Азаил
Азаил | |
---|---|
др.-евр. חזאל, др.-греч. ’Аζαήλ | |
844 — 804 до н. э. | |
Предшественник | Бен-Адад II |
Преемник | Бен-Адад III |
|
|
Род | Первая арамейская династия |
Дети | сын: Бен-Адад III |
Газаил — царь Арама, правивший приблизительно в 844 — 804 годах до н. э., ветхозаветный персонаж.
Правление
Имя
По-еврейски Хазаил[1], Хазаел[2], Хазаель[3] или Хазаэль[4] (др.-евр. חזאל; др.-евр. חזהאל), в Септуагинте — др.-греч. ’Аζαήλ, в славянской и русской Библии Азаил; на клинописных памятниках Chazailu[2], лат. Hazael.
Захват власти
Согласно Библии, Газаил, воспользовавшись тяжёлой болезнью царя, придушил Бен-Адада II мокрым одеялом и сам стал царём[5]. Ассирийская надпись называет Газаила сыном простого человека, «ничтожества», а Иосиф Флавий — слугой царя[6]. Это ясно говорит о том, что Газаил явно не относился к царскому роду. Видимо, он принадлежал к царским рабам или «царским людям», игравшим значительную роль в окружении дамаскского царя. Родиной Газаила была долина Башан, область к югу от Дамаскского оазиса в самой северной части Заиорданья. Тот же Иосиф утверждает, что Газаил пользовался поддержкой арамеев, и особенно дамаскской черни. Если правильно толкование слова «‘т» на пластинке из слоновой кости из Арслан-Таша (Северная Сирия) как «армия», то можно говорить, что и войска принимали активное участие в перевороте или, по крайней мере, поддержали узурпатора. Возможно, Газаил был одним из арамейских полководцев. Несколько позже в результате военного мятежа был свергнут израильский царь Иорам, сын Ахава. Исследователи отмечают сходство двух переворотов, в которых значительную роль играли пророки. Библия упоминает, что ещё во времена Ахава пророк Илия должен был помазать Газаила на царство[7]. Это противоречит рассказу о более поздних событиях, когда ученик Илии Елисей пришёл в Дамаск и фактически стал инициатором переворота, напророчив ничего не подозревающему Газаилу и его воцарение, и его победоносные войны с Израилем[8]. Разумеется, все эти рассказы нельзя принимать за чистую монету, но общее направление политики пророков передано верно. Пророки Яхве были чрезвычайно недовольны деятельностью Ахава, его жены тириянки Иезавели и их детей, поэтому их целью было свержение правящей династии любым способом. Неудачи Бен-Адада II в войнах с Израилем вполне могли вызвать у пророков мысль о замене его более удачливым полководцем, даже с риском навлечь несчастья на свой собственный народ. Израильский царь Иорам, по-видимому, в целом продолжал политику своего отца: несмотря на отдельные и порой весьма жестокие столкновения с дамаскским царём, в целом он сохранял с ним нейтральные отношения и даже, может быть, оставался в рядах антиассирийской коалиции. Если верить Библии, то та война между Бен-Ададом II и Иорамом, возникла по инициативе не израильского, а дамасского царя. В то же время тяжелые войны с Ассирией и неудача в войне с Израилем могли вызвать определенные напряжения в Араме и недовольство населения Дамаска. Как израильский полководец Ииуй (Йеху) с помощью пророков воспользовался народным недовольством для свержения Иорама, так и Газаил, вероятнее всего, опираясь на тех же пророков и недовольство низов населения, сверг и убил Бен-Адада II.
Интересно, что в своей надписи сам Газаил своего предшественника называет отцом и утверждает, что пришёл к власти, когда его отец потерпел поражение от Израиля и умер, а бог Хадад сделал его царём. И своего сына Газаил назвал Бен-Ададом[9], как было принято в западно-семитском мире, когда сына называли именем умершего ко времени его рождения деда. В Библии ничего не говорится о детях Бен-Адада II. Это, конечно, не означает, что их и не было: библейского автора они могли просто не интересовать. Но не исключено, что Бен-Адада действительно был бездетным и усыновил своего верного слугу: недаром, по словам Библии, именно его он посылает к пророку узнать об исходе своей болезни. Но вполне возможен и другой вариант: Газаил сам оформил свой приход к власти как фальшивое усыновление предшественником. Определенную аналогию представляет, может быть, воцарение в Ассирии Тиглатпаласара III, который, вероятнее всего, был узурпатором, но в одной из своих надписей объявил себя сыном своего предшественника Ашшур-нирари V.
