Берельские курганы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Грифон из Берельских курганов.

Берельские курганы — комплекс захоронений раннего железного века в Катон-Карагайском районе Восточно-Казахстанской области Казахстана. Получили известность благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати, сопровождавшимся высокохудожественными изделиями в скифо-сибирском зверином стиле.

Благодаря наличию подкурганной мерзлоты, аналогичной курганам Пазырыка и Укока, в некоторых берельских курганах сохранились предметы, выполненные из органических материалов, сопровождавшие умерших в загробную жизнь: одежда, конское снаряжение, посуда, сёдла, ткани, изделия из кожи и войлока[1].

История изучения

Первым научно исследовал берельские курганы в 1865 году В.В. Радлов, исследовавший Большой Берельский курган. В нем он нашёл захоронение представителя пазырыкской знати в деревянном срубе, а также погребение 17 лошадей.

В 1998-1999 годах археологи из Института археологии имени Маргулана под руководством Зейноллы Самашева раскопали курган № 11. Было исследовано захоронение мужчины, женщины и 13 лошадей с множеством золотых украшений.

В 2003 году археологической экспедицией под руководством сотрудника Казахского национального университета доктора наук Абдеша Толеубаева там найден так называемый «Золотой курган царей». Курган датируется VIII—VII веками до нашей эры. Курган известен тем, что там найдены украшения, ставшие впоследствии основой для реконструкции третьего в Казахстане «Золотого Человека». Одежда погребённого предположительно полностью расшита золотом, но не так, как во всех остальных богатых скифо-сакских гробницах — исследования показали, что царь носил эту одежду постоянно.

Кроме того, ранее в соседних курганах было обнаружено ещё некоторое количество золотых и ценных вещей, большинство из них сейчас хранится в Эрмитаже. Период, к которому принадлежат найденные артефакты, в казахстанской историографии получил название Берельский этап развития культуры кочевников Восточного Казахстана эпохи раннего железного века (V—IV веков до н. э.).

Исследования настоящего времени

В настоящее время для исследования находок кургана Шиликтинской долины привлечены иностранные ученые. Фонд «Культурное наследие» занялся тем, чтобы сделать реконструкцию внешности царя. Одной из самых интересных для археологов находок в этом кургане является золотая сережка размером 1 миллиметр, ушко её 0,5 миллиметра. Учёные разгадывают загадку, как могли древние люди, которые жили 2700 лет назад изготовить золотое изделие с такой ювелирной точностью. В 2013 году наконец-то все смогли увидеть третьего золотого человека, его выставили на обозрение в государственном музее золота и драгоценных металлов Астаны. Почти 10 лет ученые пытались воссоздать одежду «золотого человека», и теперь каждый может его увидеть. Это третий «золотой человек», найденный в Казахстане.

Могильник Берел являлся местом погребения лидеров и представителей элиты пазырыкского общества, особенно, 1-111 группы и цепочки курганов[2]. Берельский человек по генотипу очень близок к казахам, узбекам, туркменам, а также к жителям Северного Китая[3]. Также при изучении находок Берельского могильника были использованы методы палеоэкологии, палеозоологии и антропологии.

Примечания

  1. Самашев, 2007, с. 86.
  2. Самашев ЗайНолла. [Погребально-поминальная ритуалистика древних кочевников Казахского Алтая в контексте онтологической концепции жизни и смерти (по материалам берельских курганов)], 2017
  3. В ВКО установили генетическую преемственность древних и современных жителей Казахстана, 10 сентября 2019

Ссылки