Сросткинская культура

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сросткинская культура
Средневековье
Украшения сросткинской культуры из коллекции АГКМУкрашения сросткинской культуры из коллекции АГКМ
Локализация Алтайский край
Датировка 2-я половина VIII-XII в. н.э.
Носители тюрки и самодийцы
Исследователи М. П. Грязнов, В.В. Горбунов
Преемственность
одинцовская

Сросткинская культураархеологическая культура IX—X веков на территории Северного Алтая и южных районов Западной Сибири. Названа по Сросткинскому могильнику в селе Сростки у города Бийск в Алтайском крае.

История изучения

Наиболее ранние материалы по сросткинской культуре были получены Первой Академической экспедицией 1733-1744 гг. Первые раскопки провёл Л.И. Шренк в 1856 г., Г.Менье в 1861 г., В.В. Радлов в 1862 г. Наименование культура получила по названию курганного могильника Сростки-I в окрестностях одноимённой деревни, расположенного на горе Пикет в Бийском районе Алтайского края. Он исследовался в 1925 г. М.Д. Копытовым и М.Н. Комаровой, а в 1930 г. С.М. Сергеевым. Исследования продолжаются и сегодня. Термин "сросткинская культура" первым стали использовать М. П. Грязнов в 1949-1951 гг[1].

Во второй половине XX в. и в первые десятилетия XXI в. изучением сросткинской культуры занимались: А.П. Уманский, Д.Г. Савинов, В.А. Могильников, С.В. Неверов, Т.Н. Троицкая, А.А. Адамов, А.С. Васютин, А.М. Илюшин. По подсчётам В.В. Горбунова, по состоянию на 2022 г. было известно 138 погребений и 25 поселений сросткинской культуры, то есть всего 163 памятника[2].

Область распространения и датировка

Памятники Сросткинской культуры встречаются почти во всех районах Алтайского края, а также в некоторых районах юго-востока Новосибирской области, а также в западных районах Кузнецкой котловины. Они датируются второй половиной VIII - XII веками нашей эры[1][3].

Поселения

Тюрко-самодийцы проживали в лесной, степной и предгорной местности, поблизости от источников воды. Поселения располагались на елбанах или мысовидных береговых террасах. Имелись посёлки сезонного характера с лёгкими жилищами и круглогодичные с жилищами полуземляночного типа. Поселения небольшие, от одной-двух до шести жилых построек[1].

Существовали также городища - поселения с развитыми фортификационными сооружениями, которые делились на убежища, в которых население укрывалось в случае военной опасности и административно-ремесленные центры с постоянным населением. Такие городища располагались на крупных елбанах высотой 20-25 м., высоких мысах. Внутри городищ распологались несколько десятков стационарных построек[4].

Существовали полуземлянки и наземные сооружения.

Полуземлянки представляли собой котлован подпрямоугольной формы глубиной в 35-45 см, с немного выступающим коридором и стенами каркасно-столбовой конструкции с двускатной крышей и центральным опорным столбом, расположенным ближе к выходу. Помещение полуземлянки отапливали два очага открытого типа.

Наземные жилища также были каркасно-столбовой конструкции, имели один очаг, размещённый у дальней от входа стены. Стены и крыши жилищ покрывались листами бересты, у полуземлянок могли дополнительно утепляться дёрном. Площадь жилищ составляла 20-40 кв. м.[4]. Хозяйственные постройки имели схожую конструкцию, но отличались меньшей площадью (до 9 кв.м)[5].

Сезонные поселения состояли из лёгких сооружений типа шалашей и юрт. Культурный слой поселений и городищ не превышает 30-40 см. В культурном слое встречаются целые и разбитые керамические сосуды, рудные шлаки, отдльные вещи и кости животных[5].

Хозяйство

Главную роль в хозяйстве тюрко-самодийских племён играло полукочевое животноводство. Наиболее важным животным была лошадь, на втором месте - овца. Разводился также крупный рогатый скот. В некоторых районах лошадь и овца могли пастись круглосуточно, для коров требовалось заготавливать сено[5].

Центрами земледелия выступали стационарные поселения и крупные городища. Землю обрабатывали мотыжным и пахотным способами. Для переработки зерна использовали каменные зернотёрки и куранты[6].

Сохраняли важное значение также охота, рыболовство и собирательство. В сросткинской культуре было принято держать собак для охоты, охраны жилищ, выпаса скота[7].

