Перейти к содержанию

Военно-воздушные силы Российской Федерации

Эта статья находится в стадии проработки и развития, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Военно-воздушные силы России»)
Военно-воздушные силы
Российской Федерации


Большая эмблема ВВС РФфлаг
Годы существования 7 мая 1992 года — н. в.
Страна  Россия
Подчинение Главное командование ВКС
Входит в Воздушно-космические силы
Тип род войск
Включает в себя

Командование дальней авиации

Авиационная группа ВКС России в Сирии
Функция господство в воздухе, воздушная разведка, поддержка наземных войск
Численность 148,000 человек
Дислокация Россия и места дислокации ВС РФ за рубежом
Марш
Участие в Гражданская война в Таджикистане,
Первая Чеченская война,
Вторжение боевиков в Дагестан,
Вторая Чеченская война,
Вооружённый конфликт в Южной Осетии,
Боевые действия на Северном Кавказе,
Военная операция России в Сирии,
Вооружённый конфликт в Нагорном Карабахе (миротворческая операция),
Специальная военная операция России на Украине
Знаки отличия

Предшественник Союз Советских Социалистических Республик Военно-воздушные силы СССР
Командиры
Действующий командир генерал-лейтенант Сергей Дронов
Известные командиры Вячеслав Ткачёв
Сергей Ульянин
Михаил Соловов
Александр Воротников
Константин Акашев
Андрей Сергеев
Пётр Баранов
Яков Алкснис
Александр Локтионов
Яков Смушкевич
Павел Рычагов
Павел Жигарев
Александр Новиков
Константин Вершинин
Павел Кутахов
Александр Ефимов
Евгений Шапошников
Пётр Дейнекин
Анатолий Корнуков
Владимир Михайлов
Александр Зелин
Виктор Бондарев
Сайт structure.mil.ru/structu…

Вое́нно-возду́шные си́лы (ВВС) — род сил в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации.

В 1998—2015 годах являлись отдельным видом вооружённых сил, сформированным в результате объединения Военно-воздушных сил (ВВС) и Войск противовоздушной обороны (ПВО)[1][2].

Предназначены для решения следующих задач: отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев государственного и военного управления, административно-политических центров, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры страны, группировок войск (сил); поражения войск (сил) и объектов противника с применением обычных, высокоточных и ядерных средств поражения, а также для авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск (сил) других видов Вооружённых Сил и родов войск[1][2].

ВВС включают в себя: авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска, являющиеся родами сил ВВС, а также специальные войска (разведывательные, связи, радиотехнического обеспечения и автоматизированных систем управления, радиоэлектронной борьбы, инженерные, РХБ защиты, топогеодезические, поиска и спасания, метеорологические, воздухоплавательные, материально-технического обеспечения), части, подразделения охраны органов военного управления, медицинские и другие организации[1][3].

Авиация ВВС подразделяется на дальнюю (ДА), военно-транспортную (ВТА), оперативно-тактическую и армейскую (АА), которая, в свою очередь, подразделяется на бомбардировочную, штурмовую, истребительную, разведывательную, транспортную и специальную авиацию.

В 2015 году Военно-воздушные силы были объединены с войсками воздушно-космической обороны и составили новый вид вооружённых сил — Воздушно-космические силы, которые в соответствии с указом президента России приступили к выполнению поставленных задач с 1 августа[4].

История

Российский императорский военно-воздушный флот

Опознавательный знак Российского Императорского военно-воздушного флота

Импера́торский вое́нно-возду́шный флот — военно-воздушные силы Российской империи, существовавшие с 1912 по 1917 год. Несмотря на свою короткую историю, императорский ВВФ быстро стал одним из лучших воздушных флотов мира и сыграл значительную роль в развитии русской и мировой авиации. Императорский ВВФ делился на авиационные отряды по 6 — 10 самолётов. Они использовались в русской армии (армейская авиация) и флоте (морская авиация).

В 1904 году Н. Е, Жуковский создал первый аэродинамический институт в Кучино под Москвой. В 1910 году правительство закупило в вооружённые силы первые французские самолёты и начала подготовку пилотов.

12 августа 1912 года приказом по военному ведомству вопросы воздухоплавания и авиации были изъяты из ведения Главного инженерного управления и переданы специально созданному органу — Воздухоплавательной части Генерального штаба, которую возглавил генерал-майор М. И. Шишкевич. Эта дата считается днём образования военной авиации России[5].

В 1913 году И. И. Сикорский построил первый четырёхмоторный биплан «Русский витязь» и свой знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец». В 1914 году русские авиаторы совершили первые арктические полёты в поисках пропавшей экспедиции Седова. На момент начала Первой мировой войны Россия имела 263 самолёта. Сначала они использовались только для разведки и корректировки артиллерийского огня, но скоро начались первые воздушные бои. К октябрю 1917 года Россия имела 700 самолётов, значительно уступая по этому показателю другим воюющим странам.

Легендарный пилот Пётр Нестеров в 1913 году выполнил замкнутую петлю в вертикальной плоскости (петля Нестерова) и совершил в 1914 году первый воздушный таран.

Императорский ВВФ был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. Большинство первых русских пилотов погибли в Первую мировую и гражданскую войны или эмигрировали.

Военно-воздушные силы СССР

Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Индустриализация СССР позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 1930-х годов было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.

ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139 (в том числе тяжёлых и средних бомбардировщиков с 48 до 2443, истребителей с 232 до 2255)[6]. К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км.

В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 часов налёта. В 1937 году в СССР существовало уже 18 лётных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.

Первым серьёзным испытанием ВВС РККА стала гражданская война в Испании в 19361939, где отечественные самолёты противостояли (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту Bf.109.

Великая Отечественная война

В 1939 году авиация принимала участие в советско-финской войне. Провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем, один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше, учитывая слабость финских ВВС, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй.

За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов: истребителей МиГ-3 — 407, Як-1 — 142, ЛаГГ-3 — 29, Пе-2 — 128. К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность выпускала 50 боевых самолётов в сутки. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.

За годы войны было подготовлено 44 093 лётчика. Погибло в боях 27 600: 11 874 лётчика-истребителя, 7837 лётчиков-штурмовиков, 6613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 лётчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.

Холодная война

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. В 1947—1950 гг. началось серийное производство и массовое поступление в Вооружённые Силы СССР реактивной авиации. С 1952 года Войска ПВО страны оснащались зенитной ракетной техникой. Ежегодно на вооружение в ВС СССР поступало 400—600 самолётов (из ответов Главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Зелина на пресс-конференции на «МАКС-2009» 20 августа 2009 года).

К концу 1980-х годов в распоряжении советских ВВС было до 10 тыс. самолётов. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (спецназ), части и учреждений тыла.

В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:

  • Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
  • Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;
  • Военно-транспортная авиация (ВТА) — для переброски войск.

Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых сил и не входили в состав ВВС, но имели свои авиационные части (в основном истребительные).

ВВС Российской Федерации

Опознавательный знак авиации ВВС России (1992—2010)
Опознавательный знак авиации ВВС России с 4 марта 2010 года[7][8]
Нарукавный знак ВВС ВКС России.

Военно-воздушные силы Российской Федерации были созданы после распада СССР на базе объединений, соединений и воинских частей ВВС СССР, которые достались ей в процессе раздела Вооружённых сил СССР.

В результате этого раздела Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС. Раздел Дальней авиации (Стратегической) происходил только между Украиной и Российской Федерацией[9][10].

Период 1990-х годов был сложнейшей эпохой в истории отечественных ВВС. Пришлось практически заново создавать группировку авиации на территории Российской Федерации, поскольку в силу особенностей оперативного построения группировок советских ВВС за пределами России остались наиболее боеготовые авиационные соединения и части, оснащённые новой авиационной техникой. Аэродромная сеть сократилась более чем вдвое. Экономические проблемы государства усугубляли положение: из доставшихся России самолётов к 1995 году в строю оставалась лишь половина. В этих условиях сохранялись лишь наиболее боеспособные соединения, вырабатывались предложения по совершенствованию группировки ВВС и сохранению её боевых и оперативных возможностей. В целом в период с 2000 по 2010 год негативные тенденции удалось замедлить, а затем приступить к восстановлению боеспособных ВВС, соответствующих современной обстановке[11].

