Питкяранта (станция)

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Питкяранта
Железная дорога Янисъярви — Лодейное Поле
Октябрьская железная дорога
23 июля 1941 год23 июля 1941 год
61°34′26″ с. ш. 31°27′43″ в. д.HGЯO
Дата открытия 01.09.1932[1]
Прежние названия Pitkäranta
Количество платформ 1
Количество путей 7
Тип платформы боковая
Форма платформы прямая
Длина платформы, м 200
Выход к улицам Титова и Привокзальной
Расстояние до ст. Янисъярви 59,1 км Яндекс.Расписания
Расстояние до ст. Лодейное Поле 159,9 км Яндекс.Расписания
Код в АСУЖТ 024804
Код в «Экспресс-3» 2004685

Пи́ткяра́нта (фин. Pitkäranta) — железнодорожная станция на 59,1 км перегона Леппясилта — Салми линии Янисъярви — Лодейное Поле.

Общие сведения

Станция расположена в одноимённом городе Питкярантского района Карелии.
Находится на ручном управлении[2] на линии с семафорно-жезловой системой[3].

С 2015 по 2021 год станция как пассажирская не работала по причине отмены любого пассажирского движения[4]. В 2021 движение было возобновлено: зимой состоялось несколько рейсов экспериментального поезда Москва—Питкяранта, затем единственным пассажирским поездом по станции стал ежедневный пригородный состав Сортавала — Лодейное поле.

В 2014 году проведена реконструкция пассажирской платформы[5]. На ней (а также и на пассажирском здании) установлены новые таблички с названием станции.

Путевое развитие станции составляет семь станционных путей. К южной (чётной) горловине станции примыкают два подъездных пути: шестикилометровый подъездной путь карьера «Лупикко-2»[6] и подъездной путь к целлюлозному заводу «Питкяранта»[7]. К северной (нечётной) горловине станции примыкает подъездной путь ООО «Питкярантский гранитный карьер»[8].

При станции расположен филиал депо ТЧП-80 Питкяранта (пункт подмены локомотивов, филиал ТЧЭ-21 Волховстрой)[9].

История

Последствия взрыва 22 июля 1941 года.
Последствия взрыва 22 июля 1941 года.

Pitkäranta была открыта 1 сентября 1932 года в составе третьей очереди линии Янисъярви — Лодейное Поле[10]. Во время Зимней Войны город и станция Питкяранта остались за новой границей, на территории СССР. В июле 1941 года, когда началась Война-Продолжение, на железнодорожной станции оказались отрезанными шесть эшелонов Красной Армии, в которых были боеприпасы и продовольствие. 22 июля несколько вагонов с боеприпасами перевернулись, быстро воспламенившись. В результате взрыва осколками был полностью разрушен грузовой двор станции. В августе пути были восстановлены, что имело важное значение для материально-технического обеспечения прорыва у реки Тулокса, начатого в начале сентября[11].
После упорных оборонительных боев к вечеру 11 июля 1944 года Питкяранту снова заняли советские войска. Согласно условиям Парижского мирного договора 1947 года Питкяранта вновь отошла к СССР[12].

До 1944 года в черте Питкяранты существовали ещё два финских остановочных пункта: Перякюля и Хаймио.

Мост неподалёку от Перякюля, 1940 год.

Платформа Перякюля

Платформа Перякюля (фин. Peräkylä) находилась в двух километрах от станции Питкяранта 61°35′28″ с. ш. 31°26′19″ в. д.HGЯO и обслуживала одноимённую северную часть Питкяранты[10].

Бывшая платформа Хаймио.

Платформа Хаймио

Платформа Хаймио (фин. Haimio) находилась двумя километрами южнее станции Питкяранта: 61°33′36″ с. ш. 31°28′58″ в. д.HGЯO[10].

