Иоанн Тобольский
Иоанн Тобольский | |
---|---|
Имя в миру | Иоанн Максимович Васильковский |
Рождение | Нежин, Войско Запорожское |
Смерть | Тобольск, Русское царство |
Почитается | в Православной церкви |
Канонизирован(а) | в 1916 году |
В лике | святителей |
Главная святыня | мощи в Покровском соборе Тобольского кремля |
День памяти | 10 (23) июня |
Труды | ряд богословских сочинений |
Подвижничество | миссионерская и просветительская деятельность |
Иоа́нн Тобо́льский (в миру Иван Макси́мович Васильковский, либо Иван Максимо́вич; декабрь 1651 года, Нежин, Нежинский полк, Войско Запорожское, Речь Посполитая — 10 [21] июня 1715, Тобольск, Русское царство) — епископ Русской православной церкви, с 1697 года — архиепископ Черниговский и Новгород-Северский, с 1711 года митрополит Тобольский и всея Сибири. Известен своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума — прообраза духовных семинарий; автор многочисленных поэтических сочинений.
Прославлен в лике святителей 10 (23) июня 1916 года (последняя канонизация синодальной эпохи в Русской православной церкви); память в тот же день — 10 (23) июня. В день памяти святителя с 1984 года совершается празднование в честь всех сибирских святых. Память святителя Иоанна совершается также в третью неделю по Пятидесятнице, в день празднования Собора Галицких святых и 20 сентября (3 октября) в Соборе Брянских святых.
Жизнеописание
Ранние годы, монашество
Иоанн родился в декабре 1651 году в городе Нежине в семье шляхтича Максима Васильковского (прозвище произошло от города Василькова[1]), который позднее переехал в Киев, арендовал мельницы и земли у Киево-Печерской лавры и стал известен своими пожертвованиями на строительство многих киевских храмов[2]. Иоанн был старшим ребёнком в семье и, как прочие десять сыновей, получил свою фамилию Максимович от имени своего отца (этим объясняется совпадение отчества и фамилии)[3]. Мать Иоанна звали Евфросинией. Семья Максимовичей-Васильковских была под прямой протекцией гетмана Ивана Мазепы.
Согласно генетическим исследованием одного из потомков Максима Васильковского — род Максимовичей принадлежит к Y-гаплогруппе R1a-YP616 (подветка R1a-L260), которая распространена среди западных и восточных славян (наиболее среди жителей современной Польши).[4][5]
О детских и юношеских годах жизни Иоанна сведения не сохранились. В автобиографическом сочинении «Путник» об этом периоде своей жизни он только сообщает, что «от юности моея многое множество книг собрах и содержах яко драгое богатство»[6]:31. В 1668—1675 годах он обучался в Киево-Могилянской академии и по её окончании был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1675 году, вскоре после окончания академии, принял в Киево-Печерской лавре монашеский постриг с именем в честь святителя Иоанна Златоуста от архимандрита Иннокентия (Гизеля). Благодаря своим богословским познаниям и проповедническим талантам Иоанн был назначен лаврским проповедником, должность которого занимал до 1680 года. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) рукоположил Иоанна в сан иеромонаха[7].
В 1677 году в составе делегации украинского духовенства Иоанн ездил в Москву с просьбой о помощи в связи с военным вторжением Османской империи на заднепровскую Украину (см. Русско-турецкая война (1676—1681)). В столице он был принят царём Фёдором Алексеевичем. Результатом прошения стало направление на Украину войска и предоставление царём киево-печерским монахам Свенского монастыря в окрестностях Брянска[1]. В 1680—1690 годы Иоанн ещё несколько раз посещал Москву по церковным делам.
В 1680 году Иоанн был назначен экономом Киево-Печерской лавры[8], а 1681 году наместником Свенского монастыря[7], куда переселились монахи в связи с набегами турок на Киев. Во время управления монастырем активно вводил порядки церковного богослужения и ношения облачений, характерные для Киевской митрополии (украинского православия), чем вызвал массовые протесты и переселение местных монахов. Оттуда в середине 1695 года Черниговским архиепископом Феодосием, видевшим в нём своего преемника[1], он был переведён в Елецкий Успенский монастырь Чернигова. Феодосий ходатайствовал о возведении Иоанна в сан архимандрита, чин поставления состоялся в 1696 году в Москве[8].
Архиерейство в Чернигове
После смерти святителя Феодосия 24 ноября 1696 года решением рады Иоанн Максимович был избран черниговским архиереем. В Москву была направлена грамота от имени гетмана Ивана Мазепы с прошением к царю и патриарху о посвящении кандидата. 10 января 1697 года Патриархом Московским Адрианом в Успенском соборе Московского Кремля Иоанн был хиротонисан во епископа Черниговского с возведением в сан архиепископа[9]. В ставленной грамоте Иоанну было дано право совершать богослужения в саккосе, а царь своей грамотой подтвердил права черниговской кафедры на её имения[1].
Сразу после назначения на кафедру архиепископ Иоанн, по поручению патриарха Адриана, начал оказывать поддержку иеромонаху Димитрию (Туптало) (святитель Димитрий Ростовский), работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых». В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Во время голода в епархии в 1697—1698 годах Иоанн дал указание монастырям вести благотворительную деятельность, имена благотворителей он повелел включать в монастырские синодики.