Ремесло: деревообработка, камнеобработка, резьба по кости, ткачество, обработка кожи и меха, гончарное, кузнечное, бронзолитейное, ювилирное. О широком развитии металлургии, высокой специализации в этой отрасли говорят находки шлаков, тиглей, сопел плавильных печей, остатки самих домниц, а также большой ассортимент металлических изделий. Кузнецы использовали кричное железо, сырцовую и высокоуглеродистую сталь, использовали приёмы свободной ковки, поверхностной цементации, сварки, заточки и полировки[7].

В ювелирном деле использовались медь, бронза, серебро, золото, стекло и поделочные камни. Сросткинские ювелиры применяли способы горячего и холодного золочения. чеканки, тиснения, пайки, инкурстации, огранки[8].

Керамика представлена разнообразной посудой, слепленной ручным способом. Она обжигалась на сильном огне. Ранние сосуды круглодонные, поздние - плоскодонные. Орнамент: прочерченные линии, треугольно-зубчатый штамп и фестоны из этих элементов[8].

Известны специализированные инструменты для обработки дерева. Носители культуры также были искусны в обработке камня, рога и кости, прядении, ткачестве, шитье. Они имели торговые связи с Китаем, о чём говорят находки иктайского шёлка и монет[9].

Военное дело

Индивидуальная защита воинов состояла из панцирей и шлемов. Панцири собирались из железных пластин овальной и овально-прямоугольной формы, соединявшихся друг с другом при помощи кожаных ремешков. Самыми распространёнными покроям панциря были "катафракта" и "халат"[9].

Шлемы собиральись из железных деталей, которые скреплялись друг с другом при помощи заклёпок. Основные формы шлема: коническая и сфероконическая. Для защиты шеи к шлему крепилась пластинчатая или кольчужная бармица.

Луки были сложносоставными.

Духовная жизнь

Местное тюрко-самодийское население оставалось языческим, но в эту среду были внесены представления тенгризма. Культы доашних и диких животных утратили своё значение, ведущими становятся культы предков, героев, антропоморфных божеств[10].

Основное проявление искусства - предметы торевтики. Из цветного металла изготавливались функциональные и декортативные изделия. На ранней стадии развития культуры преобладал растительный орнаметр, на поздней - геометрический. Достаточно часто встречаются изображения зверей и птиц: оленей, ланей, львов, медведь. верблюд, лебедь, утки, хищные птицы, парные рыбы. есть и антропоморфные изображения. [11]

Ностели сросткинской культуры использовали тюркоязычную руническую письменность. На курганном могильнике Архангельское в Славгородском районе была найдена руническая надпись, нанесённая на лицевую поверхность роговой накладки лука. Различимы 12 знаков орхонского и енисейского алфавитов[12].

Погребальный обряд

Тюрко-самодийские носители каменской культуры использовали два типа могильников: грунтовые и курганные, при этом курганные могильники преобладали.

Для могильников выбирались высокие открытые места с хорошим обзором. Насыпь была земляной и имела округлую форму. вокруг насыпи выкапывался ров с входом-перемычкой. Иногда к насыпи добавлялась ещё одна, курганы приобретали вытянутую неровную форму. В предгорьях для возведения насыпи использовали камень.

Под насыпью могли находится от одной до пяти могил. Могилы располагались в ряд[10]. Над могилой распологалось перекрытие из брёвен, плах, досок, опиравшееся на деревянную раму. Для подстилки на дно могилы укладывали листы бересты. Обычно в изголовье могилы вкапывался деревянный столб.

Грунтовые могильники устраивались на елбанах в речной пойме. Грунтовые погребения, кроме отсутствия насыпи, ничем не отличались от курганных[10].

Исследователи выделяют пять типов сросткинских захоронений.

  • Ингумация. Напрямую восходит к предшествующей самодийской традиции, численно преобладает над другими типами захорононений. Инвентарь таких погребений небогат, если они находятся в одном кургане с погребениями другого способа, то занимают в нём окраинное, подчинённое положение.
  • Кремация. Также восходят к самодийской, но более древней традиции. Такие погребения малочисленны.
  • Ингумация с конём. Являются отличительной чертой тюркской традиции. Содержат богатый инвентарь и занимают в курганах центральное (господствующее) положение. Только для данного обряда сооружались большие курганы диаметром до 30 м.
  • Кремация с конём. Единичны. Результат смешения самодийской и тюркской традиции.
  • Ингумация со шкуроой коня. Также редкие погребения, которые находят аналоги в эпосе кыпчаков.

