Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова

Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «ГНИИ ВВС КА»)
929 Государственный
лётно-испытательный центр
Министерства обороны
Российской Федерации
имени В. П. Чкалова
(929 ГЛИЦ ВВС имени В. П. Чкалова)
Обелиск у КДПОбелиск у КДП
Международное название 929th State Flight Test Centre (GLITs)
Прежнее название

ОА при ГУ РККВФ;
НОА при ГУ РККВФ;
НОА ВВС СССР;
НИИ ВВС РККА;
ГНИИ ВВС КА;
ГК НИИ ВВС;
ГНИКИ ВВС;
8-й ГНИИ ВВС им. Чкалова;

ГЛИЦ МО РФ им. В. П. Чкалова.
Основан 1920
Директор проф. Радик Бариев
Аспирантура есть
Докторантура есть
Расположение Ахтубинск;
Щелково;
Вольск;
Нальчик;
Знаменск (Астраханская область);
Феодосия;
Ключи (Камчатский край).
Испытательные полигоны в:
Астраханская область;
Казахстан;
Чёрное море;
Кабардино-Балкария.
Юридический адрес Ахтубинск, Астраханская область, 416500, Россия
Награды Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Суворова — 2020
именное,
имени В.П.Чкалова

ГЛИЦ (929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации имени В. П. Чкалова, 929 ГЛИЦ ВВС) — российское авиационное научно-исследовательское и испытательное военное учреждение. Это основное учреждение ВВС и Вооруженных Сил России, в котором перед поступлением на вооружение проходит испытания военная авиационная техника и средства авиационного вооружения.

В ГЛИЦ и на входящих в его состав научных центрах, лабораториях и полигонах осуществляются большинство полётов по программе государственных испытаний, включая все полёты на отработку боевого применения и испытания нового вооружения. Ни один тип самолёта, вертолёта или образец авиационных средств поражения не поступает на вооружение ВВС России, а в прошлом СССР, и других видов Вооружённых Сил не пройдя испытаний в ГЛИЦ. После 1991 года, с расширением поставок российских боевых самолётов на экспорт, в центре проходят испытания и новые модификации летательных аппаратов, специально разработанные по контрактам с зарубежными заказчиками.

С 1920 года по настоящее время здесь испытано более 390 типов летательных аппаратов, из которых 280 типов было принято на вооружение. Только в 1999 году в ГЛИЦ провели 191 испытательную работу. Научно-исследовательская работа в ГЛИЦ ориентирована на методическое обеспечение оценки перспективной авиатехники, разработку общих технических требований ВВС и повышение боевых возможностей серийных ЛА. Объем НИР в 1995 году составлял в среднем 88 (из них 6 летных, для сравнения в 1986 году 1320 НИР[1]) плюс до 400 военно-научных работ[2].

В Центре ежегодно проводится более 220 самостоятельных испытаний с выполнением более 1600 полетов и 70 научно-исследовательских работ, в том числе и в воздухе. ГЛИЦ сотрудничает более чем со 120 организациями промышленности, научными институтами, военными научно-исследовательскими учреждениями и строевыми частями. Центр обладает единственной в стране уникальной экспериментально-испытательной базой. Только здесь может быть выполнена в полном объеме оценка новой и модернизированной авиационной техники и вооружения на соответствие тактико-техническим требованиям заказчика.

За свою историю ГЛИЦ им. В. П. Чкалова стал альма-матер известных летчиков, штурманов и инженеров испытателей. Здесь проходили службу и работали пятеро дважды Героев Советского Союза, девяносто шесть Героев Советского Союза и двадцать пять Героев России. В мирное время боевыми орденами награждено более 3000 военнослужащих.

В среде испытателей выросло 16 лауреатов Сталинской, Ленинской премий и премии Ленинского комсомола; 58 лауреатов Государственной премии; более 100 заслуженных летчиков и штурманов испытателей; более 30 заслуженных военных специалистов и деятелей науки; более 100 мастеров спорта и рекордсменов мира и России по авиационным видам спорта.

В стенах ГЛИЦ защитились 44 доктора наук и более 550 кандидатов наук. Докторский диссертационный совет ГЛИЦ ежегодно проводит плодотворную работу по повышению научного потенциала Центра. В ГЛИЦ создана и функционирует школа подготовки летчиков, штурманов и инженеров-испытателей. В 2014 году получена бессрочная лицензия на осуществление образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по программам переподготовки летчиков, штурманов и инженеров для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Ведется переподготовка по семи программам[3].

Структура

В соответствии с широким кругом решаемых задач и разнообразием тематики проводимых испытаний в структуре ГЛИЦ, основная научная и испытательная база которого находится в городе Ахтубинск (Астраханской области), имеется несколько испытательных центров и в других частях России. Подготовка военных лётчиков-испытателей ГЛИЦ производится в Центре подготовке лётчиков-испытателей ВВС в Ахтубинске[4].