Точное время этого переворота неизвестно. Когда в 841 году до н. э. Салманасар III снова обратил свое оружие против Арама, там на престоле уже сидел Газаил. Следовательно, переворот произошел между 846 и 841 годами до н. э. Если перевороты Газаила и Ииуя были, хотя бы частично, обусловлены деятельностью израильских пророков, то, вероятно, и по времени они были сравнительно близки. И сам Хазаэл в уже упоминавшейся надписи связывает свой приход к власти с разгромом израильских и иудейских сил, вторгнувшихся во владения дамаскского царя. В таком случае переворот в Дамаске надо отнести ближе к концу 40-х годов IX в. до н. э.[10]
Взаимоотношения с Израилем и Иудеей
Вероятно, Израиль и Иудея решили воспользоваться событиями в Дамаске. Их соединенная армия, возглавляемая обоими царями, Иорамом и Охозией, снова двинулась к Рамот-Гилеаду, но под стенами города Иорам был ранен и уехал в свою летнюю резиденцию Изреель, куда затем отправился и Охозия. А вслед за тем израильский полководец Ииуй по инициативе пророка Елисея поднял мятеж и сверг династию Омридов[11][12][13]. В библейском тексте ничего не говорится о позиции дамаскского царя. Судя по этому тексту, последний соблюдал нейтралитет, что в данном случае равнялось молчаливой поддержке узурпатора. Но сам Газаил приписывает себе убийство обоих еврейских царей и даже, кажется, воцарение Ииуя. Рассказы о переворотах в Араме и Израиле в Библии несколько разнесены во времени, но активнейшую роль в обоих случаях играет один и тот же пророк — Елисей. К тому же, в Третьей книге Царств говорится, что ещё раньше Бог повелел Илии помазать на царство обоих будущих узурпаторов[14]. Видимо, в народной памяти эти два переворота были тесно связаны. По-видимому, события можно реконструировать следующим образом.
Воспользовавшись ранением и отъездом Иорама на лечение, а также отбытием Охозии, Ииуй по инициативе пророков и под знаменем ликвидации чужеземных культов и их поклонников поднял мятеж. Это было, возможно, следующим шагом в политике пророков после воцарения Газаила. Последний, то ли под их влиянием, то ли по собственной инициативе оказал активную поддержку мятежнику. Не исключено, что вообще мятеж заранее планировался обоими деятелями. По словам Газаила, он активно участвовал в походе на Израиль. Но, даже если он ограничился дружественным нейтралитетом, это было для Ииуя очень важно, ибо обеспечивало его тыл в войне с собственным царём. Результатом этих событий стал договор между Газаилом и Ииуем, согласно которому, как свидетельствует надпись, последний возвращал тому города, потерянные его «отцом». Речь, по-видимому, идет о городах, которые Бен-Адад II был вынужден отдать Ахаву после своего поражения при Афеке. Другим следствием победы Арама могло быть присоединение к Дамаскскому царства Хаурана в Заиорданье, что было расценено и самом Араме как одно из важнейших событий царствования Газаила. Таким образом, Арам резко усилил свои позиции[15].
Вторжение Салманасара
Переворот в Дамаске привел к распаду антиассирийской коалиции. Может быть, сама она была лишь результатом договора между династиями, и династическое изменение в Араме закономерно ликвидировало его. Не исключено, что сирийские и финикийские цари, участвовавшие в коалиции, испугались свержения законной династии и не захотели далее иметь дело с узурпатором. Если это так, то сирийских и финикийских царей могла напугать активная поддержка Газаилом узурпатора Ииуя. Вполне возможно, что событиями в Дамаске воспользовалась ассирийская дипломатия, и именно её усилия привели к развалу столь опасной и до сих пор практически непобедимой коалиции. Израильские пророки очень неодобрительно смотрели на союз Израился с Тиром, и ставили себе цель ликвидировать его. Если они действительно сыграли роль в перевороте Газаила, то естественно, что и в политике последнего должен был произойти определенный поворот. Как бы то ни было, в 841 году до н. э. Салманасару III противостоял уже только один Арам.
Сопротивляться в одиночку мощным войскам ассирийского царя армия Арама не могла. В битве у горы Саниру она потерпела поражение. Шесть тысяч воинов Газаила было убито, в плен ассирийцы захватили 1121 колесничего и 470 всадников. В ассирийской надписи указывается, что эта гора расположена перед Ливаном, то есть вероятно, речь идет об отрогах Антиливана, куда Салманасар мог пройти или через Келесирию, или несколько восточнее по дороге от нынешнего Хомса. В любом случае он должен был пересечь территорию Хамата. Поэтому можно считать, хотя сам Салманасар об этом ничего не говорит, что к этому времени Хамат был вынужден подчиниться ассирийскому царю. Разбив войска Газаила у Саниру, Салманасар прорвался, наконец, к Дамаску. Он утверждает, что вырубил сады около столицы Арама и приобрёл большую добычу, но о взятии самого Дамаска молчит, как и о точных размерах добычи. Видимо, захватить город ассирийцы так и не смогли, а продвинулись дальше на юг к горам Хаурана, расположенным восточнее Генисаретского озера, а оттуда двинулись, по-видимому, через территорию Израиля до горы Баалираси, которую, вероятно, надо отождествить с Кармелом. Израильский царь Ииуй, а также цари Сидона и Тира подчинились Салманасару и выплатили требуемую им дань. Арам, таким образом, оказался как бы в кольце, образованном государствами, признавшими власть Салманасара.
