М-55 (самолёт)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
М-55 «Геофизика»
Тип высотный разведчик
Разработчик Союз Советских Социалистических Республик ОКБ Мясищева
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Смоленский авиазавод
Главный конструктор В. К. Новиков
Первый полёт 16 августа 1988 года
Статус эксплуатируется одна машина.
Эксплуатанты ВВС России
ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева»
Единиц произведено 5
Базовая модель М-17

М-55 «Геофизика» (по кодификации НАТО: Mystic-B) — советский высотный дозвуковой разведчик.

История создания

После сбития самолёта Пауэрса в СССР была предпринята попытка скопировать U-2. Проектированием машины, получившей обозначение С-13, занималось ОКБ Бериева. Работы над ней были прекращены в мае 1962 года. Разработка высотного самолёта-перехватчика была начата в ОКБ В. М. Мясищева в конце 1960-х годов. Целью создания такого самолёта был перехват высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшихся американскими спецслужбами и залетавших иногда на значительные расстояния вглубь территории СССР. По разным причинам постройка первого самолёта затянулась до 1980-х годов и первая опытная машина М-17 «Стратосфера» с регистрационным номером «СССР-17103» поднялась в воздух 26 мая 1982 года.

К этому времени проблема разведывательных аэростатов уже потеряла свою актуальность, и было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолёта-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля — земля» и ударным самолётам. Модифицированный самолёт М-17РМ выполнил первый полёт 16 августа 1988 года. В ОКБ самолёт получил обозначение М-55 «Геофизика». Разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолёта М-55У.

Велись работы по созданию двухместного самолёта высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлинённый фюзеляж.

Эксплуатация

Самолёт использовался для выполнения ряда зарубежных исследовательских контрактов. Так, с декабря 1996 г. по январь 1997 г, на М-55 №55204 были проведены пять серий экспериментов в высотных слоях атмосферы с базированием в Финляндии. В феврале-марте 1999 г. выполнялись полёты на Сейшелах, в сентябре–октябре 1999 г. в Афганистане, в январе–марте 2003 г. в Швеции, в январе–феврале 2005 г. в Бразилии, в ноябре–декабре 2005 г. в Австралии. зоне. С января по март 2010 г. М-55 №55204 выполнял серию исследовательских полетов по изучению стратосферных облаков с базированием на аэродроме в Кируне на севере Швеции. Накануне отлета в Швецию, осенью 2009 г., этот самолет побывал в Германии, где на нем была установлена и протестирована специальная научная аппаратура для атмосферных исследований.[1]

Боевое применение

Осенью 2023 года появились сообщении о применении самолёта М-55 в зоне СВО для ведения разведки.[2][3]

Аварии и катастрофы

  • В мае 1995-го года самолёт М-55 №01552 первый из выпущенных и первый поднявшийся в воздух 16 августа 1988 г., был потерян в катастрофе в Жуковском.[1]
  • В ноябре 1998-го борт с заводским номером 55205 потерпел аварию в Ахтубинске.[1]

Конструкция

Построен по схеме цельнометаллического полумонококового высокоплана со свободнонесущим крылом нормальной аэродинамической схемы.

Самолёт имеет двухбалочную конструкцию с высокорасположенным крылом большого удлинения, набранным из сверхкритических высоконесущих профилей. В носовой части фюзеляжа расположена кабина пилота и отсек с разведывательной аппаратурой, массой около 1,5 тонн. Вся хвостовая часть фюзеляжа представляет собой моторный отсек, где располагаются два двухконтурных высокоэкономичных двигателя Д-30В12 (на М-17 стоял один двигатель РД-36-51В).

Ёмкость топливной системы составляет 8300 литров.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Удалов, 1993 год.

Технические характеристики
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость:  
    • на высоте 20000 м: 743 км/ч
    • на высоте 5000 м: 332 км/ч
  • Крейсерская скорость: 0,7 М
  • Скорость отрыва: 175 км/ч
  • Посадочная скорость: 188 км/ч (при посадочной массе 23 400 кг)
  • Практическая дальность: 1220 км
    • максимальная дальность полёта на потолке: 1315 км (с высоты 20 250 м до 20 620 м)
    • максимальная дальность полёта на 17000 м: 5000 км
  • Продолжительность полёта на потолке: 2 часа 14 минут
  • Продолжительность полёта на 17000 м: 6,5 часа
  • Время патрулирования: 48 минут
  • Практический потолок: 21 550 м
  • Время набора высоты потолка: 35 минут
  • Длина разбега: 340 м
  • Длина пробега: 875 м

См. также

Примечания

Литература

  • Удалов К. Г.; Брук А. А.; Смирнов С. Г. Самолёт М-17. — М.: Авико Пресс, 1993. — 56 с. — (Самолёты ЭМЗ им. В. М. Мясищева).
  • Андрей Фомин. М-55 вернулся из очередной экспедиции // Взлёт (журнал). — М., 2010. — № 5. — С. 22. — ISSN 1819-1754.

Ссылки