В 1994—1996 и 1999—2002 гг. ВВС принимали активное участие в чеченских кампаниях, где их действия осложнялись спецификой местного климата и рельефа.

Объединение ВВС и ПВО в единый вид Вооружённых Сил РФ в 1997–2000 годах сопровождалось масштабной волной слияний и расформирований полков ВВС и ПВО. В 2003 году в состав ВВС была передана армейская авиация.

Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) приостановился лишь в начале 2000-х годов. В 2001 году средний налёт лётчиков ВВС во фронтовой авиации составлял немногим более 10 часов, штурмовой — менее 20 часов, истребительной — около 13 часов, дальней авиации — свыше 20 часов, военно-транспортной авиации — 54 часа.[12]

В конце 2003 года, генерал-лейтенант Виктор Николаевич Сокерин, подав в отставку с должности Командующего ВВС и ПВО Балтийского флота, так охарактеризовал ситуацию в ВВС на тот момент: «ВС испытывают неконтролируемый распад своей боевой авиации… Авиационные полки укомплектованы офицерами, которые на протяжении пяти лет обучения имели всего несколько часов учебного налёта, причём главным образом с инструктором. Только 3 процента лётчиков 1-го и 2-го классов имеют возраст моложе 36 лет и только 1 процент штурманов 1 класса ВВС БФ моложе 40 лет. 60 процентов командиров экипажей старше 35 лет, половина из них старше 40 лет»[13].

В январе 2008 года главнокомандующий ВВС А. Н. Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим. По словам главнокомандующего, в составе ВВС наблюдался недостаток сил и средств, которые обеспечивают задачи воздушно-космической обороны. Зелин назвал необходимой ускоренную интеграцию сил ПВО, ракетно-космической обороны и радиоэлектронной борьбы в единую систему ВКО[14]

Истребитель-бомбардировщик Су-34 47-го сап 105-й гв. сад

Реформа 2008-2020 годов

В ходе начавшегося в 2008 году процесса реформирования Вооружённых сил РФ Военно-воздушные силы подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом трансформирования ВВС РФ явилась коренная реформа их структуры. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 19781986 годах: тогда авиация и ПВО были переподчинены военным округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). В 1986 году, однако, новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.

Новая организация ВВС предусматривала в качестве основной структурной единицы авиационные базы, которые входили в оперативные командования.

Первый этап реорганизации ВВС и ПВО был осуществлен к 1 декабря 2009 года. Он предусматривал отказ от существовавшей структуры «воздушная армия — корпус (дивизия) — полк»[15]. На базе существовавших шести армий ВВС и ПВО были сформированы четыре командования ВВС и ПВО:

  • 1-е Ленинградское Краснознамённое командование ВВС и ПВО было создано на основе 6-й Ленинградской Краснознамённой армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.
  • 2-е командование ВВС и ПВО было создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ).
  • 3-е Краснознамённое командование ВВС и ПВО было создано на основе 11-й Краснознамённой армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).
  • 4-е командование ВВС и ПВО было создано на основе двух армий ВВС и ПВО — 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трёх бывших советских военных округов.

В 2010 году эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырёх новых военных округов (объединённых стратегических командований):

  • 1-е командование ВВС и ПВО — в состав Западного военного округа;
  • 2-е командование ВВС и ПВО — в состав Центрального военного округа;
  • 3-е командование ВВС и ПВО — в состав Восточного военного округа;
  • 4-е командование ВВС и ПВО — в состав Южного военного округа[16].

В 2009 году 37-я воздушная армия Верховного главнокомандования (стратегического назначения) была преобразована в Командование дальней авиации, объединившее все стратегические и дальние бомбардировщики и самолёты-заправщики. В 2011 году в состав командования передали и всю морскую ракетоносную авиацию ВМФ РФ[15].

На базе 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования (военно-транспортная авиация) было создано Командование военно-транспортной авиации, а на базе Командования специального назначения ВВС (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) — Оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (ОСК ВКО), обладавшее особым повышенным статусом и отвечавшее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа. ОСК ВКО было официально активировано 2 июля 2009 года, но просуществовало в сформированном облике немногим более двух лет[15].

Авиационные полки и авиационные дивизии в 2009—2010 гг. переформировывались в авиационные базы, которые стали основным структурным подразделением ВВС[17]. Все соединения ПВО (4 корпуса и 7 дивизий ПВО) были переформированы в 11 бригад воздушно-космической обороны. Авиабазы, бригады воздушно-космической обороны и более мелкие части обеспечения вошли в состав командований ВВС и ПВО[15][18]. По первоначальному замыслу авиационные базы должны были состоять из эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны — из полков. В ходе дальнейшего реформирования эта структура претерпела изменения.

К концу 2009 года на основе бывших авиаполков, авиадивизий и авиакорпусов были сформированы 52 авиабазы. В составе каждой авиационной базы были объединены структуры расформированных полков и вспомогательных частей аэродромного обеспечения, что позволило сократить управленческие структуры. Авиабазы различались по трём категориям: 1-я категория соответствовала уровню прежней авиационной дивизии, 2-я — уровню авиаполка, 3-я — уровню эскадрильи. Все образованные авиационные базы и бригады ВКО стали частями постоянной боевой готовности, развернутыми по штатам военного времени. В последующем сокращение количества частей ВВС и ПВО продолжилось в основном за счёт концентрации и дальнейшего укрупнения авиабаз. Было принято решение фактически отказаться от структуры авиабаз трёх разрядов. К середине 2010 года в ВВС и ПВО осталось только 37 авиабаз, а к концу — восемь авиабаз 1-й категории и семь — 2-й категории[15].

С 2009 года был начат капитальный ремонт и масштабная модернизация всего парка ВВС РФ[19]. Была проведена модернизация восьми самых крупных аэродромов ВВС России.

В конце 2010 года началось объединение авиации вокруг так называемых супер-авиабаз. Предполагалось оставить только десять авиабаз 1-й категории — по одной авиабазе тактической авиации в каждом новом военном округе и по две авиабазы Командований дальней, военно-транспортной авиации и морской авиации. В состав каждой авиабазы должно было войти от двух до пяти авиационных групп, дислоцирующихся на отдельных аэродромах. Всего, как заявлялось, должно было функционировать 27 аэродромов базирования авиации (без учёта армейской). Каждая авиагруппа, в свою очередь, должна была состоять из одной либо нескольких эскадрилий. К концу 2010 года в ВВС осталось восемь авиабаз 1-й категории и семь — 2-й категории[15].

В конце 2010 года было заявлено о коренном изменении в структуре армейской авиации. Развитие армейской авиации рассматривалось в качестве одного из приоритетов военного строительства. Этому способствовал опыт обеих чеченских кампаний и многочисленных конфликтов на территории бывшего СССР, где вертолёты играли очень важную роль. После семилетнего пребывания в составе ВВС армейскую авиацию переподчинили оперативно-стратегическим командованиям (четырём новым военным округам). На 2011 год было создано 8 баз армейской авиации 2-й категории. На каждой базе насчитывалось около 60 единиц вертолётов[15].

С 2010 года армейской авиации были переданы практически все беспилотные летательные аппараты (в том числе перспективные) за исключением тяжёлых БЛА, которые остались в ведении ВВС[15].

С 2012 года в Военно-воздушных силах началось восстановление ранее расформированных авиационных дивизий и авиаполков.

С 1 декабря 2014 года управление, координацию и контроль полётов и перелётов авиации Вооружённых Сил РФ осуществляет Национальный центр управления обороной Российской Федерации.

В 2015 году командования ВВС и ПВО были вновь переформированы в армии ВВС и ПВО:

Военная операция в Сирии

Самолёты российской авиагруппы на авиабазе «Хмеймим», 3 октября 2015 года.

В 2015—2024 гг. Вооружённые силы Российской Федерации принимали участие в боевых действиях против террористических формирований «Аль-Каиды», «Исламского государства» и «Джебхат ан-Нусра» на стороне правительственных войск Сирии (активная фаза — 2015—2017).

Боевой опыт в Сирии получили более 90 % экипажей армейской авиации, 87 % оперативно-тактической (фронтовой) и 60 % Дальней авиации Российской Федерации[20].

