Козлов, Лев Васильевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Лев Васильевич Козлов
Дата рождения 20 августа 1936(1936-08-20)
Место рождения Петровск Саратовского края, РСФСР, СССР
Дата смерти 13 мая 2004(2004-05-13) (67 лет)
Место смерти Петровск, Россия
Принадлежность  СССР,
 Россия
Род войск авиация
Годы службы 1953 – 1992
Звание Генерал-лейтенант ВВС СССР
Командовал Замком Дальней авиацией,
8-й ГНИИ ВВС им. Чкалова
Сражения/войны Афганская война (1984)
Награды и премии

Лев Васильевич Козлов (20 августа 1936, Петровск Саратовского края[1] — 13 мая 2004, Петровск) — генерал-лейтенант авиации, заслуженный военный летчик СССР, Военный лётчик-снайпер, мастер спорта СССР международного класса, 52-кратный рекордсмен мира по самолётному спорту, кавалер ордена Ленина и многих правительственных наград, почетный гражданин Петровского района.

Биография

Учился в средней школе № 3 города Петровска; в школьные годы «заболел небом», чему в немалой степени способствовала автобиографическая книга трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба[2]. В 1950, после 7-го класса, поступил в спецшколу ВВС в Саратове, выдержав конкурс 10:1. Наряду с общеобразовательными предметами учебная программа школы предусматривала курс материальной части самолёта, теорию самолётовождения и войсковую подготовку.

Окончив на «отлично» спецшколу, был определён в 24-ю военную школу первоначальной подготовки лётчиков (Павлодар); здесь совершил первый полёт на Як-18. Окончил курс обучения с Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ и был направлен в Кировобадское военно-авиационное училище им. Хользунова. За время учёбы выполнил 328 полётов на Як-18, Як-18У, налетав более ста часов.

За время пребывания в училище показал себя дисциплинированным, исполнительным курсантом. Имеет ряд благодарностей, является отличником учебно-боевой подготовки.

Из выпускной аттестации 1957 года

В 1960 подал рапорт о переводе его лётчиком в дальнюю авиацию. После переобучения на Ту-16 был направлен на Дальний Восток, в Спасск-Дальний. Три года летал «правым» пилотом над тайгой, тундрой, морями, Тихим и Ледовитым океанами, затем получил направление в «Центр» г. Рязани на полугодовое переучивание.

Позднее окончил Военно-воздушную академию им. Ю. А. Гагарина; считался лучшим слушателем по оперативному искусству и стратегии. Был назначен командиром эскадрильи, вскоре — заместителем командира полка, командиром полка; присвоено воинское звание генерал-майор.

В 1984 принимал участие в боевых действиях Афганской войны; удостоен ордена Красной Звезды.

Продолжил службу в Полтаве; в 1985 был избран в Областной Совет депутатов трудящихся г. Полтавы. С 1986 — заместитель командующего Дальней авиацией по боевой подготовке. В апреле 1987 лично пилотировал первый Ту-160, поступивший в 184-й Гвардейский Полтавско-Берлинский Краснознамённый тяжелобомбардировочный авиаполк (Прилуки Черниговской области). В середине лета экипаж командира полка подполковника В. Гребенникова (проверяющим инспектором в составе экипажа был генерал Л. Г. Козлов) произвёл первый успешный пуск крылатой ракеты X-55СМ[3].

В 1987—1991 — начальник 8-го Государственного научно-испытательного института ВВС им. В. Чкалова[4].

В 1992 приказом министра обороны СССР был уволен из рядов ВВС в связи с предельным сроком службы. За годы службы в авиации налетал около 6 000 часов на 49 типах самолётов: дальних, стратегических, сверхзвуковых, специальных и т. д.

Работал лётчиком-испытателем[источник не указан 4756 дней]. В качестве начальника авиации оперативной группы территориального управления руководил группой при тушении пожаров на Дальнем Востоке, в 1995 году находился в двухмесячной командировке в Чеченской республике.

В 1997 вернулся в Петровск. Был заместителем председателя общественной организации района «Афганцы — за Отечество», членом президиума районного Совета ветеранов; занимался патриотическим воспитанием молодёжи. Содействовал установлению на городской площади Петровска обелиска памяти героям, погибшим в Афганистане, Чечне и других локальных войнах (открыт 14 октября 2000).

Лев Геннадьевич — патриот своей страны. Был очень предан своему делу. К людям относился с уважением. Был очень общительным, живым человеком. Лев Васильевич привык быть среди народа и всегда старался на благо людей и подчинённых. О себе он не думал никогда. Много есть, конечно, на свете генералов, но такой генерал один. Если бы было больше таких людей, мир стал бы лучше.

Юрий Александрович Рюмин, организация «Афганцы – за Отечество».

Сверхдальние перелёты

Ещё в курсантские годы у Л. Г. Козлова родилась мечта продолжить дальние перелёты, начатые В. П. Чкаловым и его друзьями.

В конце февраля 1986 года на двух самолётах Ту-95МС генерал Л. Г. Козлов и командир авиационной дивизии М. М. Башкиров выполнили беспосадочный полёт с двумя дозаправками в воздухе без смены экипажей по маршруту от Тихого океана до Балтийского моря и от Новой Земли до южных границ нашей Родины. Пройденное расстояние превышало на несколько тысяч километров полуокружность Земного шара; полёт длился 33 часа.