В 1700 году в Чернигове Иоанном был основан Коллегиум (славяно-латинская школа для обучения не только детей духовенства, но и дворян, мещан и казаков[10]), наподобие Киевской академии. Благодаря уровню подготовки учеников школа получила широкую известность и фактически стала первой семинарией в России. По её образцу позднее стали открываться духовные семинарии в других епархиях[11]. Иоанном была открыта также типография в Болдинском Троицком монастыре. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.
Пребывая на черниговской кафедре, Иоанн встречался с царём Петром I; житие сообщает, что он предрёк ему победу над шведами[3]:3. После перехода гетмана Ивана Мазепы на сторону шведов Иоанн участвовал в выборах нового гетмана, а 12 ноября 1708 года в Троицком соборе города Глухова Иоанн, по приказу Петра I, вместе с митрополитом Киевским Иоасафом и епископом Переяславским Захарием совершил литургию и молебен, после чего «предал вечному проклятию Мазепу и его приверженцев»[12]. Вскоре архиепископ Иоанн стал объектом следствия по обвинению в переписке с опальным гетманом Мазепой[7]. Сторонниками Петра І схвачен казак, при котором были найдены тайные письма Мазепы к Иоанну и ряду других сторонников Петра I (глуховскому атаману Карпеке, сотнику Туранскому и князю Святополк-Четвертинскому). После расследования, проведённого по приказу царя, Иоанн был оправдан[1].
Период жизни Иоанна в Чернигове был и периодом его литературно-богословской деятельности (см. ниже перечень его трудов). В это время он также установил контакты с афонскими монастырями (сохранилась его архиерейская грамота в Пантелеимонов монастырь, свидетельствующая об оказании Иоанном материальной помощи его монахам[11]), монастырями Иерусалима и Синайским монастырём.
С пребыванием Иоанна на Черниговской кафедре связывается начало почитания святителя Феодосия, которому Иоанн приписывал своё исцеление от тяжёлой болезни[7]. Иоанн, находившийся в горячке и дошедший до полного изнеможения, обратился с молитвой к Феодосию и в видении получил от него указание — «Служи завтра и будешь здоров»[13]. На утро Иоанн отслужил литургию и был здоров. После выздоровления Иоанн поместил над гробницей Феодосия в Болдинском монастыре его живописное изображение и стихотворную похвалу со словами: «з света того в катедре остави тогожде Иоанна на архиерействе»[13][14]. Позднее им были написаны тропарь и кондак святителю Феодосию.
Тобольская митрополия
В январе 1711 года Пётр Великий грамотой вызвал архиепископа Иоанна в Москву. В столице святитель поселился в Донском монастыре, где местоблюститель патриаршего престола Стефан (Яворский) вручил ему царский указ о назначении его на Тобольскую кафедру. 28 февраля Иоанн был возведён в сан митрополита. Несмотря на высокий сан и обширную епархию, это назначение было фактической ссылкой, причиной которой послужило недоверие к Иоанну со стороны московского правительства и его прямой конфликт с князем Александром Меншиковым. В одном из имений князя в Черниговской епархии был построен храм, князь сам назначил дату его освящения и потребовал прибытия в указанный день архиепископа Иоанна. Но святитель возразил, что назначение даты — дело архиерея, а не князя, и освятил храм в выбранный им самим день. В ответ на такие действия Иоанна Меншиков, затаивший обиду, выхлопотал у царя назначение святителя на Сибирскую кафедру[15]. Церковное предание сообщает, что когда Иоанну стало известно о причине его перевода в Сибирь, то он пророчески произнёс: «Да, далеко мне ехать, но он будет ещё дальше меня»[3]:3 (пророчество связывают с опалой и ссылкой Меньшикова в город Берёзов, расположенный севернее Тобольска). По другой версии, причиной возведения Иоанна в митрополиты была положительная реакция Петра I на написанный им «Синаксарь» о Полтавской битве[16].
Поездка в Сибирь заняла несколько месяцев. В дороге Иоанн писал силлабическими стихами автобиографический дневник «Путник», предназначенный для оставленной в Чернигове паствы. Иоанн прибыл в Тобольск 14 августа 1712 года по Иртышу на дощанике, посетил Знаменский монастырь и вновь вернулся на судно. На следующий день в праздник Успения состоялся его торжественный вход в город, где в Софийско-Успенском соборе он отслужил литургию и вступил в управление епархией[3]:4. В делах управления у Иоанна вначале не оказалось помощников — викарный епископ Варлаам (Коссовский) ещё в 1710 году уехал в Москву и отказывался возвращаться обратно. Иоанн выбрал несколько клириков, которым предоставил права в области хозяйственного управления и церковного суда. Ими стали архимандрит Селенгинского Троицкого монастыря Мисаил, архимандрит Якутского Спасского монастыря Феофан и архимандрит Енисейского Спасского монастыря Илларион (Лежайский).
Вверенная Иоанну Тобольская епархия и Сибирская митрополия нуждалась в миссионерской деятельности, за которую он активно взялся. Поддержку в этом митрополиту Иоанну оказывал сибирский генерал-губернатор князь Матвей Гагарин. Миссионеры были направлены к остякам, вогуличам и другим сибирским народам. По свидетельству этнографа Г. И. Новицкого, митрополит Иоанн смог обратить в христианство одного из «князьков кошитских юрт», бывшего мусульманином, а также окрестил более 300 его соплеменников[17].