Для проведения военной операции в Сирии была развёрнута смешанная авиационная группа Воздушно-космических сил РФ[21][22]. Первоначально в неё входили 32 самолёта и 17 вертолётов:

  • 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М,
  • 4 фронтовых бомбардировщика Су-34,
  • 4 истребителя Су-30СМ,
  • 12 штурмовиков Су-25СМ/УБ,
  • 12 боевых вертолётов Ми-24П,
  • 5 транспортно-боевых вертолётов Ми-8АМТШ.

Группировка была сформирована из экипажей строевых частей ВКС и базировалась на авиабазе «Хмеймим». Для координации действий авиации, проведения разведки и выдачи целеуказаний привлекались самолёты ДРЛО и управления А-50 и Ту-214Р, а также самолёт радиоэлектронной разведки и РЭБ Ил-20М1. Вертолёты Ми-24П задействовались для непосредственной поддержки сирийских сухопутных войск[23].

За три года активной фазы операции ВКС России выполнили 39 тыс. боевых вылетов. Интенсивность применения боевой авиации превышала 100 и более самолёто-вылетов в сутки. Также было произведено 66 ударов крылатыми ракетами воздушного базирования[23].

Специальная военная операция на Украине

С 24 февраля 2022 года Военно-воздушные силы участвуют в Специальной военной операции России на Украине.

За массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом частей и соединений в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов почётное наименование «гвардейских» присвоено:

Состав ВВС России

1537-й гв. зрп произвёл пуски ракет ЗРС С-400 на полигоне Ашулук в рамках стратегических учений «Кавказ-2020».
ЗРК С-300ПМ1 1536-го зрп.

По размеру воздушного флота ВВС России уступает только ВВС США. Согласно экспертным оценкам, по состоянию на 2010 год, численность личного состава ВВС России составляла около 148 тыс. человек[48]. В эксплуатации Военно-воздушных сил находилось более 3600 единиц военной техники[48], а также более 833 на хранении[48].

На ноябрь 2010 года российские ВВС и ПВО состояли из главного командования, семи оперативных командований, семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединённых стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечали за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС составляла около 170 тысяч человек (в том числе офицеров — 40 тысяч, военнослужащих контрактной службы — около 30—40 тысяч).

В ходе первых лет реформы авиаполки были расформированы и сведены в авиабазы, общим количеством 60—70 АБ (в том числе 25 АБ с тактической авиацией, из которых 14 «истребительных» авиабаз).

Тактическая (фронтовая) авиация имела в своём составе эскадрильи:

  • 32 истребительных авиационных эскадрилий: 8 — МиГ-29 (разных модификаций), 8 — МиГ-31 (разных модификаций), 12 — Су-27 (разных модификаций), 2 — Су-30СМ и 2 — Су-35
  • 14 бомбардировочных авиационных эскадрилий: 9 — Су-24 (разных модификаций), 5 — Су-34 «Утёнок»[49][50]
  • 10 штурмовых авиационных эскадрилий: все 10 — Су-25 (разных модификаций)
  • 8 разведывательных авиационных эскадрилий: все 8 — Су-24МР
  • 13 учебных и испытательных авиационных эскадрилий:

Дислокация авиабаз тактической (фронтовой) авиации на 2010 год:

Помимо ВВС, имеется авиация ВМФ. Авиация ПВО (с 1999 года) и авиация сухопутных войск (с 2003 года) входят в состав ВВС. Авиация РВСН передана в состав ВВС РФ 1 апреля 2011[51].

Источники[48][52][53]

На середину 2019 года в состав ВВС РФ, по сведениям агентства ТАСС, входило свыше 1 800 самолётов. Среди них порядка 70 стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95; свыше 40 дальних бомбардировщиков Ту-22М3; более 200 штурмовиков Су-25; около 200 ударных самолётов Су-34, Су-24М, а также их различных модификаций; более 800 истребителей Су-27, Су-30, Су-33, Су-35, МиГ-29, МиГ-31 и ряда их модификаций; около 400 военно-транспортных самолётов и самолётов-заправщиков Ил-78, порядка 20 АК ДРО А-50 и А-50У; число учебно-тренировочных самолётов Як-130 и других составляло около 130 единиц. Количество боевых вертолётов Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28Н, Ка-52 в ВВС России к тому времени достигало 1 500.

В состав Военно-воздушных сил Российской Федерации входило пять пилотажных групп, летавших на различных типах самолётов. «Русские витязи» — на Су-30, «Соколы России» — Су-30, Су-35 и Су-34; «Стрижи» — МиГ-29. На Як-30 свои выступления проводила группа «Крылья Тавриды», на вертолётах Ми-28Н — «Беркуты»[54].

Командование

Командующим ВВС России с 2019 года является генерал-лейтенант Сергей Дронов.

Структура

Структура ВВС в 2007 году.
Средняя эмблема ВВС России
Штандарт главнокомандующего ВВС России
Нарукавный знак Главного командования ВВС России с 2005 г

Приблизительная структура ВВС РФ по состоянию на октябрь 2015 года[55]:

4-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

6-я Ленинградская Краснознамённая армия ВВС и ПВО

11-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

Учебно-тренировочные полёты экипажей боевых вертолётов Ми-28Н, Ми-8АМТШ и Ми-35М 487-го овп.
Два стратегических ракетоносца Ту-95МС 326-й тбад выполнили плановый полёт над нейтральными водами Японского моря и северо-западной части Тихого океана. 24 марта 2020.
Истребитель Су-30СМ 31-го гв. иап выполнил полёт в качестве контрольных целей для проверки дежурных сил ПВО Южного военного округа в ходе СКШУ «Кавказ-2020».

14-я Краснознамённая армия ВВС и ПВО

Командование военно-транспортной авиации

Командование дальней авиации

  • 22-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная Донбасская Краснознамённая дивизия (Саратовская обл., Энгельс)
  • 326-я тяжёлая бомбардировочная авиационная Тарнопольская ордена Кутузова дивизия (Амурская область, п. Серышево-2, с. Украинка)
  • 43-й гвардейский орловский центр боевого применения и переучивания лётного состава дальней авиации, в/ч 41521 (г. Рязань, аэродром Дягилево)
  • 27-й отдельный смешанный авиационный полк, в/ч 77977 (г. Тамбов, аэродром Тамбов)
  • 40-й отдельный смешанный авиационный полк, в/ч 36097 (Мурманская обл, Оленегорск-8, п. Высокий, аэродром Оленья)
  • 203-й отдельный гвардейский авиационный орловский полк самолётов-заправщиков (г. Рязань, аэродром Дягилево)
  • 3661-я авиационная база, в/ч 62467 (Республика Северная Осетия, Моздок, аэродром Моздок)
  • 63-й Митавский отдельный узел связи АСУ, в/ч 83069 (Смоленская обл., Смоленск, аэродром Смоленск-Северный)
  • 676-й центр управления дальней авиацией, в/ч 23449 (Владимирской обл., Костино)

Разведка ВВС РФ

Воздушная разведка России является главным органом разведки ВВС РФ.[57]

