Перейти к содержанию

Пазырыкская культура

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пазырыкская культура
Железный век
Древнейший из обнаруженных ворсовых ковров — Пазырыкский ковёр (около V в. до н. э.). Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)Древнейший из обнаруженных ворсовых ковров — Пазырыкский ковёр (около V в. до н. э.).
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Географический регион Горный Алтай
Локализация Горный Алтай, Казахстан
Датировка VIIII вв. до н. э.
Носители ирано-самодийцы
Тип хозяйства скотоводство
Исследователи Радлов, В.В. С. И. Руденко, Н. В. Полосьмак, М. П. Грязнов, А.А. Тишкин, П.К. Дашковский, В.Д. Кубарев, П.И. Шульга, З.С. Самашев
Преемственность
Каракольская
Бегазы-Дандыбаевская
Булан-кобинская
Кок-пашская
Майминская
Кулажургинская

Пазырыкская культура — археологическая культура железного века (VI—III вв. до н. э.), основные находки предметов которой были сделаны в Горном Алтае.

Своё название культура получила после раскопок Пазырыкских курганов. Носители этой культуры обитали на смежных территориях современных России (плато Улаган, Укок), Казахстана, Китая и Монголии.

История изучения

Культура выявлена в 1865 году В. В. Радловым при раскопках Берельского и Катандинского курганов[1]. Своё название получила по памятнику в урочище Пазырык долины реки Большой Улаган близ села Балыктуюль (Улаганский район), где экспедицией академика С. И. Руденко были в 1929 году раскопан Первый пазырыкский курган[2]. После Великой Отечественной войны С.И. Руденко продолжил работы у урочище Пазырык. Материалы, полученные его экспедицией, размещены в залах Государственного Эрмитажа.

В 1960-1990 годах фокус учёных сместился с исследования "элитных", "царских" погребений на многочисленные памятники, оставленные рядовыми пазырыкцами. Особое значение имела экспедиция ИАЭ СО РАН на высокогорное плато Укок[3], где в 1993 году Н.В. Полосьмак была обнаружена так называемая «принцесса Укока». В Восточном Казахстане исследования Берельских курганов осуществляет З.С. Самашев[4].

Локализация в пространстве и времени

Посуда пазырыкцев. Слева направа: керамический сосуд-кувшин из кургана "Уландрык-1", деревяная кружка, "Уландрык-1", сосуд из рога яка, "Ак-Алаха-3", кермаический сосуд, "Юстыд-I". Исследования Н.В. Полосьмак и В.Д. Кубарева.

А.А. Тишкин предлагает следующую культурно-хронологическую схему развития пазырыкского общества:

  • ранний Башадарский этап (2я половина VI - первая половина V в. до. н. э) - приход на Алтай нового населения, которое частично ассимилировало, а частично вытеснило метсных жителей. Этот этап совпадает своим началом с формированием Ахеменидской державы (550 г. до н.э.), а своим завершением - с началом "Эпохи сражающихся царств" в Китае. Для этого этапа характерно начало строительства "царских" курганов. Этап получил свое название по Второму Башадарскому кургану.
  • развитый Кызыл-джарский этап. (2я-половина V - третья четверть IV в. до н.э.) характеризуется дальнейшим развитием пазырыкской культуры и её расширением. К этому периоду относятся знаменитые курганы в урочище Пазырык.
  • заключительный Шибинский этап - последняя четверть IV - III в. до н.э. Характеризуется постепенной утратой могущества пазырыкской общности, некоторым смещением ареала пазырыкской культуры на север и северо-запад. После завоевания в III веке до н.э. племенами гуннов (сюнну) Алтая, пазырыкцы либо покинули Алтай, либо были покорены и утратили самобытность. Во II в. до н.э. на Алтай переселяются другие этнические общности, составившие основу булан-кобинской культуры[5].

Объекты Пазырыкской культуры расположены почти строго в рамках Алтайских гор. К северу в Обь-Иртышском междуречье находилась территория каменской культуры. К северо-востоку пазырыкцы граничали с носителями быстрянской культуры. К востоку и юго-востоку пазырыкцы соседствовали с саглынской культурой. К западу и юго-западу - с другими культурами сакского круга.[6].

Северо-западные среднегорья Алтая использовались пазырыкцами мало, т.к. здесь формировался мощный снежный покров, делавший невозможной тебеневку. Эти территориии в течении нескольких веков выступали своеобразным буфером между населением степи и гор [7]

Происхождение пазырыкцев

Пазырыкские подпружные костяные пряжки. Из курганов "Уландрык-4", "Ташанта-2", "Уландрык-5", "Уландрык-2". Раскопки В.Д. Кубарева

Этнически ирано-самодийская пазырыкская культура появилась в результате тесного контакта самодийской каракольской культуры с иранской бегазы-дандыбаевской или близкой ей культурой. Далее сосуществовала с раннескифской усть-куюмской группой[8], а затем с кара-кобинской культурой.

