Елунинская культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Елунинская культура
Бронзовый век
В составе Сейминско-турбинский феномен
Географический регион равнинный Алтай
Локализация левый берег Оби
Датировка первая половина II тыс. л. до н. э.
Тип хозяйства Оседлые скотоводы
Исследователи Ю.Ф. Кирюшин, А.А. Тишкин, С.П. Грушин
Преемственность
Большемысская культура Кротовская культура

Елунинская культураархеологическая культура бронзового века, которая была распространена на равнинном Алтае. Относится к эпохе развитой бронзы (первая половина II тыс. до н. э.). Выделена Ю.Ф. Кирюшиным.

История изучения

Культура получила своё название по месту расположения древнего могильника, раскопанного экспедицией Алтайского государственного университета под руководством Ю.Ф. Кирюшина у с. Елунино Павловского района Алтайского края[1].

Наиболее крупные раскопки производились на рубеже XX-XXI веков археологами АлтГУ на поселениях Колыванское-I в Змеиногорском районе и Березовая Лука в Алейском районе[2], комплексе Телеутский Взвоз - I в Павловском районе.

Локализация и датировка

Культура сформировалась к XXII веку до н.э. Её племена были распространены на территории степной и лесостепной зоны Обь-Иртышского междуречья, а также северных предгорий Алтая. Восточной границей её распространения было правобережье Оби, северной - Барабинская лесостепь, южной - Алтайские горы, западной - левобережье Иртыша[1].


Поселения

Наиболее изученное елунинское поселение Березовая Лука являлось стационарным, долговременным круглогодичным поселением животноводов. Жилища представляли собой немного заглублённые в грунт наземные сооружения каркасно-столбовой конструкции. Дома располагались рядами, вытянутыми вдоль реки, входами распологались на восток. На восток от дома распологались хозяйственные постройки. Встречаются "двухквартирные" жилища, имевшие общую стену, а также постройки овальной или подчетырёхугольной формы с сильно закруглёнными углами. Площадь елунинских построек достигает 160 кв. м.

Структурно жилище делилось на три зоны.

Входной тамбур располагался с восточной стороны, имел размеры примерно 5*4 метра, осуществлял температурную изоляцию основного жилища.

В центре располгалась хозяйственно-кухонная зона, которая была наиболее заглублённой частью в доме, имела размеры обычно 10*6 метров. В её середине располагался очаг с глинянной обмазкой и бортиками. Между центральным очагом и спальной зоной располагались дополнительные отопительные ямы грушевидной формы.

Спальная зона располагалась по периметру кухни, вдоль стенки жилища. Это была ступенька высотой 10-15 см. выше уровня пола кухонной зоны. Спальная зона по площади составляла до 60 кв. м., могла делиться на отдельные комнаты стенками-перегородками. В спальной зоне также хранились продукты питания, одежда, запасы материалов. Но большая часть хозяйственной деятельности осуществлялась вне жилища[3].

Хозяйство

Основой хозяйства елунинцев было скотоводство. В стаде представлены лошади, мелкий и крупный рогаты скот. Охота, собирательство, рыбалка носили вспомогательный характер. Ограниченный характер носила камнеобработка, основанная на местном и привозном сырье.

Елуницы первыми не только на Алтае, но и в Сибири в целом освоили металлургию бронзы - применение сплавов меди с оловом, свинцом, цинком. Для неё они использовали местную горнорудную сырьевую базуЗападного Алтая. Орудия труда и оружие отливались с применением прогрессивных для того времени техник. Известны орудия с ребром жёсткости, с "глухой" втулкой, художественное литьё.

Также елунинцы занимались деревообработкой, ткачеством, производством берестяных изделий. Происходит специализация посёлков елунинцев: выделяются посёлки металлургов и животноводов, которые обмениваются продукцией друг с другом.[4].

Известны следующие орудия труда: костяные копьевидные орудия, костяные трубочки, орудия для гончарного производства: орнаментиры, лопаточки для формовки посуды; орудия для обработки кожи, проколки. Встречаются орудия для земельных работ: роговые мотыги. Каменные орудия: скребки, диски, оселки, шлифованные ножи, наковальни. Бронзовые орудия труда: ножи без рукоятки, четырёхгранные шилья с деревянной ручкой[5]..

Керамика

Керамика елунинцев изготавливалась лепным способом. В глину доавляли различные песок, дроблёный камень, измельчёные кусочки старой керамики, для улучшения её качеств. Все сосуды плоскодонные, баночной и баночно-горшечной формы. Выделяется три группы керамических изделий:

  • "туалетные" сосудики высотой от 1 до 6 см.
  • погребальные (12-18 см) изделия
  • поминальные изделия (30-35 см).

Характерны следующие виды орнамента: горизонтальные ленты, покрывающие полностью стенки сосуда, в техниках "шагающая гребёнка", "гребенчатая качалка", "отступающая палочка". Зона под венчиком украшалась диагональными и вертикальными линиями "гребенки"[6].