Части центрального подчинения ВВС

За рубежом

Авиатехника и спецтехника

Название Изображение Назначение Варианты Количество[58][59] Описание
Истребительная авиация
МиГ-29 Многофункциональный истребитель
  • МиГ-29/УБ
  • МиГ-29СМТ
  • МиГ-29УБТ
Планировалась постепенная замена МиГ-29 на МиГ-35[61]. Масштабных закупок не ожидается.
МиГ-31 Истребитель-перехватчик
  • МиГ-31БМ
  • МиГ-31К
В рамках исполненных и действующих контрактов ожидается модернизация не менее 150 единиц до уровня МиГ-31БМ до 2023 года[62].
МиГ-35 Многофункциональный истребитель
  • МиГ-35С
  • МиГ-35УБ
Сборка и испытания опытных образцов. Поступил в войска в 2019-м году[63]. Планировалось закупить не менее 170 истребителей, из них 30 до 2020 года[64].
Су-27 Многофункциональный истребитель
  • Су-27
  • Су-27СМ
  • Су-27СМ3
  • Су-27УБ
Ввиду исчерпания ресурса и морального устаревания, а также заключения контракта на 76 Су-57[65] ожидается постепенный вывод из эксплуатации Су-27 и Су-27СМ по мере поступления Су-57 в войска. Данные по количеству Су-27 и Су-27СМ носят предположительный характер.
Су-30 Многофункциональный истребитель
  • Су-30М2
  • Су-30СМ
  • Cy-30CM2
Ожидается масштабная глубокая модернизация всего парка Су-30СМ по пути его унификации с Су-35С[66][67].
Су-35 Многофункциональный истребитель Су-35С 122+[60] Первый гособоронзаказ на 48 единиц выполнен в 2015 г[68]. Второй гособоронзаказ на 50 Су-35С выполнен на 80 % — 40 ед.(ноябрь 2019 г.)[69]. В 2020 году произошло заключение нового контракта на предположительно 50 единиц[70].
Су-57 Многофункциональный истребитель Су-57 28 Заказано 76 Су-57 для ВКС РФ 2020—2028[71]. Испытания двигателя второго этапа «Изделие 30» были проведены в IV квартале 2017 года. Планируемое начало эксплуатации для ВС РФ 2020 год с двигателем «АЛ-41Ф1». 25 декабря 2020 года ВКС получили первый серийный образец истребителя, что дало старт его регулярным поставкам.
Фронтовая авиация
Су-24 Тактический бомбардировщик/Разведчик
Су-25 Штурмовик
  • Су-25
  • Су-25СМ/СМ3
  • Су-25УБ
Су-34 Многофункциональный истребитель
  • Су-34
  • Су-34М
В настоящий момент продолжается поставка Су-34 в войска темпом по 18 единиц в год

(включая два «сверхплановых» борта ежегодно), всего МО РФ законтрактовано в общей сложности 124 единицы Су-34 до 2020 года.

Стратегическая и дальняя авиация
Ту-22М Дальний ракетоносец-бомбардировщик
  • Ту-22МР
  • Ту-22М3
57 В феврале 2012 года подписан контракт на модернизацию 30 Ту-22М3 до уровня Ту-22М3М[72] Ту-22МР (небоеспособен, в капитальном ремонте)[73][74]
Ту-95 Стратегический ракетоносец-бомбардировщик
  • Ту-95МС
  • Ту-95МСМ
47+ ПАО «Туполев» будет заниматься дальнейшей модернизацией. Первый вылет глубоко модернизированного ракетоносца Ту-95МСМ произошёл в конце 2019 года[75].
Ту-160 Стратегический ракетоносец-бомбардировщик
  • Ту-160
  • Ту-160М
16 10 ракетоносцев модернизированы до Ту-160М. Для ДА ВВС России будет закуплено ещё не менее 50 стратегических бомбардировщиков Ту-160М2[76].
Военно-транспортный
Ан-26 Транспортный самолёт Ан-26
Ан-26Д
Ан-26КПА
Ан-26М
Ан-26Ш
~114[60]
Ан-72 Транспортный самолёт Ан-72
Ан-72П
31[60]
Ан-124 Транспортный самолёт Ан-124-100 10[60]
Ил-76 Транспортный самолёт
  • Ил-76МД
  • Ил-76МД-М
  • Ил-76МД-90А
С 29.04.2015 производится поставка самолётов Ил-76МД-90А по контракту от 04.10.2012 на 39 единиц[77].
Военный транспорт персонала
Ан-140 Пассажирский самолёт Ан-140 8[60]
Ан-148 Пассажирский самолёт Ан-148-100Е 15[60]
Ил-18 Пассажирский самолёт Ил-18Д 6[78]
Ил-62 Пассажирский самолёт Ил-62M 7[79]
Ту-134 Пассажирский самолёт Ту-134 6[60]
Ту-154 Пассажирский самолёт Ту-154Б-2
Ту-154М
4+[60]
L-410 Многоцелевой транспортный самолёт L-410 53[60]
Специальная авиация
Ан-30 Самолёт-разведчик Ан-30 16[60]
А-50 Самолёт ДРЛОиУ А-50У 12[60]
Ил-20 Самолёт радиоэлектронной разведки Ил-20М 20+[60] Еще 2 Ил-20МР и 2 Ил-22М в составе МА ВМФ. Ил-22ПП («Порубщик») — самолёт-постановщик помех. Переоборудован из Ил-18. Принят на вооружение в 2016 году[80].
Ил-22 Командный пункт РЭБ Ил-22М
Ил-22
Ил-22ПП
12[60]
5[60]
3[60]
Еще 2 Ил-20МР и 2 Ил-22М в составе МА ВМФ. Ил-22ПП («Порубщик») — самолёт-постановщик помех. Переоборудован из Ил-18. Принят на вооружение в 2016 году[80][81].
Ил-78 Самолёт-заправщик Ил-78М
Ил-78
13[60]
6[60]
До 2025 года планируется закупить 14 Ил-78М-90А[82]. Также планируется модернизация стоящих на вооружении Ил-78М[83].
Ил-80 Командный пункт Ил-80 3[60]
Ил-82 Командный пункт Ил-82 1[60]
Ту-214Р Самолёт-разведчик
Самолёт-ретранслятор
Ту-214Р
Ту-214ОН
Ту-214СР
Ту-214ПУ-СБУС
2[60]
2[60]
4[60]
1[60]
[84]
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация
Ту-134УБЛ Учебно-тренировочный самолёт Ту-134УБ-Л
Ту-134УБ-КМ
~6[60]
Як-130 Учебно-боевой самолёт Як-130 123[60]
Aero L-39 Albatros Учебно-боевой самолёт L-39 182[60] Ещё 4 L-39 в составе МА ВМФ. Заменяется на Як-130.
Армейская авиация
Ансат Многоцелевой транспортный вертолёт Ансат-У 17[60]
Ка-52 Ударный вертолёт Кa-52A

Кa-52М

~110[60]

~25[60]

[85]

[86]

Ка-226 Многоцелевой транспортный вертолёт Ka-226У 36[60]
Ми-8 Многоцелевой вертолёт Ми-8T

Ми-8МТ
Ми-8АМТШ
Ми-8АМТШ-ВА
Ми-8МТВ-5-1

271+[60]
Ми-8ППА Вертолёт РЭБ и ПП Ми-8ППА

Ми-8МТПР-1

н/д[60]

~16[60]

Ми-24 Ударный вертолёт Ми-24Д

Ми-24В
Ми-24BП
Ми-24П
Ми-24ПН

~96[60]
Ми-26 Многоцелевой транспортный вертолёт Ми-26
Ми-26Т
45[60] Включая более 20 бортов «свежей» (после 2011 года) постройки.
Ми-28 Ударный вертолёт Ми-28Н
Ми-28УБ

Ми-28НМ

~67[60]

~24[60]

~9[60]

Идёт активное поступление в войска. Выполнено несколько контрактов на поставку ВВС России. В ближайшее время планируется поставка Ми-28НМ и модернизация строевых МИ-28Н до МИ-28НМ. Выполняется контракт на поставку 24 Ми-28УБ до 2019 года.
Ми-35 Ударный вертолёт Ми-35М
(Ми-24ВМ)
56+[60]
Ми-38 Многоцелевой транспортный вертолёт Ми-38Т 2[87]
БПЛА
Орион Тактический разведывательный БЛА Иноходец н/д
IAI Searcher Тактический разведывательный БЛА Форпост н/д В апреле 2009 закуплено два Searcher Mk.2 за $12 млн.[88]

13.10.2010 подписан контракт на лицензионную сборку в России Searcher II из израильских комплектующих[89].

Mohajer-6 Тактический разведывательный БЛА Mohajer-6 н/д
Перспективные машины (разрабатываемые)
Альтаир БПЛА н/д Ведется проектирование
Гелиос БПЛА 1 Ведутся летные испытания
Гром БПЛА 0 В разработке
Дозор-600 БПЛА 1 Ведутся лётные испытания
Молния БПЛА 0 В разработке
ПАК ДА Многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец н/д Ведется проектирование
ПЛВ[90] Транспортный вертолёт н/д Ведется проектирование
СБВ[91][92] Ударный вертолёт н/д Ведется проектирование
Сириус БПЛА 1 Ведутся летные испытания
Скат БПЛА н/д Ведется проектирование
А-100 Самолёт ДРЛОиУ А-100 1 Сборка и испытания опытных образцов[93]. Предназначен для замены А-50 и А-50У.
Ил-106
(ПАК ТА)[94]
Транспортный самолёт Ил-106 н/д Ведётся проектирование. Грузоподъёмность от 80 до 200 тонн
Ил-112 Транспортный самолёт Ил-112В 0 Сборка и испытания опытных образцов. Планируется закупить не менее 100 самолётов[95]. Предназначен для замены парка самолётов Ан-26 и Ан-72.
Ил-276 Транспортный самолёт Ил-276 н/д Ведётся проектирование[96]. Предназначен для замены парка Ан-12.
Ка-60 Транспортный вертолёт Ка-60 2[97] Сборка и испытания опытных образцов.