Предположительно пазырыкская культура — продукт развития афанасьевской культуры[9]. В антропологическом составе населения пазырыкской культуры выявляются три базовых компонента (долихокранный европеоидный с высоким и широким лицом, брахикранный монголоидный с невысоким лицом и мезодолихокранный монголоидный с высоким лицом)[10]. Вместе с родственными племенами тагарской культуры подверглись атакам прото-хунну[11].

В. А. Могильников предполагал, что пазырыкская культура представляла собой результат взаимодействия местного населения куртуского этапа майэмирской общности южных, юго-западных и частично центральных районов Алтая и племён, пришедших из степей Казахстана[12].

По другой версии, пазырыкцы были пришлым населением для Горного Алтая, не приспособленным к суровому климату высокогорий[13].

Образ жизни

Войлочный головной убор пазырыкцев

Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Знатных людей хоронили в деревянных срубах. Знатные пазырыкцы носили шёлковые рубахи, имевшие один покрой как для мужчин, так и для женщин[14], в погребениях же рядовых членов общества рубах обнаружено не было. Мужским элементом одежды были штаны, тогда как женщины носили трёхцветные юбки[14]. Общей деталью гардероба для женщин и мужчин пазырыкцев были войлочные чулки, которые были удобны для верховой езды[14]. Также пазырыкцы носили меховые шубы, зачастую сделанные мехом и внутрь, и наружу. Такие шубы имели войлочные аппликации-украшения, а также украшались ценными мехами, выкрашенными в синий цвет[14].

Погребальный обряд

Основными маркерами распространения пазырыкской культуры являются курганы, сооружённые из камней, резко отличающиеся от объектов других времён своими размерами, расположением на местности и планиграфией[4].

В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились мумии[15]. На их кожу нанесена сложная татуировка. Кроме того, в отдельных курганах сохранились погребальная повозка высотой в три метра, многочисленные реалистичные фигурки зверей и птиц (в том числе из войлока), образцы текстиля, включая древнейший в мире ворсовый ковёр. Находки руденковских экспедиций, большинство из которых датируется V в. до н. э., экспонируются в Государственном Эрмитаже. Исследование волос мумий, проведённое в Оксфордском университете, показало, что основным продуктом в пищевом рационе носителей пазырыкской культуры Укока была рыба[16].


Политическая ситуация

По мнению А.А. Тишкина и П.К. Дашковского, по ряду признаков пазырыкское общество находилось на стадии формирования государства[17].

Под натиском гуннов, двигавшихся из Центральной Азии на север, конце III — начале II века до н. э. часть пазырыкцев была вынуждена мигрировать с территории Горного Алтая на север через зоны обитания самодийского населения большереченцев и кижировцев[18].

Палеогенетика

Представители пазырыкцев из Монголии и Республики Алтай оказались обладателями митохондриальных гаплогрупп A, A4, C, F2a, G2, HV2, HV6, J, K, T1, U5, U5a1[19][20].

Ricaut в 2004 и Keyser в 2009 годах провели анализ Y-ДНК останков мужчины из захоронения на Алтае (Sebÿstei Valley [SEB 96K2]). По признакам материальной культуры археологи уверено отнесли это захоронение к Пазырыкской культуре[21][22]. Захоронение датировано 450 г. до н. э. Палеогенетическое исследование обнаружило у пазырыкцев носителей гаплогруппы R1a-М198[23][24]. Позднее также при исследовании двух представителей пазырыкской культуры из могильника знатных воинов Ак-Алаха-1 в Горном Алтае показало их принадлежность по маркерам к Y-хромосомной гаплогруппе N-P43 (снипы не делались) и митохондриальной гаплогруппе C[25].

Антропология

Типичный для пазырыкцев краниологический комплекс признаков имеет определенное сходство с современной южно-сибирской расой, но является более европеоидным. Он характеризуется мезобрахикранной, средних размеров черепной коробкой и высоким, широким, среднеуплощенным лицом со средневыступающим носом. Формирование этого типа происходит на территории Горного Алтая в эпоху бронзы, в результате смешения двух морфологических вариантов - долихокранного европеоидного, с высоким и широким лицом, и брахикранного, с умеренно выраженными монголоидными особенностями и невысоким лицом. Соотношение исходных компонентов в составе разных локальных групп пазырыкского населения варьирует — европеоидный тип в несмешанном виде чаще всего встречается в районах Юго-Западного и Центрального Алтая, а удельный вес брахикранного монголоидного компонента с относительно низким лицом более высок среди населения северной, периферийной, части пазырыкского ареала. Суммируя результаты проведенного исследования, можно сделать следующие выводы: современные популяции североалтайского антропологического типа, к которым относятся северные алтайцы, телеуты, горные шорцы, а также барабинские татары позднего времени, являются потомками носителей пазырыкской культуры. В наиболее «чистом» виде краниологический комплекс, характерный для потомков пазырыкцев, сохраняется у телеутов и барабинских татар. Сходный краниотип имеют также башкиры Мавлютово.[26]

