Дарий III
Дарий III | |
---|---|
др.-перс. 𐎭𐎠𐎼𐎹𐎺𐎢𐏁, Dārayavauš (d-a-r-y-v-u-š), «Тот, кто твёрдо придерживается добра», «Добронравный»; др.-греч. Δαρεῖος; лат. Darius | |
![]() | |
336 — 330 до н. э. | |
Предшественник | Артаксеркс IV |
Преемник | Артаксеркс V |
|
|
Дата рождения | 381 до н. э. |
Дата смерти | 330 до н. э. |
Место смерти | Гиркания |
Род | Ахемениды |
Отец | Арсам |
Мать | Сисигамбис |
Супруга | Статира |
Дети |
сыновья: Сасан I и Ох дочери: Статира и Дрипетида |
Отношение к религии | Зороастризм |
Да́рий III Кодоман (Дараявауш) — персидский царь, правил в 336 — 330 годах до н. э. Из династии Ахеменидов. История царствования Дария III — это история гибели Ахеменидской державы под ударами войск Александра Македонского.
Дарий III, член второстепенной ветви царской семьи, был возведён на трон евнухом Багоем, который отравил двух предыдущих царей: Артаксеркса III в 338 году до н. э. и Арсеса в 336 году до н. э. Когда Дарий III заявил о своей независимой от Багоя политики, тот попытался убить и его, но царь сам заставил Багоя выпить яд, предназначенный для него.
В 337 году до н. э. Филипп II Македонский сформировал Коринфский союз, чтобы освободить греческие города от ига Ахеменидов, и в начале 336 года до н. э. послал войска в Малую Азию. Он был убит в июле, возможно, по наущению Дария III. Весной 334 года до н. э. сын Филиппа II Александр Македонский переправился через Геллеспонт. Дарий III на самом деле не был готов противостоять вторжению, и Александр Македонский разбил армию Ахеменидов в битве при Гранике. Это была первая победа, одержанная Александром во время завоевания Персидской империи. В следующем году он контролировал большую часть Малой Азии и достиг Киликии. В конце концов Дарий III выступил против него, но осенью 333 года до н. э. потерпел поражение в битве при Иссе. Дарий III бежал, бросив мать, жену и детей, захваченных Александром.
Дарий III дважды отправлял Александру дружеские письма, во второй раз предлагая заплатить большой выкуп в обмен за свою семью, уступку всех земель Ахеменидов к западу от Евфрата, и предлагал ему руку своей дочери в обмен на союз. Александр отвергает оба письма и продолжил наступление на Месопотамию. Дарий III не пытался помешать ему переправиться через Евфрат и Тигр, а вместо этого предпочёл дать ему сражение на большой равнине у селения Гавгамелы, недалеко от Арбел. 1 октября 331 года до н. э. он потерпел поражение и, как и при Иссе, бежал на своей колеснице, бросив свои войска. Он сбежал в Экбатаны, затем при приближении Александра отступил в Бактрию, но по дороге был убит Бессом, сатрапом Бактрии.
Правлене
Источники
Отсутствие источников за последнее столетие правления Ахеменидов особенно сильно сказывается на жизни и правлении Дария III. Не сохранилось ни персидских царских текстов, ни памятников, и то, что известно, исходит почти исключительно от греческих историков, которые описывали его карьеру в основном как контраст с блестящими первыми годами правления Александра Македонского. Существует несколько документов из Вавилонии, в том числе «Список царей Урука»; астрономический дневник, в котором, как считается, указана дата битвы при Гавгамелах и вступления Александра в Вавилон (20 октября 331 года до н. э.); а также некоторые астрономические наблюдения, собранные Абрахамом Саксом, в которых личное имя Дария, не упомянутое в других источниках, приводится в двух слегка различающихся транскрипциях. Основными литературными источниками, написанными спустя столетия после правления Дария, являются греческие отчёты о деяниях Александра и производные от них: «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского (I век до н. э.); «Анабасис Александра» Арриана (II век н. э.) и, на латыни, «История Александра Великого Македонского» Курция Руфа (сохранившаяся только с 3-й книги, вероятно, I век н. э.), оба в основном основаны на романтизированном современном описании Клитарха; сочинении Плутарха, «Сравнительные жизнеописания. Александр» и некоторые упоминания в «Моралиях» (основаны на большом количестве источников разной ценности; около 100 года н. э.); и краткое изложение мировой истории Помпея Трога, написанное Юстином в III веке (на латыни, основано на греческих источниках; I век до н. э.). Единственным полезным монументальным источником является мозаика «Александр» из Помпей.
Имена Дария его родственные связи
Даже в античные времена происхождение Дария было неясным. Более того, его жизнь до восшествия на престол не получила подробного освещения в современной научной литературе. Судя по всему, он был как-то связан с царской семьёй, но, вероятно, не очень тесно. В греческой традиции его единодушно изображали как чужеземца, который взошёл на престол благодаря выдающейся храбрости, впервые проявленной в единоборстве во время ранней экспедиции Артаксеркса III Оха против кадусиев. Юстин, который дал наиболее полное описание данного события, сообщает, что, Дарий принял вызов одного из воинов кадусиев. В единоборстве он победил, чем не только снискал себе славу храбреца, но и обеспечил персам победу. Хотя Дарий и был малоизвестной фигурой, он был вознаграждён за свою доблесть сатрапией Армения, а позже стал царём[1]. Согласно Диодору Сицилийскому и Страбону, династия Ахеменидов закончилась со смертью его предшественника Арсеса[2][3]. Диодор также включил в свой рассказ историю с победой Дария над богатырём кадусиев[4], но в предисловии назвал Дария сыном Арсана (Аршама) и внуком Остана, который был братом Артаксеркса II, сына Дария II[5]. Эта родословная явно была официальной версией, вероятно, принятой вместе с тронным именем Дарий (др.-перс. Daraya-vahauš, «Тот, кто твёрдо придерживается добра») при его восшествии на престол. В вавилонских документах его личное имя встречается как Ar-ta-šá-a-ta/u (вероятно, перс. *Artašiyāta, букв. «Счастлив в Арте»). Из греков только Юстин, который в целом хорошо разбирался в именах и которого следует считать воспроизводящим греческую традицию, упомянул личное имя Кодоман, которое Дарий носил до того, как стал знаменитым. Его этимология неясна. Полагают, что имя имеет западносемитское происхождение, скорее всего, арамейское qdmwn («с востока, восточный»). По другой версии это имя может означать «воинственный». Имя его матери (родной или приёмной) звучит как Сисингамбра (по Диодору[6]) или Сисигамбис (по Курцию Руфу, с многочисленными вариантами в рукописях). Курций Руф в риторическом отрывке[7], по-видимому, называет её двоюродной сестрой Артаксеркса III Оха, который после восшествия на престол казнил брата Остана и всех его сыновей. Однако она не могла быть его родной сестрой, потому что в таком случае Ох не пощадил бы Дария, не говоря уже о том, чтобы возвысить его. У Дария был брат Оксиатр (неизвестно, был ли он полноправным или «официальным» братом), который преданно сражался за него и был удостоен почестей Александром после смерти Дария.
В какой-то момент Дарий, вероятно, возглавлял царскую «почтовую службу» — высокое положение, возможно, такое же, как у великого Парнака в табличках с описанием укреплений Персеполя. Плутарх называл его и «гонцом»[8] (используя персидское заимствование astándes), и рабом[9] (Клавдий Элиан также называет его рабом[10]); таким образом, он, вероятно, был царским бандаком («приспешник, верный слуга, вассал») на государственной службе. После восшествия на престол Арсеса он был одним из «друзей» царя при дворе, и, возможно, именно в это время его перевели из сатрапии на почтовую службу. На самом деле он мог быть возвышен своим старым покровителем Артаксерксом III Охом, возможно, около 340 года, когда он женился на царской дочери Статире, которую Курций называл его сестрой или кузиной. Его единственному сыну от неё, Оху, было шесть лет, когда Александр взял его в плен в конце 333 года. Известно о трёх дочерях от более ранней жены: одна была замужем за Митридатом, который погиб в битве на Гранике[11], а две другие — Статира и Дрипетида, — в подростковом возрасте сопровождали своего отца в походе, который закончился битвой при Иссе, и были взяты в плен вместе с его матерью, женой и сыном. Один ненадёжный источник сообщает, что у него был ещё один сын, Ариобарзан, которого он казнил за измену[12].
Восшествие на престол
Когда евнух Багой убил Арсеса и его сыновей, он провозгласил Дария царём, без сомнения, потому что (как сообщается в греческих источниках) его репутация храбреца сделала его приемлемым для знати. Вероятно, Дарий был связан с царской семьёй, и память о благосклонности к нему Артаксеркса Оха, должно быть, тоже способствовала его признанию. Багой, должно быть, думал, что чужеземец будет полагаться на него, но Дарий вскоре устранил его и взял власть в свои руки примерно в то же время, когда Александр Македонский одержал победу в Македонии (осень 336 года). Диодор Сицилийский рассказывает это так:
«Что касается Багоя, оказия случилась с ним и с неким поучительным смыслом. Занимаясь своей привычной жестокостью, он попытался удалить Дария ядом. Однако его план стал известен, и царь, призвав Багоя, выпить как бы за его тост и протянул ему свою чашу, заставив того принять своё снадобье»[13].
Возможно, Дарий столкнулся с восстанием в Египте, где примерно в то же время Мемфис ненадолго захватил местный царь Хабабаш (хотя хронология и интерпретация неясны). О нём ничего не сообщают античные авторы, но он упоминается в довольно значительном числе египетских текстов. Неспокойно было и в Вавилонии; в царском списке Урука царь с вавилонским именем Нидин-Бел упоминается перед Дарием[14]. Однако эти восстания не могли иметь большого значения, поскольку оба претендента быстро исчезли из поля зрения, что свидетельствует о том, что их восстания были быстро подавлены. Тем не менее, они, должно быть, усилили чувство неуверенности Дария.
Вторжение Александра Македонского
В июле 336 года до н. э. на македонский престол вместо убитого Филиппа II вступил его сын Александр. В 335 году до н. э. Александр Македонский стал готовиться к восточной кампании против персов. С этой целью он отозвал Пармениона из Малой Азии, посланного в своё время туда Филиппом, что было воспринято персидским командованием как отказ македонян от агрессивных планов. Дарий III не принял мер для обороны малоазийского побережья. Он не создал там единого командования, сравнимого с греческим полководцем Ментором Родосским при Артаксерксе III Охе. Брат Ментора Мемнон, возможно, был единственным человеком, который мог бы справиться с такой задачей[15], но, будучи зятем Артабаза, сатрапа Фригии, он присоединился к восстанию Артабаза против Оха и долгое время находился в изгнании в Македонии. Другие военачальники, в основном знатные персы и даже некоторые члены царской семьи, были неприемлемы для царя сомнительной легитимности, который опасался усиления их власти.
Весной 334 года до н. э. македонская армия под командованием Пармениона пересекла Дарданеллы, и персы не смогли организовать ей отпор[16]. Александр высадился в Илионе (древняя Троя) и двинулся на соединение со своей основной армией. Армия Александра была невелика по размерам. Считается, что она состояла примерно из 30 тысяч пехоты, 5 тысяч конницы[17][18][19], кроме этого в её состав входило ещё 7 тысяч греческих пехотинцев, 600 фессалийских всадников и несколько сотен критских лучников. Войско сопровождало 160 боевых кораблей, половину которых представляли ненадёжные греческие союзники.
Многочисленное войско Дария состояло из весьма разнородных элементов, неравноценных в военном отношении. Дисциплина в войске персов была слабая, у воинов не было той воли к победе, которая была характерна для маленькой, но отлично обученной армии Александра. Дарий, не особенно полагаясь на покорённые народы и пытаясь приноровиться к греческой тактике, стремился создать регулярную пехоту. Однако ему в основном приходилось полагаться на греческих наёмников. Общая численность персидской армии была, видимо, значительно больше греко-македонской[20].
Битва при Гранике
Малоазийские сатрапы Дария, узнав о приближении Александра, стали делать запоздалые приготовления к сражению. Начальник греческих наёмников Мемнон Родосский советовал персам отступить, уничтожая всё на своём пути и заманивая противника вглубь страны навстречу главным силам Дария. Однако сатрапы решили дать Александру генеральное сражение[21][22]. Первое столкновение произошло в мае 334 года до н. э. при реке Гранике, на берегу Геллеспонта. Согласно Арриану, при Гранике персидская армия насчитывала 20 тысяч конницы и столько же воинов наёмной пехоты[23]. Во время сражения сатрап Лидии и Ионии Спитридат лично ранил копьём Александра. Исход битвы в основном решила македонская кавалерия. Когда погибло около тысячи персидских всадников, армия Дария покинула поле битвы[24]. Лишь стойкие греческие наёмники продолжали сопротивление, неся большие потери. Македоняне окружили наёмников, взяли в плен 2 тысячи человек и убили многих. Из персидских военачальников погибли сатрап Спитридат и один из сыновей Дария. Уцелевшие персы вместе с Мемноном и его наёмниками бежали в Милет[25][26][27].
Александр оставил небольшой гарнизон из греков-союзников прикрывать дарданелльские переправы, а сам с основным войском направился на юг. Чтобы ослабить Персию, Александр решил сначала захватить базы персидского флота на малоазийском побережье. Сначала он двинулся к Сардам. Комендант Сард Митрон сдал ему столицу Лидии без боя[28][29][30]. После этого вся Лидия и Фригия без сопротивления перешли на сторону Александра. Греческие города Малой Азии также открыли ворота завоевателям. В Малой Азии, где олигархию поддерживал персидский царь, Александр в отличие от своего отца выступал на стороне демократии. Этим он привлёк на свою сторону широкие слои населения греческих городов. Лишь в Милете и Галикарнасе Александр встретил сильное сопротивление[31].
Только после того, как Дарий получил в заложники жену и детей Мемнона, он назначил его «командующим морским побережьем и флотом» (эту должность когда-то занимал Кир Младший). Мемнон был вынужден под натиском македонян оставить Милет и отступить в Галикарнас, чтобы возглавить оборону этого города. С помощью осадных машин македоняне стали разрушать городскую стену Галикарнаса. Осаждённые совершали вылазки и поджигали сооружения для штурма. Когда город стало невозможным оборонять от численно превосходящих македонян, защитники подожгли его и укрылись в крепости[32][33]. В дальнейшем Мемнону удалось захватить Хиос и большую часть Лесбоса. Однако внезапная смерть Мемнона весной 333 года до н. э. при осаде Митилены на Лесбосе избавила Александра от этого опасного противника[34][35][36]. После этого по распоряжению Дария персидский флот был отозван из греческих вод, и инициатива окончательно перешла в руки Александра[37].
Битва при Иссе. Потеря Малой Азии
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Alexandermosaic.jpg&width=300)
Зимой 334/333 года до н. э. Александр провёл кампанию против горных племён Малой Азии, не давая горцам возможность уйти в неприступные местности и заставляя их держаться долин, свободных от снега. Весной 333 года до н. э. он достиг Гордиона — древней столицы Фригии, где его ожидал Парменион с частью войска и обозом[38][39][40][41]. Здесь Александр дал отдохнуть войску и пополнил его новыми силами, прибывшими из Македонии. Летом 333 года до н. э. Александр достиг Киликии. Сатрап Киликии Аршама следовал тактике, к которой раньше призывал Мемнон, то есть отступать, оставляя за собой выжженную землю. Закрепив за собой приморские города и оставив больных и раненых в городе Иссе, Александр устремился через южные, прибрежные перевалы в Сирию, к главным силам персов. Тем временем Дарий продвигался навстречу через более северные перевалы. Разминувшись с Александром, Дарий прибыл в Исс, где нашёл только оставленных Александром инвалидов и перебил их[42][43].
Македонский царь оказался в очень тяжёлом положении. Противник зашёл к нему в тыл, причём в чужой враждебной стране. Спасти Александра могли только решительность и быстрота действий. Он вернулся к Иссу и дал персам бой (октябрь 333 года до н. э.). Задача персов сводилась к тому, чтобы не пропустить Александра, в то время как македонскому царю, чтобы спасти войско и судьбу всего восточного похода, необходимо было нанести персам полное поражение. Дарий, убеждённый своими советниками в том, что победа неизбежна, встретился с Александром на небольшой прибрежной равнине при Иссе, где его превосходящая по численности конница не могла обойти противника слева. Согласно античной традиции, македонский перебежчик Аминта советовал Дарию III ожидать Александра на равнинах к западу от Киликии, чтобы использовать на открытом пространстве преимущество численного превосходства персидской армии. Однако Дарий не прислушался к доводам Аминты. Плутарх передаёт историю о том как Дарий III на предостережения Аминты сказал, что боится как бы Александр от него не ускользнул и не избежал сражения. На это Аминта ответил, что такого не случится и Александр уже спешит, чтобы сразиться с персами[44][45][46].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Charles_Le_Brun_-_Les_reines_de_Perse_aux_pieds_d%27Alexandre_dit_aussi_la_tente_de_Darius_-_Google_Art_Project.jpg&width=300)
Атака Александра во главе гетайров (тяжёлая кавалерия) смяла правый фланг персидской пехоты. Но у персов успех был впереди. Полководец Набарзан заставил отступить левый фланг македонян, а греческие наёмники теснили центр македонской армии. Довершив разгром правого фланга персов, Александр поспешил на помощь центру и, прорвав его, начал пробиваться к Дарию. Последний потерял самообладание, сошёл с колесницы и, бросив знаки царского достоинства, чтобы его не узнали, бежал на лошади, не дожидаясь исхода битвы[47][48][49][50]. Греческие историки поспешили обвинить его в трусости, хотя храбрость была его самым известным качеством[51]. Более вероятно, что он сохранил самообладание и понял, что единственный шанс спасти государство — это спасти себя; если бы он погиб, не было бы подходящего преемника, который мог бы сохранить царство и возглавить сопротивление вторжению. Успех Александра на правом фланге и центре, бегство Дария решили исход битвы, персидская армия стала беспорядочно отступать. Лишь греческие наёмники сохранили порядок и смогли отойти организованно. Македоняне потеряли в этом сражении 450 человек, потери персов были значительны. Кроме того, в руки Александра попали мать, жена, две дочери, малолетний сын Дария Ох и большая добыча. Александр обошёлся с семьёй Дария очень милостиво, он не лишил её почестей, которыми она пользовалась прежде, не уменьшил числа слуг, а средства на её содержание даже увеличил[52][53][54][55]. В результате битвы при Иссе Малая Азия оказалась полностью потерянной для персов[56].
Военные действия в Сирии и Финикии. Потеря Сирии и Египта
Однако Александр не стал сразу же преследовать Дария, отходившего к жизненным центрам своего государства, а направился на юг, в Сирию и Финикию, поставив перед собой задачу — уничтожить базы персидского (то есть финикийского) флота, угрожавшего греческому владычеству на море. Города Арвад и Марад достались ему без боя[57]. Так же легко Парменион захватил Дамаск, где в его руки попали обозы и походная казна Дария — 2600 талантов (около 78 т) серебра. Эта добыча существенно поправила финансовое положение македонян[58][59]. В марте Александр получил письмо от Дария, в котором тот просил вернуть ему семью и заключить договор о союзе и дружбе. Македонский царь ответил отказом[60][61]. Нет причин не верить рассказам о беспокойстве Дария по поводу обращения со своей семьёй и его удивлении великодушием Александра. Тем не менее, то, что они были заложниками, отговаривало Дария от попытки контратаки. В то время как союзники Персии уверенно ждали, что он это сделает (город Тир продержался почти год против всех осад Александра), царь начал переговоры об урегулировании. Подробности неизвестны, поскольку документы, цитируемые в греческих источниках, как обычно, вымышленные, но очевидно, что он столкнулся с решениями, которые были немыслимы для его предшественников.
Дальнейшее продвижение Александра на юг было удачно. Крупнейшие порты Библ и Сидон подчинились без боя[62]. Однако жители Тира, надеясь на неприступность своего островного города, отвергли условия, предложенные им Александром. Начались военные действия. Осада длилась 7 месяцев[63], и тиряне проявляли чудеса мужества, но Александр, насыпав перемычку через пролив, отделявший Тир от материка, взял город (июль 332 года до н. э.)[64]. Из 13 тысяч попавших в плен жителей Тира 6000 было казнено, 2000 было пригвождено к столбам вдоль берега, а 3000 продано в рабство. Такой исход дела к этому времени уже стал редким на Ближнем Востоке[65][66].
Пока шла осада Тира, персидское войско во главе с Набарзаном сделало попытку восстановить своё господство в Малой Азии. Однако Антигон Циклоп, назначенный Александром сатрапом Фригии и командиром войска в Малой Азии, сумел разгромить персов. Теперь Дарий готов был уступить Александру все земли к западу от Евфрата, выдать за него замуж свою дочь Статиру, и так находившуюся в плену у македонян, и уплатить в виде выкупа за свою семью 10 тысяч талантов серебра. На военном совете Парменион посоветовал принять эти условия, начав со слов «Будь я Александром…», но царь оборвал его со словами: «Я тоже принял бы эти условия, будь я Парменионом!» И это не было героическими амбициями Александра, как можно подумать. Александр отлично понимал, что как только будет заключён мир и освобождены заложники, ему придётся вернуться домой, оставив гарнизоны для охраны протяжённой границы. Тогда Дарий сможет свободно напасть в удобное для себя время. Поэтому Александр решил воспользоваться шансом и нанести Дарию ещё большее унижение. Он отверг все условия и потребовал, чтобы Дарий поклонился ему как своему господину. Таким образом, у Дария не было другого выбора, кроме как продолжать сражаться[67][68][69][70].
После падения Тира Александр двинулся на Египет (осень 332 года до н. э.). Серьёзное сопротивление он встретил только в Газе, на юге Палестины. После двухмесячной осады Газа была взята[71][72][73]. Около 10 тысяч персов и местных жителей, защищавших город, было истреблено. Царя Газы Батиса македоняне пытали, на потеху Александру, привязав к колеснице ремнями, продетыми через пятки, и волоча вокруг города[74]. В ноябре 332 года до н. э. Александр вступил в Нильскую долину. Сатрап Египта Савак пал в битве при Иссе, новый наместник Мазак, в распоряжении которого не было значительного войска, без сопротивления сдал страну[75][76][77].
Из Египта Александр выступил в Сирию. Жители Самарии убили назначенного македонским царём префекта Сирии Андромаха. Узнав о приближении македонской армии, жители Самарии бежали, и большая часть их спрятались в пещере пустыни Вади-Далиях. Македоняне выследили их и всех истребили, включая женщин, детей и стариков[78]. Весной 331 года до н. э. Александр снова появляется в Тире. Отсюда, послав вперед Пармениона и приказав ему захватить переправы через Евфрат, Александр выступил навстречу Дарию[79][80].
Сражение при Гавгамелах
Персы понимали неизбежность этой схватки и лихорадочно к ней готовились. Они несколько улучшили вооружение конницы, снабдили некоторое количество колесниц лезвиями на осях колёс, чтобы наносить больший урон вражеской пехоте[81][82]. Однако боеспособность персидского сборного войска оставалась низкой.
Соединившись с Парменионом, Александр перешёл Евфрат. Персидский авангард отступил, и македонская армия беспрепятственно переправилась и через Тигр, двигаясь к городу Арбелы, где было сосредоточено войско Дария. Сражение произошло 1 октября 331 года до н. э. у селения Гавгамелы, около Арбел. Перед боем Александр дал своим воинам необходимый отдых. Дарий, неуверенный в себе и в своих силах, продержал своё войско всю ночь в боевой готовности. Вот как это описывает Плутарх:
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%93%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%85.png&width=250)
«…когда оба войска находились уже на виду друг у друга, Дарий приказал воинам оставаться в строю и при свете факелов устроил смотр… Вся равнина между Нифатом и Гордиейскими горами была освещена огнями варварского войска, из лагеря персов доносился неясный гул, подобный шуму безбрежного моря. Старейшие из приближенных Александра, и в особенности Парменион, были поражены многочисленностью врага и говорили друг другу, что одолеть такое войско в открытом бою было бы слишком трудным делом. Подойдя к царю, только что закончившему жертвоприношения, они посоветовали Александру напасть на врагов ночью, чтобы темнотою было скрыто то, что в предстоящей битве может внушить наибольший страх македонянам. Знаменитый ответ Александра: „Я не краду победу“ — показался некоторым чересчур легкомысленным и неуместным перед лицом такой опасности. Другие считали, что Александр твердо уповал на свои силы и правильно предвидел будущее. Он не хотел, чтобы Дарий, обвинявший в прежней неудаче горы, теснины и море, усмотрел причину своего нынешнего поражения в ночном времени и темноте и отважился бы ещё на одну битву. Александр понимал, что Дарий, располагающий столь великими силами и столь обширной страной, из-за недостатка людей или вооружения войны не прекратит, но сделает это только тогда, когда побежденный в открытом сражении, потеряет мужество и утратит надежду»[83].
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Batalla_de_Gaugamela_%28M.A.N._Inv.1980-60-1%29_02.jpg&width=300)
Александр, видя численное превосходство врага и наличие у него новых мощных родов войск — колесниц и слонов, был озабочен тем, чтобы предотвратить охват своих флангов, так как линия фронта у персов была значительно длиннее, чем у македонян. Дарий бросил в атаку сначала сакскую, потом бактрийскую конницу, затем колесницы, но сколько-нибудь заметного успеха добиться не мог. Тогда воспользовавшись тем, что персидская линия растянулась в попытках охватить его фланги, Александр сам предпринял атаку во главе гетайров, которых он до тех пор держал в резерве. Несмотря на то, что сатрап Вавилонии Мазей наносил серьёзные удары Пармениону на левом фланге македонян, а бактрийская конница сатрапа Бесса полностью сохранила боеспособность, Дарий опять бежал. Напрасно конница персов, прорвав македонскую фалангу, пыталась освободить и вооружить военнопленных; напрасно Мазей стремился развить достигнутый им успех — войска Дария дрогнули, и гетайры, во главе с Александром спешившие на выручку к Пармениону, довершили разгром. Отступление превратилось в бегство[84][85]. Лишь бактрийская конница и греческие наёмники отошли в порядке. Македоняне преследовали противника до Арбел, и с ходу захватили этот город, где в их руки попало 4000 талантов (около 120 т) серебра. Дарию и некоторым из сатрапов удалось с небольшой группой войск отойти в столицу Мидии — Экбатаны[86][87][88][89][90][91].
Падение Вавилона, Суз, Пасаргад и Персеполя
Мазей же отступил в Вавилон, и Александр счёл более важным преследовать его. Вавилоняне вместе со своим сатрапом вышли приветствовать нового царя как освободителя[92]. Наместником Вавилонии Александр оставил Мазея — первое назначение перса на такой пост[93][94].
В феврале 330 года до н. э. Александр захватил Сузы, где ему досталось 40 тысяч талантов (около 1200 т) серебра и золота в слитках, а также более 9000 золотых дариков[95][96][97][98]. Говорили, что сатрап Абулит (Абулевт) добровольно сдал ему город по приказу самого Дария, как пишут некоторые, отданного им через доверенных лиц: царь персов, по их словам, поступал так, чтобы искусно отвлечь Александра захватом знаменитых городов и больших сокровищ и удержать его в бездеятельности: Дарий тем временем успеет приготовиться к войне[99]. Из Суз Александр двинулся в Персию — родину Ахеменидов и ядро их царства. Сатрап Персиды Ариобарзан со своим войском оказал энергичное сопротивление у так называемых «Персидских ворот», но македонцам удалось обойти его по горным дорогам[100][101][102]. Персам пришлось отступить, чтобы не попасть в окружение, в Мидию, где пребывал Дарий. Затем Александр без особого труда захватил обе столицы персов — Пасаргады и Персеполь. При приближении захватчиков часть населения Персеполя разбежалась, а остальные по личному распоряжению Александра были преданы казни. Весь город, кроме царских дворцов, Александр отдал на разграбление своим воинам. В Персеполе Александру достались несметные богатства царских сокровищниц[103]. Предание говорит о сумме в 120 тысяч талантов (около 3600 т серебра), не считая посуды из золота и серебра и драгоценностей. Для перевозки такого количества драгоценных металлов в Вавилон понадобилось 10 тысяч подвод и 5000 верблюдов[104][105][106]. О степени катастрофы, постигшей персов, свидетельствует фрагмент Страбона, согласно которому после занятия Вавилона, Персеполя и Суз македоняне захватили сокровищ на 180 тысяч талантов (около 5400 т), в то время как Дарий III смог унести в Мидию всего 8 тысяч талантов (около 240 т)[107].
В конце мая 330 года до н. э. Александр, будучи в состоянии сильного опьянения, направился с горящим факелом во дворец Ксеркса и поджёг его[108][109][110][111][112].
Смерть Дария III
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Angelique_Mongez_-_Mort_de_Darius.jpg&width=300)
После захвата Персиды Александр выступил в Мидию. Греческие источники не сообщают, как Дарий использовал время, которое он выиграл такой ценой. Нет никаких свидетельств того, что он собрал ещё одну армию, ни в Экбатанах, ни дальше на востоке, и такая задача, вероятно, была невыполнима зимой. Когда Александр приблизился, Дарий со своей свитой покинул Экбатаны и бежал в Восточный Иран, надеясь собрать там достаточно сил из Бактрии и других среднеазиатских областей, чтобы попытаться изменить ход войны в свою пользу. Двигаясь с большой быстротой, сопровождаемый небольшим отрядом отборных войск, Александр догнал беглецов на дороге из Мидии в Парфию. Сатрапы во главе с Бессом закололи Дария, чтобы он живым не достался врагу, а сами бежали дальше[113]. Согласно Плутарху, пронзённый множеством копий царь сказал нашедшему его Полистрату:
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Den_Leichnam_des_Darius.jpg&width=300)
«То, что я не могу воздать благодарность за оказанное мне благодеяние, — вершина моего несчастья, но Александр вознаградит тебя, а Александра вознаградят боги за ту доброту, которую он проявил к моей матери, моей жене и детям. Передай ему моё рукопожатие».
И, подав Полистрату руку, царь скончался. Подоспевший Александр с нескрываемой скорбью подошёл к телу Дария, снял с себя плащ и накрыл им труп царя. После он оказал мёртвому противнику царские почести[114][115][116][117][118].
Сохранившиеся сведения о последних днях Дария в конечном счёте основаны на ненадёжных источниках: рассказах греческих наёмников Дария, которые были верны ему до конца, но плохо понимали, что происходит, и персидских вельмож, которые позже присоединились к Александру и вряд ли говорили всю правду. Считается, что главную роль в заговоре против Дария сыграл Бесс, сатрап Бактрии, который был родственником царской семьи и, возможно, имел такие же законные права на персидский престол, как и сам царь. По противоречивым сведениям, Бесс стремился к царскому титулу и надеялся купить себе безопасность, сдавши Дария. Он и несколько других людей, в том числе хазарапат (хилиарх) Набарзан, связали царя золотыми цепями. Они рассуждали так: если Александр их настигнет, они, передав ему царя живым, заслужат большую благодарность победителя и назначат высокую цену за то, что захватили Дария; если же удастся избежать встречи с Александром, то, убив Дария, они захватят власть и возобновят войну. Когда Александр узнал об этом от персидских дезертиров, он поспешил взять царя живым, но к тому времени, когда он прибыл, где-то возле Гекатомпила, было уже слишком поздно. Заговорщики, опасаясь ареста, нанесли Дарию удар ножом и оставили его умирать, а сами бежали на восток. Тогда Бесс принял царскую корону и тронное имя Артаксеркс. В более поздних произведениях эти два правителя встретились, и Дарий произнёс перед смертью великую речь, полную гордого смирения.
Можно лишь догадываться о том, что на самом деле стояло за этими событиями, но стремление Александра встретиться с Дарием, пока тот был жив, и решимость заговорщиков помешать этой встрече и продолжить войну на востоке, позволяют предположить, что Дарий был готов сделать то, чего Александр требовал двумя годами ранее: поклониться ему как более сильному правителю и тем самым придать некоторую легитимность своей попытке занять место Ахеменидов. Некоторые знатные вельможи присоединились к Александру после битвы при Гавгамелах и были вознаграждены сатрапиями и почестями, но разрушение Персеполя в значительной степени свело на нет стремление Александра к легитимности. Только признание Дария могло бы уберечь его от многолетней войны на востоке, которая в итоге началась. Мотивы Дария менее ясны. Было упомянуто несколько случаев, когда он ставил личную честь выше интересов своей страны. Отчаяние в настоящем и желание избавить Персию от дальнейших страданий, возможно, смешивались с надеждой на будущее выздоровление. Молодой «варвар», возможно, не смог удержать то, что он выиграл, и у Дария мог появиться другой шанс[119]. Его смерть стала несчастьем для обеих сторон, но катастрофой для Персии.
Александр отправил тело Дария на погребение «среди царских гробниц»; неясно, где они находились, но его не могли похоронить в недостроенной гробнице в Персеполе. Его памятник, если он у него был, не сохранился, как и памятник Александра. Когда Дарий скончался, ему было около 50 лет[120].
Оценки
Наиболее яркую оценку деятельности Дария III дал древний историк Арриан:
«Не было человека, который бы вёл себя на войне так трусливо и неразумно; вообще же жестокостей он не творил, может быть, просто потому, что творить не довелось: только вступил он на царство, как пришлось ему воевать с македонцами и эллинами. Даже при желании нельзя было издеваться над своими подданными, находясь в опасности, ещё большей для себя самого, чем для них. При жизни на него обрушивалась одна беда за другой; с самого начала, как он пришёл ко власти, не было у него передышки. Сразу же его сатрапы были разбиты в конном сражении при Гранине; сразу же были отняты Иония, Эолида, обе Фригии, Лидия и Кария, кроме Галикарнасса, но вскоре был взят и Галикарнасс, и вдобавок ещё всё побережье вплоть до Киликии. Затем его собственное поражение при Иссе, где его мать, жена и дети на его глазах были взяты в плен; потеря Финикии и всего Египта; позорное бегство — одним из первых — при Арбелах и гибель большого войска, состоявшего из одних варваров. С этого времени он как беглец скитался по своей державе и умер, преданный своими близкими в самый критический момент; царь и одновременно узник, ведомый с позором, он погиб от козней, которые замыслили самые близкие ему люди»[121].
Он оказался неспособным организовать сопротивление вторжению македонян. Даже смерть Дария III сыграла на руку Александру. Вина за трагическую кончину Дария III падала не на македонского царя, а на Бесса и других заговорщиков. Александр после гибели персидского царя стал выступать не только в роли его законного наследника, но и мстителя за Дария III. Патетические истории, которые нашли отображение во многих античных источниках, о трагической гибели царя персов от рук подлых заговорщиков, благородстве Дария III и Александра, благодарностях умирающего смертельно раненого Дария III Александру за почтительное отношение к матери, жене и дочерям сослужили македонянам хорошую службу, легитимизировали их власть над персами[122][123]. М. Дандамаев считал трагическую гибель Дария III «заслуженной карой трусливого правителя огромной державы»[124].
Семья
- Жена: Статира (ум. 332 до н. э.)
- Сыновья:
- Ариобарзан
- Ох (Охатр, по другим версиям младший брат Дария III)
- Сасан I (сатрап в Средней Азии)
- Сасан II
- Дочери:
Образ в искусстве
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=%28Toulouse%29_Darius_assassin%C3%A9_-_Giambattista_Langetti_-_Castres%2C_mus%C3%A9e_Goya.jpg&width=300)
Дарий III является действующим персонажем большинства художественных произведений о жизни Александра. Впервые в качестве литературного персонажа он появляется уже в античном псевдоисторическом романе «История Александра Великого»[125]. Особые изменения относительно исторического персонажа образ Дария III претерпел в арабо-персидской литературе. Реальная история Ахеменидов после завоевания македонянами в Иране была быстро забыта. Она передавалась в устной традиции из поколения в поколение в виде мифических образов. Отшлифованная многими поколениями иранская эпопея о своих первых царях приобрела свой канонический вид в эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме» («Книга царей») около 1000 года[126]. В произведении Фирдоуси отсутствуют Кир, Камбис и Ксеркс, однако есть упоминания Дары (Дария), Искандера (Александра), Фейлекуса (Филиппа II), Русталиса (Аристотеля) и Фура (Пора). Дара и Искандер в изложении Фирдоуси относились к династии Кеянидов[127]. Автор осуждает Дару за высокомерие и авторитарность: «Это был молодой, суровый и гневливый человек; его язык был острее меча». Первое письмо Дары своим подданным содержало угрозу казней за неповиновение. Сходные негативные описания Дары привели и другие современники Фирдоуси. Динавари писал, что, «когда бразды правления страны попали в руки Дара, сына Дара, он пошёл по пути угнетения, гордыни и излишества»[128]. Ас-Саалиби считал, что Дара наследовал престол «в той поре молодости, когда не слушают советов и совершают множество ошибок… Он стал надменным и самоуверенным, он пролил много крови и всячески терроризировал невиновных и не сделал ничего достойного царя. Поэтому подданные, хоть и посылали ему подати, относились к нему крайне враждебно»[129]. В том же духе «плохого царя», совершившего множество недостойных поступков по отношению к подданным и войску, Дару описывал Ибн Джарир ат-Табари[129].
В целом иранская литературная традиция описывает Дария как с позитивными, так и негативными оценками. Он не смог предотвратить катастрофу завоевания Ирана и победу Искандера. После поражения Дарий был предан и убит заговорщиками. Хоть позор цареубийства и падает на заговорщиков, вне зависимости от их мотивов, потерпевший сокрушительное поражение царь не соответствует образу национального героя[130]. Приписанный изменникам подкуп со стороны Искандера снимает с Дары образ нерадивого военачальника в сочинениях Абу Зайд аль-Балхи, Динавари и Низами. В их изложении Дара в течение долгого времени успешно противостоял полчищам Искандера и лишь измена позволила тому захватить земли Персии[131]. Одновременно, автор «Книги деяний Ардашира» хвалит Дария III за создание копий священных зороастрийских текстов, что позволило их воспроизвести после уничтожения Александром главной книги этой религии Авесты[130]. В «Книге Арда-Вираз[англ.]» персидский царь представлен «выращенным в пурпуре, почести и лести» наследным принцем, который в окружении дворцовых евнухов и женщин впитал в себя всевозможные пороки[132]. Среди величайших персидских поэтов Дару упоминал Низами Гянджеви. Автор описывал царя ненавидимым подданными жестоким и самоуверенным человеком[133]. Однако, в произведении «Искандер-наме» основное внимание уделено Александру, в то время как Дара является эпизодическим персонажем[134]. Персидские авторы, вне зависимости от идеализации или демонизации Искандера, возлагают на Дару груз ответственности за поражение и завоевание Ирана[135]. В их парадигме «хороший царь не мог бы быть побеждён Искандером», так как вокруг него сплотился бы весь народ[136].
В XX веке было написано около двадцати литературных произведений об Александре Македонском, в которых персидский царь является одним из персонажей. Часть из них представляют классические исторические романы, часть — наполненную романтическими приключениями беллетристику. Наиболее известными являются романы Л. Купейруса «Искандер» (1920), К. Манна антиутопия «Александр» (1929), М. Баттс[англ.] «Македонец» (1933), Н. Казандакиса «Александр Великий» (1941), М. Дрюона «Александр Великий, или Книга о Боге» (1958), трилогия об Александре М. Рено 1959—1981 годов[125].
Прижизненных изображений Дария III не сохранилось. Наиболее древним объектом с последним персидским царём является обнаруженная в Помпеях «Александрова мозаика», которая предположительно является копией картины Филоксена из Эретрии или Апеллеса III века до н. э. Большинство учёных считают, что на ней изображён фрагмент битвы при Иссе, хотя также существует мнение о том, что речь идёт о битве при Гавгамелах[137]. Впоследствии сюжеты биографии Дария III нашли отображение в произведениях художников и скульпторов Нового времени[138].
Несмотря на то, что жизнь Александра Македонского, самого известного македонского царя, была полна ярких событий, фильмы о нём малочисленны и, по мнению критиков, разочаровывают зрителя. Два самых известных фильма, «Александр Великий» 1956 года Роберта Россена и «Александр» 2004 года Оливера Стоуна, оказались неудачными в коммерческом плане, несмотря на их большие бюджеты. Также они были раскритикованы историками за многочисленные ошибки и упущения[139]. В фильме 1956 года Дария III сыграл британский актёр Гарри Эндрюс[140], 2004 года — израильтянин Раз Деган[англ.][141]. Также Дарий III изображён в индийском телесериале 2017—2018 годов «Пор». Персидского царя сыграл актёр П. Бхат[англ.][142].
Видеоигры
- 2015 — Fate/Grand Order.
Ахемениды | ||
Предшественник: Арсес |
персидский царь 336 — 330 до н. э. (правил 6 лет) |
Преемник: Бесс |
Предшественник: Хабабаш |
фараон Египта 336 — 332 до н. э. |
завоеван Александром Македонским |
Примечания
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга X, 3 (2—5)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 5 (5—6)
- ↑ Страбон. География. Книга XV, Глава III, § 24 (с. 736)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 6 (1)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 5 (5)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 37 (3)
- ↑ Курций Руф. История Александра Македонского. Книга Х, 5 (23)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 18 (4)
- ↑ Плутарх. Моралии. О судьбе и доблести Александра. Речь первая, 2
- ↑ Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы. Книга XII, 43
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 15, (7)
- ↑ Псевдо-Плутарх. Собрание параллельных греческих и римских историй, 11
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 5 (6)
- ↑ Список царей Урука
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 7 (2)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 18 (2)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 15 (1, 4)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 11, (3—7)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 9 (3)
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 258—259.
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 12, (8—10)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 18 (2—4)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 14, (4)
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 6
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 16
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 16
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 19—21, 22 (1)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 17, (3)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 16
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 21 (6)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 17 (1)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга I; 20—23
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 23—27
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 18 (3)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 1, (1—3)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 29
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 259—260.
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 18 (1)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 3, (1)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга III; 1 (11—18)
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 7
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 7, (1)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга III; 4—8
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 20 (1—2)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 6
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга III; 9—8
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 20 (5)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 6
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга III; 11 (1—17)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 32—34
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 6 (1)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 21 (2)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга III; 11 (18—27), 12 (21—26)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 36—38
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 9
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 260—262.
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 1 (6)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 24 (1)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга III; 13
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 1 (7—14)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 39
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 1 (15)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 24 (3)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 25 (1—2)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 2—4
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 40—46)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 25, (1—3)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 5 (1—8)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 29 (4)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 54
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 25 (3)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга II; 25 (4), 26, 27
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 48 (7)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 5 (7—30)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 1
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 7 (1—4)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 49 (1—2)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 8 (9—10)
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 10—12
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 262—264.
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 9 (4—5)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 53
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 31
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 33
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга IV; 12—16
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 8—15
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 1 (3—10)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 55—61
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 64 (1—3)
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 13, 14 (1—8)
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 264—265.
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 64 (3—4)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 16 (1—5)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 1 (17—23, 44)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 36 (1)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 16 (6—11)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 2 (8—15)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 66 (1—2)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 65 (5)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 18, (2—9)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 3 (16—23), 4 (1—34)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 68
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 14 (9—12)
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 37
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 6 (1—10)
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 70, 71 (1—3)
- ↑ Страбон. География. Книга XV, глава III, § 9
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 38
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 18 (10—12)
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 7
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 72
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 265—266.
- ↑ Курций Руф. «История Александра Македонского». Книга V; 8—13
- ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр, 43
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 19—22
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII, 73 (1—4)
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XI, 15
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 266—267.
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 19 (1)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 22 (6)
- ↑ Арриан. «Анабасис Александра». Книга III; 22 (2—5)
- ↑ Шифман, 1988, с. 120—121.
- ↑ Шахермайр, 1997, с. 281.
- ↑ Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — С. 266.
- ↑ Перейти обратно: 125,0 125,1 Манжула, 2011, с. 24.
- ↑ Бриан, 2007, с. 315—316.
- ↑ Стариков, 1957, с. 520—522.
- ↑ Бриан, 2007, с. 337.
- ↑ Перейти обратно: 129,0 129,1 Бриан, 2007, с. 339.
- ↑ Перейти обратно: 130,0 130,1 Бриан, 2007, с. 323—325.
- ↑ Бриан, 2007, с. 340—341.
- ↑ Бриан, 2007, с. 325—326.
- ↑ Бриан, 2007, с. 338.
- ↑ Бриан, 2007, с. 328—329.
- ↑ Бриан, 2007, с. 334.
- ↑ Бриан, 2007, с. 342.
- ↑ Bowden, 2014, Introduction.
- ↑ Green, 1984, p. 202.
- ↑ Day, 2013, pp. 279—280.
- ↑ Alexander the Great (англ.). imdb.com. Internet Movie Database. Дата обращения: 28 июня 2024.
- ↑ Фильмография Раз Деган . kinofilms.ua. Дата обращения: 28 июня 2024.
- ↑ Porus (англ.). imdb.com. Internet Movie Database. Дата обращения: 28 июня 2024.
Литература
Источники
- Арриан. Поход Александра / перевод с древнегреческого М. Е. Сергеенко. Ответственный редактор д. и. н. О. О. Крюгер. — М.—Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962.
- Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XVII // История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / Ответственный редактор А. А. Вигасин. Перевод М. Е. Сергеенко. — М.: Издательство МГУ, 1993. — 464 с. — ISBN 5-211-02061-8.
- Квинт Курций Руф. История Александра Македонского. С приложением сочинений Диодора, Юстина, Плутарха об Александре / Ответственный редактор А. А. Вигасин. — М.: Издательство МГУ, 1993. — 464 с. — ISBN 5-211-02061-8.
- Клавдий Элиан. Пёстрые рассказы / Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С. В. Поляковой. — М. — Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1963.
- Полибий. Всеобщая история. — ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2004. — 576 с. — ISBN 5-94848-201-4.
- Полиэн. Стратегемы / под общей редакцией А. К. Нефёдкина. — СПб.: Евразия, 2002. — 608 с. — ISBN 5-8071-0097-2.
- Плутарх. Моралии. Об удаче или доблести Александра Великого // Вестник древней истории / перевод и комментарии Г. П. Чистякова. — М.: Наука, 1979. — Вып. 150, № 4. — С. 221—235.
- Плутарх. Моралии. Об удаче или доблести Александра Великого (окончание) // Вестник древней истории / перевод и комментарии Э. Г. Юнца. — М.: Наука, 1980b. — Вып. 151, № 1. — С. 231—253.
- Плутарх. Моралии. Собрание параллельных греческих и римских историй // Вестник древней истории. — М.: Наука, 1980. — Вып. 152, № 2. — С. 223—237.
- Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша, обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева, переработка комментария — М. Л. Гаспарова. — второе. — М.: Наука, 1994.
- Страбон. География / перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского. Под общей редакцией проф. С. Л. Утченко. Редактор перевода О. О. Крюгер. — М.: Наука, 1964. — (Классики науки).
- Фронтин. Стратегемы. Введение А. Б. Рановича // Вестник древней истории. — 1946. — Вып. 15, № 1. — С. 219—306.
- Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «Historiae Philippicae» / перевод Деконского А. А. и Рижского М. И. под ред. М. Е. Грабарь-Пассек. Вст. статья К. К. Зельина. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2005. — 493 с. — ISBN 5-288-03708-6.
Исследования
- Бриан П. Дарий в тени Александра : [рус.] = Darius dans l'ombre d'Alexandre : [пер. с фр.] / пер. А.Н. Степановой. — илл. — М. : Издательство Вече, 2007. — 448 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9533-1946-1.
- Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. — 319 с. — 10 000 экз.
- Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 444 с.
- Тураев Б. А. История Древнего Востока / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2-е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Т. 2. — 15 250 экз.
- Von Beckerath J. Handbuch der ägyptischen Königsnamen. — München: Deutscher Kunstverlag[нем.], 1984. — 314 p. — (Münchner ägyptologische Studien). — ISBN 3422008322.
Ссылки
- Дарий III // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Дарий III (англ.). — в Smith's Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.
- Энциклопедия Ираника: Дарий III
- Дарий III на сайте livius.org