Построено 2 опытных образца, один разбился. На основе Ка-60 создана гражданская версия вертолёта — Ка-62, лётные испытания которого начались в мае 2017.

С-70 «Охотник» БПЛА С-70 2+ Ведутся летные испытания
Як-152 Учебно-тренировочный самолёт Як-152 4[98] Сборка и испытания опытных образцов[99]. Планируется закупить не менее 150 самолётов[100].

Комплексы ПВО

Тип Изображение Производство Назначение Количество Примечания
Панцирь-С1
Панцирь-С2
 Россия Зенитный ракетно-пушечный комплекс ближнего действия 50+[60]
С-300ПС
С-300ПМ1/ПМ2
 СССР
 Россия
Зенитный ракетный комплекс дальнего действия 200[60]
206[60]
С-300В  СССР
 Россия
Зенитный ракетный комплекс дальнего действия 20[60]
С-350 «Витязь»  Россия Зенитный ракетный комплекс средней дальности 6[60] Зенитная ракетная система средней дальности С-350Е «Витязь» поступила в ВКС РФ в 2020 году. Новый комплекс предназначен для замены ЗРС С-300ПС с ракетами типа В55Р, срок эксплуатации которых закончился в 2015 году.
С-400 «Триумф»  Россия Зенитный ракетный комплекс дальнего действия 284[60]
9К37М «Бук-М1-2»

9К317 «Бук-М2»

 СССР
 Россия
Зенитный ракетный комплекс средней дальности 80[60]

Радиолокационные станции

Закупки авиатехники

В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям закупок авиации советских времён[101].

В 2010 году Министерству обороны России российской авиационной промышленностью был поставлен 21 самолёт (четыре Су-34, четыре Су-30М2, четыре Су-27СМ3, три МиГ-29СМТ, четыре Як-130, один Ил-62М и один Ту-154М) и 57 вертолётов (15 Ми-28Н, четыре Ка-52, четыре «Ансат-У» и 34 серии Ми-8)[102].

В 2011 году Министерство обороны России получило от промышленности как минимум 28 самолётов (два Су-35С, шесть Су-34, восемь Су-27СМ3, восемь Як-130, один Ту-214ОН, два Ту-154М, один Ан-140-100М) и более 100 вертолётов (15 Ми-28Н, 10 Ка-52, два Ми-35М, один Ми-26, шесть «Ансат-У», шесть Ка-226, более 60 серии Ми-8 различных модификаций)[102]. Также в этом году продолжилась модернизация парка штурмовиков Су-25 до стандарта «СМ».

Су-57

Су-57 во время полёта 14 августа 2011
Су-57 на выставке МАКС-2017

На май 2011 года на вооружение поступило 8 серийных вертолётов Ка-52 (4 в январе в Торжокский центр[103] и 4 в мае на авиабазу в Черниговке[104], которую планируется в 2012 году полностью переоснастить этими машинами. В месяц завод может собирать до 2 Ка-52.

По данным МО России, в 2011 году было закуплено 35 самолётов, 109 вертолётов и 21 зенитно-ракетная система[105].

По состоянию на начало 2011 года, 8 из 38 авиационных эскадрилий истребительной авиации были переведены на новые и модернизированные самолёты (МиГ-29СМТ/УБТ, МиГ-31БМ, Су-30СМ, Су-27СМ3, Су-30М2); штурмовой авиации — 3 из 14 аэ (Су-25СМ); бомбардировочной авиации — 2 из 14 аэ (Су-24М2). В этом же году на Су-34 была перевооружена одна бомбардировочная авиаэскадрилья авиабазы Балтимор под Воронежем. До 2020 года авиация собиралась получить 92 фронтовых бомбардировщика Су-34 по контракту, заключённому в 2012 году[106]; при этом продолжает выполняться госконтракт на поставку Минобороны 32 Су-34, заключённый в 2008 году, всего до 2020 года должны были поступить около 140 СУ-34[107].

Всего же за 2012 год ВВС РФ получили более 100 единиц новой техники: вертолёты Ми-28Н, Ми-35, различные модификации Ми-8, самолёты Су-30СМ, Як-130, Ан-140 и другие. Также в соответствии с существующими договорами, на этот год предусмотрены поставки ещё более 60 вертолётов Ка-52, Ми-8, Ми-26, Ми-35 и около 20 новейших самолётов Су-34, Су-35С и других[108].

По итогам 2012 года, ВВС получили более 150 новых вертолётов и самолётов (без учёта модернизированных и отремонтированных)[109]. По словам Михаила Погосяна, президента ОАК, в 2013 году военная промышленность поставит ВВС 60 новых самолётов, а в 2014 году 66 новых и 23 модернизированных самолётов.

Стало известно о заказе МО РФ 100 вертолётов Ка-60 со сроком начала поставок в 2015 году[110].

На 2012—15 годы было запланировано получение 55 учебно-боевых самолётов Як-130[111].

В 2012 году поставлен первый модернизированный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У[112]. Второй самолёт будет передан ВВС в конце 2012 года.

Также в 2012 году авиапарк ВВС России пополнился новым транспортным самолётом Ан-140-100[113]. На 2014 год Минобороны получило 5 таких самолётов[114].

На 2014 год было намечено получение первого серийного истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА)[115].

В 2011 году был заключён долгосрочный контракт на производство до 2020 года 140 вертолётов Ка-52[116].

До конца 2019 года для перевооружения зенитных ракетных войск ВВС предполагалось купить более 100 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С»[117]. Также до 2020 года Минобороны планировало закупить для зенитно-ракетных войск ВВС более 30 новейших зенитных ракетных систем «Витязь»[118].

До 2020 года ВВС России должны были получить около 100 радиолокационных комплексов (РЛК) «Небо-М». В части радиотехнических войск ВВС поставлялись обновлённые радиолокационные станции «Гамма-С1М», «Сопка», «Волга» и различные модификации станций серии «Небо»[119].

До 2020 года в интересах Дальней авиации планировалось модернизировать около 30 Ту-22М3 до модификации Ту-22М3М[120]: в частности, их должны были оснастить новой крылатой ракетой Х-32[121]. Существующие Ту-160 планировалось обновить до версии Ту-160М, а Ту-95МС — до Ту-95МСМ[122]. До 2020 года ВВС России должны были получить более 10 стратегических ракетоносцев Ту-160М[123].

До 2020 года 60 самолётов МиГ-31 планировалось модернизировать в соответствии с проектом МиГ-31БМ[122].

С 2011 года ВВС России прекратило закупки неуправляемых средств поражения, такому решению способствовал опыт 5-дневной войны с Грузией (когда ВВС потеряли 4 самолёта)[124].

В 2016 году было получено 139 новых летательных аппаратов. На начало 2017 года доля новой авиационной техники составляла около 55 %, в течение 2017 года планировалось получить 139 новых самолётов и вертолётов[125].