Управление Центра и основные подразделения

Расположены в городе Ахтубинск Астраханской области.

Самолёты, их оборудование и вооружение, средства наземного обслуживания и обеспечения полётов, а также беспилотные самолёты проходят здесь государственные, контрольные и специальные испытания. Имеются аэродром, авиаполигоны и радиополигон, многочисленные специализированные лаборатории и стенды, комплекс высотно-климатических и механических испытаний.

Парад, посвящённый 85-летию ГЛИЦ, возглавляет генерал О. А. Терентьев[5],
Ахтубинск, 2005 год

Здесь также находятся:

  • Филиал Московского авиационного института (МАИ) «Взлёт»
  • Управление испытаний авиационных двигателей (подразделение ГЛИЦ).
  • Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС (создан в 1973 году[6]). Три отделения — самолётное, вертолётное и штурманское.

Трассово-измерительный комплекс (ТИК) предназначен для использования объединённых в единый полигонно-измерительный комплекс объектов и боевых полей, которые обеспечивают лётные испытания образцов авиационной техники и вооружения, проведение боевой подготовки строевых частей Военно-воздушных сил и авиации Военно-морского флота, а также участвуют в проведении других лётных испытаний образцов вооружения Вооружённых Сил РФ. ТИК включает в себя системы управления объектами, сбора и обработки информации, пять полигонов и три испытательные станции, две комендатуры. Самый большой авиаполигон в России — Грошево (Владимировка), в 22 км от Ахтубинска; остальные находятся в Казахстане: Тургай, Сагыз, Суюндук, Теректа и Атырау, на расстоянии 500—800 км от Ахтубинска.

ИЦ Чкаловский (Филиал ГЛИЦ МО РФ)

Расположен на аэродроме Чкаловский в Московской области.

Испытательный центр ведёт испытания и оценку вертолётных авиационных комплексов, самолётов первоначального обучения, самолётов военно-транспортной авиации, их оборудования и вооружения. Также здесь испытываются авиационные и ракетные двигатели, системы жизнеобеспечения и спасения экипажей летательных аппаратов и пилотируемых космических кораблей, оцениваются возможность десантирования и авиатранспортабельность техники Сухопутных войск, ПВО, ВДВ и РВСН. База имеет уникальное лабораторное и стендовое оборудование, барокамерные комплексы, что позволяет проводить тренировки космических экипажей[7].

ИЦ Вольск

Расположен в городе Вольск Саратовской области.

Воздухоплавательный центр, испытывающий свободные и привязные аэростатические комплексы, пневматические сооружения военного назначения.

ИЦ Нальчик

Расположен в городе Нальчик в Кабардино-Балкарии.

Высокогорный полигон для заключительных этапов лётных испытаний авиакомплексов и беспилотных летательных аппаратов. Здесь отрабатываются тактика и методы боевого применения авиационных средств поражения в горах, базирование и эксплуатация вертолётов в горах.

ИЦ Геленджик

История

Создание

К началу 1916 года высшее военное руководство России начало проявлять обеспокоенность тем, что, несмотря на достаточный общий количественный уровень самолетостроения, испытательное дело в стране не было централизовано. Самолеты испытывали в авиашколах, во Всероссийском аэроклубе, на заводах и в авиачастях. Многие конструкторы — И. И. Сикорский, С. В. Гризодубов, С. Р. Энгельс, А. Н. Вегенер и другие — лично занимались испытаниями своих образцов.

В начале 1916 года решением Государственной Думы в системе военных учреждений было создано специальное управление, которое занималось организацией российского Военно-воздушного флота (ВВФ) и его снабжением авиационным и воздухоплавательным имуществом. 13 апреля (31 марта) 1916 г. вышло постановление Военного Совета о формировании Управления военно-воздушного флота (Увофлот) в непосредственном подчинении Военному министру.

Для производства опытов и исследований, разрешения технических вопросов по авиационному и воздухоплавательному снаряжению 16 апреля (29 апреля) 1916 года решением Военного Совета образованан Главный аэродром с испытательной станцией и мастерскими.

30 апреля (3 мая) 1916 г. Военное министерство издало приказ, согласно которому при Увофлоте теперь состояли: Технический комитет, который являлся генератором и контролером авиационных технических идей; Приемная часть, занимавшаяся приемкой аэропланов для ВВФ; Главный аэродром — учреждение, предназначавшееся для испытаний самолетов на земле и в полетах.

Главный аэродром и явился прародителем Государственного ордена Ленина Краснознаменного Научно-испытательного института Военно-воздушных сил — Государственного летно-испытательного центра им. В. П. Чкалова. Главный аэродром располагался в Петрограде за Московской заставой у железнодорожной станции «Царская Ветка».