Вооружение

Известны бронзовые выгнутообушковые ножи с цельнолитой рукоятью и навершием в виде головы лошади или кольца, а также без них. На поселении Березовая Лука известна костяная накладка с вырезом, что косвенно говорит о налиии сложносоставного лука. Найдены костяные, каменные и бронзовые наконечники стрел[7].

Искусство

Найдено совсем небольшое количество украшений: свинцовые серьги в один и полтора оборота, браслет из костяных и пастовых бусин-колечек.

Большой прогресс был достигнут в создании небольших художественных изделий из камня с применением техник шлифования, пиления, сверления.

Характерны каменные жезлы (или песты) со скльптурным художественным оформлением навершия, которые подчёркивали высокий социальный статус своего владельца. Известны навершия в виде головы лошади, барана, человека.[7]

Погребальный обряд

Для кладбищ елунинцы выбирали господствующие по высоте и выразительные в рельефе местности мысы и терассы. Большинство погребальных комплексов расположено на высоком левом берегу Оби, откуда открывается великолепный вид на пойму.

Погребения грунтовые, группируются параллельными рядами по линии юго-восток - северо-запад или юг-север. Умерших хоронили в деревянных ящиках, сооружённых прямо в могиле. Могилу перекрывали деревянными плахами, иногда покрывали берестой. Умершего клали на специальную подстилку из веточек, камыша или плашек. В большинстве случаев тела укладывались головой на восток или северо-восток - точку восхода солнца. Преобладающее положение погребенных - на левом боку с согнутыми ногами. В погребальном инвентаре встречается керамика, стрелы с костяными, каменными и бронзовыми наконечниками, бронзовые ножи, каменные песты-жезлы, диски и оселки, украшения. Только в детских погребениях встречаются свинцовые колечки.[8].

Мировоззрение

Реконструируются следующие мировоззренческие установки "елунинцев":

  • культ огня
  • культ солнца
  • почитание основных видов домашних животных[9].

Происхождение

Происхождение Елунинской культуры связывают с местным энеолитическим населением монголоидного типа и пришлым, европеоидами средиземноморского типа, которые проникали из юго-западных районов Средней Азии. Часть населения Елунинской культуры участвовала в сложении сейминско-турбинского межкультурного феномена, другая — вытеснена к северу носителями андроновской культуры и участвовала в формировании кротовской культуры, оставшаяся — вошла в состав андроновской (фёдоровской) культуры.

Была связана с соседней Чемурчекской культурой.

Антропология и палеогенетика

Антропологический состав населения елунинской культуры неоднороден и формируется как результат взаимодействия двух компонентов: в женской серии из промежуточного европеоидно-монголоидного, в мужской серии из пришлого европеоидного «средиземноморского». Мужчина из чемурчекского ритуального комплекса середины 3-го тыс. до н. э. на Монгольском Алтае имеет морфологические особенности, сближающие его с представителями популяций монголоидного расового ствола, и обнаруживает антропологическое сходство носителями елунинской культуры[10].

МтДНК трёх младенцев с поселения елунинской культуры Берёзовая Лука в Алейском районе Алтайского края имеет восточноазиатскую митохондриальную гаплогруппу А[11][12]. У двух представителей елунинской культуры определили Y-хромосомные гаплогруппы Q и C-M217[13].

См. также

Уткульская группа памятников

Примечания

  1. 1,0 1,1 История Алтая, 2019, с. 125.
  2. История Алтая, 2019, с. 126.
  3. История Алтая, 2019, с. 126-128.
  4. История Алтая, 2019, с. 128.
  5. История Алтая, 2019, с. 129-130.
  6. История Алтая, 2019, с. 128-129.
  7. 7,0 7,1 История Алтая, 2019, с. 130.
  8. История Алтая, 2019, с. 135.
  9. История Алтая, 2019, с. 136.
  10. Ковалев А. А. и др. Палеоантропологическое изучение черепа погребённого в захоронении на чемурчекском святилище Хулагаш (Баян-Ульгийский аймак Монголии), 2020
  11. Куликов Е. Е. Молекулярная характеристика древней ДНК человека и животных из коллекционного материала и археологических находок. М., 2004.
  12. Козинцев А. Г. ИЗ СТЕПИ – В ПУСТЫНЮ: РАННИЕ ЕВРОПЕОИДЫ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА ПО ДАННЫМ ГЕНЕТИКИ И АНТРОПОЛОГИИ Архивная копия от 13 января 2017 на Wayback Machine Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Книга 1. СПб: ИИМК РАН, 2012, с. 122-126
  13. Hollard C. Peuplement du sud de la Siberie et de l'Altai a l'age du Bronze: apport de la pfleogenetique Архивная копия от 25 декабря 2019 на Wayback Machine, 2014

Литература