Всего, по известным данным, в 2017 году Вооружённые силы России получили 43 боевых самолёта нового производства (17 Су-30СМ, 16 Су-34 и десять Су-35С) и шесть учебно-боевых самолётов Як-130.[126]

<…>

В августе 2025 года первый заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами генерал-лейтенант Александр Максимцев в интервью газете «Красная звезда» сообщил[127]:

  • Основными направлениями развития ВКС являются повышение боевых возможностей существующего парка самолётов оперативно-тактической авиации (Су-30СМ(СМ2), Су-34 и Су-35С), стратегических ракетоносцев (Ту-160М, Ту-95М(СМ)), дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 с доработкой под применение перспективных средств поражения класса «воздух — поверхность», а также парка сверхтяжёлых дальних военно-транспортных самолётов Ан-124 и тяжёлых военно-транспортных самолётов Ил-76МД за счёт их дальнейшей модернизации.
  • Наращиваются темпы поступления самолётов пятого поколения Су-57 с современными авиационными средствами поражения и гиперзвуковым оружием. Также осуществляется поставка новых образцов авиационных средств поражения.
  • Уже не первый год в Воздушно-космические силы поставляются глубоко модернизированные боевые вертолёты Ка-52М и Ми-28НМ.
  • В войска поступают новые зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-СМД». Продолжается перевооружение на новейшие комплексы С-350 «Витязь» и С-400 «Триумф». В радиотехнические войска поступают современные радиолокационные комплексы типа «Небо-М», «Каста-ВМ», «Подлёт-М».
  • В рамках развития аэродромной сети проведены мероприятия по восстановлению и поддержанию в исправном состоянии более 90 аэродромов, что в полной мере обеспечило работу авиации для выполнения задач СВО. Последние два года на основных аэродромах ВКС возводятся защитные сооружения для укрытия авиационной техники армейской и оперативно-тактической авиации. Также создаются укрытия для самолётов дальней и военно-транспортной авиации. В перспективе такими укрытиями планируется обеспечить всю аэродромную сеть Вооружённых Сил Российской Федерации.
Полёты днём и ночью Су-34 2-го гв. сап с аэродрома Шагол. 6 февраля 2020
Су-30СМ 14-го гв. иап переданный 30 ноября 2018 года.

Новые виды вооружения

В середине 2025 года была опубликована информация о том, что на вооружение ВКС РФ поступила высокоманевренная управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-77М (К-77 / «Изделие-180») для оснащения многофункциональных истребителей Су-30СМ/2 и Су-35С. Данная ракета должна полностью ликвидировать отставание от американских ракет аналогичного класса AIM-120D, дальность которых при пуске на эшелоне 13500 м может доходить до 180—190 км и на эшелоне 3500 — 5000 м — до 120—135 км. Максимальная скорость новой ракеты может доходить до 4900 — 5100 км/ч, среднетраекторная — 3500 км/ч. Предполагаемая высота перехватываемых целей — до 30000 м. Р-77М способны перехватывать ракеты класса «воздух-воздух» и противорадиолокационные ракеты противника, а также малозаметные крылатые ракеты с дозвуковыми скоростями и окологиперзвуковыми скоростями в пределах 4500 — 5100 км/ч[128].

В настоящее время в зоне СВО применяются тяжёлые ракеты класса «воздух-воздух» Р-37М с дальностью 230—270 км.

Учебные заведения

Расчеты С-400 1544-го зрп провели боевые пуски зенитных управляемых ракет по учебным воздушным целям на полигоне Ашулук в Астраханской области. 15 сентября 2020

В ходе реформы система подготовки личного состава ВВС также претерпела существенные преобразования. 1 сентября 2008 года два ведущих высших военно-учебных заведения ВВС — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина (Монино, Московская область) и Военно-воздушная инженерная академия имени профессора Н. Е. Жуковского (Москва) были объединены в единую структуру — Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, которая располагается в Воронеже. Подготовка лётного состава ВВС окончательно централизуется в составе Краснодарского авиационного института[16]. Учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов для Военно-воздушных сил России (на ноябрь 2015 года):

Опознавательные знаки

Согласно п. 2 ч. 2.1 ст. 34 ВЗК РФ опознавательным знаком ВВС Российской Федерации является пятилучевая красная звезда, окаймлённая равновеликими синей и белой полосами и красной линией по контуру[129][130].

Попытка принять новый символ в 2009 году в качестве официального встретила сопротивление со стороны Совета Федерации[131]. В июле 2009 года была принята поправка к Воздушному кодексу, разрешавшая Министерству обороны самому устанавливать опознавательный знак для военной авиации[132]. 4 марта 2010 года правительством Российской Федерации были утверждены звёзды с окантовкой, повторяющей цвета государственного флага. Кроме того, тем же постановлением был установлен знак государственной принадлежности воздушных судов государственной авиации, используемых для осуществления милицейской (полицейской) и таможенной служб — стилизованное изображение Государственного флага Российской Федерации[133][134].

Однако, в начале 2013 года новый министр обороны Сергей Шойгу единолично, без совещаний в рабочем порядке по представлению главкомата постановил вернуть в качестве бортовых знаков государственной принадлежности летательных аппаратов красные звезды образца ВВС СССР. Разница только в том, что теперь они будут в полтора раза меньше советских. В качестве причины замены неназванным офицером из министерства обороны было высказано, что «яркие триколорные звезды сильно демаскируют самолёты и вертолёты»[135].

В дальнейшем предполагается заменить нынешний образец звёзд новым вариантом, который ныне используется на истребителе пятого поколения Су-57 — контурные звезды с красной окантовкой. Но уже сейчас среди некоторых офицеров, особенно инженерных служб высказывается недовольство по поводу замены знаков. Они опасаются, что возврат однотонных красных звёзд приведёт к путанице, не решив проблему камуфляжа[136].

Прочее

4 мая 2009 года Банк России выпустил три серебряные памятные монеты достоинством 1 рубль, посвящённые военно-воздушным силам России[138].

Награды

  • Почётная грамота Совета Министров Республики Беларусь (10 февраля 2000 года) — за большой вклад в создание и развитие объединённой системы противовоздушной обороны государств-участников Содружества Независимых Государств, сотрудничество и взаимодействие с армией противовоздушной обороны Вооружённых Сил Республики Беларусь и в связи с пятилетием создания объединенная системы противовоздушной обороны государств — участниц Содружества Независимых Государств[139].


См. также

Примечания

Литература

  • Лашков А. Ю., Голотюк В. Л. Главное командование: от Военного Воздушного Флота до Воздушно-космических сил России. — М.: Буксир; Небо Отчизны, 2017. — 696 с. — ISBN 978-5-9905714-0-2.