В 1916-17 гг. на Главном аэродроме проходили испытания нескольких типов самолетов: самолет С-2 (конструктор Рябоконь), варианты самолета «Илья Муромец» (конструктор И. И. Сикорский), трехмоторный гидросамолет «Морской крейсер» (МК-1), гидросамолет «ГАСН» торпедоносец с толкающим винтом (конструктор П. А. Шишков), морской разведчик «Аист». Практика испытательных полетов на Главном аэродроме показала неудобство географического положения этого аэродрома из-за неблагоприятных погодных условий.

21 сентября 1920 года Приказом Реввоенсовета № 1903 были официально учреждены «Положение» и штат Опытного аэродрома (ОА) при Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (ГУ РККВФ). Местом его базирования было определен Центральный аэродром в Москве (Ходынка). Это была первая в стране исследовательская и испытательная структура, предназначенная для проведения испытаний новой авиационной техники. Штатная численность личного состава Опытного аэродрома составляла 158 человек (в том числе 4 летчика и 36 специалистов инженерно-технического состава). Аэродром формировался на базе Летного отдела Главвоздухофлота, с дислокацией на Ходынском поле Москвы. На Опытном аэродроме ГУ РККВФ сразу же приступили к летным испытаниям самолетов преимущественно иностранного производства, а также трофейных. Первыми испытаниями, проведенными на Опытном аэродроме, были испытания английского трофейного самолета ДН-4 и французских истребителей Ньюпор XXI и XXIV[8]. В связи с началом разработок первых отечественных самолетов значительно увеличился объем работ военных летчиков-испытателей. Поэтому приказом Реввоенсовета от 6 октября 1922 года Опытный аэродром был преобразован в Научно-опытный аэродром при ГУ РККВФ. При этом численность летного состава была увеличена до 14 человек, а общее количество личного состава достигло 220 человек.

24 октября 1924 года НОА при ГУ РККВФ был снова преобразован в Научно-Опытный аэродром ВВС СССР. Стремительное развитие советской авиации и необходимость расширения испытательных работ по новым самолетам потребовали также и изменений в статусе Научно-опытного аэродрома. Приказом Реввоенсовета СССР от 12 октября 1926 года Опытный аэродром был преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА (НИИ ВВС РККА). Специалисты Научно-опытного аэродрома в 1923—1926 годах провели испытания первых советских самолетов АНТ-2, ИЛ-400 (И-1), Р-1, Р-3, ТБ-1, а также ряда зарубежных образцов и различных новых систем вооружения.

Впоследствии уже все образцы авиационной техники принимались на вооружение ВВС только после получения положительного заключения от НИИ ВВС. За первые 4 года в НИИ ВВС было испытано 960 объектов авиационной техники и вооружений (в том числе 195 самолётов), а также проведено 88 научно-исследовательских работ. Кроме того, в этот период лётчики НИИ ВВС осуществили несколько дальних перелётов на самолётах «Страна Советов» (ТБ-1) и «Крылья Советов» (АНТ-9).

В 1927 году экипаж самолёта Р-3 «Наш ответ» в составе лётчика С. А. Шестакова и штурмана В. В. Фуфаева выполнили дальний «восточный перелёт» по маршруту Москва — Токио — Москва, преодолев расстояние в 22 тысячи километров за 153 часа. В 1929 году они же вместе со вторым пилотом Ф. С. Болотовым и штурманом В. В. Стерлиговым на ТБ-1 «Страна Советов» за 137 часов лётного времени совершили перелёт из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

1930-е годы

Дальнейшее совершенствование и развитие испытательной базы института, а также увеличение объема работ, осложнялось базированием аэродрома вблизи центра Москвы, на Ходынском поле города (Центральном аэродроме). В связи с этим в конце 1929 года было решено перевести его на новый аэродром, строительство которого началось примерно в 40 км к востоку от центра Москвы, недалеко от подмосковного города Щелково и платформы Ярославской железной дороги, носящей ныне имя Чкаловская. С конца 1930-х годов этот аэродром и выросший рядом с ним поселок, тоже носят название Чкаловский. Согласно новому Положению о НИИ ВВС (от 26 июня 1929 года) аэродром стал «техническим контрольным средством ВВС и имел своим назначением производство научно-испытательных работ по всем отраслям применения Военно-воздушных сил и по усовершенствованию их материальной части, и вооружения». В структуре института имелось уже 11 отделов: применения, воздушных испытаний, вооружения, аэронавигационный, технический, винтомоторный, радио, электротехнический, фототехнический, воздухоплавательный и административно-технический. Число отделов к 1931 году увеличили до 19. В 1932 году началось перебазирование НИИ ВВС на аэродром Чкаловский, вблизи города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в парад — первый воздушный парад с пролётом над Красной площадью. Возглавил колонну из 46 крылатых машин по три в ряд самолёт ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем В. П. Чкалова.