В 1714 году в Пекин под руководством архимандрита Иллариона (Лежайского) Иоанном была направлена духовная миссия[11]. Официальной задачей миссии было удовлетворение духовных нужд живших в Пекине албазинцев (потомков пленных русских казаков), но, кроме этого, она должна была вести христианскую проповедь, собирать материалы о Китае и оказывать содействие дипломатам[7]. Направление в Пекин духовной миссии было личной инициативой митрополита Иоанна: «Тобольский митрополит… имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун»[18].
Особо Иоанн поддерживал, в том числе и собственными средствами, славяно-латинскую школу, основанную в 1703 году в Тобольске его предшественником митрополитом Филофеем (Лещинским). Для неё из Киева и Чернигова им были приглашены преподаватели. В школе обучались дети не только русских переселенцев, но и коренных народов Сибири. По замечанию агиографа: «едино у него увеселение было — писать душеполезные сочинения»[19]. В этот период им был выполнен перевод на русский язык сочинения немецкого монаха Иеремии Дрекселя «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей» (ранее существовал лишь перевод на церковно-славянский язык). Книга была напечатана в 1714 году в Чернигове в типографии, открытой Иоанном ещё в период его архиепископства.
Митрополит Иоанн активно развивал строительство храмов, в том числе каменных. Только в 1713 году им было завершено строительство церкви Спаса Нерукотворного (начато в 1709 году), начата постройка нового архиерейского дома, освящена церковь Николая Чудотворца с приделом в честь Вознесения Господня у городских стен[20]. Храмы возводились и в местах проживания коренных сибирских народов, обращаемых миссионерами святителя Иоанна в христианство. Иоанн активно занимался благотворительностью, к концу его жизни в Тобольске существовало около двадцати богаделен.
Смерть и погребение
9 июня 1715 года Иоанн отслужил литургию, а затем устроил трапезу для духовенства и нищих, за которой сам прислуживал гостям. После удалился в свои покои, в которых на следующее утро был обнаружен умершим в молитвенном положении на коленях перед Ильинской Черниговской иконой Божией Матери[7]. Тело святителя долгое время не предавали земле, ожидая возвращения из миссионерской поездки митрополита Филофея, который должен был возглавить погребение. Иоанн был погребён с отпеванием по монашескому чину в деревянном приделе Софийского собора в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Над его надгробием, вероятно, святителем Антонием (Стаховским), была помещена стихотворная надпись. Икона Богородицы, перед которой Иоанн молился перед смертью, была помещена в алтаре придела и стала почитаться чудотворной под именем Тобольский образ Божией Матери[7].
В 1741 году деревянный придел по причине ветхости был разобран, и могила Иоанна Максимовича оказалась под открытым небом у северной стены собора[21]. В 1753 году почитатели святителя собрали пожертвования и восстановили придел, освятив его во имя Иоанна Златоуста, небесного покровителя митрополита. Могила Иоанна располагалась у правой стены алтаря, над ней установили резное надгробие и портрет святителя.
В начале XIX века в приделе появилась трещина, идущая от свода к могиле. Для проведения реставрационных работ тобольский архиепископ Евгений (Казанцев) в 1826 году направил в Синод запрос, на который поступило следующее указание: «Переложить останки митрополита Иоанна в новый гроб и перенести на другое место, но в том же алтаре …и без огласки»[22]. 5 сентября того же года могила была раскопана, и в гробу были обнаружены неистлевшие клобук и мантия, покрывающие останки[3]:4. Не раскрывая их, а протянув под ними полотно ткани, их переложили в новый гроб и закрыли пеленой, гроб обвязали шнуром и скрепили архиерейской печатью. При участии городского духовенства гроб перенесли в новую могилу в левой части алтаря у жертвенника, в неё поместили также доски от старого гроба и сверху установили деревянное надгробие.
В 1844 году на деньги купца Н. Ф. Мясникова над могилой Иоанна был установлен мраморный памятник в форме столба, увенчанного митрой с крестом, омофором. Его обнесли чугунной решеткой с памятной доской. Рядом с этим надгробием установили другой мраморный памятник с портретом святителя Иоанна, украшенным серебром и драгоценными камнями[7]. В 1868 году придел был перестроен, и место погребения Иоанна оказалось внутри основного пространства собора.
Почитание и прославление
С 1798 года в памятной книге собора записывались бывшие от гроба святителя чудеса[3]:5. С 1879 года в день смерти святителя в Тобольске стал ежегодно совершаться торжественный крестный ход. В 1891 году епископ Тобольский и Сибирский Иустин (Полянский) сделал распоряжение:
…в Иоанно-Златоустовском приделе в течение года, кроме великих постов, на всё будущее время неотложно совершаемы были Божественные литургии, с поминовением Святителя Иоанна за упокой и панихидами по нём. Да сопричтет его Господь Бог к лику святых угодников Своих, и молитвами его помилует и спасёт нас грешных, почитателей святой памяти его![23]
Распоряжение было помещено в рамку и повешено у окна рядом с гробницей митрополита Иоанна. На памятник святителю епископ Иустин возложил также медный венок с крестом. В 1892 году на гробницу митрополита для чтения богомольцами положили издание переведённого им «Илиотропиона». В 1900 году вместо мраморного надгробия по распоряжению епископа Антония (Каржавина) была сооружена серебряная рака с позолоченной сенью, на её крышке поместили образ Иоанна Златоуста.