Ссылки

  1. 1,0 1,1 1,2 Военно-воздушные силы. Структура Вооружённых Сил РФ. Интернет-портал Минобороны России. Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 2 июня 2015 года.
  2. 2,0 2,1 Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Военно-воздушные силы Российской Федерации. (Становление ВВС и Войск ПВО РФ (1992–1998 гг.); Новый вид Вооруженных Сил России; Военно-воздушные силы в новом облике ВС России). 100 ЛЕТ ВВС РОССИИ. 1912-2012. http://100letvvs.ru/.+Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 10 августа 2015 года.
  3. Структура Военно-воздушных сил. Вооружённые Силы России. Интернет-портал Минобороны России. Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 4 мая 2015 года.
  4. Шойгу объявил о создании нового вида ВС - Воздушно-космических сил. «РИА Новости». Дата обращения: 3 августа 2015. Архивировано 5 августа 2015 года.
  5. 12 августа 1912 года // «Щит и меч», № 29 (1333) от 9 августа 2012 года, стр.8
  6. Хазанов Д. Б. 1941. Война в воздухе. Горькие уроки. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 416 с.
  7. ВЗК РФ Статья 34. Обозначения, наносимые на воздушные суда / КонсультантПлюс. Дата обращения: 25 апреля 2020. Архивировано 27 октября 2021 года.
  8. Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 127 "О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. Дата обращения: 11 ноября 2020. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  9. Военно-воздушные силы Украины: трудный путь в будущее. www.military-informant.com. Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 19 апреля 2019 года.
  10. Константин Фёдоров. Военно-воздушные силы Украины: упадок и развал. www.army-news.ru (17 марта 2014). Дата обращения: 6 мая 2019. Архивировано 14 августа 2019 года.
  11. Чельцов Б. Ф. Главный штаб ВВС: этапы деятельности, роль и место в управлении войсками. 1946—1998 гг. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 10. — С.20-23.
  12. Налет летчиков военной авиации России в пять раз ниже норм - эксперт (АвиаПорт). АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 26 апреля 2020. Архивировано 5 февраля 2017 года.
  13. Александр Рябушев. Самолёт по имени «Россия» вошел в пике. Независимая газета (16 января 2004). Дата обращения: 13 августа 2010. Архивировано 10 августа 2011 года.
  14. Главком ВВС России назвал «критическим» состояние воздушно-космической обороны страны. Дата обращения: 13 апреля 2014. Архивировано 24 февраля 2014 года.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 15,5 15,6 15,7 Барабанов Михаил Фролов Андрей. Авиация и ПВО: итоги преобразований. Военно-промышленный курьер (04 октября 2012). Дата обращения: 1 мая 2019. Архивировано 27 июля 2017 года.
  16. 16,0 16,1 Военно-воздушные силы России: давно назревшие реформы (недоступная ссылка). Дата обращения: 30 августа 2011. Архивировано 8 марта 2013 года.
  17. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок tsss не указан текст
  18. Военно-воздушные силы Российской Федерации. Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба (09.07.2012). Дата обращения: 1 мая 2019. Архивировано 23 апреля 2019 года.
  19. ВВС России проводят модернизацию. Дата обращения: 13 апреля 2014. Архивировано 14 апреля 2014 года.
  20. Минобороны подвело итоги операции в Сирии // ТАСС, 22.08.2018. Дата обращения: 11 января 2019. Архивировано 11 января 2019 года.
  21. Полунин А. ИГИЛ готовит к бою «Стингеры» и «Шилки». Свободная пресса (1 октября 2015). Дата обращения: 2 октября 2015. Архивировано 3 октября 2015 года.
  22. Минобороны назвало численность авиагруппы в Сирии. Lenta.ru (1 октября 2015). Дата обращения: 5 октября 2015. Архивировано 24 апреля 2019 года.
  23. 23,0 23,1 Боевое крещение Сирией. О каком российском оружии узнал весь мир // ТАСС, 28.09.18. Дата обращения: 11 января 2019. Архивировано 12 января 2019 года.
  24. 4-й Краснознамённой армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны присвоено почётное наименование «гвардейская»
  25. Указ Президента Российской Федерации от 18.09.2024 № 805 «О присвоении 11 Краснознаменной армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны почетного наименования».
  26. 16-й бригаде армейской авиации присвоено почётное наименование «гвардейская» // Kremlin.ru, 27.04.2023
  27. 17 бригаде армейской авиации присвоено почётное наименование гвардейской // Kremlin.ru, 11.07.2022
  28. Путин присвоил почетные наименования четырем бригадам и полку // ТАСС, 25.08.2023
  29. 47-му бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 27.09.2023
  30. Путин присвоил 121-му бомбардировочному авиаполку звание гвардейского // РБК, 07.04.2022
  31. Путин присвоил звание гвардейского 277-му бомбардировочному авиаполку // РБК, 09.11.2022
  32. 559-му бомбардировочному авиационному полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 17.03.2023
  33. Владимир Путин подписал Указ «О присвоении 14 истребительному авиационному полку почетного наименования» // Kremlin.ru, 18.08.2023
  34. Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2024 № 630 «О присвоении 22 истребительному авиационному полку почетного наименования».
  35. Указ Президента Российской Федерации от 17.11.2022 № 834 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный интернет-портал правовой информации. publication.pravo.gov.ru. Дата обращения: 17 ноября 2022.
  36. 159-му истребительному авиационному полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 27.09.2023
  37. 18-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование гвардейского // Kremlin.ru, 04.09.2023
  38. 266-му отдельному штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 09.03.2023
  39. Указ Президента Российской Федерации от 16.04.2025 № 231 «О присвоении 368 штурмовому авиационному полку почетного наименования».
  40. 960-му штурмовому авиационному полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 17.03.2023
  41. Путин присвоил звание «гвардейский» 2-му авиаполку ордена Суворова // РБК, 31.03.2023
  42. 39-му отдельному вертолётному полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 21.06.2023
  43. 55-му отдельному вертолётному Севастопольскому ордена Кутузова полку присвоено почётное наименование «гвардейский» // Kremlin.ru, 09.05.2023
  44. Указ «О присвоении 332 отдельному вертолетному Краснознаменному полку почетного наименования» // Kremlin.ru, 26.09.2023
  45. Указ Президента Российской Федерации от 31.07.2025 № 532 «О присвоении 337 отдельному вертолетному полку почетного наименования».
  46. 440-му отдельному вертолётному полку присвоено почётное наименование «гвардейский». // Kremlin.ru, 29.05.2024
  47. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2024 № 563 «О присвоении 999 авиационной базе почетного наименования».
  48. 48,0 48,1 48,2 48,3 The International Institute For Strategic Studies IISS. The Military Balance 2010. — Nuffield Press, 2010. — С. 227, 228. — 492 с. — ISBN 9781857435573.
  49. журнал, Мужской. Ударный «Утенок» Су-34 (рус.), Мужской журнал MENSBY.COM. Архивировано 5 октября 2017 года. Дата обращения 14 октября 2017.
  50. Редакция tvzvezda.ru. Ударный «Утенок» Cу-34: ВВС РФ получат уникальные бомбардировщики. m.tvzvezda.ru. Дата обращения: 14 октября 2017. Архивировано 5 октября 2017 года.
  51. Авиация РВСН передается в состав ВВС России. Дата обращения: 12 марта 2011. Архивировано 15 марта 2011 года.
  52. Куда летит российская авиация. Дата обращения: 26 августа 2008. Архивировано 28 августа 2008 года.
  53. «Сухой» стал лауреатом премии «Компания года-2009». Дата обращения: 30 октября 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  54. Стальные крылья армии. Из чего состоит военная авиация России - ТАСС. TACC. Дата обращения: 8 августа 2025.
  55. Переформирование бригад ВКО в дивизии ПВО завершено, сообщил Шойгу | РИА Новости (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 13 мая 2016 года.
  56. 56,00 56,01 56,02 56,03 56,04 56,05 56,06 56,07 56,08 56,09 56,10 56,11 56,12 56,13 56,14 56,15 56,16 56,17 56,18 56,19 56,20 56,21 56,22 56,23 56,24 56,25 56,26 56,27 56,28 56,29 56,30 56,31 56,32 56,33 WARFARE.BE. Воздушно-Космические Силы. Дата обращения: 11 мая 2016. Архивировано 13 мая 2016 года.
  57. Возрождение воздушной разведки, как самостоятельного специализированного вида вооружённых сил в составе ВКС. Дата обращения: 16 ноября 2020. Архивировано 19 апреля 2021 года.
  58. The Military Balance 2023: The International Institute for Strategic Studies (англ.). — 2023. — ISBN 9781032508955.
  59. World Air Forces 2023 (англ.), Flightglobal Insight.
