Сросткинская культура
Сросткинская культура Средневековье | ||||
---|---|---|---|---|
Локализация | Алтайский край | |||
Датировка | 2-я половина VIII-XII в. н.э. | |||
Носители | тюрки и самодийцы | |||
Исследователи | М. П. Грязнов, В.В. Горбунов | |||
Преемственность | ||||
|
Сросткинская культура — археологическая культура IX—X веков на территории Северного Алтая и южных районов Западной Сибири. Названа по Сросткинскому могильнику в селе Сростки у города Бийск в Алтайском крае.
История изучения
Наиболее ранние материалы по сросткинской культуре были получены Первой Академической экспедицией 1733-1744 гг. Первые раскопки провёл Л.И. Шренк в 1856 г., Г.Менье в 1861 г., В.В. Радлов в 1862 г. Наименование культура получила по названию курганного могильника Сростки-I в окрестностях одноимённой деревни, расположенного на горе Пикет в Бийском районе Алтайского края. Он исследовался в 1925 г. М.Д. Копытовым и М.Н. Комаровой, а в 1930 г. С.М. Сергеевым. Исследования продолжаются и сегодня. Термин "сросткинская культура" первым стали использовать М. П. Грязнов в 1949-1951 гг[1].
Во второй половине XX в. и в первые десятилетия XXI в. изучением сросткинской культуры занимались: А.П. Уманский, Д.Г. Савинов, В.А. Могильников, С.В. Неверов, Т.Н. Троицкая, А.А. Адамов, А.С. Васютин, А.М. Илюшин. По подсчётам В.В. Горбунова, по состоянию на 2022 г. было известно 138 погребений и 25 поселений сросткинской культуры, то есть всего 163 памятника[2].
Область распространения и датировка
Памятники Сросткинской культуры встречаются почти во всех районах Алтайского края, а также в некоторых районах юго-востока Новосибирской области, а также в западных районах Кузнецкой котловины. Они датируются второй половиной VIII - XII веками нашей эры[1][3].
Поселения
Тюрко-самодийцы проживали в лесной, степной и предгорной местности, поблизости от источников воды. Поселения располагались на елбанах или мысовидных береговых террасах. Имелись посёлки сезонного характера с лёгкими жилищами и круглогодичные с жилищами полуземляночного типа. Поселения небольшие, от одной-двух до шести жилых построек[1].
Существовали также городища - поселения с развитыми фортификационными сооружениями, которые делились на убежища, в которых население укрывалось в случае военной опасности и административно-ремесленные центры с постоянным населением. Такие городища располагались на крупных елбанах высотой 20-25 м., высоких мысах. Внутри городищ распологались несколько десятков стационарных построек[4].
Существовали полуземлянки и наземные сооружения.
Полуземлянки представляли собой котлован подпрямоугольной формы глубиной в 35-45 см, с немного выступающим коридором и стенами каркасно-столбовой конструкции с двускатной крышей и центральным опорным столбом, расположенным ближе к выходу. Помещение полуземлянки отапливали два очага открытого типа.
Наземные жилища также были каркасно-столбовой конструкции, имели один очаг, размещённый у дальней от входа стены. Стены и крыши жилищ покрывались листами бересты, у полуземлянок могли дополнительно утепляться дёрном. Площадь жилищ составляла 20-40 кв. м.[4]. Хозяйственные постройки имели схожую конструкцию, но отличались меньшей площадью (до 9 кв.м)[5].
Сезонные поселения состояли из лёгких сооружений типа шалашей и юрт. Культурный слой поселений и городищ не превышает 30-40 см. В культурном слое встречаются целые и разбитые керамические сосуды, рудные шлаки, отдльные вещи и кости животных[5].
Хозяйство
Главную роль в хозяйстве тюрко-самодийских племён играло полукочевое животноводство. Наиболее важным животным была лошадь, на втором месте - овца. Разводился также крупный рогатый скот. В некоторых районах лошадь и овца могли пастись круглосуточно, для коров требовалось заготавливать сено[5].
Центрами земледелия выступали стационарные поселения и крупные городища. Землю обрабатывали мотыжным и пахотным способами. Для переработки зерна использовали каменные зернотёрки и куранты[6].
Сохраняли важное значение также охота, рыболовство и собирательство. В сросткинской культуре было принято держать собак для охоты, охраны жилищ, выпаса скота[7].
Ремесло: деревообработка, камнеобработка, резьба по кости, ткачество, обработка кожи и меха, гончарное, кузнечное, бронзолитейное, ювилирное. О широком развитии металлургии, высокой специализации в этой отрасли говорят находки шлаков, тиглей, сопел плавильных печей, остатки самих домниц, а также большой ассортимент металлических изделий. Кузнецы использовали кричное железо, сырцовую и высокоуглеродистую сталь, использовали приёмы свободной ковки, поверхностной цементации, сварки, заточки и полировки[7].
В ювелирном деле использовались медь, бронза, серебро, золото, стекло и поделочные камни. Сросткинские ювелиры применяли способы горячего и холодного золочения. чеканки, тиснения, пайки, инкурстации, огранки[8].