Тобольский скандал
Тобольский епископ Варнава (Накропин) был сторонником скорейшей канонизации святителя. Он в 1913 году в связи с приближающимся двухсотлетием со дня смерти Иоанна от имени съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии направил в Святейший Правительствующий Синод и императору Николаю II ходатайство о канонизации митрополита Иоанна. В ответ Синодом было рекомендовано провести освидетельствование останков Иоанна и изучить сообщения о чудотворениях по молитвам к нему.
Епископ Варнава, исполняя указание Синода, 16 октября 1914 года вместе с комиссией поднял из склепа останки святителя, сменил на них облачение и переложил в специально приготовленную раку. В процессе переноса комиссия освидетельствовала останки, и было заявлено о их нетлении[24]:
Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открытопочивающих святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других.
В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Святейшем синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных сорока случаях чудесной помощи по молитвам к святителю Иоанну. Священный синод счёл сообщение Варнавы недостаточным и принял решение произвести необходимое для канонизации расследование. Его поручили провести митрополиту Иркутскому Серафиму, который при своём посещении Тобольска осмотрел останки Иоанна и опросил прихожан[25].
В августе 1915 года после принятия императором Николаем II звания Верховного главнокомандующего епископ Варнава направил ему поздравительную телеграмму с прошением разрешить прославить Иоанна Тобольского. Ответ императора был противоречив: «Пропеть величание можно, прославить нельзя»[26] (величание не прославленным в лике святых не поют). Варнава 27 августа поздним вечером при многочисленном собрании народа совершил молебен у раки Иоанна, но пел тропари святителю Иоанну Златоусту с припевом «Святителю, отче Иоанне, моли Бога о нас» и только на отпусте явно помянул Иоанна Тобольского[26]. По такой же схеме в последующие дни началось регулярное служение молебнов.
Известие о случившемся дошло до Синода, Варнаву вызвали в Петроград. На допросе перед членами Синода он вёл себя резко, заявил, что «он совершил канонизацию по указанию свыше», и, несмотря на требование не покидать столицу, вернулся в Тобольск. Синод принял решение признать совершённое Варнавой прославление Иоанна недействительным и уведомить об этом тобольского архиерея и его паству[26]. Однако данное решение Синода не было утверждено императором, он дал поручение «зимней сессии Синода пересмотреть это решение, причем, просил проявить снисходительность к епископу Варнаве, действовавшему по ревности, а не по злому умыслу»[26]. В декабре 1915 года по Высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). Он произвёл осмотр гроба, опечатал его своей печатью, а также зафиксировал сообщения ещё о ряде случаев исцелений.
20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о возможности совершить канонизацию митрополита Иоанна. На всеподданнейшем докладе «Государь Император в 21-й день января 1916 года Собственноручно изволил начертать: „Приемлю предположение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную“»[27]. Определением от 22—23 января того же года Святейший Синод «постановил: поручить Преосвященному Митрополиту Московскому совместно с Преосвященным Тобольским и другими имеющими прибыть в Тобольск иерархами совершить 10-го июня сего года торжественное прославление Святителя Иоанна, Митрополита Тобольского и Сибирского»[27] — о чём возвещалось всероссийской пастве в «Деянии» (послании) Святейшего Синода от 12 февраля 1916 года[28], утверждённом и подписанном в заседании Синода 15 февраля[29].
Торжественная канонизация
10 июня 1916 года состоялось торжественное прославление Иоанна Тобольского, совершённое собором из тринадцати архиереев во главе с митрополитом Московским и Коломенским Макарием (Невским). Накануне 8 июня митрополит Макарий лично вскрыл гроб с останками Иоанна, омыл мощи, надел на них новое облачение и переложил их в серебряный ковчег, который поместили в новый кипарисовый гроб (гроб и ковчежец были изготовлены на пожертвования москвичей и специально привезены в Тобольск на канонизацию). Проповеди на всенощном бдении (8 июня) и заупокойной литургии (9 июня) произносил протоиерей Иван Восторгов.
В день канонизации гроб с мощами святителя Иоанна был открыт и после крестного хода установлен на соборной площади для поклонения прибывшим на торжества более чем пятидесяти тысячам паломников[3]:7. Мощи вернулись в собор на следующий день, где их на время совершения литургии поместили на горнем месте, а затем гроб установили на приготовленное для него место в соборе. Было зачитано Деяние Священного Синода о канонизации Иоанна, днём памяти был выбран день его смерти — 10 июня (по юлианскому календарю).