K концу 1935 года процесс передислокации был полностью завершён[9]. В марте 1932 года специально открыли Морскую испытательную станцию для испытаний гидросамолётов в городе Севастополь.

В 1930-е годы в институте проводились работы под руководством В. С. Вахмистрова по созданию «самолёта-звена», состоящего из тяжелого бомбардировщика и пристыкованных к его крылу нескольких истребителей. В итоге было испытано несколько конфигураций таких «звеньев» с разным составом самолётов. Кроме того, лётчики НИИ ВВС в это время выполнили ряд новых рекордных сверхдальних перелётов, получивших мировую известность. Основной объем исследований института в предвоенные годы был связан с испытаниями новых, а также модифицированных самолётов И-15, И-16, И-153, ДБ-3 и СБ. Непосредственно перед войной, на рубеже 1940-х годов, в институте были испытаны прототипы будущих серийных истребителей МиГ-1, Як-1, ЛаГГ-1, штурмовика Ил-2, бомбардировщика Пе-2 и многих других.

В довоенный период в Институте служили известные лётчики-испытатели В. П. Чкалов, В. В. Коккинаки, С. П. Супрун, Г. Ф. Байдуков, а также многие другие легендарные лётчики и штурманы, доказавшие надежность отечественной авиационной техники в дальних перелётах.

Репрессии в Красной армии не обошли стороной и НИИ ВВС. Были арестованы начальники НИИ бригинженер П. С. Дубенский (расстрелян 22.03.1938), комкор В. К. Лавров (расстрелян 29.07.1938), комдив Н. Н. Бажанов (22.11.1937, расстрелян 15.09.1938), генерал-майор авиации А. И. Филин (23.05.1941, расстрелян 23.02.1942), генерал-полковник ИАС А. К. Репин (1946).

Годы Великой Отечественной войны

В июне 1941 года решением командования на базе НИИ ВВС были сформированы 3 истребительных авиационных полка (401, 402, 403), 2 полка пикирующих бомбардировщиков (410, 411), 2 авиаполка тяжелых бомбардировщиков (420, 421), полк штурмовиков (430), разведывательная авиаэскадрилья (38) и 3 батальона аэродромного обеспечения (760, 761, 762). Основу их составили лучшие лётчики, штурманы, инженеры и техники из тех, кто участвовал в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и на Карельском перешейке. Испытатели отправились на фронт, а в связи с его приближением к Москве советское правительство приняло решение об эвакуации НИИ ВВС с Чкаловского аэродрома в Свердловск. За время пребывания в Свердловске Институтом было проведено 2200 испытаний, в том числе 209 испытаний самолётов, 173 по моторам, 25 по воздушным винтам, 850 по спецоборудованию, 48 по материалам и конструкциям. Выполнено 306 научно-исследовательских работ.

Однако уже с конца 1941 года из-за необходимости расширения испытательных работ по модифицированным и новым самолётам для фронта бывшие сотрудники НИИ ВВС стали отзываться обратно из строевых частей в институт. Особое значение имело испытание первого экспериментального истребителя-перехватчика БИ-1 с жидкостно-реактивным (ракетным) двигателем, которое провёл отозванный с фронта лётчик-испытатель Г. Я. Бахчиванджи.

Перелом в ходе войны позволил НИИ ВВС вернуться на своё прежнее место в Чкаловскую (согласно приказу Национального комитета обороны от 25 января 1943 года). Возвращение на основную базу значительно улучшило условия работы института и увеличило возможности оказания помощи фронту. Лётчики НИИ ВВС в Чкаловской продолжили испытания новых самолётов — Як-3, Ла-7 и других. На завершающем этапе Великой Отечественной войны работы НИИ ВВС и выделившихся незадолго до этого из него НИИ авиационного вооружения (НИИ АВ ВВС) и НИИ специальных служб ВВС (НИИ СС ВВС), масштабы и значение их деятельности в области технического оснащения ВВС и разработки способов боевого применения новой авиационной техники стали перерастать ведомственные рамки. Необходимо было обеспечить своевременную и квалифицированную координацию работ в различных отраслях авиационной промышленности, единое руководство работой всех испытательных учреждений. Возникла острая необходимость в создании единого государственного испытательного центра, способного нести всю полноту ответственности за испытание всей авиационной техники. Постановлением Государственного комитета обороны СССР (от 1 мая 1944 года) на основе объединения НИИ ВВС, НИИ АВ ВВС и НИИ СС ВВС был создан такой единый центр, получивший наименование Государственный научно-испытательный институт ВВС Красной Армии (ГНИИ ВВС КА), его начальником был назначен руководитель ГУ ИАС Красной Армии генерал-полковник ИАС А. К. Репин. Общая численность личного состава объединенного института составила 2524 военнослужащих (в том числе 105 человек лётно-штурманского состава) и 1050 служащих. После того, как в июне 1944 года институт был преобразован в Государственный научно-испытательный институт ВВС (ГосНИИ ВВС), группу отделов моторов и топлив преобразовали в Управление испытаний моторов и топлив ГосНИИ ВВС.

