Перейти к содержанию

Быстрянская культура

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Быстрянская культура
Железный век
Реконструкция погребения быстрянской культуры из Советского района, раскопки А.А. Казакова (2016 г), ГМИЛИКА, Барнаул.Реконструкция погребения быстрянской культуры из Советского района, раскопки А.А. Казакова (2016 г), ГМИЛИКА, Барнаул.
В составе Скифо-сибирский мир
Географический регион Низовья Катуни, Бийско-Чумышская возвышенность
Локализация Алтайский край, Республика Алтай
Датировка VIIII вв. до н. э.
Носители скифы
Тип хозяйства скотоводство
Исследователи Кадиков Б.Х. Суразаков А.С., Тишкин А.А., Казаков А.А.
Преемственность
Большеречинская
Пазырыкская, Майминская

Быстрянская культура — археологическая культура раннего железного века (VI—III вв. до н. э.), основные находки предметов которой были сделаны в Предгорьях Алтая.

История изучения

Накопление научных данных о быстрянской культуре осуществлялосьв течение XX века. Наибольший вклад в её изучение внесли С.М. Сергеев, А.П. Марков, М.П. Грязнов, С.И. Руденко, М.И. Комарова, С.В. Киселев, Б.Х. Кадиков, М.П. Завитухина, В.А. Могильников, А.П. Уманский, А.С. Суразаков, Т.Н. Троицкая, Д.Г. Савинов, М.Т. Абдулганееев, А.П. Бородовский, П.И. Шульга, В.А. Кочеев, А.Л. Кунгуров, А.Б. Шамшин, А.А. Казаков, П.И. Кудрявцев, Е.В. Алехина, Г.В. Скопинцева, Ж. Буржуа, Л. Ван Хооф.

Впервые всю совокупность черт быстрянской культуры обозначил в 1989 г. А.С. Суразаков, который предложил выделить их в особую чумышско-ишинскую группу памятников. С.М. Киреев чуть позже предложил назвать эту культуру быстрянской, по погребальному комплексу рядом с с. Быстрянка в Красногорском районе Алтайского края.

Происхождение, локализация и датировка культуры

В VI в до н.э. на территорию Бийско-Чумышской возвышенности проникают различные группы мигрантов, которые смешиваются с представителями большереченской культуры. На сравнительно небольшой территории в это время приживают разные группы населения с различными хозяйственными укладами. Центром формирования новой культуры стало междуречье Бии и Катуни. Большое количество памятников этой культуры представлено в окрестностях Маймы. Северо-восточная граница распространения быстрянской культуры находится в среднем течении Чумыша, западнее Салаирского хребта, северо-западная проходит севернее г. Бийска и оз. Иткуль. Западная граница проходит по долине Ануя и Бащелакскому хребту. На юге быстрянские памятники известны до с. Манжерок[1]. .

Хронологические рамки культуры VI - III века до н.э.[2].

Образ жизни

Северные предгорья Алтая и Причумышье отличаются большим количеством осадков. В зимний период здесь имеется значительный снежный покров, а в летнее время формировался хороший растительный покров. Для кочевников скифо-сакского круга этот регион был пригоден в качестве пастбищ только в летний период. Участков пастбищ, на которых зимой был низкий снежный покров, было очень мало. На зиму яйлажные кочевники быстрянской культуры передвигались в низовья Катуни. Согласно данным, полученным из быстрянских поселений Майминского археологического комплекса, в составе стада преобладала лошадь (находки костей этого животного составляют от 40 до 80% всех находок костей животных в ходе раскопок). Также встречаются коровы и овцы, что говорит о достаточно подвижном характере хозяйства быстрянцев.

Восточнее Бии и в северных предгорьях Алтая быстрянское население переходило к оседлости, комплексному ведению хозяйства. Этому способствовало достаточное увлажнение территории, более высокие температуры в сравнении с Лесостепным и Горным Алтаем. В комплексное хозяйство входило земледелие, собирательство, охота. Незначительную роль играла рыбная ловля.

Земледелие играло значительную роль в зоне предгорий, на нижней Катуни, о чём говорят находки зернотерок и их обломков почти на всех постоянных поселениях Верхнего Приобья. Так, около 40 зернотерок встречно на поселении Майма I на правом берегу Катуни[3].

Ремесла у быстрянцев носили домашний характер. Это ткачество, керамическое производство, обработка рога и кости, резьба по дереву, обработка кожи. Бронзовое литьё осуществлялось из привозных слитков или лома изделий. Железные вещи были предметом импорта[4].

Антропологически быстрянцы были европеоидами с монголоидной примесью. В IV-III веках на север продвигаются отдельные группы пазырыкцев, которые ассимилируют быстрянские племена. В дальнейшем быстрянская культура утрачивает самобытность[4].

Погребальный обряд

Большая часть погребальных комплексов Быстрянской культуры расположена в долинах крупных рек: Катуни, Бии, Чумыша, Томи, Каменки, Песчаной, как правило, вблизи поселений, неподалёку от зимовий и маршрутов перекочёвок[5]. В большинстве случаев "быстрянцы" создавали масштабные могильники, насчитывающие до ста погребений[6].

Погребения курганного типа. Курганы сложены как правило из земли и реже из камня. Встречаются комбинированные варианты, когда земляная насыпь окружалась крепидой (забором из крупных камней по окружности кургана) или с "панцирем" из одного слоя камня. Под курганом обычно располагалась одна могила. Случаи нахождения двух или трёх могил очень редки.

Умершего хоронили в яму глубиной от 1,5 до 3 м, в которой устраивали бревенчатую или дощатую обкладку, реже устанавливались срубы. Над ними устраивались перекрытия. Положение умершего - на спине головой на запад.

В могилу помещали заупокойную пищу, чаще всего - заднюю (курдючную) часть бараньей туши. Рядом с мясом укладывали бронзовый или железный нож.

Значительная часть погребений сопровождается захоронением лощади. Её помещали в могилу взнузданной, благодаря чему очень хорошо изучено конское снаряжение быстрянской культуры[7].

Примечания

Литература

Ссылки