Праздничный молебен перед Софийско-Успенским собором Тобольска в честь открытия мощей Иоанна Тобольского | Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, икона начала XX века, ГИМ | Крестный ход с мощами Иоанна Тобольского в день его канонизации |
Первыми откликами в 1916 году на произошедшую канонизацию стало присвоение Тобольскому учительскому институту имени Иоанна Максимовича (11 июня) и освящение престола храма в деревне Мало-Чаусова[30] (Курганский уезд) во имя новопрославленного святого (12 июня)[3]:8. В Тобольск поступили многочисленные телеграммы от не сумевших приехать на торжества высокопоставленных лиц (императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, великой княгини Елизаветы Фёдоровны, черниговского архиерея и других).
Дальнейшее почитание
В 1919 году Тобольск был занят Красной армией, перед вступлением войск в город мощи святителя поместили в подвал Покровского собора, откуда их подняли в 1920 году. 10 октября 1922 года мощи святителя Иоанна были вскрыты по распоряжению Тюменского губисполкома[7]. Вскрытие проходило на паперти Покровского собора, был устроен антирелигиозный митинг. После вскрытия мощи некоторое время оставались в соборе, а затем были переданы в антирелигиозный отдел краеведческого музея, открытого в архиерейском доме.
В июне 1946 года архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (Городцов) посетил Тобольск и осмотрел мощи Иоанна Тобольского. В июле того же года он обратился к патриарху Алексию I за поддержкой в вопросе возвращения мощей церкви. Архиепископ Варфоломей 2 марта 1947 года направил ходатайство в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, которое было удовлетворено, и 14 июня мощи святителя были возвращены в Покровский собор[31].
В 1984 году по благословению патриарха Пимена в день памяти святого было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых. В том году в канун праздника на малой вечерне епископ Омский и Тюменский Максим (Кроха) у раки с мощами святителя Иоанна прочёл акафист святому и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную иконописцами мастерской Московской Патриархии[32].
3 апреля 2001 года по рапорту митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) Священный синод РПЦ установил в третью Неделю по Пятидесятнице празднование Собору Галицких святых, включив в него имя святителя Иоанна[33].
5 декабря 2003 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было установлено празднование Собору Брянских святых, в который вошло имя Иоанна Тобольского. Празднование совершается в воскресенье накануне дня памяти благоверного князя Олега Брянского (20 сентября [3 октября])[34].
Иконография
Иконография святителя Иоанна Тобольского сложилась после его канонизации. Первые его иконописные изображения были созданы в 1916—1917 годах в Сибири и на Украине, бывших местами его церковного служения. За основу иконописных изображений были взяты сохранившиеся ранние живописные изображения митрополита Иоанна.
Известен прижизненный портрет-парсуна Иоанна (Максимовича), написанный в конце XVII — начале XVIII веков. Считается, что на нём наиболее точно переданы черты облика святителя[7]. Сам портрет не сохранился, изображение известно по публикациям начала XX века[35]. Портрет относится к традиционным образцам украинской портретной живописи. На нём Иоанн изображён в сане архиепископа Черниговского. Он облачён в богатое архиерейское облачение, в правую руку помещён архиерейский жезл, в левую — крест. По сторонам от святителя изображены герб и монограмма. Из особенностей внешности выделяются крупное телосложение, нос с горбинкой, небольшие глаза с острым взглядом из-под бровей.
В Тобольске после смерти Иоанна был выполнен ряд его портретов, которые помещались у его гробницы. К ним относятся[7]:
- оплечный портрет в белом клобуке (на металлической пластине; в инвентарных книгах — «старый портрет Иоанна Максимовича»);
- портрет-парсуна в клобуке, с крестом и посохом в руках (в собрании Томского областного художественного музея);
- изображение с надписью и вензелем с деревянного надгробия (позднее было помещено на мраморный памятник).
При подготовке к канонизации митрополита Иоанна епископ Варнава в марте 1916 года получил от Синода поручение представить «иконное изображение святителя Иоанна, соответствующее историческим сведениям о святителе, для одобрения, как образца для иконы»[36]. Было представлено 7 изображений, и комиссия в качестве образца для написания икон выбрала гравюру к биографии митрополита Иоанна, опубликованную в журнале «Странник» (январь 1864 года). На ней представлено поясное изображение святителя в белом клобуке, мантии, с панагией, правая рука сложена в благословляющем жесте, а в левую помещён архиерейский жезл без сулока.
К торжественной канонизации святителя «Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы святителя Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам»[37]. Их выполнили как в аналойном, так и иконостасном размерах. К июлю 1916 года эти иконы украсили храмы Тобольской епархии. Одна из этих икон использовалась в чине канонизации.
В 1910-е годы сложились два типа иконографии Иоанна Тобольского:
- основанный на черниговской парсуне конца XVII — начала XVIII веков. Иконы, написанные на её основе, появились на Украине и затем попали в Сибирь, где широкого распространения не получили.
- основанный на выбранной Синодом гравюре и тобольских портретах святителя. На них святитель Иоанн имеет крупные черты лица, его архиерейская мантия обычно синяя (реже фиолетовая), белый клобук украшен крестом. Святитель может быть изображён предстоящим в молении Иисусу Христу, которого изображают в верхнем левом углу иконы в облачном сегменте (иногда по сторонам от святителя помещали изображения Иисуса Христа с Евангелием и Богородицы с омофором, как в иконографии Николая Чудотворца).