Деятельность НИИ ВВС во время Великой Отечественной войны была высоко оценена советским правительством: 1 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР НИИ ВВС был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Наименование ордена было включено в название института, и за ним на долгие годы закрепилась аббревиатура ГК НИИ ВВС (Государственный Краснознаменный НИИ ВВС).

Послевоенные годы

Первые послевоенные годы — эпоха массового внедрения реактивных двигателей на боевые самолёты. 15 августа 1945 года наступила эра реактивной авиации, когда лётчик-испытатель НИИ ВВС А. Г. Кочетков взлетел на Me-262 с турбореактивными двигателями. Лётчики ГК НИИ ВВС в это время провели испытания первых советских реактивных истребителей и бомбардировщиков Як-15, МиГ-9, Ил-22, Ту-14, а затем ставших массовыми МиГ-15, Ил-28, Ту-16 и многих других. Стремительное развитие реактивной авиации рождало немало проблем. Высокие скорости казалось не оставляли лётчику шансов для спасения в случае его катапультирования при аварийной ситуации. 7 октября 1948 года лётчик-испытатель НИИ капитан Вячеслав Быстров на самолёте УТИ МиГ-9 испытал катапультное кресло.

Параллельно активно развивается и ракетная техника. Для ее испытаний в мае 1946 года на юге России, в районе населенных пунктов Капустин Яр и Владимировка, создается Государственный центральный полигон Министерства Вооруженных Сил (ГЦП МВС), 2-му управлению которого была поручена отработка создаваемой техники авиационного ракетного вооружения. 20 мая 1949 года это управление было выведено из состава ГЦП МВС и включено в штат ГК НИИ ВВС, образовав его 6-е управление. Таким образом, с июля 1949 года местом его постоянной дислокации становится село Владимировка (Астраханской области). За короткий период 6-е управление было преобразовано в Научно-исследовательский полигон ВВС, а позже — в 6-й ГНИИ ВВС. Именно в нем в 1950-е годы прошли испытания все виды советского авиационного ракетного вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», поступившие позже на вооружение истребителей и перехватчиков Су-9, МиГ-19, МиГ-21, бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-16 и Ту-95.

С января 1952 года открыт специальный диссертационный совет, благодаря которому многие специалисты защитили диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата технических наук.

2 сентября 1958 года в Ахтубинск прибыл Первый секретарь ЦК КПСС, Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущёв. Ему было показано поражение самолёта-мишени Ил-28 в воздухе ракетами РС-2-У с самолёта МиГ-19ПМ лётчиком-испытателем института М. И. Бобровицким[10].

1960—1980 годы

В декабре 1960 года было принято решение о крупнейшей реорганизации научно-испытательных учреждений ВВС. На базе ГК НИИ ВВС (Чкаловская), 6 ГНИИ ВВС (Владимировка), Воздухоплавательного научно-испытательного центра (Вольск), 8-го Лётно-испытательного центра морской авиации (Феодосия) с входящими в их состав управлениями и испытательными станциями был создан единый Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС — ГК НИИ ВВС. Основная база института и его управление размещались в Ахтубинске около станции Владимировка. Здесь же располагались 4 научно-испытательных управления ГК НИИ ВВС: испытаний комплексов перехвата, фронтовой авиации и самолётов ближней разведки (1-е), дальней авиации, средств поражения и средств дальней самолётной разведки (2-е), крылатых ракет класса «земля-земля» (8-е), трассовых испытаний и измерений (9-е), а также 2 исследовательских авиаполка (дальних бомбардировщиков и смешанный).