Выдвинул идею о полёте вокруг Земного шара, которую поддержали командующий воздушной армией, а затем главком ВВС Петр Степанович Дейнекин и главный штурман ВВС Алексей Иванович Шабунин. В конце 1989 года главком ВВС генерал-полковник Е. И. Шапошников утвердил план полёта вокруг Земного шара на самолёте Ан-124 «Руслан». Проект согласился финансировать австралийский бизнесмен Виктор Джамирзе при условии старта и финиша в Австралии, а точнее, в городе Мельбурне[5]. В течение года проект согласовывался в Министерстве авиационной промышленности, в главкомате ВВС, в центральном финансовом управлении Минобороны, в Министерстве иностранных дел, в Генеральном штабе и был одобрен Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжковым. Был утверждён маршрут полёта: Мельбурн — Южный полюс — Рио-де-Жанейро — Рабат — Северный полюс — Елизово (Камчатка) — Мельбурн. Все государства, над которыми должен был проходить полёт, дали согласие.

23 ноября 1990 года самолёт с экспедицией под командованием Л. Г. Козлова в 17 часов 56 минут стартовал из Чкаловского и через Петропавловск-Камчатский направился в г. Мельбурн. В первой смене с Л. Г. Козловым был заслуженный штурман-испытатель, мастер спорта СССР по самолётному спорту А. Г. Смирнов. Во второй смене — заслуженный лётчик-испытатель, мастер спорта по самолётному спорту Ю. П. Ресницкий и штурман-испытатель В. Г. Кряжевских.

1 декабря 1990 года самолёт с экспедицией вылетел из Мельбурна в 21 час 11 минут по местному времени. При подходе к Антарктиде экипаж вошёл в зону полярного дня. Весь материк прошли при отличной видимости. Наши и иностранные станции, находящиеся в Антарктиде, поздравляли лётчиков, желали успехов. Дозаправка самолёта топливом, как и предполагалось, была осуществлена в Рио-де-Жанейро. При взлёте погода была отличная. Однако в районе экватора стал четко просматриваться грозовой фронт, который мог помешать войти в точку 00°00’ широты и 00°00’ долготы. Если обходить этот фронт восточнее, то самолёт попадал на территорию Африки, полёт над которой не был заявлен. К счастью, волнения оказались напрасными: грозовой фронт начал распадаться, облака были ниже высоты полёта, и маршрут был пройден без отклонений. Следующая дозаправка топливом была в Касабланке (Марокко). Экипаж встречали советский посол, военный атташе и другие сотрудники посольства, представители местных властей, Аэрофлота, пресса. В самолёте провели короткую пресс-конференцию. Взлетели через 2 часа 42 минуты. Наступила самая длинная ночь во время полёта — около суток. Самолёт с экипажем финишировал в аэропорту Мельбурна с опозданием всего на 19 минут. На аэродром приехали посол СССР в Австралии В. И. Долгов, руководители ВВС Австралии, сотрудники фирмы В. Джамирзе, журналисты. Мэр г. Мельбурна дал приём в честь завершения кругосветного перелёта. За 72 часа 16 минут полёта вокруг земного шара лётчиками было преодолено расстояние 50 005 километров, из них 93 % пройдено над акваториями всех океанов Земного шара[6]. Отечественный самолёт Ан-124 «Руслан» показал себя с самой лучшей стороны, все его системы работали безотказно. В этом полёте было установлено 7 мировых и 10 всесоюзных рекордов, а сам полёт был занесён в книгу рекордов Гиннесса[5].

Все члены экспедиции были удостоены высоких государственных наград, Л. Г. Козлов был награждён Орденом Ленина.

Память

  1. В общественной организации Петровского района «Афганцы — за Отечество» создан музей Боевой Славы ветеранов локальных войн. В нём хранятся награды и парадный китель Л. Г. Козлова; представлены макетов самолётов, на которых он летал; демонстрируются альбомы с фотографиями службы участников локальных войн.
  2. Именем Л. Г. Козлова названа школа № 7 г. Петровска Саратовской области.
  3. В Петровском районе проводятся турниры имени Л. В. Козлова по боксу и по волейболу[7].

Награды и признание

Семья

Отец — Геннадий Евгеньевич, бухгалтер на заводе «Молот».
Мать — Гузель Флюровна, домохозяйка.
Сёстры: Елена (1938—2006), Галина (1946—2001), Лидия (1948—2009).

Жена — София Дмитриевна.

Сыновья — Игорь и Андрей (1959 г.р.).

Примечания

  1. ныне — Саратовской области;
  2. Кожедуб И. Н. Служу Родине: Рассказы лётчика. — М.; Л.: Детгиз, 1949. — 288 с. — 30 000 экз.
  3. Ту-160 защитник Родины — Стратегический бомбардировщик.  (Дата обращения: 21 декабря 2011)
  4. Руководители ГЛИЦ разных лет. Архивная копия от 19 апреля 2015 на Wayback Machine (Дата обращения: 21 декабря 2011)
  5. 5,0 5,1 Уникальный перелёт заинтересовал Дмитрия Медведева (недоступная ссылка) // Оружие России [Информационное агентство]. — 11 марта 2011. (Дата обращения: 21 декабря 2011)
  6. Ан-124 — тяжёлый военно-транспортный самолёт: Боевое применение Архивная копия от 15 июня 2012 на Wayback Machine(Дата обращения: 21 декабря 2011)
  7. Наследскова Е. О. Полёты во сне и наяву.

Ссылки