Медвежья Гора (станция)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Станция
Медвежья Гора
Мурманское направление
Октябрьская железная дорога
Дата открытия 1916[1]
Количество платформ 2
Тип платформ низкие: 1 боковая и 1 островная
Форма платформ прямая
Архитекторы Р. М. Габе
Тарифная зона 16
Код в АСУЖТ 011306
Код в «Экспресс-3» 2004692
Перейти к шаблону «Лодейное Поле — Медвежья Гора» 
Лодейное Поле — Медвежья Гора
 На Волховстрой I, Санкт-Петербург-Главный 
243
Лодейное Поле
 На Янисъярви 
река Пуданка
М18
река Янега
251
Янега
259
Тениконда (259 км)
река Мунгала
271
Яндеба
река Яндеба
Р37
274
274 км
река Лепручей
280
Подпорожье
река Погра
284
284 км
река Свирь
285
Волховстроевский регион
Петрозаводский регион
287,1
Свирь
Подпорожский порт
река Челма
302
Челма
314,9
Токари
320
Ленинградская область
Республика Карелия
321,9
Ревсельга
327,2
Пай
334,9
Таржеполь
342
342 км
344,1
Ладва
река Ивина (Ивенка)
346
б/п 346 км
353,4
Нырки
361,1
Пяжиева Сельга
367
о.п. 367 км
река Деревянка
371,9
Деревянка
погрузочный пункт карьера
379
379 км
381,9
Орзега
386
о.п. 386 км
390
б/п 390 км
проезд Строителей
393,5
Онежский
 На Каменный Бор 
Вытегорское шоссе
улица Лыжная
399,5
Голиковка
Комсомольский проспект
река Лососинка
Гоголевский мост
90 м
402,4
Петрозаводск-Пассажирский
улица Чапаева
река Неглинка
Локомотивное депо Петрозаводск
404,5
Петрозаводск-Товарный
Новосулажгорская улица
Пряжинское шоссе
411,6
Томицы
 На Суоярви I 
река Томица
Шуйское шоссе
417
о.п. Шуйский Мост (б/п 417 км)
река Шуя
423
Шуйская
427
о.п. 427 км
434
Лучевой
437
о.п. 437 км
река Суна
442
Суна
449
Заделье
454
о.п. 454 км
457
Кондопога
462
Нигозеро
р. Нурмежа
468
468 км
р. Чапа
472
Мянсельга
р. Чебинка
478
Илемсельга
486
Кедрозеро
489
489 км
493
Лижма
502
Новый Посёлок
510
510 км
515
Викшеозеро
522
522 км
525
Кяппесельга
р. Гарвия
р. Парфеев
р. Уница
534
Уница
р. Макушиха
544
Пергуба
550
Предмедгорский
553
Лавасгуба (554 км)
Р17
557
Медвежья Гора
 На Сегежу, Мурманск 
Перейти к шаблону «Медвежья Гора — Беломорск» 
Медвежья Гора — Беломорск
 На Петрозаводск, Санкт-Петербург-Главный 
557
Медвежья Гора
Локомотивное депо Медвежья Гора
р. Кумса
Улица Карла Либкнехта
р. Вичка
р. Лумбушка
565
Вичка
А119
подъездной путь
575
Лумбушозеро
р. Лумбушка
оз. Лумбушское
582
Малыга
589
Ванзозеро
М18
597
Масельская
607
Быстряги
615
Раменцы
624
Сумеричи
636
Уросозеро
р. Гагой
647
Суглица
М18
оз. Ригозеро
656
Ригозеро
оз. Ригозеро
663
Шпаловой
оз. Линдозеро
оз. Линдозеро
700-й пикет
оз. Линдозеро
672
Сегежа — старый вокзал
674
Сегежа
682
Май-Губа
оз. Выгозеро
692
Надвоицы
оз. Воицкое
699
Шавань
р. Онда
703
704 км
р. Кочкома
 На Ледмозеро 
710
Кочкома
р. Идель
722
Идель
р. Тунгуда
729
730 км
ББК
733
Тунгуда
р. Сиговый
745
Летний
р. Кильбо
752
Кильбо
р. Копак
760
Сосновец
р. Уда
765
Уда
р. Петручей
775
Горелый Мост
 На Маленьгу, Обозерскую 
р. Каменный
р. Торлов Ручей
р. Большой Петручей
781
Беломорск
 На Кемь, Мурманск 

Медве́жья Гора́ — железнодорожная станция Октябрьской железной дороги в городе Медвежьегорске.

Состоит из двух низких платформ (1 островная и 1 боковая). Перейти между платформами можно по настилам через пути. На станции останавливаются пригородные поезда на Петрозаводск и Кемь, а также поезда дальнего следования из Москвы и Санкт-Петербурга на Мурманск.