На бывшей основной базе ГК НИИ ВВС в Чкаловской был создан филиал объединенного ГК НИИ ВВС. В его состав вошло 3 научно-испытательных управления: испытаний военно-транспортных, пассажирских и учебно-тренировочных самолётов, вертолётов и винтокрылов (4-е), радиотехнического и электроспецоборудования самолётов, авиационных ракет и аэродромов (5-е) и авиадвигателей (6-е), а также отдельный смешанный исследовательский авиаполк и три отдела: испытаний средств наземного обслуживания самолётов и их систем; разработки испытательных установок и аппаратуры; испытаний высотного оборудования, средств спасения самолётов и космических аппаратов. Кроме того, три управления ГК НИИ ВВС разместились на других базах: 3-е (испытаний авиационных средств противолодочной обороны и воздушной разведки), вместе с отдельным смешанным исследовательским авиаполком специального назначения — в Феодосии в Крыму (аэродром Кировское); 7-е (испытаний средств воздухоплавания) — в Вольске (Саратовская область); 10-е (испытаний специального авиационного вооружения) — в Энгельсе (Саратовская область). В состав ГК НИИ ВВС вошло также несколько полигонов и испытательных станций. Начальником ГК НИИ ВВС в 1961 году был назначен генерал М. С. Финогенов.

С 1960 года Ахтубинск (до 1959 — п. Владимировка) Астраханской области стал основной базой Института, куда перебазировались основные испытательные подразделения. Ранее на нынешней территории ГЛИЦ также располагался 6 НИИ ВВС (НИП-4, испытания авиационного вооружения), но с 1959 года он также вошёл в состав ГК НИИ ВВС. Именно здесь в дальнейшем проводились испытания всех боевых авиационных машин.

Таким образом по новой штатной структуре в состав Института входили: командование, штаб, политотдел, тыл, 10 испытательных управлений и другие службы. Среди них в Ахтубинске-7 (пос. Владимировка) Астраханской области были дислоцированы:

  • 1-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 18374) — служба лётных испытаний истребителей-перехватчиков ПВО и самолётов фронтовой авиации;
  • 2-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 19163) — служба лётных испытаний комплексов дальней авиации (после реорганизации 2-е управление влилось в первое. А вместо него создали второе управление ответственное за испытания авиационного вооружения и беспилотников);
  • 5-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 52530) — радиополигон;
  • 9-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС (в/ч 21239) — трассово- измерительный комплекс;
  • 10-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС — испытание специзделий (В 1972 году 71-й полигон ВВС в поселке Багерово прекратил свое существование как самостоятельная организация и по директиве Генерального штаба МО был реорганизован в 10 Управление при 8 ГНИИ ВВС с дислокацией в р-не города Ахтубинска).

В городе Феодосия, аэродром Кировское, полигон Чауда:

  • 3-е научно-испытательного управления ГКНИИ ВВС (в/ч 36851)- служба лётных испытаний авиационных комплексов противолодочной обороны.

В Щелково-10 (пос. Чкаловский) Московской области (в/ч 22737):

  • 4-е научно-испытательное управление ГКНИИ ВВС -испытание штурмовиков, вертолётов, учебно-тренировочных самолётов;
  • 7-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС — Управление испытания средств жизнеобеспечения и спасения (тормозных парашютов, скафандров, катапульт);
  • 8-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС -Управление испытаний авиадвигателей с авиационным полком испытаний.

В Вольском районе Саратовской области:

  • 6-е научно-испытательное управления ГКНИИ ВВС — воздухоплавательный центр.

В 1965 году при сохранении в целом той же структуры институт получил новое название — теперь он стал именоваться Государственным научно-испытательным Краснознаменным институтом ВВС (ГНИКИ ВВС, позднее — 8 ГНИИ ВВС), в 1967 году ему было присвоено имя В. П. Чкалова, а 21 сентября 1970 года в честь пятидесятилетия ГНИКИ ВВС был награждён орденом Ленина. В мае 1972 года при ГНИКИ ВВС была создана школа военных лётчиков-испытателей[11], позднее преобразованная в Центр подготовки лётчиков-испытателей ВВС. В 1960—1980-е годы в ГНИКИ ВВС прошли испытания все самолёты, вертолёты, авиационные ракеты и беспилотные летательные аппараты, создававшиеся отечественной авиапромышленностью для ВВС, войск ПВО и авиации ВМФ СССР, а также предназначенные для поставки на экспорт.

Проведены государственные испытания сверхзвуковых боевых самолётов МиГ-25Р (1966—1967), МиГ-23Б (1969—1970), МиГ-27К (1974), МиГ-31 (1979), МиГ-29 (1980—1981), реактивного военно-транспортного самолёта Ан-124 (1983—1984) и других самолётов. Большой вклад в эти испытания внёс герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации А. С. Бежевец.

В мае 1971 года город и институт посетила большая правительственная делегация: Л. И. Брежнев, Н. В. Подгорный, А. Н. Косыгин. Гостям была показана имитация воздушного боя между самолётами МиГ-23С и МиГ-21[12].

В 1989 году 8 ГНИИ ВВС получил название 929-й Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны СССР (929 ГЛИЦ МО СССР), а его филиал в Чкаловской стал 1338-м Испытательным центром (ИЦ) в составе 929 ГЛИЦ МО СССР. В 1990 году Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) МО РФ им. В. П. Чкалова неоднократно посещали руководители государства. Институтом в эти годы руководили генералы И. Д. Гайдаенко, Л. И. Агурин, Л. В. Козлов.

