Поликарпов И-1
Поликарпов И-1 / ИЛ-400 | |
---|---|
Тип | истребитель |
Разработчик | Конструкторское бюро Государственного авиационного завода №1, Москва |
Производитель | ГАЗ №1, Москва |
Главный конструктор | Н.Н. Поликарпов |
Первый полёт | 15 августа 1923 года[1] |
Начало эксплуатации | 1924 год |
Статус |
не эксплуатируется на вооружение не принят |
Эксплуатанты | ВВС РККА |
Годы производства | 1924 год |
Единиц произведено | 33 |
Поликарпов И-1 «истребитель первый» (прототипы ИЛ-400 и ИЛ-400бис) — первый одноместный истребитель-моноплан собственной советской конструкции и постройки с импортным двигателем, разработанный в 1923 году в Конструкторском бюро Государственного авиазавода № 1 в Москве под руководством советского авиаконструктора Николая Поликарпова под двигатель «Либерти» мощностью в 400 л. с. (отсюда «истребитель с мотором Либерти» ИЛ-400).
Истребитель ИЛ-400 прототип
Прототип «истребитель Либерти 400 л. с.» ИЛ-400 был создан в Конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 1 (КБ ГАЗ № 1) в Москве под руководством инженера-авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова весной 1923 года.
Спроектирован под импортный поршневой двигатель «Либерти» водяного охлаждения мощностью 400 л. с. как одноместная машина, свободнонесущий низкоплан смешанной дерево-полотняной конструкции.
15 августа 1923 года опытный самолёт ИЛ-400 в первом полёте потерпел аварию. Лётчик-испытатель Константин Арцеулов, пилотировавший машину, остался жив.
Истребитель ИЛ-400бис прототип
Продувка модели ИЛ-400 в аэродинамической трубе ЦАГИ обнаружила грубую ошибку главного авиаконструктора Николая Поликарпова: была нарушена центровка планера. Модель самолёта в процессе продувки резко задирала нос и начинала кувыркаться в воздухе.
Конструкторы и инженеры кардинально изменили конструкцию самолёта: был смещён двигатель, увеличены площадь крыла и хвостового оперения, заменён радиатор охлаждения двигателя. Результатом переделок стал фактически новый самолёт, получивший обозначение ИЛ-400бис.
Весной 1924 года испытания второго прототипа ИЛ-400бис на Центральном Московском аэродроме (бывший Ходынский аэродром) осуществляли лётчики-испытатели А. И. Жуков и А. Н. Екатов. Самолёт был признан годным для запуска в серийное производство.
Истребитель И-1. Конструкция
Одномоторный одноместный лёгкий самолёт свободнонесущий низкоплан с неубирающимся в полёте шасси и открытой кабиной пилота.
Планер представляет собой монокок и крылья смешанной дерево-полотняной конструкции. Крылья свободнонесущие типа низкоплан.
Шасси конструктивно два колеса и костыль в кормовой части. Колёса крепятся жёстко на раме, смонтированной на фюзеляже.
Конструкция шасси и костыль позволяют эксплуатировать самолёт на полевых аэродромах с твёрдым грунтом.
Оснащён двухлопастным тянущим деревянным винтом фиксированного шага (ВФШ). Винт рассчитан на один режим полёта.
Кабина одноместная, открытая.
Пулемёты устанавливаются в крылья для поражения целей в передней полусфере.
Серийное производство
На Государственном авиационном заводе № 1 в Москве в серии построено 33 машины с различными изменениями в конструкции.
В серийной модели был изменён радиатор и установлено вооружение: 2 синхронных пулемёта Виккерс.
В процессе серийной постройки истребителя И-1 (ИЛ-400б) на Государственном авиационном заводе № 1 Николай Поликарпов вносил в конструкцию самолёта различные изменения; — даже первые серийные 13 машин имели 3 конструктивных варианта.
После доработок скорость серийного истребителя достигала 264 км/ч. Самолёт И-1 (ИЛ-400бис) на некоторых режимах полёта обнаружил тенденцию сваливания в штопор.
При испытаниях на штопор истребитель И-1 (ИЛ-400бис) был признан опасным для пилотирования строевыми лётчиками низкой квалификации и не был принят на вооружение Военно-воздушных сил РККА.
Лётчик-испытатель Михаил Громов 23 июня 1927 впервые в СССР выбросился с парашютом из истребителя И-1 (ИЛ-400бис), после того, как ему не удалось вывести машину из штопора.
По мнению российского советского авиаконструктора, эксперта и историка авиации В. Б. Шаврова ИЛ-400бис — первый в мире истребитель — свободнонесущий низкоплан, строившийся серийно.
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации ИЛ-400бис.
Источник данных: Andersson, 1994 г.; Шавров, 1985 г.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,8 м
- Размах крыла: 10,8 м
- Высота: 2,95 м
- Площадь крыла: 20,0 м²
- Масса пустого: 1112 кг
- Нормальная взлётная масса: 1510 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 230 кг
- Силовая установка: 1 × 12-цилиндровый V-образный жидкостного охлаждения Liberty L-12
- Мощность двигателей: 1 × 400 л. с.
(1 × 294 кВт)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 274 км/ч (у земли)
- Посадочная скорость: 100 км/ч
- Практическая дальность: 650 км
- Практический потолок: 6750 м
- Время набора высоты: 1000 м за 1,9 мин
- Продолжительность полёта: 2,5 ч
- Нагрузка на крыло: 75,0 кг/м²
- Тяговооружённость: 199 Вт/кг
- Вооружение
Примечания
- ↑ Andersson, 1994, p. 187.
Литература
- Шавров, В. Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г. — 3-е. — М.: Машиностроение, 1985. — 752 с.
- Andersson, Lennart. Soviet Aircraft and Aviation 1917-1941. — London, UK: Putnam, 1994. — P. 187—188. — 360 p. — ISBN 0-85177-859-3.
- Gunston, Bill. The Osprey Encyclopedia of Russian Aircraft 1875-1995. — London : Osprey, 1995. — ISBN 1-85532-405-9.
- Taylor, Michael J. H. Jane's Encyclopedia of Aviation. — London : Studio Editions, 1989.
- Heinz A. F. Schmidt: Historische Flugzeuge I. Transpress, Berlin, S. 157.
- Heinz A. F. Schmidt: Sowjetische Flugzeuge. Transpress, Berlin, S. 79.
- Flugzeugtypen der Welt. Modelle, Technik, Daten. Bechtermünz, Augsburg 1997, ISBN 3-86047-593-2, S. 751 (amerikanisches Englisch: The encyclopedia of world aircraft. Übersetzt von Thema Produktmarketing und Werbung mbH, München).