После установления в 1984 году празднования Собору Сибирских святых изображение Иоанна Тобольского было помещено иконописцами мастерской Московской Патриархии в центре первого ряда святых на иконе этого праздника. В конце 1990-х годов начали писать иконы святителя Иоанна на основе классического древнерусского канона, взяв за образец житийную икону святителя Алексия работы Дионисия, созданную в 1480-х годах. Такие иконы были написаны в иконописных школах Тобольской духовной семинарии и Московской Духовной академии[38].
Сочинения
Митрополит Тобольский Иоанн желает,
Молити Пречистую Деву не престает:
О! Всепетая Мати, сохрани град и люди,
Яко зеницу ока всех живущих блюди,
Даруй всему гражданству премногия лета,
Сохраняй и покрывай от злаго навета…
Иоанн Максимович был самым плодовитым поэтом начала XVIII века — им было написано несколько десятков тысяч стихотворных строк[16]. Однако среди современников его литературный талант не получил высокой оценки. Так, Димитрий Ростовский в 1708 году писал Стефану Яворскому: «Книга вершов печатных <Богородице Дево…> прислана мне: Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье: мало кому потребные вещи на свет происходят», а Антиох Кантемир указывал, что в «Алфавите» «ничего путного не найдешь»[16]. Современники Иоанна, особенно столичные поэты, воспринимали его многочисленные художественные тропы, имевшие целью укрепить христианские чувства читателей, как проявление плохого вкуса[40]. Несмотря на это, сочинения Иоанна неоднократно переиздавались в XVIII—XIX веках.
Вероятно, учителем Иоанна был Лазарь (Баранович), от него он приобрёл «характерную для украинского и московского барокко XVII века установку на самоценность стиха»[16]. В сочинениях Иоанна Максимовича прослеживается также декларативный отказ от оригинального творчества: «Не новое аз пишу, з святых собираю <…> слово многими рифмами разширяю»[41] или «Не туне писася, от многих собирася»[42]. Это объясняется тем, что Иоанном было сделано много переводов и компиляций из сочинений как классических православных богословов, так и из трудов современных ему европейских протестантских авторов. Переводы выполнялись Иоанном на церковно-славянский язык «с отдельными вкраплениями полонизмов, латинизмов и варваризмов петровского времени, точны и следуют стилистике оригинала»[16]. Практически все сочинения митрополита Иоанна были изданы типографией Болдинского монастыря в Чернигове.
Перечень сочинений
- «Феатрон нравоучительный, или нравоучительное зерцало для царей, князей и деспотов» или «Зерцало от Писания Божественнаго» (1705 год) — перевод сочинения папского каноника Амвросия Марлиана «Театр политический», изданного в Риме в 1631 году. Посвящён генеральному судье В. Л. Кочубею. В одном из изданий сочинения помещены три проповеди Иоанна, написанные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря. Отмечают, что в основном они представляют компиляции проповедей Иоанна Златоуста[43];
- «Алфавит, сложенный от писаний» (1705 год) — краткие жизнеописания святых и пустынников, а также их изречения, написанные силлабическими стихами. Центральное место занимает «Житие Алексея человека Божьего», так как книга была посвящена царевичу Алексею Петровичу. В житие апостола Петра Иоанн включил панегирик Петру I;
- «Вирши и три проповеди» (1705 год);
- «Богородице Дево радуйся» (1707 год) — стихотворное толкование на богородичную молитву и описание чудес Богородицы, часть сведений была заимствована из сочинения Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Это самое большое поэтическое сочинение Иоанна, насчитывающее 23 тысячи строк;
- «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» (1707 год) — толкование на 50-й псалом с пересказом истории о благоразумном разбойнике;
- «Размышление о молитве Отче Наш» (1709 год) — стихотворное изложение различных святоотеческих толкований молитвы. Предисловие к сочинению содержит указание о необходимости благодарить Бога за победу в Полтавской битве, в которой «Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго»[6]:59;
- «Осьм Евангельских блаженств» (1709 год) — толкование на евангельские блаженства в стихах;
- «Царский путь креста Господня, возводящий в живот вечный» (1709 год) — перевод с латыни книги бенедиктинского монаха Бенедикта Хефтена[англ.] «Regia via crucis» (1635 год). Книга построена в форме вопросов заблудившейся в лесу девушки Ставрофилы, на которые даёт ответы Бог (у Хефтена) или ангел (у Иоанна Максимовича). Кроме цитат из Священного Писания, приводятся многочисленные цитаты из Отцов Церкви, в том числе и восточных, что свидетельствует о переработке Иоанном сочинения Хефтена[7];
- «Синаксарь в честь и славу Господа Бога Саваофа о преславной победе под Полтавою» (1710 год) — написан в прозе, за исключением стихотворного окончания. Был предназначен для чтения в церквах за благодарственной службой о победе в Полтавской битве, написанной архимандритом Феофилактом (Лопатинским);
- «Богомыслие на пользу правоверным» (1710 год) — сборник статей, относящихся до разных предметов веры и нравственности, перевод сочинения Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae ad veram pietatem excitandam» (1606 год). Первое издание «Богомыслия» было посвящено Иоанном митрополиту Стефану (Яворскому), ярому противнику лютеранства, а второе — Петру I. После смерти Иоанна в его переводе была усмотрена «многая люторская противность», и в 1720 году книгу запретили[44]. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), в указе Сената было много преувеличений[45];
- «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной Волей» (1714 год) — перевод с латыни сочинения немецкого писателя и католического проповедника Иеремии Дрекселя 1627 года. Сочинение Дрекселя было взято Иоанном за основу и дополнено его собственным богословским видением проблемы согласования Божественной и человеческой воли, основанном на мнениях Отцов Церкви. Это сочинение Иоанна «настолько органично вошло в круг популярного православного назидательного чтения, что уже неразрывно связывается с именем своего переводчика»[46]. Популярность «Илиотропиона» объясняется тем, что в нём сложные богословские вопросы разъясняются различными рассказами и примерами, взятыми из Священного Писания и житий святых.
