М-55 (самолёт)
М-55 «Геофизика» | |
---|---|
![]() | |
Тип | высотный разведчик |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Главный конструктор | В. К. Новиков |
Первый полёт | 16 августа 1988 года |
Статус | эксплуатируется одна машина. |
Эксплуатанты |
ВВС России ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева» |
Единиц произведено | 5 |
Базовая модель | М-17 |
М-55 «Геофизика» (по кодификации НАТО: Mystic-B) — советский высотный дозвуковой разведчик.
История создания
После сбития самолёта Пауэрса в СССР была предпринята попытка скопировать U-2. Проектированием машины, получившей обозначение С-13, занималось ОКБ Бериева. Работы над ней были прекращены в мае 1962 года. Разработка высотного самолёта-перехватчика была начата в ОКБ В. М. Мясищева в конце 1960-х годов. Целью создания такого самолёта был перехват высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшихся американскими спецслужбами и залетавших иногда на значительные расстояния вглубь территории СССР. По разным причинам постройка первого самолёта затянулась до 1980-х годов и первая опытная машина М-17 «Стратосфера» с регистрационным номером «СССР-17103» поднялась в воздух 26 мая 1982 года.
К этому времени проблема разведывательных аэростатов уже потеряла свою актуальность, и было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолёта-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля — земля» и ударным самолётам. Модифицированный самолёт М-17РМ выполнил первый полёт 16 августа 1988 года. В ОКБ самолёт получил обозначение М-55 «Геофизика». Разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолёта М-55У.
Велись работы по созданию двухместного самолёта высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлинённый фюзеляж.
Эксплуатация
Самолёт использовался для выполнения ряда зарубежных исследовательских контрактов. Так, с декабря 1996 г. по январь 1997 г, на М-55 №55204 были проведены пять серий экспериментов в высотных слоях атмосферы с базированием в Финляндии. В феврале-марте 1999 г. выполнялись полёты на Сейшелах, в сентябре–октябре 1999 г. в Афганистане, в январе–марте 2003 г. в Швеции, в январе–феврале 2005 г. в Бразилии, в ноябре–декабре 2005 г. в Австралии. зоне. С января по март 2010 г. М-55 №55204 выполнял серию исследовательских полетов по изучению стратосферных облаков с базированием на аэродроме в Кируне на севере Швеции. Накануне отлета в Швецию, осенью 2009 г., этот самолет побывал в Германии, где на нем была установлена и протестирована специальная научная аппаратура для атмосферных исследований.[1]
Боевое применение
Осенью 2023 года появились сообщении о применении самолёта М-55 в зоне СВО для ведения разведки.[2][3]
Аварии и катастрофы
- В мае 1995-го года самолёт М-55 №01552 первый из выпущенных и первый поднявшийся в воздух 16 августа 1988 г., был потерян в катастрофе в Жуковском.[1]
- В ноябре 1998-го борт с заводским номером 55205 потерпел аварию в Ахтубинске.[1]
Конструкция
Построен по схеме цельнометаллического полумонококового высокоплана со свободнонесущим крылом нормальной аэродинамической схемы.
Самолёт имеет двухбалочную конструкцию с высокорасположенным крылом большого удлинения, набранным из сверхкритических высоконесущих профилей. В носовой части фюзеляжа расположена кабина пилота и отсек с разведывательной аппаратурой, массой около 1,5 тонн. Вся хвостовая часть фюзеляжа представляет собой моторный отсек, где располагаются два двухконтурных высокоэкономичных двигателя Д-30В12 (на М-17 стоял один двигатель РД-36-51В).
Ёмкость топливной системы составляет 8300 литров.
Тактико-технические характеристики
Источник данных: Удалов, 1993 год.
- Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 22,67 м
- Размах крыла: 37,46 м
- Высота: 4,83 м
- Площадь крыла: 131,6 м²
- Профиль крыла: П-173-9
- База шасси: 5,735 м
- Колея шасси: 6,6 м
- Масса пустого: 14 000 кг
- Нормальная взлётная масса: 23 400 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 7900 кг
- Масса полезной нагрузки: 1500 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДД Д-30-10В
- Тяга: 2 × 88,26 кН (9 000 кгс) (номинальная)
- взлётная: 2 × 186,3 кН (19000 кгс)
- на высоте 21000 м: 2 × 6,57 кН (670 кгс)
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость:
- на высоте 20000 м: 743 км/ч
- на высоте 5000 м: 332 км/ч
- Крейсерская скорость: 0,7 М
- Скорость отрыва: 175 км/ч
- Посадочная скорость: 188 км/ч (при посадочной массе 23 400 кг)
- Практическая дальность: 1220 км
- максимальная дальность полёта на потолке: 1315 км (с высоты 20 250 м до 20 620 м)
- максимальная дальность полёта на 17000 м: 5000 км
- Продолжительность полёта на потолке: 2 часа 14 минут
- Продолжительность полёта на 17000 м: 6,5 часа
- Время патрулирования: 48 минут
- Практический потолок: 21 550 м
- Время набора высоты потолка: 35 минут
- Длина разбега: 340 м
- Длина пробега: 875 м
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 Фомин, 2010.
- ↑ ВКС России получат стратосферную беспилотную разведывательно-ударную платформу, Русское оружие, 10 ноября 2023 года
- ↑ В России расконсервировали высотные самолеты Мясищева М-55 «Геофизика», ЖИВОВ Z | НОВОСТИ И МНЕНИЯ, 7 ноября 2023 года
Литература
- Удалов К. Г.; Брук А. А.; Смирнов С. Г. Самолёт М-17. — М.: Авико Пресс, 1993. — 56 с. — (Самолёты ЭМЗ им. В. М. Мясищева).
- Андрей Фомин. М-55 вернулся из очередной экспедицииВзлёт (журнал). — М., 2010. — № 5. — С. 22. — ISSN 1819-1754. //
Ссылки
- М-55 «Геофизика» на сайте производителя
- М-55 на страницах авиационной энциклопедии «Уголок неба»
- Фотографии самолёта М-55 на russianplanes.net
- Фотографии самолёта М-55 на airliners.net (англ.)