В конце 1991 года в ГЛИЦе было 22 тысячи человек, 10 испытательных управлений, большое количество обслуживающих частей, которые базировались на территории трех республик СССР[13].

После распада СССР

В наступившие после распада СССР трудные для страны 1990-е годы вопрос стоял быть ГЛИЦу или нет. База бывшего 3-го управления ГЛИЦ в Феодосии, оказавшаяся за границей, стала Государственным авиационным научно-испытательным центром (ГАНИЦ) Министерства обороны Украины. Лишившись испытательной базы морской авиации и всех материалов по работам в этой области в период, когда полным ходом шли испытания первых в стране корабельных истребителей Су-27К и МиГ-29К (в том числе на борту ТАКР «Тбилиси»), лётчикам и инженерам из Ахтубинска пришлось практически с нуля организовать процесс их государственных испытаний. Для этого было выбрано место на Севере России, вблизи базирования ТАВКР «Адмирал Кузнецов», перешедшего в состав Северного Флота. В 1994 году, несмотря на огромные сложности, удалось успешно завершить государственные испытания первого российского сверхзвукового корабельного истребителя Су-33. Две новые эскадрильи широкофюзеляжных воздушных пунктов управления (ВзПУ) Ил-80 (в 1997 году) и самолётов-ретрансляторов Ил-82 (в 1995 году) вошли в состав перешедшего в 1992 году на новую структуру 1338 ИЦ в Чкаловском в середине 1990-х годов. Их государственные испытания также удалось завершить в этот один из самых сложных периодов в жизни ГЛИЦ. Практическое прекращение закупок новой боевой авиатехники и значительное сокращение финансирования военных расходов в условиях экономического кризиса в России значительно повлияло на жизнь военных испытателей. В несколько раз сократился объем испытаний и снизилась численность лётного и инженерно-технического состава. Замедлились, а затем и вовсе приостановились испытания модернизированных истребителей МиГ-29М и Су-27М, штурмовика Су-25ТМ и нового высотного самолёта М-55. Слабыми темпами велась отработка нового многофункционального фронтового самолёта Су-34 и модернизированного транспортного Ил-76МФ. ГЛИЦ в это труднейшее для страны время руководили генералы Ю. П. Клишин и О. А. Терентьев[14]. В марте 1996 года генерала Клишина, назначенного на пост заместителя Главнокомандующего ВВС России по вооружению, сменил генерал-лейтенант В. С. Картавенко.

10 мая 1996 года в рамках предвыборного турне Ахтубинск посетил первый президент РФ Б. Н. Ельцин, где вручил ряд государственных наград лётчикам-испытателям (Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель СССР генерал-майор авиации, Почётный житель города Ахтубинска Виктор Мартынович Чиркин и заслуженные лётчики-испытатели РФ Герои Российской Федерации Александр Михайлович Раевский и Николай Фёдорович Диордица).

ГЛИЦ в начале XXI века

К концу 1990-х годов неблагоприятные тенденции удалось преодолеть. В значительной степени этому помогло заключение российскими разработчиками боевых самолётов новых экспортных контрактов. Созданные по заказу зарубежных заказчиков модифицированные многоцелевые истребители Су-30МКИ, Су-30МКК, Су-30МК2, МиГ-21бис- UPG, МиГ-29СМТ прошли в ГЛИЦ широкомасштабную программу испытаний, включая полёты на отработку боевого применения, что позволило начать их экспортные поставки, а затем и успешно завершить выполнение подписанных контрактов. Оживление в ГЛИЦ, вызванное работами по зарубежным заказам, позволило в начале нового тысячелетия интенсифицировать испытания и в интересах российских ВВС. Возобновились полёты по программе государственных испытаний Су-34, работы по модернизации авиационной техники 4-го поколения. В Ахтубинске прошли испытания модернизированные истребители Су-27УБМ, Су-30КН и Су-27СМ, поступивший на вооружение ВВС в 2004 году. Были завершены госиспытания модернизированного штурмовика Су-25СМ и выполнены работы по модернизированному фронтовому бомбардировщику Су-24М2 и модернизированному истребителю-перехватчику МиГ-31БМ. В 2005 году в Ахтубинске приступили к испытаниям МиГ-29СМТ для ВВС России и успешно провели испытания нового ракетного вооружения для модернизируемых стратегических самолётов Ту-95МС и Ту-160. Проводилась отработка новых авиационных средств поражения. Реальный объем испытательных и научно-исследовательских работ, проведённых в ГЛИЦ в 2000-х годах, был гораздо больше, чем описан выше. В 1999 году генерал-лейтенанта В. С. Картавенко на посту начальника ГЛИЦ сменил генерал-лейтенант Ю. П. Трегубенков.