Станция электрифицирована в 2002 году.

Этимология названия

Этимология названия «Медвежья Гора» до сих пор остаётся неизвестной. По одной из версий, однажды лесозаводчик Захарьев, рьяный охотник, вскоре после того, как бездетные Захарьевы взяли приёмного сына, принёс домой медвежонка. Медвежонок стал любимцем жены Захарьева. Когда он вырос, для него построили во дворе клетку. Но случилась беда — медведь сильно изуродовал руку приёмному сыну, и настоящие родители мальчика подали в суд. Медведя пришлось пристрелить. Похоронили его у подножья горы и в честь этого назвали гору Медвежьей. По названию горы железнодорожная станция и получила своё название.

История

Период с Революции по 1938 год

В период с марта 1915 по ноябрь 1916 года строилась государственная железная дорога от станции Петрозаводск к незамерзающему порту на Мурмане — будущие станция и город Романов-на-Мурмане. Станция Петрозаводск принадлежала Олонецкой железной дороге, а строительством новой железной дороги занималось Управление строительства и временной эксплуатации железнодорожного участка Петрозаводск — Сорокская. Постройка дороги протяжением в 987 вёрст (1053 км) продолжалась всего 1 год 8 месяцев. Объясняется такая удивительная быстрота тем, что во время Первой мировой войны, когда пути через Балтийское и Чёрное моря были закрыты, России необходимо было иметь свободный выход в море, а один Архангельск этой потребности удовлетворить не мог.

Станция Медвежья Гора была построена тогда же, до Октябрьской революции. Вокзальное здание, сохранившееся до сих пор, было построено по проекту архитектора Руфина Михайловича Габе в 1916 году.

После окончания Гражданской войны ставится задача более интенсивного использования богатств Карелии. Для реализации этой задачи возле станции возникают посёлки: посёлок им. Дзержинского (до 28 февраля 1925 года имел название Усть-Медвежья Гора, теперь улица Карла Либнехта), посёлок им. Арнольдова (теперь улица Октябрьская), затем возникают посёлки Школьный, Южный, Первомайский. В 1929 году посёлок Медвежья Гора (то есть объединение всех вышеназванных посёлков) был преобразован в рабочий посёлок, а в 1933 году — в посёлок городского типа. В 1935 году Мурманская железная дорога переименована в Кировскую железную дорогу. В 1938 году посёлку Медвежья Гора был присвоен статус города, и он получил своё нынешнее название. Название железнодорожной станции, однако же, сохранилось.

Станция в период Советско-финской и Великой Отечественной войн

С 1941 по 1944 год в период советско-финской войны-продолжения большой участок Кировской железной дороги, от станции Свирь на юге и до станции Масельская на севере, и станция Медвежья Гора в том числе, оказался в зоне оккупации финской армией. Город и станция были освобождены 23 июня 1944 г. подразделениями 313-й стрелковой дивизии.

Крушение 16 марта 1983 года

16 марта 1983 года на станции произошло крупное крушение — грузовой поезд № 2015 с тепловозом ТЭ3-6426 без тормозов столкнулся с маневровым тепловозом ТЭМ2-5705 и пассажирским поездом № 50 Ленинград-Мурманск. Причиной крушения явилось необеспечение грузового поезда единым тормозным нажатием, а также действия дежурного по станции, знавшего о проблемах с управлением грузового тепловоза, но не приостановившего маневровые работы и приём поезда № 50. Информация о количестве жертв не обнародовалась[2][3].

Музей истории станции

При станции имеется железнодорожный музей — экспонаты: паровоз Эр-791-70, семафор, водозаборная колонка, двухосной вагон-теплушка. В музейном вагоне имеется экспозиция по истории станции и депо[4].

Дальнее следование по станции

Круглогодичное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
15 «Арктика» Мурманск — Москва 16 «Арктика» Москва — Мурманск
21 Мурманск — Санкт-Петербург 22 Санкт-Петербург — Мурманск
65 Мурманск — Минск 66 Минск — Мурманск
91 Мурманск — Москва 92 Москва — Мурманск
Сезонное обращение поездов
№ поезда Маршрут движения № поезда Маршрут движения
225 Мурманск — Адлер 226 Адлер — Мурманск
241 Мурманск — Москва 242 Москва — Мурманск
285 Мурманск — Новороссийск 286 Новороссийск — Мурманск
293 Мурманск — Анапа 294 Анапа — Мурманск

Фотографии

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981
  2. // Гудок. — 1985. — 19 мая.
  3. Гришин В. Ф., 2011, с. 80.
  4. Железнодорожный музей на станции Медвежья Гора. Дата обращения: 1 сентября 2019. Архивировано 9 сентября 2019 года.

Литература

Ссылки