Паперть
Па́перть, или внешний притвор (греч. ἄτριον, лат. atrium, impluvium, pars aperta, польск. Papierc) — непокрытая кровлей площадка перед внутренним притвором храма, на которой в первые века христианства стояли плачущие и кающиеся. В середине паперти устраивался бассейн с водой, в котором верующие умывали лицо и руки, прежде чем входили в храм.
История изучения
Понятие «непокрытой паперти», применительно к храмам XV—XVII веках, могло появиться в России не ранее начала XVIII века, после появления таких папертей на российских храмах. До конца XVII века подобные храмы с папертями без крыш в России неизвестны. Ранее к таковым ошибочно относили Храм Вознесения Господня в Коломенском, Успенский собор в Дмитрове, церковь Петра митрополита в Переславле-Залесском и все остальные. Андрей Баталов в монографии[1] оставил этот вопрос без внимания: для него он просто не существовал, поскольку паперти были всегда крытые. Однако после первой реплики Николая Султанова в 1897 году в защиту первоначальности второго яруса галерей Благовещенского собора в Московском Кремле об этой реплике забыли до начала 1960-х годов, когда архитектор Николай Свешников обнаружил первоначальную западную паперть Спасо-Преображенского собора 1490-х годов Новоспасского монастыря. Работавшая со Свешниковым Е. Р. Куницкая тогда же написала записку о первоначальности папертей Успенского собора в Дмитрове, но не сделала к этому заявлению обоснования, и после публикации «Каталога памятников архитектуры Московской области» в 1975 году она о своей датировке не вспоминала.
Первой в публикации к первоначальному строительству паперти собора Спасского монастыря в Ярославле отнесла Е. М. Караваева[2]. Однако в русле ошибочной и уже устаревшей теории при реставрации Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вязёмах (ВПНРК-ЦНРПМ) первоначальные столбы с крышей были разобраны[3]. В 1970-х годах к первоначальному строительству отнесены паперти церкви Вознесения в Коломенском[4]. В 1974 году В. И. Фёдоров вернулся к первоначальной султановской датировке папертей Благовещенского собора Московского Кремля. Но в 1975 году вышел «Каталог памятников Московской области»[5], в котором снова опубликованы неверные датировки папертей.
В 1976 году комиссия архитекторов обследовала паперти храма в Больших Вязёмах и установила факт недобросовестного исследования, приведшего к уничтожению второго яруса паперти Преображенской (Троицкой) церкви в Больших Вязёмах. В 1976 году установлена первоначальность папертей Успенского собора в Дмитрове. Затем паперти Храма Петра Митрополита в Переславле-Залесском[6], в начале 1980-х годов паперти Покровского собора и Успенской церкви Александровой слободы[7].
Инициатором исследования папертей с середины 1970-х годов и в последующие годы был архитектор Вольфганг Кавельмахер. Но Сергей Подъяпольский не признавал первоначальности второго яруса папертей храма Вознесения в Коломенском. В 1998 году под редакцией Е. Н. Подъяпольской вышло второе издание «Каталога памятников архитектуры Московской области», где она пишет о первоначально построенных двухъярусных папертях, в частности, на Успенском соборе в Дмитрове[8]. Но ученики Подъяпольского, проводившие работы на храме Вознесения в 2001—2007 (ЦНРПМ), до сих пор относят первоначальные столбы с кровлями к поздним переделкам и сохранили их лишь из чисто практических соображений.
Символическое значение
В настоящее время в православных храмах паперть представляет собой площадку перед входными дверями храма, к которой ведут несколько ступеней и на которой, как и в древности, стоят нищие, просящие подаяние у прихожан.
Паперть, будучи первым храмовым возвышением, знаменует собой духовную высоту Церкви по отношению к миру.
На паперть выходят люди перед пострижением в монахи, в знак отречения от мира.
Примечания
- ↑ Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. — М., 1996.
- ↑ Караваева Е. М. Собор Спасского монастыря в Ярославле // Архитектурное наследие. — 1963. — Вып. 15.
- ↑ Автор разборки подлинной паперти Л. Соболева. Л. Соболева. Исследовательские и реставрационные работы по церкви Преображения в усадьбе Вяземы // Теория и практика реставрационных работ : сборник № 3. -- М.: Стройиздат, 1972. Впоследствии второй ярус папертей восстановлен по проекту В. М. Пустовалова (Мособлстройреставрация).
- ↑ П. Д. Барановский был сторонником позднего происхождения второго яруса с крышами. Гаврилов С. А. Церковь Вознесения в Коломенском.
- ↑ Памятники архитектуры Московской области : в 2 т / Под ред. Е. Н. Подъяпольской; ЦНРМ-ВПНРК. — М., 1975.
- ↑ Исследователь памятников Переславля Залесского И. Б. Пуришев считал второй ярус поздним.
- ↑ П. Д. Барановский считал второй ярус поздним. Исследование проводили С. А. Гаврилов, В. В. Кавельмахер
- ↑ Были учтены критика первого издания и советы С. А. Гаврилова и В. В. Кавельмахера
Литература
- Беловинский Л. В. Паперть // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 461. — 784 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.