См. также

Примечания

  1. Радлов В. В. Сибирские древности: Из путевых заметок по Сибири // Зап. Рус. археол. об-ва. Нов. сер. СПб., 1895. Т. 7, вып. 3/4
  2. История Алтая, 2019, с. 243.
  3. История Алтая, 2019, с. 244.
  4. 4,0 4,1 История Алтая, 2019, с. 245.
  5. История Алтая, 2019, с. 245-247.
  6. История Алтая, 2019, с. 246.
  7. Кубарев, 2007, с. 9.
  8. Степанова Н. Ф. Куюмский тип памятников VIII—VI вв. до н. э. // Скифская эпоха Алтая: Тез. докл. к конф. Барнаул, 1986. С. 79-81.
  9. Археология Алтайского края Архивная копия от 13 июля 2021 на Wayback Machine.
  10. Тур С. С., Рыкун М. П. Краниологические материалы пазырыкской культуры из могильников в урочище Кызыл-Джар. Дата обращения: 11 февраля 2008. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  11. Доклад председателя Отделения академика Добрецова Н. Л. (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 февраля 2008. Архивировано 23 апреля 2009 года.
  12. Тишкин А. А. «БИЙКЕНСКАЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Архивная копия от 28 сентября 2021 на Wayback Machine» // Материалы Международного симпозиума «Terra Scythica». — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2011. — С. 272—290
  13. А. Ю. Летягин, Н. В. Полосьмак, А. А. Савелов, М. А. Королев, Е. А. Летягина. Мумия продолжает открывать тайны. https://scfh.ru (24 января 2017). Дата обращения: 15 ноября 2020. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Полосьмак Н. В. Всадники Укока / Бонгард-Левин Г. М.. — Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. — С. 127—132. — 336 с. — ISBN 5-89590-037-2.
  15. Мумифицированный труп вождя с набедренной повязкой // Государственный Эрмитаж (недоступная ссылка)
  16. Молодин В. И., Парцингер Г., Цэвээндорж Д. Замёрзшие погребальные комплексы пазырыкской культуры на южных склонах Сайлюгема (Монгольский Алтай). // М.: Триумф принт. 2012. 566 с.. Дата обращения: 26 июня 2016. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  17. Тишкин А.А., Дашковский П.К. О государственности "Пазырыкцев" // Теория и практика археологических исследований : журнал. — 2005. — С. 50-59.
  18. Молодин В. И., Ромащенко А. Г. Население Горного Алтая в эпоху раннего железного века как этнокультурный феномен. Происхождение, генезис и исторические судьбы (по данным археологии, антропологии, генетики). Дата обращения: 26 июня 2016. Архивировано 11 августа 2016 года.
  19. Mitochondrial and Y-chromosome haplogroups extracted from historic and prehistoric human remains in Europe and related remains in Asia, arranged chronologically. Дата обращения: 11 марта 2015. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  20. А. С. Пилипенко, Р. О. Трапезов, Н. В. Полосьмак. Молекулярно-генетический анализ останков людей из погребения 1 кургана 1 могильника Ак-Алаха-3, 2015. Дата обращения: 28 ноября 2015. Архивировано 5 апреля 2019 года.
  21. Каммарт Л., Хюле В. В., Буржуа И., Миккельсен Я. Х. Два сезона комплексных бельгийско-российских исследований в долине Себыстея (Кош-Агачский район, Горный Алтай). Предварительные результаты // Сибирь в панораме тысячелетий: материалы международного симпозиума: В 2 т. — Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1998. — Т. 1. — С. 229—239.
  22. Кубарев, Шульга 2007. Pasyryk culture // "Пазырыкская культура (курганы Чуи и Урсула), 2007. Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано 28 сентября 2021 года.
  23. Пазырыкские палео-ДНК по данным Ricaut (2004), Keyser (2009) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано 18 января 2017 года.
  24. Общая база данных палео-ДНК из Европедии (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 января 2017. Архивировано 21 марта 2015 года.
  25. Pilipenko A. S., Trapezov R. O., Polosmak N. V. A PALEOGENETIC STUDY OF PAZYRYK PEOPLE BURIED AT AK-ALAKHA-1, THE ALTAI MOUNTAINS in Russian. — 2015-12-21. Архивировано 16 сентября 2021 года.
  26. Тур С.С. СОВРЕМЕННЫЕ ПОТОМКИ НОСИТЕЛЕЙ ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Древности Алтая (2003). Дата обращения: 27 января 2022. Архивировано 27 января 2022 года.

Ссылки