Поэтому в 838 году до н. э. ассирийский царь снова обрушился на Арам. И снова арамеи потерпели поражение, были разрушены некоторые города Дамаскского царства, но сам Дамаск устоял. И поскольку Салманасар ничего определенного не говорит о добыче или дани, можно считать, что особых успехов эта кампания опять же ассирийцам не принесла. После неё Салманасар прекратил свои походы в Сирию, направив усилия в основном против неохеттских государств Юго-Восточной Анатолии.
Походы Салманасара III были по существу грабительскими, они не ставили своей целью полное подчинение завоеванных территорий и включение их в состав Ассирийского царства. Исключением было только уничтожение Бит-Адини как самостоятельной этно-политической единицы. Поэтому как только ассирийские атаки прекратились, сирийские царства вернулись к своим внутренним проблемам[16].
Военные успехи Хазаэла
Правления Хазаэла было, судя по всему, периодом наивысшего возвышения этого царства. Избавившись от ассирийской угрозы, Хазаэл возобновил стремление сделать своё царство ведущим государством региона. Старый соперник Израиль был ослаблен как поражениями, так и новой политикой его царя, направленной к закрытию государства и разрыву всех старых союзов. Воцарение Ииуя с помощью Хазаэла привело, возможно, к превращению Израиля в вассальное государство. Однако с течением времени, окрепнув, израильский царь попытался, по-видимому, изменить это положение. Результатом был поход Хазаэла. Израильтяне ничего не смогли ему противопоставить. Они были разбиты в ряде сражений, и Хазаэл отнял у них все заиорданские владения[17]. Таким образом, в пользу Арама был решён давний спор за контроль над заиорданским торговым путём. Но на этом Хазаэл не остановился. Через территорию Израиля он двинулся на Филистию и захватил город Геф (Гат)[18]. Этот город играл значительную роль в западной части Палестины, являясь в известной степени ключом как к Филистии, так и к Иудее. Хазаэл повернул к Иудее. Иудейский царь Иоас предпочёл откупиться, отдав Хазаэлу всё золото из царской и храмовой казны, после чего арамеи отступили[19]. Существует вариант предания, согласно которому арамеи даже овладели Иерусалимом, где уничтожили всю аристократию и забрали добычу[20]. Автор Книги Царей ссылается на летописи иудейских царей, а Хронист использовал родовые предания. Сделать окончательный выбор между этими двумя вариантами источников трудно. Можно лишь говорить, что описанные события означали фактическое признание Иудеей верховенства и, может быть, верховной власти царя Арама. Сам поворот арамейских войск от Гата на Иудею, может быть, был вызван не только стремлением покарать старого врага, который вместе с Израилем в своё время воевал с Арамом, но и признанием филистимскими царями верховной власти Хазаэла, так что воевать с ними ему не было резона. Арам в это время выступает гегемоном всей Южной Сирии и Палестины. Он стремился установить контроль над важнейшим торговым путём, ведущим к Красному морю и фактически сумел это сделать. Амос[21], говоря о преступлениях Арама, то есть об угнетении им еврейских царств, называет уже имя Бар-Хадада. Следовательно, к тому времени на дамаскском троне сидел уже не Хазаэл, а его сын[22].
После смерти Азаила царство его перешло к его сыну Венедаду (4Цар. 13:24), которому израильский царь Иоас объявил войну[23].
Возможно, именно Азаилом была воздвигнута стела Тель-Дана, рассматриваемая как доказательство историчности израильского царя Давида и его потомков.
Первая арамейская династия | ||
Предшественник: Бен-Адад II |
царь Арама ок. 844 — 804 до н. э. |
Преемник: Бен-Адад III |
Примечания
- ↑ Израильское царство // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ 2,0 2,1 Хазаел // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ Бен-Гадад // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ Ассириология и Библия // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 15
- ↑ Иосиф Флавий Иудейские древности. Книга IX, глава 4, § 6
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 15
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 8, § 7—13
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 13, § 3
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 251—253.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 9, § 14—36
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 1—17
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 22, § 5—9
- ↑ Ветхий завет. Третья книга Царств, глава 19, § 15
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 253—255.
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 255—257.
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 10, § 32—33
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 12, § 17
- ↑ Ветхий завет. Четвёртая книга Царств, глава 12, § 18
- ↑ Ветхий завет. Вторая книга Паралипоменон, глава 24, § 23—24
- ↑ Ветхий завет. Книга пророка Амоса, глава 1, § 4
- ↑ Циркин Ю. Б. История библейских стран. — С. 263—264.
- ↑ Иосиф Флавий. Иудейские древности (книга IX, глава 8).
Литература
- Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. — 574, [2] с. — (Классическая мысль). — ISBN 5-17-018173-6, ISBN 5-271-07249-5, ISBN 5-9578-0330-8.