Керамика представлена разнообразной посудой, слепленной ручным способом. Она обжигалась на сильном огне. Ранние сосуды круглодонные, поздние - плоскодонные. Орнамент: прочерченные линии, треугольно-зубчатый штамп и фестоны из этих элементов[8].
Известны специализированные инструменты для обработки дерева. Носители культуры также были искусны в обработке камня, рога и кости, прядении, ткачестве, шитье. Они имели торговые связи с Китаем, о чём говорят находки иктайского шёлка и монет[9].
Военное дело
Индивидуальная защита воинов состояла из панцирей и шлемов. Панцири собирались из железных пластин овальной и овально-прямоугольной формы, соединявшихся друг с другом при помощи кожаных ремешков. Самыми распространёнными покроям панциря были "катафракта" и "халат"[9].
Шлемы собиральись из железных деталей, которые скреплялись друг с другом при помощи заклёпок. Основные формы шлема: коническая и сфероконическая. Для защиты шеи к шлему крепилась пластинчатая или кольчужная бармица.
Луки были сложносоставными.
Духовная жизнь
Местное тюрко-самодийское население оставалось языческим, но в эту среду были внесены представления тенгризма. Культы доашних и диких животных утратили своё значение, ведущими становятся культы предков, героев, антропоморфных божеств[10].
Основное проявление искусства - предметы торевтики. Из цветного металла изготавливались функциональные и декортативные изделия. На ранней стадии развития культуры преобладал растительный орнаметр, на поздней - геометрический. Достаточно часто встречаются изображения зверей и птиц: оленей, ланей, львов, медведь. верблюд, лебедь, утки, хищные птицы, парные рыбы. есть и антропоморфные изображения. [11]
Ностели сросткинской культуры использовали тюркоязычную руническую письменность. На курганном могильнике Архангельское в Славгородском районе была найдена руническая надпись, нанесённая на лицевую поверхность роговой накладки лука. Различимы 12 знаков орхонского и енисейского алфавитов[12].
Погребальный обряд
Тюрко-самодийские носители каменской культуры использовали два типа могильников: грунтовые и курганные, при этом курганные могильники преобладали.
Для могильников выбирались высокие открытые места с хорошим обзором. Насыпь была земляной и имела округлую форму. вокруг насыпи выкапывался ров с входом-перемычкой. Иногда к насыпи добавлялась ещё одна, курганы приобретали вытянутую неровную форму. В предгорьях для возведения насыпи использовали камень.
Под насыпью могли находится от одной до пяти могил. Могилы располагались в ряд[10]. Над могилой распологалось перекрытие из брёвен, плах, досок, опиравшееся на деревянную раму. Для подстилки на дно могилы укладывали листы бересты. Обычно в изголовье могилы вкапывался деревянный столб.
Грунтовые могильники устраивались на елбанах в речной пойме. Грунтовые погребения, кроме отсутствия насыпи, ничем не отличались от курганных[10].
Исследователи выделяют пять типов сросткинских захоронений.
- Ингумация. Напрямую восходит к предшествующей самодийской традиции, численно преобладает над другими типами захорононений. Инвентарь таких погребений небогат, если они находятся в одном кургане с погребениями другого способа, то занимают в нём окраинное, подчинённое положение.
- Кремация. Также восходят к самодийской, но более древней традиции. Такие погребения малочисленны.
- Ингумация с конём. Являются отличительной чертой тюркской традиции. Содержат богатый инвентарь и занимают в курганах центральное (господствующее) положение. Только для данного обряда сооружались большие курганы диаметром до 30 м.
- Кремация с конём. Единичны. Результат смешения самодийской и тюркской традиции.
- Ингумация со шкуроой коня. Также редкие погребения, которые находят аналоги в эпосе кыпчаков.
Все эти типы захоронения могут встречаться на одном кладбище и даже под одной насыпью. Различие способов захоронений можно связать с определёнными этническими компонентами в составе сросткинской культуры. Несмотря на длительное совместное проживание, длившееся почти четыре с половиной века, слияния носителей сросткинской культуры в один энос не произошло[13].
Этническая атрибуция
Принадлежность сросткинской культуры определяется в литературе по-разному:
- по М. П. Грязнову «сросткинская культура на Алтае представляет собой продукт местного развития и что примерно в VIII в. население с этой культурой распространилось на север по лесостепным районам Оби» (Грязнов, 1956, с. 151);
- по А. А. Гавриловой сросткинская культура сложилась вне Алтая;
- по Ф. X. Арслановой она — результат взаимовлияния местных племён и енисейских кыргызов;
- по В. А. Могильникову — тюркизируемый угро-самодийский субстрат (Могильников, 1979, с. 61);
- по Д. Г. Савинову — кимако-кыпчакское население в широком, этнокультурном значении термина (Савинов, 1973).[14]
По наиболее свежим данным, изложенном в обощающем труде барнаульских археологов, основанном на анализе погребальных памятников, ведущим компонентом формирования культуры был пришлый, тюркский элемент, второй — местный самодийский. При этом завоеватели-тюрки занимали господствующее положение, а самодийцы — подчинённое. То есть, сросткинскую культуру можно называть тюрко-самодийским политическим и культурным образованием. Возможно, что в арабских источниках это объединение обозначается этнонимом кесим, а также упомянуто в персидском трактате Худуд аль-алам: "Они (кесим) утанавливают свои войлочные юрты по склонам гор; добывают пушнину, муску, рог, хуту и тому подобное. Они являются племенем, отличающимся от кыргызов. Их язык ближе всего к карлукскому, а их одежда подобна одежде кимаков"[1].