Все эти типы захоронения могут встречаться на одном кладбище и даже под одной насыпью. Различие способов захоронений можно связать с определёнными этническими компонентами в составе сросткинской культуры. Несмотря на длительное совместное проживание, длившееся почти четыре с половиной века, слияния носителей сросткинской культуры в один энос не произошло[13].

Этническая атрибуция

Принадлежность сросткинской культуры определяется в литературе по-разному:

  • по М. П. Грязнову «сросткинская культура на Алтае представляет собой продукт местного развития и что примерно в VIII в. население с этой культурой распространилось на север по лесостепным районам Оби» (Грязнов, 1956, с. 151);
  • по А. А. Гавриловой сросткинская культура сложилась вне Алтая;
  • по Ф. X. Арслановой она — результат взаимовлияния местных племён и енисейских кыргызов;
  • по В. А. Могильникову — тюркизируемый угро-самодийский субстрат (Могильников, 1979, с. 61);
  • по Д. Г. Савинову — кимако-кыпчакское население в широком, этнокультурном значении термина (Савинов, 1973).[14]

По наиболее свежим данным, изложенном в обощающем труде барнаульских археологов, основанном на анализе погребальных памятников, ведущим компонентом формирования культуры был пришлый, тюркский элемент, второй — местный самодийский. При этом завоеватели-тюрки занимали господствующее положение, а самодийцы — подчинённое. То есть, сросткинскую культуру можно называть тюрко-самодийским политическим и культурным образованием. Возможно, что в арабских источниках это объединение обозначается этнонимом кесим, а также упомянуто в персидском трактате Худуд аль-алам: "Они (кесим) утанавливают свои войлочные юрты по склонам гор; добывают пушнину, муску, рог, хуту и тому подобное. Они являются племенем, отличающимся от кыргызов. Их язык ближе всего к карлукскому, а их одежда подобна одежде кимаков"[1].

Политическая ситуация

На этапе формирования тюрко-самодийской общности во 2й половине VIII = 1й половине IX в. н.э. сросткинская культура занимала широкую полосу вдоль верхнего течения Оби до Новосибирского приобья. Политическим центром данной территоррии выступало Приобское плато. В этот период Уйгурский каганат вёл активную экспансию в направлении Южной Сибири. В 750-751 гг. уйгуры завоевали Туву, а в 758 г. совершили успешный поход на кыргызов в Минусинскую котловину. В 820-840 гг. усилившиеся кыргызы стали оспаривать у уйгур господство в Южной Сибири. В союзе с кыргызами выступили алтайские тюрки, и, возможно, тюрко-самодийское объединение носителей сросткинской культуры[15].

На этапе завершения консолидации племён сросткинской культуры, во второй половине IX - 1й половине X в. н. э. происходит рост населения и расширение ареала культуры на всю территорию Лесостепного Алтая. В 840-847 гг происходит экспансия Кыргызского каганата, около 850 г. - образование Кимакского каганата. Тюрко-самодийские племена сросткинской культуры выступают в союзе с Кыргызским каганатом против кимаков, за ними закрепляются юго-западные рубежи нынешнего Алтайского края, они осваивают весь восток Кулундинской равнины. В 850-950-е гг. Кыргызский и Кимакский каганаты вели между собой почти непрекращающуюся войну. Несмотря на это, племена сросткинской культуры сохраняли самобытность, не будучи поглащены ни одним из этих государств[16].

Расцвет сросткинской культуры происходит во второй половине X - 1й половине XI в. н. э. Походы империи Ляо в 924-994 гг. привели к ослаблению Кыргызского и Кимакского каганатов. Носители сросткинской культуры воспользовались этим для расширения ареала своих владений в северном и восточном направлении, заняли часть территории Новосибирского Приобья и Кузнецкой котловины. В этот период происходит расцвет материальной культуры сросткинцев[17].

Завершающий этап развития сросткинской культуры датируется 2й половиной XI - XII в. н.э. Происходит распад Кимакского каганата, усиление племенного союза кыпчаков, которые заняли Кулундинскую равнину и степные участки Верхнего Приобья. Ареал сросткинской культуры заметно сокращается. В 1207 г. территорию Лесостепного Алтая завоёвывают монголы, после чего здесь складывается новая общность, одним из компонентов которой становятся потомки тюрко-самодийского населения[17].

Примечания

Ссылки