Железнодорожный транспорт в Карелии

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Железнодорожный вокзал Петрозаводска

Железнодорожный транспорт в Республике Карелия представлен железнодорожной магистралью Санкт-Петербург — Мурманск (северный ход Октябрьской железной дороги), а также другими железными дорогами, общая протяжённость которых составляет 2100 километров. Большая часть железнодорожных линий Карелии обслуживается Петрозаводским регионом Октябрьской железной дороги, который является одним из крупнейших бюджетообразующих предприятий Республики. Остальные участки обслуживаются Мурманским, Волховстроевским и Санкт-Петербургским регионами.

История и перспективы

В 1988 году в Карелии началась электрификация главного северного хода Октябрьской железной дороги, а в декабре 2005 года открылось сквозное движение от Санкт-Петербурга до Мурманска на электрической тяге. В 1994 году электрифицирован участок Сумский Посад — Маленга на северо-востоке республики[1].

За время существования неоднократно менялась структура предприятий, обслуживающих железнодорожную сеть Республики и осуществляющих перевозки. В 1998 году два отделения ОЖД, действовавшие на территории Республики — Петрозаводское и Кемское — объединены в одно[1].

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года запланировано строительство вторых главных путей на линии Мурманск — Петрозаводск протяжённостью 327 километров до 2015 года, а также второго мостового перехода через реку Шуя.

Предприятия и инфраструктура

Поезд № 350 сообщением Санкт-Петербург — Костомукша на станции Суккозеро

Протяжённость железнодорожных путей общего пользования в Республике составляет 2100 километров[2], а густота железнодорожной сети составляет 1,21 километра пути на 100 квадратных километров площади[3]. Большая часть железнодорожных линий и железнодорожной инфраструктуры относятся к Октябрьской железной дороге; исключение составляют небольшой участок МаленгаУнежма (Северная железная дорога) и ведомственные железные дороги.

Железнодорожные линии региона[4]:

Узловые станции: Беломорск, Брусничная, Кочкома, Ледмозеро, Лоухи, Маткаселькя, Суоярви I, Томицы, Хийтола, Янисъярви. Станции рядом с финской границей (пограничные пропускные пункты): Вяртсиля и Кивиярви.

Петрозаводское отделение Октябрьской железной дороги — одно из крупнейших бюджетообразующих предприятий в Республике, а для ряда городов и районов Республики — градообразующее предприятие[1], обслуживает большую часть железнодорожных линий Карелии. На Петрозаводском отделении ОЖД находятся 4 локомотивных депо, 4 дистанции сигнализации и связи, 2 дистанции электроснабжения и 7 дистанций пути.

В то же время железнодорожные линии южнее станции Элисенваара обслуживаются Санкт-Петербургским отделением, линия северного хода к северу от станции Лоухи — Мурманским отделением, а линия Янисъярви — Лодейное Поле — Волховстроевским отделением.

Руководителями Республики и Октябрьской железной дороги обсуждается возможность передачи функций пригородного перевозчика Северо-Западной пригородной пассажирской компании, либо создания отдельной компании Карел-Пригород[7].

Железнодорожные перевозки

В 2008 году железнодорожным транспортом было перевезено 90,6 от общего объёма перевозок по всей Республике; 98,6 % грузооборота, более 80 % пассажирооборота[8].

Пассажирское железнодорожное сообщение наиболее развито на главном северном ходу Октябрьской железной дороги. Так, через станцию Петрозаводск-Пассажирский проходит несколько десятков пар пассажирских поездов в день, большая часть из которых связывает Мурманск с Москвой, Санкт-Петербургом и другими городами России, а также с некоторыми городами Белоруссии и Украины[9].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 60 лет петрозаводскому отделению ОЖД исполнилось в сентябре — Карелинформ. karelinform.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 20 июня 2017 года.
  2. Республика Карелия для инвестора | Транспортная инфраструктура. www.kareliainvest.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 17 марта 2016 года.
  3. Площадь территории Республики — 172 400 км².
  4. Километраж приводится по схеме Октябрьской железной дороги, размещённой на сайте ОАО РЖД
  5. unla.webservis.ru. unla.webservis.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 22 октября 2020 года.
  6. Новости компании. ppk-piter.ru. Дата обращения: 21 июля 2022.
  7. Search — RZD-Partner Portal (недоступная ссылка). www.oktmag.spb.ru. Дата обращения: 4 марта 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
  8. Социально-экономическое развитие Республики Карелия 2008. www.gov.karelia.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 16 ноября 2019 года.
  9. Расписание поездов Петрозаводск Пасс. www.tutu.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 23 ноября 2020 года.

Ссылки