Политическая ситуация
На этапе формирования тюрко-самодийской общности во 2й половине VIII = 1й половине IX в. н.э. сросткинская культура занимала широкую полосу вдоль верхнего течения Оби до Новосибирского приобья. Политическим центром данной территоррии выступало Приобское плато. В этот период Уйгурский каганат вёл активную экспансию в направлении Южной Сибири. В 750-751 гг. уйгуры завоевали Туву, а в 758 г. совершили успешный поход на кыргызов в Минусинскую котловину. В 820-840 гг. усилившиеся кыргызы стали оспаривать у уйгур господство в Южной Сибири. В союзе с кыргызами выступили алтайские тюрки, и, возможно, тюрко-самодийское объединение носителей сросткинской культуры[15].
На этапе завершения консолидации племён сросткинской культуры, во второй половине IX - 1й половине X в. н. э. происходит рост населения и расширение ареала культуры на всю территорию Лесостепного Алтая. В 840-847 гг происходит экспансия Кыргызского каганата, около 850 г. - образование Кимакского каганата. Тюрко-самодийские племена сросткинской культуры выступают в союзе с Кыргызским каганатом против кимаков, за ними закрепляются юго-западные рубежи нынешнего Алтайского края, они осваивают весь восток Кулундинской равнины. В 850-950-е гг. Кыргызский и Кимакский каганаты вели между собой почти непрекращающуюся войну. Несмотря на это, племена сросткинской культуры сохраняли самобытность, не будучи поглащены ни одним из этих государств[16].
Расцвет сросткинской культуры происходит во второй половине X - 1й половине XI в. н. э. Походы империи Ляо в 924-994 гг. привели к ослаблению Кыргызского и Кимакского каганатов. Носители сросткинской культуры воспользовались этим для расширения ареала своих владений в северном и восточном направлении, заняли часть территории Новосибирского Приобья и Кузнецкой котловины. В этот период происходит расцвет материальной культуры сросткинцев[17].
Завершающий этап развития сросткинской культуры датируется 2й половиной XI - XII в. н.э. Происходит распад Кимакского каганата, усиление племенного союза кыпчаков, которые заняли Кулундинскую равнину и степные участки Верхнего Приобья. Ареал сросткинской культуры заметно сокращается. В 1207 г. территорию Лесостепного Алтая завоёвывают монголы, после чего здесь складывается новая общность, одним из компонентов которой становятся потомки тюрко-самодийского населения[17].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 История Алтая, 2019, с. 333.
- ↑ Горбунов, 2022, с. 3.
- ↑ Горбунов, 2022, с. 3,4.
- ↑ 4,0 4,1 История Алтая, 2019, с. 334.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 История Алтая, 2019, с. 335.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 335-336.
- ↑ 7,0 7,1 История Алтая, 2019, с. 336.
- ↑ 8,0 8,1 История Алтая, 2019, с. 337.
- ↑ 9,0 9,1 История Алтая, 2019, с. 338.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 История Алтая, 2019, с. 341.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 342.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 343.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 341-342.
- ↑ https://archive.is/20121225074005/kronk.narod.ru/library/savinov-dg-1984-09.htm Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., изд-во ЛГУ. 1984. 174 с.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 343-344.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 344-345.
- ↑ 17,0 17,1 История Алтая, 2019, с. 345.
Ссылки
- История Алтая: в 3-х т. Т. 1: Древнейшая эпоха, древность и средневековье / под общ. Ред. А.А. Тишкина. — Барнаул: АЗБУКА, 2019. — С. 333-345. — 392 с.
- Горбунов В.В., Тишкин А.А. Курганы сросткинской культуры на Приобском плато / науч. ред. А.В. Харинский, А.Л. Кунгуров. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2022. — 320 с. — ISBN 978-5-7904-2673-5.
- Горбунов В.В., Тишкин А.А. Курганный могильник Сростки-I: история изучения и современные исследования // Известия Алтайского государственного университета : журнал. — 2014. — № 4. — С. 54-67. — doi:10.14258/izvasu(2014)4/2-07.
- Илюшин А.М. К ДИСКУССИИ ВОКРУГ ПОНЯТИЯ "СРОСТКИНСКАЯ КУЛЬТУРА"
- Васютин А.С. СРОСТКИНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: ИСТОРИЧЕСКИЕ МИФЫ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТЫ