Фраат II
Фраат II | |
---|---|
парф. 𐭐𐭓𐭇𐭕 (Frahāt) греч. ΦΡΑΑΤΗΣ | |
царь Парфии
|
|
ок. 138/137 — 128/127 до н. э. | |
Предшественник | Митридат I |
Преемник | Артабан II |
|
|
Род | Аршакиды |
Отец | Митридат I |
Фраат II (Аршак VII) — царь Парфии, правил приблизительно в 138/137 — 128/127 годах до н. э. Из династии Аршакидов, сын Митридата I.
Имя
Фраат (Φραάτης) — греческая транслитерация от парфянского имени Frahāt (𐭐𐭓𐭇𐭕), происходящего от древнеиранского *Frahāta- («приобретенный», «заработанный»). Современная персидская версия — Фархад.
Правление
Начальный период царствования
Фраат II занял престол примерно в 132 году до н. э., после смерти своего отца Митридата I.[1] Вероятно, он был очень молод, и его мать, которую звали Ри-[ин]-ну (согласно одному вавилонскому документу), стала регентшей. Его отец Митридат I основал Парфию как мировую державу; задачей стоящей перед Фраатом II было сохранить это положение и устоять против Селевкидов. Фраат II, также как и его отец, пребывал главным образом на восточных окраинах своего царства. Его монеты чеканились почти исключительно на востоке. В Селевкии монеты Фраата II не были найдены.
Как показывают клинописные документы, в течение семи последующих лет Вавилония оставалась в руках парфян. Также они контролировали Сузы. Селевкидский царь Деметрий II Никатор по-прежнему находился в Гиркании в плену у парфян. Фраат, как и его отец, доброжелательно обращался с пленным, тем более что тот быт женат на его сестре Родогуне. Возможно, парфянский царь надеялся косвенным образом контролировать Сирию, если бы Деметрий, поддержанный парфянскими оружием и деньгами, успешно атаковал сердце селевкидской державы. Но Деметрия не так легко было склонить на свою сторону; более того, при помощи друга он попытался бежать из плена. Благодаря тому, что парфяне были быстрыми наездниками и лучше знали местность, им удалось поймать беглецов и привезти их к Фраату. Он помиловал и вознаградил друга Деметрия за преданность своему царю, но самому Деметрию высказал суровое порицание и возвратил его в Гирканию к жене. Только после того, как он стал отцом нескольких детей, надзор за ним был ослаблен. Однако родительские заботы не смогли сдержать пыл Деметрия, и он совершил побег с помощью того же друга, но был пойман почти у самых границ своего царства. Он вновь был отведен к Фраату, который отказался от встречи с ним, но вернул его детям и жене. Для того чтобы развеселить, да заодно и пристыдить Деметрия, парфянский царь подарил ему пару золотых игральных костей, как укор в ребяческом легкомыслии. Столь мягкое и снисходительное отношение парфян к Деметрию происходило не от милосердия этого народа и не из родственных чувств, но оттого, что парфяне стремились овладеть Сирийским царством и намеревались использовать Деметрия против брата его Антиоха, смотря по тому, как потребуют этого обстоятельства, время и возможность испытать военное счастье.[2][3]
На время правления Фраата II падает прекращение существования Греко-Бактрийского царства и парфяне перенесли свою столицу далее на запад в Экбатаны. Но как бы отдавая при этом дань уважения Нисе, месту погребения своих предков, Фраат II дал распоряжение отчеканить монеты с упоминанием этого города.
Наступление Антиоха VII
Пока Фраат II был занят охраной своих восточных границ, Селевкиды сделали последнюю попытку восстановить своё господство. Селевкидский царь Антиох VII Сидет, устранив своего соперника Трифона в борьбе за сирийский трон и нанеся поражение иудеям, подготовился, чтобы захватить своего брата Деметрия и таким образом устранить его как потенциальную угрозу своей власти. Около 130 году до н. э. (четвертый год 162-й Олимпиады) он отправился в поход с огромной армией, размеры которой произвели сильнейшее впечатление на поздних историков. Армия парфян, мощь которой также была сильно преувеличена, должна была получить подкрепление в лице сакских наемников, которые были наняты Фраатом, но сумели прибыть только после завершения боевых действий. Отряды Антиоха были великолепно снаряжены, их поддерживал иудейский контингент Иоанна Гиркана. К ним также присоединились несколько правителей, которые прежде были парфянскими данниками. Антиох одержал победу в трёх сражениях. В одном из них, на реке Лик (Большой Заб), он разбил парфянского полководца Идата и соорудил трофей в честь своей победы. Другой парфянский военачальник, Эний, погиб от рук жителей Селевкии. Благодаря этим успехам Антиох предъявил права на звание «Великий». Когда другие подданные парфян увидели Антиоха хозяином Вавилонии, то посчитали, что парфянская империя погибает, и присоединились к селевкидскому монарху.[4][5][6][7][8]
Разгром селевкидской армии
С приближением зимы Антиох расквартировал свои войска в Мидии, вместо того чтобы вернуться в Сирию, как надеялся Фраат. Учитывая многочисленность своих войск, Антиох решил рассредоточить их в нескольких городах, где они стали тяжкой обузой для населения, лишь часть которого была к ним дружественно настроена. Поскольку Фраат трижды потерпел поражение в боях, то когда с началом весны кампания возобновилась, он прибегнул к хитрости. К Антиоху отправились гонцы просить мира, и селевкидский правитель назвал три условия: Деметрий должен получить свободу, всю территорию вне собственно Парфии следует передать ему, а парфянский царь обязывался выплачивать дань. Фраат категорически отказался. В этот критический момент он разыграл свою козырную карту, отправив Деметрия обратно в Сирию во главе отряда парфян в надежде на то, что борьба за престол заставит Антиоха вернуться домой. Однако помощь пришла со стороны населения захваченных Антиохом территорий. Доведённые до отчаяния длившимся месяцами насилием со стороны грубых селевкидских наёмников и требованиями провизии для войск, эти города стали пропарфянски настроенными. Селевкидские солдаты были, несомненно, ослаблены длительным бездействием и, будучи рассредоточенными по разным местностям, потеряли своё численное превосходство над парфянами. Подстрекаемые агентами Фраата, жители различных городов одновременно восстали и атаковали большую часть войск, расквартированных в их районах. Антиох, который, видимо, провёл зиму в Экбатанах, слишком поздно понял, какую роковую ошибку он совершил, рассредоточив свою армию. Он поспешил помочь ближайшему контингенту, но оказалось, что Фраат предвидел это. Полководцы Антиоха настаивал на том, чтобы не вступать в сражение с превосходящими силами врага, которому было достаточно лишь отойти к соседним холмам, чтобы избежать преследования селевкидской кавалерии. Весна была в разгаре, передвигаться было довольно трудно. Однако заносчивый Антиох не мог отступить перед противником, которого побеждал три раза, и парфянская атака поставила его в весьма затруднительное положение. Парфяне легко обратили в бегство селевкидские войска, пребывавшие в плачевном состоянии, и Антиох погиб, брошенный своими людьми. Вероятно, он был убит в сражении или, возможно, покончил с собой. В результате столь сокрушительной победы парфян среди захваченных в плен оказались молодой сын Антиоха Селевк и его племянница, дочь Деметрия. Командир сирийских войск Афиней обратился в бегство одним из первых. Число убитых выразилось абсурдно огромной цифрой — 300 000 человек. С телом Антиоха обращались со всеми почестями, которых заслуживал монарх, и Фраат отправил его в Сирию в серебряном гробу[9]. Дочь Деметрия показалась царю Парфии настолько привлекательной, что он взял её в свой гарем, а с Селевком обращались с должным его царскому рангу почтением. Таким образом, последняя серьезная попытка селевкидского монарха возвратить потерянные восточные провинции закончилась полной неудачей. Неспособные цари и внутренние распри облегчили дальнейшее парфянское продвижение.[10][11][12][13][14][15]
Теперь, когда победа оказалась в руках Фраата, он пожалел об освобождении Деметрия и приказал кавалерийскому отряду вновь захватить его. Однако, оказавшись на свободе, Деметрий тотчас отправился в свою страну, и посланные за ним парфяне вернулись с пустыми руками.[16][17][18]
Последний поход Фраата
Воодушевлённый победой над Антиохом, Фраат решил вторгнуться в Сирию и вступил в Вавилонию, но был вынужден отказаться от своего плана из-за сакского вторжения на востоке. Перед тем как покинуть Месопотамию, чтобы отразить агрессоров, он назначил тамошним наместником своего фаворита Гимера из Гиркании.
Сакские наёмники, нанятые для войны против Антиоха, были, вероятно, авангардом этой восточной орды, которую Фраат попытался на время успокоить с помощью денежных субсидий. Если отсутствие источников, упоминающих о пребывании Фраата в Вавилонии с целью лично встретить нападение Антиоха, означает, что он действовал в другом месте, то у нас есть дополнительное доказательство того, что вторжение саков началось до 130 г. до н. э. Не стоит слишком буквально воспринимать историю о прибытии наемников уже после окончания военных действий, из-за чего им отказали в оплате. Говорят, что они потребовали компенсацию либо за причиненные хлопоты, либо за использование их против какого-то другого врага. Когда же им отказали, они начали грабить парфянские территории.
В состав армии, которую Фраат повёл на восток против саков, входили греческие войска, которые состояли из пленников, захваченных во время войны с Антиохом. Говорят, что парфяне очень жестоко обращались с этими греками. Возможно, Фраат рассчитывал на то, что, столкнувшись с неизвестным противником вдали от родины, они будут сражаться за свою жизнь. Но во время сражения, которое в конечном счете произошло между парфянами и саками, греки увидели, что противник побеждает их поработителей, и тотчас перешли на его сторону. Так ход событий оказался не в пользу парфян, и в завязавшейся бойне Фраат погиб. Это событие, видимо, произошло около 128/127 года до н. э.[19][20][21] Фраат II, видимо, не имел детей и царство унаследовал его дядя Артабан II.[22]
Примечания
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XLII, 1 (1) . Дата обращения: 15 ноября 2015. Архивировано 16 декабря 2017 года.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XXXVIII, 9 (4—10) . Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
- ↑ Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. — С. 50.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XXXVIII, 10 (1—6) . Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
- ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности. Книга XIII. Глава 8 (4) . Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 6 января 2012 года.
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XXXIV—XXXV, 19 . Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
- ↑ Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. — С. 51—52.
- ↑ Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 185.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XXXIX, 1 (6) . Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 5 октября 2013 года.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XXXVIII, 10 (7—10) . Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга XXXIV/XXXV, 15—17 . Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
- ↑ Павел Орозий. История против язычников. Книга V, 10 (8) . Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 21 июня 2017 года.
- ↑ Аппиан Александрийский. Римская история. Сирийские дела, 68 . Дата обращения: 17 ноября 2015. Архивировано 9 апреля 2018 года.
- ↑ Евсевий Кесарийский. Хроника. Цари Азии и Сирии, стр. 96 . Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 18 ноября 2015 года.
- ↑ Мовсес Хоренаци. История Армении. Книга II, 2 . Дата обращения: 18 ноября 2015. Архивировано 11 января 2020 года.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XXXVIII, 10 (11) . Дата обращения: 16 ноября 2015. Архивировано 17 ноября 2015 года.
- ↑ Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. — С. 52—53.
- ↑ Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 185—186.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XLII, 1 (1—5) . Дата обращения: 15 ноября 2015. Архивировано 16 декабря 2017 года.
- ↑ Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии. — С. 53—55.
- ↑ Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — С. 186, 189.
- ↑ Марк Юниан Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа». Книга XLII, 2 (1) . Дата обращения: 19 ноября 2015. Архивировано 16 декабря 2017 года.
Литература
- Дибвойз Н. К. Политическая история Парфии / Пер. с англ., науч. ред. и библиографич. приложение В. П. Никонова. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2008. — 816 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 978-5-8465-0638-1.[1]
- Дьяконов М. М. Очерк истории Древнего Ирана. — М.: Издательство восточной литературы, 1961. — 444 с.