Питкяранта (станция)
Станция | |
Питкяранта | |
---|---|
Железная дорога Янисъярви — Лодейное Поле | |
Октябрьская железная дорога | |
61°34′26″ с. ш. 31°27′43″ в. д.HGЯO | |
Дата открытия | 01.09.1932[1] |
Прежние названия | Pitkäranta |
Количество платформ | 1 |
Количество путей | 7 |
Тип платформы | боковая |
Форма платформы | прямая |
Длина платформы, м | 200 |
Выход к | улицам Титова и Привокзальной |
Расстояние до ст. Янисъярви | 59,1 км |
Расстояние до ст. Лодейное Поле | 159,9 км |
Код в АСУЖТ | 024804 |
Код в «Экспресс-3» | 2004685 |
Пи́ткяра́нта (фин. Pitkäranta) — железнодорожная станция на 59,1 км перегона Леппясилта — Салми линии Янисъярви — Лодейное Поле.
Общие сведения
Станция расположена в одноимённом городе Питкярантского района Карелии.
Находится на ручном управлении[2] на линии с семафорно-жезловой системой[3].
С 2015 по 2021 год станция как пассажирская не работала по причине отмены любого пассажирского движения[4]. В 2021 движение было возобновлено: зимой состоялось несколько рейсов экспериментального поезда Москва—Питкяранта, затем единственным пассажирским поездом по станции стал ежедневный пригородный состав Сортавала — Лодейное поле.
В 2014 году проведена реконструкция пассажирской платформы[5]. На ней (а также и на пассажирском здании) установлены новые таблички с названием станции.
Путевое развитие станции составляет семь станционных путей. К южной (чётной) горловине станции примыкают два подъездных пути: шестикилометровый подъездной путь карьера «Лупикко-2»[6] и подъездной путь к целлюлозному заводу «Питкяранта»[7]. К северной (нечётной) горловине станции примыкает подъездной путь ООО «Питкярантский гранитный карьер»[8].
При станции расположен филиал депо ТЧП-80 Питкяранта (пункт подмены локомотивов, филиал ТЧЭ-21 Волховстрой)[9].
История
Pitkäranta была открыта 1 сентября 1932 года в составе третьей очереди линии Янисъярви — Лодейное Поле[10].
Во время Зимней Войны город и станция Питкяранта остались за новой границей, на территории СССР. В июле 1941 года, когда началась Война-Продолжение, на железнодорожной станции оказались отрезанными шесть эшелонов Красной Армии, в которых были боеприпасы и продовольствие. 22 июля несколько вагонов с боеприпасами перевернулись, быстро воспламенившись. В результате взрыва осколками был полностью разрушен грузовой двор станции. В августе пути были восстановлены, что имело важное значение для материально-технического обеспечения прорыва у реки Тулокса, начатого в начале сентября[11].
После упорных оборонительных боев к вечеру 11 июля 1944 года Питкяранту снова заняли советские войска. Согласно условиям Парижского мирного договора 1947 года Питкяранта вновь отошла к СССР[12].
До 1944 года в черте Питкяранты существовали ещё два финских остановочных пункта: Перякюля и Хаймио.
Платформа Перякюля
Платформа Перякюля (фин. Peräkylä) находилась в двух километрах от станции Питкяранта 61°35′28″ с. ш. 31°26′19″ в. д.HGЯO и обслуживала одноимённую северную часть Питкяранты[10].
Платформа Хаймио
Платформа Хаймио (фин. Haimio) находилась двумя километрами южнее станции Питкяранта: 61°33′36″ с. ш. 31°28′58″ в. д.HGЯO[10].
Примечания
- ↑ Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., Транспорт, 1981
- ↑ При ручном управлении станцией стрелочные переводы переключаются по команде дежурного по станции.
- ↑ По семафорным местам Приладожья . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 17 ноября 2019 года.
- ↑ Петрозаводск Транспортный: с 24.08.2014 полностью отменён пригородный поезд N 6083/6084 "Питкяранта — Лодейное Поле — Питкяранта". . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 15 ноября 2019 года.
- ↑ На Октябрьской железной дороге применяются новые технологии при реконструкции пассажирских платформ. .
- ↑ Карьер «Лупикко-2». ОАО «Карьероуправление «Мосавтодор» . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 31 октября 2019 года.
- ↑ ООО «РК-Гранд» . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 2 декабря 2019 года.
- ↑ ООО "Питкярантский гранитный карьер" . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 25 октября 2019 года.
- ↑ ТЧП-80 Питкяранта . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 Участок Янисъярви — Ууксу на финском железнодорожном сайте http://vaunut.org . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 9 июля 2019 года.
- ↑ Сайт военной истории . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 15 июля 2018 года.
- ↑ Питкяранта на сайте heninen.net . Дата обращения: 22 ноября 2019. Архивировано 13 февраля 2006 года.
Ссылки
- Паспорт станции Питкяранта на osm.sbin.ru . osm.sbin.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020.
- Паспорт станции Питкяранта на railwayz.info . railwayz.info. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 1 октября 2020 года.
- Паспорт платформы Перякюля на railwayz.info . railwayz.info. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 23 января 2021 года.
- Паспорт платформы Хаймио на railwayz.info . railwayz.info. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 27 сентября 2020 года.
- Паспорт станции Питкяранта на сайте РЖД. . old-cargo.rzd.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020.
- Паспорт станции Питкяранта на сайте об Октябрьской железной дороге. . www.oktzd.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 18 ноября 2021 года.
- Железнодорожный справочник по России и СНГ: линия Янисъярви-Лодейное Поле. . unla.webservis.ru. Дата обращения: 30 ноября 2020. Архивировано 29 июня 2019 года.
- Тарифное руководство № 4. Книга 1 «Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог». (недоступная ссылка). Архивировано 18 октября 2019 года.
- Тарифное руководство № 4. Книга 2 «Часть 2. Алфавитный список пассажирских остановочных пунктов и платформ». (недоступная ссылка). Архивировано 18 октября 2019 года.
Галерея
-
Вид в сторону ст. Леппясилта.
-
Вид в сторону ст. Салми.
-
Чётный семафор. Вид со стороны ст. Салми.
-
Поворотный круг депо.
-
Здание депо.
-
Нечётный семафор. Вид с стороны ст. Леппясилта.