОНДОНСКОЙ ПОДЗЕМКИ СНАЧАЛА ПРОЕКТИРОВАЛСЯ ДЛЯ ПЕТЕРБУРГА. www.nkj.ru. Дата обращения: 2 июля 2022. Архивировано 13 августа 2020 года.
  3. Green, Amanda Just Keep Digging: A Brief History of Tunnels. Popular Mechanics. Дата обращения: 21 января 2014. Архивировано 24 января 2014 года.
  4. TBM o rekordowej średnicy dla rosyjskiego tunelu Orłowskiego (18 августа 2011). Дата обращения: 4 ноября 2012. Архивировано 1 ноября 2012 года.
  5. Мала гірнича енциклопедія. В 3-х т. / За ред. В. С. Білецького. — Донецьк: Донбас, 2004. — ISBN 966-7804-14-3.