Бахчиванджи, Григорий Яковлевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Григорий Яковлевич Бахчиванджи
Принадлежность  СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1931—1943
Звание Капитан
Часть 402-й истребительный авиаполк
Награды и премии

Григо́рий Я́ковлевич Бахчиванджи́ (7 [20] февраля 1908[1][2] или 1909[3][4] — 27 марта 1943) — советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, капитан.

Биография

Родился 7 (20) февраля 1908[1][2] или 1909[3][4] года в станице Бриньковская (ныне — Приморско-Ахтарского района Краснодарского края) в гагаузской семье, где окончил семь классов школы.

Трудовую деятельность начал с 1925 года в городе Приморско-Ахтарске, где работал в литейной мастерской, затем помощником машиниста паровоза в депо станции Ахтари.

В 1927 году перебрался в город Мариуполь, где участвовал в строительстве «Завода имени Ильича» и в дальнейшем работал на нём слесарем-трубопрокатчиком мартеновского цеха. В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии, и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.

С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Член ВКП(б) с 1932 года. В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов. В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы лётчиков прибыл в полк. Он демонстрирует великолепную технику пилотирования, показывает глубокие знания самолёта, высокую физическую подготовленность. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолётах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полёте.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил 65 боевых вылетов на самолёте МиГ-3, провёл 26 воздушных боёв. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе[5].

Дата Тип сбитого самолёта Комментарий
04.07.1941 Дорнье-217 Лично
05.07.1941 Юнкерс-88 Лично
07.07.1941 Юнкерс-88 В группе с А. Г. Прошаковым
10.07.1941 Хеншель-126 В группе с Кожевниковым
02.08.1941 Юнкерс-88 В группе с П. Х. Ананековым и Жаровым

В августе 1941 года лётчику присваивается воинское звание «капитан», и он откомандировывается на базу НИИ ВВС в город Свердловск (ныне Екатеринбург), для испытания первого реактивного истребителя БИ-1.

17 октября 1942 года за мужество и героизм, проявленные на фронте, Бахчиванджи награждается первым орденом Ленина[6].

20 февраля 1942 года при испытательном запуске двигателя БИ-1 на стенде произошёл взрыв. Струя азотной кислоты под давлением попала в лицо ведущему инженеру Арвиду Владимировичу Палло, головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сидения пилота, сорвав крепёжные болты. Григорий Бахчиванджи ударился о приборную доску и рассёк лоб, но, несмотря на произошедшее, от продолжения испытаний не отказался и, вернувшись из госпиталя, более активно включился в работу.

Уже 15 мая 1942 года лётчик выполнил первый полёт на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Погиб 27 марта 1943 года во время очередного, седьмого по счёту испытательного полёта, на третьем экземпляре (БИ-3). Задание лётчику на его последний полёт предусматривало доведение скорости горизонтального полёта до 800 км/ч на высоте 2000 метров. По наблюдению с земли, полёт, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя истребитель, находящийся в горизонтальном полёте, на скорости свыше 900 км/ч, плавно вошёл в пике и под углом 50º ударился о землю. Машина рухнула в 6 километрах южнее аэродрома в районе Старого пруда у села Патруши. Решение о строительстве 30-40 опытных машин было отменено, хотя лётчик-испытатель Борис Кудрин некоторое время ещё продолжал испытания ракетного перехватчика.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолёта в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-лётчиком А. Г. Кочетковым и другими испытателями.

Похоронен Григорий Бахчиванджи на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

28 апреля 1973 года первому ракетоиспытателю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. О его подвиге первый космонавт планеты Ю. А. Гагарин сказал: «…Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года».

Награды

Память

В честь Григория Бахчиванджи назван посёлок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область).

  • Памятники Бахчиванджи установлены:
  • Имя Бахчиванджи присвоено улицам:
    • в городе Екатеринбурге (ведущей к международному аэропорту «Кольцово»);
    • в городе Оренбурге;
    • в городе Мариуполе (Украина);
    • в городе Приморско-Ахтарске Краснодарского края;
    • в городе Арамиле Свердловской области;
    • в городе Ахтубинске Астраханской области;
    • в городе Щёлково Московской области (в микрорайоне Щёлково-3);
    • в городе Первоуральске Свердловской области (в микрорайоне Билимбай);
    • в городе Краснодаре;
    • в станице Бриньковская, на родине лётчика.

Именем Бахчиванджи также названы:

  • школа № 5 станицы Бриньковской;
  • школа № 60 города Екатеринбурга;
  • площадь перед международным аэропортом Екатеринбурга — «Кольцово»;
  • общеобразовательная школа при НИИ ВВС в Екатеринбурге;
  • кратер на обратной стороне Луны.
  • Изначально именно фамилия Бахчиванджи упоминалась в песне Александры Пахмутовой «Нежность»: «Так же пусто было на Земле, И когда летал Бахчиванджи», впоследствии было изменено на Экзюпери и именно в таком виде стала известной слушателям .
  • В 1987 году в честь Г. Я. Бахчиванджи названа платформа 41 км на хордовом участке Ярославского направления Московской железной дороги, поблизости от военного аэропорта Чкаловский и Звёздного городка.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Сайт «Герои страны».
  2. 2,0 2,1 Биография на сайте «Красные соколы». Дата обращения: 12 февраля 2009. Архивировано 10 мая 2012 года.
  3. 3,0 3,1 Биография на сайте «Испытатели». Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано 20 июня 2009 года.
  4. 4,0 4,1 Биография Архивировано 29 июля 2013 года. на сайте посёлка Бахчиванджи Щёлковского района]
  5. ЦАМО РФ, фонд 402 иап, опись 235492, дело 1. Журнал учёта боевых вылетов.
  6. Бахчиванджи Григорий Яковлевич 1908 г.р.. Дата обращения: 29 марта 2021. Архивировано 1 января 2021 года.
  7. В День Победы в Ахтубинске состоялось торжественное построение военнослужащих ГЛИЦ, прошло шествие «Бессмертного полка» и большой праздничный концерт на площади Победы. Ахтубинск.RU (9 мая 2018).

Литература

Ссылки