Бийкенская культура
Бийкенская культура аржано-майэмирское (раннескифское) время | ||||
---|---|---|---|---|
В составе | Скифо-сибирский мир | |||
Географический регион | Горный Алтай | |||
Датировка | IX - VI вв. до н.э. | |||
Тип хозяйства | кочевники | |||
Исследователи | Кирюшин, Юрий Федорович, Тишкин, Алексей Алексеевич | |||
Преемственность | ||||
|
Бийкенская культура - археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку, распространённая на территории Горного Алтая в аржано-майэмирское (раннескифское) время.
История изучения
Впервые объекты этой культуры были частично раскопаны в 1930-е годы на территории Северного Алтая, около впадения Каюма в Катунь[1].
Планы строительства Катунской ГЭС привели к масштабным археологическим работам в зоне возможного затопления территории. В результате научного осмысления полученного нового археологического материала, Ю.Ф. Кирюшин и А.А. Тишкин в 1999 г. предложили выделить бийкенскую археологическую культуру[2].
Именно в зоне предпологавшегося строительства Катунской ГЭС, около устья реки Бийке (правый приток Катуни) распологается памятник, давший название культуре. Центром памятника является выделяющаяся гора, у подножия которой зафиксированы петроглифы и чашевидные углубления[3].
Базовыми памятниками культуры являются Бийке, Семисарт-I, Кызык-ТеланьI, Тыткескень-I, Бойтыгень II[3]. Выделяется комплекс Ак-Алаха-II, раскопанный Н.В. Полосьмак на плато Укок[4], обращает на себя внимание крупный курган Кур-Кечу-II[5].
Датировка и периодизация
А.А. Тишкин выделяет следующие этапы бийкенской культуры:
- Куртский (конец IX - 1-я половина VIII вв. до н.э.)
- Семисартский (2-я половина VIII - 1 половина VII вв. до н.э.)
- Бойтыгемский (2-я половина VII - 2-3 четверть VI вв. до н.э.)[6]
Погребальный обряд
Основным отличительным признаком погребений бийкенской культуры является просматривающийся в центре курганной насыпи каменный ящик с останками погребенного человека и сопроводительный инвентарь. Рядом может примыкать конструкция для захоронения лошади с преметами конского снаряжения. По периметру кургана фиксировалось кольцо в виде стенки, выложенной из плит или крепида из крупных камней[7].
Курганные могильники бийкенской культуры часто распологаются на террасах, ограниченных горами и рекой. Курганы в некрополе образуют микроцепочки по два-три объекта. На ряде памятников зафиксированы объекты ритуального характера: поминальники, жертвенники, рядом с ними - вертикально вкопанные камни, следы огня, части зернотерок, кости, немногочисленные объекты керамики[1].
Курганные комплексы совмещали функции некрополя, храма, пункта астрономических наблюдений,рядом распологались петроглифы. Священные пространства бийкенской культуры имели чёткие границы, в которые доступ был ограничен рекой и горами[3].
В состав погребальных конструкций входили каменные стеллы-обелиски, на которых отмечены антропоморфные черты. Завоеватели позже повалили эти стеллы как факт надругательства над обычаями покорённых народов. Также обнаружены вкопанные вертикально в землю плоские камни (балбалы), аналогичные находившимся вблизи жилищ коновязей
Умерший человек и сопровождавшая его лошадь чаще всего ориентированы головой на запад или северо-запад, положение покойного - скорченно, на левом боку.Животное чаще всего распологалось с юго-восточной стороны от погребенного человека[3].
Искусство
Искусство бийкенцев известно по немногочисленным находкам украшений и деталей костюма[3].
Хозяйство
Главную роль в хозяйстве бийкенцев имело коневодство, при этом разводились лошади разных пород. Важную роль играло овцеводство, о чем говорят находки костей этих животных и остатки шерстяных тканей. Имелось какое-то количество крупного рогатого скота. Свидетельств охоты немного, данных о рыболовстве нет. Находки каменных зернотерок говорят о наличии собирательства и переработки растительных ресурсов, либо даже начале земледелия[4].
Исследователи отмечают высокое качество бронзовых изделий, содержащих большое количество олова[4].
Социальная структура
Базовой структурной единицей бийкенского общества была большая патриархальная семейная община. О дифференциации в бийкенском социуме свидетельствуют различия в размере погребальных сооружений, характере сопроводительного инвентаря[4].
Литература
- Мамадаков Ю.Т., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А. Раскопанный курган бийкенской культуры на памятнике Айры-Таш-1 в устьевой зоне Урсула (Алтай) // Теория и практика археологических исследований. — 2016. — № 1. — С. 7-18.
- Тишкин А.А. Бийкенская археологическая культура // «Terra Scythica»: Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica».. — 2011. — С. 272–290.
- История Алтая: в 3-х т. Т. 1: Древнейшая эпоха, древность и средневековье / под общ. ред. А.А. Тишкина. — Барнаул: АЗБУКА, 2019. — С. 186-201. — 392 с.
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 История Алтая, 2019, с. 186.
- ↑ Тишкин А.А. Бийкенская археологическая культура // «Terra Scythica»: Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica».. — 2011. — С. 272–290.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 История Алтая, 2019, с. 187.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 4,2 4,3 История Алтая, 2019, с. 195.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 195-197.
- ↑ Тишкин А.А. Бийкенская археологическая культура // «Terra Scythica»: Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica».. — 2011. — С. 272–290.
- ↑ История Алтая, 2019, с. 186, 187.