- «Есть путник из Чернигова в Сибирь» — обширное стихотворное автобиографическое сочинение, написанное Иоанном по пути в Тобольск и рассказывающее о его жизни после отъезда из Чернигова[47]. В «Путнике», кроме подробного описания путешествия Иоанна из Чернигова в Тобольск, включая возведение в сан митрополита в Москве, содержатся его философские и богословские размышления. В «Путнике» Иоанн сообщает, что в Чернигове «Много оставих писаний, к типу зготованных; не вем, аще увижу к чтению изданных. Кая ми польза, егда вся под спудом погребены пребудут?»[6]:72. Поэтому полный перечень написанных митрополитом Иоанном трудов остаётся неизвестным.
Его авторству приписывают также латинско-русский словарь, составленный в 1724 году его племянником И. П. Максимовичем[16].
Образ в художественной литературе
Митрополит Иоанн — один из персонажей в романе А. В. Иванова «Тобол» (2017).
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 «Илиотропион или Сообразование с Божественной Волей» Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 19 марта 2011 года.
- ↑ Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М., 1916. — С. 4.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Денисов М. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная. — 2007. — № 1. — С. 2—8.
- ↑ R-YP256 YTree . www.yfull.com. Дата обращения: 21 декабря 2020. Архивировано 29 июня 2021 года.
- ↑ kit 393323 FTDNA
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Серафим (Шлыков). Святитель Иоанн Тобольский и его богословское наследие: Кандидатская диссертация. — Загорск, 1985.
- ↑ 7,00 7,01 7,02 7,03 7,04 7,05 7,06 7,07 7,08 7,09 7,10 7,11 Иоанн (Максимович Иван) // Православная энциклопедия. — М., 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 219—230. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
- ↑ 8,0 8,1 Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири . на сайте Тобольской епархии. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 23 сентября 2011 года.
- ↑ Иоанн (Максимович), св. (недоступная ссылка). Русское православие. Дата обращения: 16 января 2011. Архивировано 17 июня 2013 года.
- ↑ Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири . Православие.Ru. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 1 декабря 2011 года.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири . Православие.Ru. Дата обращения: 19 декабря 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
- ↑ Бантыш-Каменский Д. Н. История Малой России от водворения славян в сей стране до уничтожения гетманства. — Киев, 1903. — С. 401.
- ↑ 13,0 13,1 Тарасенко А. Ф. Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский. — Дубно, 2005.
- ↑ Перевод — «с того света на кафедре оставил того же Иоанна архиереем»
- ↑ Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905. — С. 157.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 16,4 16,5 Максимович, Иоанн // Словарь русских писателей XVIII века / А. М. Панченко.. — СПб.: Наука, 1999. — Вып. 2. Архивировано 21 марта 2009 года.
- ↑ Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком, 1715 г. — Новосибирск, 1941. — С. 87.
- ↑ Русско-китайские отношения в XVIII в.: Материалы и документы. — М., 1978. — Т. 1: 1700—1725 годы. — С. 31.
- ↑ Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М., 1916. — С. 38.
- ↑ ПСРЛ. — Т. 36 Ч. 1. — С. 297—298.
- ↑ Ордовский-Танаевский Н. А. Воспоминания. — М.—СПб., 1993. — С. 574.
- ↑ Тобольские Епархиальные ведомости. — 1897. — С. 520.
- ↑ Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск, 1912. — С. 334.
- ↑ Тобольские Епархиальные ведомости. — Тобольск, 1916. — С. 102.
- ↑ Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003. — С. 155—156.
- ↑ 26,0 26,1 26,2 26,3 Шавельский Г. И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. — Нью-Йорк: Изд. имени Чехова, 1954. — Т. 1. — С. 369—383.
- ↑ 27,0 27,1 Цит. по: Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 62 (пунктуация — по источнику).
- ↑ Деяние Святейшего Синода. Февраля 12 дня 1916 года. // «Церковные Ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде». 20 февраля 1916, № 8, С. 53—63 (годовая пагинация).
- ↑ Святейший Синод. // «Правительственный вестник». 17 февраля (1 марта) 1916, № 38, С. 3.
- ↑ Церковь Иоанна, митрополита Тобольского, при Приюте для малолетних сирот . Дата обращения: 21 марта 2012. Архивировано 16 марта 2013 года.
- ↑ Косик О. В., Пивоваров Б. Варфоломей (Городцов Сергей Дмитриевич) // Православная энциклопедия. — М., 2003. — Т. VI : «Бондаренко — Варфоломей Эдесский». — С. 513—515. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
- ↑ Собор святых и подвижников благочестия, в земле Сибирской просиявших (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 января 2011. Архивировано 17 июля 2011 года.