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2012 года № 347 за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, звание Героя Российской Федерации (посмертно) присвоено лётчикам-испытателям полковнику Александру Павловичу Кружалину и полковнику Олегу Леонидовичу Спичке, проходившим службу в Государственном лётно-испытательном центре имени В. П. Чкалова[15]. Лётчики погибли 23 июня 2011 года в авиакатастрофе при выполнении сложного пилотажа во время испытательного полёта на палубном истребителе МиГ-29КУБ, вылетевшем с аэродрома Ахтубинск.

Награды

  • Орден Красного Знамени (1 июля 1944 года) — за образцовую работу, способствовавшую оснащению Военно-воздушных сил Красной Армии в период Великой Отечественной войны новыми типами самолётов, моторов, специального оборудования и авиационного вооружения, разработку методов их боевого применения и оказанную практическую помощь частям Военно-воздушных сил Красной Армии в освоении новых видов авиационной техники (указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года);
  • Орден Ленина (21 сентября 1970 года) — за большие заслуги в деле развития и испытаний авиационной, космической техники и в ознаменование 50-летия 8 ГНИКИ ВВС им. В. П. Чкалова;

Руководители

Начальники института (1920—1989 годы)

Начальники ГЛИЦ (1989-н.в.)

Начальники штаба — первые заместители

Испытатели — Герои Советского Союза

Испытатели — Герои Российской Федерации

См. также

Примечания

  1. 929 ГЛИЦ МО (1991—2000). Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 16 мая 2021 года.
  2. Испытатели © www.testpilot.ru ГЛИЦ (НИИ ВВС) Испытатели. testpilot.ru/testc/nii-vvs-glic/. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 31 августа 2020 года.
  3. 929-й Государственный летно-испытательный центр Минобороны России (г. Ахтубинск). Статья на сайте Минобороны России. Дата обращения: 28 сентября 2020. Архивировано 15 августа 2020 года.
  4. ГК НИИ ВВС (929 ГЛИЦ МО РФ). russianplanes.net. Дата обращения: 11 августа 2016. Архивировано 2 августа 2016 года.
  5. Терентьев Олег Александрович. ФВМК. Дата обращения: 9 декабря 2020. Архивировано 23 января 2021 года.
  6. 929th State Flight-Test Center Defense Ministry USSR. www.ww2.dk. Дата обращения: 11 марта 2019. Архивировано 27 марта 2019 года.
  7. Документальный фильм «Военная приемка. Военный космос. Боевой „Алмаз“». YouTube. Информацию об ИЦ Чкаловский ГЛИЦ МО РФ смотреть с 11:10 по 15:30. Дата обращения: 21 апреля 2021. Архивировано 21 апреля 2021 года.
  8. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 1920—1945 гг.
  9. История ГЛИЦ (НИИ ВВС). Дата обращения: 31 июля 2007. Архивировано 19 декабря 2016 года.
  10. Авиационная ракета РС-2-УС (недоступная ссылка)
  11. 100-летие Государственного лётно-испытательного центра им. В. П. Чкалова. АВИАПАНОРАМА.RUАрхивная копия от 12 февраля 2022 на Wayback Machine
  12. Виталий Степанович Жуков (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 мая 2011. Архивировано 26 ноября 2010 года.
  13. Статья «70 лет Клишину Юрию Петровичу». СМИ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ РЕСУРС "ПУНКТ-А"
  14. Страничка О. А. Терентьева на сайте ФВМК
  15. Лётчикам-испытателям Александру Кружалину и Олегу Спичке присвоено звание [[Герой России|Героя России]] (посмертно). Дата обращения: 14 апреля 2012. Архивировано 26 апреля 2018 года.
  16. Лавров Василий Константинович Архивная копия от 3 сентября 2017 на Wayback Machine История на сайте Бессмертный барак
  17. Бажанов Николай Николаевич Архивная копия от 3 сентября 2017 на Wayback Machine История на сайте Бессмертный барак
  18. Начальник штаба — первый заместитель начальника ГЛИЦ, генерал-майор Терентьев Олег Александрович. ФВМК. Дата обращения: 9 декабря 2020. Архивировано 23 января 2021 года.
  19. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1193 «О присвоении воинских звании высших офицеров военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации». Дата обращения: 9 декабря 2019. Архивировано 30 июня 2019 года.
  20. 85 ЛЕТ СЛАВНОГО ПУТИ (недоступная ссылка). Дата обращения: 19 апреля 2015. Архивировано 19 апреля 2015 года.
  21. РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Дата обращения: 19 апреля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.

Ссылки