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
  2. При ручном управлении станцией стрелочные переводы переключаются по команде дежурного по станции.
  3. По семафорным местам Приладожья. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 17 ноября 2019 года.
  4. Петрозаводск Транспортный: с 24.08.2014 полностью отменён пригородный поезд N 6083/6084 "Питкяранта — Лодейное Поле — Питкяранта".. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
  5. На Октябрьской железной дороге применяются новые технологии при реконструкции пассажирских платформ..
  6. Карьер «Лупикко-2». ОАО «Карьероуправление «Мосавтодор». Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 31 октября 2019 года.
  7. ООО «РК-Гранд». Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 2 декабря 2019 года.
  8. ООО "Питкярантский гранитный карьер". Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
  9. ТЧП-80 Питкяранта. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 Участок Янисъярви — Ууксу на финском железнодорожном сайте http://vaunut.org. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 9 июля 2019 года.
  11. Сайт военной истории. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 15 июля 2018 года.
  12. Питкяранта на сайте heninen.net. Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 13 февраля 2006 года.

Ссылки

Галерея

Перейти к шаблону «Янисъярви — Лодейное Поле» 
 В Сортавалу 
0,0
Янисъярви
 На Суоярви I 
86К15
4,4
ост. п. Хямекоски
5,5
ст. Хямекоски
86К15
9,2
Харлу
Станционная ул. (Харлу)
р. Лёютёоя
Заводская ул. (Харлу)
Харлу
10,2
ост. п. Ояла (Оппола)
дорога Ляскеля — Харлу
16,5
Ляскеля
погрузочная площадка карьера
А121
Перегрузочная площадка Ляскеля
Ляскельский бумажный завод
3,8
путевой пост Халкотарха
5,9
Йоэнсуу (Хийденсельга)
6,3
Грузовой порт Йоэнсуу
6,3
Пассажирский порт Йоэнсуу
р. Янисйоки
22,3
ост. п.Пуронваара
26,1
Вялимяки
27,8
Пост 27 км
Лесозаготовительный пункт
съезд с А121 в Импилахти
30,0
Кютёсюрья
32,7
Импилахти
съезд с А121 в Импилахти
р. Сумерианйоки
35,3
ост. п. Сумериа
38,0
Леппясилта
86К8
41,2
Кителя
44,4
ост. п. Йоннисенмяки
48,4
Койриноя (станция)
86К13
50,1
Койриноя (Койвуселькя)
в Койриноя
51,4
ост. п. Мустиккамяки
54,6
ост. п. Коннункюля
Питкярантское карьероуправление
86К8
56,8
ост. п. Перякюля
ул. Ленина (Питкяранта)
59,1
Питкяранта
на Питкярантский ЦБК
ул. Пушкина (Питкяранта)
в Юляристиоя
61,1
ост. п. Хаймио
86К8
к карьеру Лупикко
62,7
ост. п. Ристиоя
63,5
Ост. п. 64 км
69,3
Иля-Ууксу
3,7
Ала-Ууксу
Совхозная ул. (Ууксу)
р. Уксунйоки
70,8
Иля-Ууксу
86К8
73,6
Рзд. Ууксу II
79,5
рзд. Сатули
82,0
Сатули (о.п. 83 км)
90,2
Салми
Коверское ш. (Салми)
р. Тулемайоки
Кирпичная ул. (Салми)
91,9
пл. Тулема
ул. Свирских Дивизий (Салми)
92,7
Салми-2
р. Эняйоки
96,5
Ост. п. 97 км (Мийнала)
102,4
Куркункула
108,4
Ост. п. 109 км
111,9
ост. п. Ниемиоя
116,2
Погранкондуши
86К8
86К8
128,6
Видлица
р. Видлица
86К8
136,9
Точка на карте
86К8
139,1
Тулокса
140,8
Тулокса
Набережная ул. (Устье Тулоксы)
р. Тулокса
149,3
о.п. 150 км
86К8
150,5
Нурмойла
ул. Мошкина (Ильинский)
154,1
Ильинская
161,1
Туукса (станция)
р. Тукса
Центральная ул. (Тукса)
162,5
Туукса (платформа)
168,8
Олонец
86К187
р. Олонка
д. Верховье
180,0
Мегрега
86К207
180,4
Мегрега
р. Мегрега
Съезд с Р21 в Мегрегу
р. Инема
Республика Карелия
Ленинградская область
197,1
Инема
198,6
Инема
41К241
Р21
р. Свирь
двухуровневая авторазвязка с Р21
 В Петрозаводск 
219,0
Лодейное Поле
 На Волховстрой-1