- ↑ Журнал заседания Священного Синода от 3 апреля 2001 года . Дата обращения: 23 января 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
- ↑ В кафедральном соборе Брянска состоялось первое богослужение . Дата обращения: 23 января 2011. Архивировано 18 августа 2011 года.
- ↑ Картины церковной жизни Черниговской епархии из 9-вековой её истории. — Киев, 1911. — С. 104.
- ↑ Фомин С. В. Последний Царский Святой. — М.: Паломник, 2003. — С. 318—321.
- ↑ Максимова Г. В. Иоанн Тобольский и его иконные изображения // Новый мир (газета, 25 октября). — Курган, 2003. — С. 11.
- ↑ Узлова Л. Иконописная школа // Встреча. — 2004. — № 18. — С. 52—53.
- ↑ Жалсараев А. Д. Православие в Бурятии: даты и факты (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 января 2011. Архивировано 3 ноября 2010 года.
- ↑ Шильникова Т. В. Идеализация Иоанна (Максимовича) в православной традиции XIX — начала XX в. // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. — 2008. — Вып. 16, № 59. — С. 184—195.
- ↑ Богородице Дево… Чернигов, 1707. Л. 18
- ↑ Осм блаженств евангельских. Чернигов, 1709. Л. 1 об.
- ↑ Николаев С. И. Максимович Иоанн // Словарь русских писателей XVIII века. — СПб., 1999. — Вып. 2. — С. 266.
- ↑ Полное собрание законов Российской империи. — СПб., 1830. — Т. 6. № 3653.
- ↑ Филарет (Гумилевский). Обзор. — 1884. — С. 211—213.
- ↑ Гумеров А. Предисловие // Иоанн (Максимович), митр. Илиотропион. — М., 2008. — С. 4.
- ↑ Ранний список «Путника» хранился в Енисейском Преображенском монастыре, на 2011 год рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (Q.IV.375).
Литература
- Сулоцкий И. А. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского. — М.: Тип. Семена, 1849. — 16 с.
- Скосырев Н. Очерк жития митрополита Тобольского и всея Сибири Иоанна Максимовича. — М., 1892.
- Максимович И. I. Иоанн Максимович // Сборник сведений о роде Максимович. — Рига: Типография Л. Бланкенштейна, 1897. — С. 25—41.
- Житие святителя Иоанна, митрополита Тобольского. — М.: Изд. Моск. синодальной типографии, 1916.
- Фомин С. В. Последний царский святой : Свт. Иоанн (Максимович), митр. Тобольский, сиб. чудотворец : Житие. Чудеса. Прославление. Служба. Акафист. — СПб.: О-во свт. Василия Великого, 2003. — 702 с.
- Денисов М., протоиерей. Святитель Иоанн Тобольский и история его прославления // Сибирь православная : Журнал. — Новосибирск, 2007. — № 1. — С. 2—8.
- Жития сибирских святых / Сергий (Соколов), епископ. — Новосибирск: Новониколаевск, 2007. — 288 с. — ISBN 5-88013-010-X.
- Иоанн (Максимович Иван) // Православная энциклопедия. — М., 2010. — Т. XXIII : «Иннокентий — Иоанн Влах». — С. 219—230. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
- «Путник» — автобиографическое сочинение святителя Иоанна (Максимовича) (подгот. к публикации А. Е. Жуков) // Вестник церковной истории. — 2012. — № 1/2 (25/26). — С. 5—115.
- Соловьёв Ю. П. Святитель Иоанн Максимович // Вопросы истории. — 2013. — № 2. — С. 122—133.
- Григорьев А. Б. Силлабическое богословие святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского // Филаретовский альманах. Вып. 17. — Москва : Изд-во ПСТГУ, 2021. — 216 c. — С. 89-111
Ссылки
- Иоанн (Максимович), митрополит тобольский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Иоанн (Максимович) // Русский биографический словарь: в 25 томах. — Императорское Русское историческое общество. — СПб.—М., 1896—1918.
- Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири . на сайте Тобольской епархии. Дата обращения: 6 января 2009.
- Иоанн (Максимович) (недоступная ссылка). на сайте Русское Православие. Дата обращения: 6 января 2009. Архивировано 17 июня 2013 года.
- Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири . на сайте Православие.Ru. Дата обращения: 6 января 2009.
- Иоанн Тобольский на «Родоводе». Дерево предков и потомков
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Нежине
- Умершие в Тобольске
- Святые по алфавиту
- Епископы Тобольские
- Выпускники Киево-Могилянской академии
- Епископы Черниговские
- Митрополиты Русской православной церкви
- Педагоги по алфавиту
- Собор Сибирских святых
- Святители
- Святые Украины
- Брянские святые
- Христианские святые XVIII века
- Церковные деятели XVIII века
- Канонизированные в XX веке
- Канонизированные при Николае II
- Чудотворцы
- Похороненные в Тобольске
- Персоналии:Киево-Печерская лавра
- Персоналии:Свенский монастырь
- Персоналии:Елецкий Успенский монастырь
- Преподаватели по алфавиту
- Персоналии:Троицкий Болдин монастырь