  60. 60,00 60,01 60,02 60,03 60,04 60,05 60,06 60,07 60,08 60,09 60,10 60,11 60,12 60,13 60,14 60,15 60,16 60,17 60,18 60,19 60,20 60,21 60,22 60,23 60,24 60,25 60,26 60,27 60,28 60,29 60,30 60,31 60,32 60,33 60,34 60,35 60,36 60,37 60,38 60,39 60,40 60,41 60,42 60,43 60,44 60,45 60,46 60,47 60,48 60,49 60,50 60,51 60,52 60,53 60,54 60,55 60,56 60,57 60,58 60,59 60,60 60,61 60,62 60,63 60,64 60,65 60,66 60,67 60,68 60,69 60,70 60,71 60,72 60,73 60,74 60,75 The Military Balance 2025. — С. 189.
  61. А. Артамонов. Российский истребитель-перехватчик МиГ-35 готов пойти в серию. Еженедельник «Звезда». Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 10 августа 2019 года.
  62. Минобороны РФ подписало новый контракт на модернизацию МиГ-31. Интерфакс. Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 10 августа 2019 года.
  63. ВКС России полностью заменят легкие истребители новейшими Миг-35 Архивная копия от 30 января 2017 на Wayback Machine РИА Новости, 27.01.2017
  64. ВКС России планируют заменить все лёгкие истребители на МиГ-35 Архивная копия от 11 апреля 2017 на Wayback Machine RT, 27.01.2017
  65. Минобороны заказало 76 истребителей Су-57. РИА Новости (2019-06-27:16:52). Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 20 июля 2019 года.
  66. Су-30СМ получит возможности Су-35. Российская газета. Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 10 августа 2019 года.
  67. Су-30СМ с изделием 117С станет Су-30СМД. Lenta.ru. Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 8 августа 2020 года.
  68. Министерство обороны России закупило 50 истребителей Су-35 на сумму свыше 60 млрд рублей. 10 января 2016. Дата обращения: 14 октября 2016. Архивировано 23 сентября 2016 года.
  69. В Минобороны заявили, что завод в Комсомольске-на-Амуре выполнил гособоронзаказ на Су-35С. 09.11.2019. Дата обращения: 9 ноября 2019. Архивировано 6 августа 2020 года.
  70. Россия не собирается отказываться от закупок истребителей Су-35 - Военные новости. Правда.Ру (10 июня 2019). Дата обращения: 10 августа 2019. Архивировано 10 августа 2019 года.
  71. Минобороны заказало 76 истребителей Су-57. РИА Новости (27 июня 2019). Дата обращения: 20 июля 2019. Архивировано 20 июля 2019 года.
  72. Ту-22М3 сделают убийцу ЕвроПРО Ради высокоточной ракеты бомбардировщику поменяют всю электронику - ВПК.name. Vpk.name. Дата обращения: 9 октября 2012. Архивировано 23 октября 2015 года.{{подст:не АИ}}
  73. The Military Balance 2020, p.201
  74. The Military Balance 2024. — P. 200.
  75. Первый полет модернизированного Ту-95МСМ состоится в 2019 году. Дата обращения: 2018-25-08. Архивировано 25 августа 2018 года.
  76. ВВС РФ приобретут не менее 50 стратегических бомбардировщиков Ту-160М (28 мая 2015). Дата обращения: 28 мая 2015. Архивировано 28 мая 2015 года.
  77. Президенту РФ Владимиру Путину продемонстрировали новый российский тяжелый военно-транспортный самолёт Ил-76МД-90А Архивная копия от 30 июня 2015 на Wayback Machine 4 октября 2012
  78. russianplanes.net/planelist/Ilushin/Il-18/20/22/38. russianplanes.net. Дата обращения: 2018-25-08. Архивировано 29 мая 2017 года.
  79. russianplanes.net/planelist/Ilushin/Il-62. russianplanes.net. Дата обращения: 2018-25-08. Архивировано 24 августа 2018 года.
  80. 80,0 80,1 Минобороны получит три самолёта с системой радиоэлектронной борьбы Архивная копия от 21 марта 2017 на Wayback Machine Парламентская газета, 21.10.2016
  81. В рамках единого дня военной приемки министерству обороны сдан опытный самолёт специального назначения на базе Ил-18 Архивная копия от 21 марта 2017 на Wayback Machine Авиапорт, 26.10.2016
  82. Истребитель пятого поколения начнет поступать в ВВС РФ в 2017 году — Виктор Бондарев. Дата обращения: 19 сентября 2013. Архивировано 21 сентября 2013 года.
  83. ОАО «Ил» приступило к работам по модернизации первого военно-транспортного самолёта Ил-76МД ВВС России до версии Ил-76МД-М Архивная копия от 30 июня 2015 на Wayback Machine 24 декабря 2014
  84. Chapter Five: Russia and Eurasia (англ.) // The Military Balance. — 2015-01. — Vol. 115, iss. 1. — P. 159–206. — ISSN 1479-9022 0459-7222, 1479-9022. — doi:10.1080/04597222.2015.996357.
  85. The Military Balance 2024[источник не указан 195 дней]
  86. М. Лысцева. Минобороны получит почти 150 ударных вертолётов Ка-52 «Аллигатор» до 2020 года Архивная копия от 13 января 2015 на Wayback Machine Итар-тасс, 24 июня 2014
  87. "Вертолеты России" передали Минобороны второй Ми-38Т. ТАСС (31 декабря 2019). Дата обращения: 1 января 2020. Архивировано 6 января 2020 года.
  88. Роман Крецул. Теперь и у арабов. Архивная копия от 10 марта 2014 на Wayback Machine // «Взгляд. RU» от 17 июля 2013
  89. Израиль показал беспилотник для России Архивная копия от 10 марта 2014 на Wayback Machine // LENTA.RU от 25 мая 2011
  90. Новый легкий вертолёт с соосной схемой винтов будет создан в РФ Архивная копия от 23 марта 2017 на Wayback Machine Звезда, 15.03.2017
  91. «Армия-2017»: первые достижения Архивная копия от 27 августа 2017 на Wayback Machine «Красная звезда», 24.08.2017
  92. Контракт по облику скоростного вертолёта подписан Минобороны РФ Архивная копия от 24 августа 2017 на Wayback Machine Звезда, 24.08.2017
  93. Российский самолёт радиолокационного дозора А-100 совершил первый полет Архивная копия от 19 ноября 2017 на Wayback Machine ТАСС, 18.11.2017
  94. Военно-транспортный самолет проекта ПАК ТА назовут Ил-106. Лента.ру (25 августа 2015). Дата обращения: 17 марта 2017. Архивировано 30 мая 2016 года.
  95. Минобороны купит 100 воронежских самолётов Архивная копия от 16 мая 2017 на Wayback Machine Российская газета, 10.03.2017
  96. ОКБ Ильюшина: новый транспортный самолёт Ил-276 пойдет в серию в 2026 году Архивная копия от 26 марта 2018 на Wayback Machine ТАСС, 31.10.2017
  97. Андрей Фомин. Журнал Взлёт : Новинки HeliRussia 2012. www.take-off.ru. Дата обращения: 10 декабря 2016. Архивировано 4 июня 2016 года.
  98. Глава «Иркута»: Минобороны и ДОСААФ готовы закупить Як-152 Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine РИА Новости, 24.03.2017
  99. Проект самолёта Як-152 вышел на этап предварительных летных испытаний Архивная копия от 23 марта 2017 на Wayback Machine Интерфакс, 16.03.2017
  100. Минобороны заказало 150 легких тренировочных самолётов Як-152 Архивная копия от 21 июня 2018 на Wayback Machine РИА Новости, 07.06.2016
  101. ВВС России выходят на показатели советских времен по закупкам авиации. Дата обращения: 13 апреля 2014. Архивировано 27 января 2012 года.
  102. 102,0 102,1 ВВС России получают пополнение. Дата обращения: 21 марта 2011. Архивировано 9 июля 2011 года.
  103. Новости NEWSru.com :: В Торжке состоялся показательный полет нового вертолета Ка-52 «Аллигатор», пришедшего на смену «Черной акуле» (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 мая 2011. Архивировано 15 апреля 2012 года.
  104. Телеканал «Звезда» (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 мая 2011. Архивировано 6 мая 2016 года.
  105. Минобороны рассказало о планах закупки вооружения в 2011 году. Дата обращения: 21 марта 2011. Архивировано 21 марта 2011 года.
  106. Купило 92 бомбардировщика Су-34 Министерство обороны РФ. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  107. Ударная сила. Военные получат новые самолёты. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 7 марта 2012 года.
  108. В 2012 году ВВС получили более 100 единиц новой авиационной техники. Дата обращения: 14 декабря 2012. Архивировано 29 июля 2013 года.
  109. ВВС России: ожидание качественного перехода - ВПК.name. Дата обращения: 19 января 2013. Архивировано 17 января 2013 года.
  110. 30.05.11 Минобороны РФ заказало сто вертолетов Ка-60 «Касатка» — Военный паритет. Дата обращения: 2 июня 2011. Архивировано 3 июня 2011 года.
  111. 55 Як-130 поставят ВВС в течение трех лет. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 4 марта 2012 года.
  112. ВВС России развертывают модернизированные самолёты ДРЛОиУ. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 29 июля 2013 года.
  113. Авиапарк ВВС России пополнился новым транспортником Ан-140-100. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 21 февраля 2014 года.
  114. Реестр самолётов типа Антонов Ан-140. Дата обращения: 10 ноября 2013. Архивировано 23 июня 2011 года.
  115. Главком ВВС рассчитывает получить принципиально новые истребители Т-50 уже через три года. Дата обращения: 30 августа 2011. Архивировано 28 марта 2012 года.
  116. Минобороны купит более 140 вертолётов Ка-52 (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 сентября 2011. Архивировано 25 февраля 2014 года.
  117. ВВС России за 8 лет получат более сотни «панцирей» тульской сборки (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 9 февраля 2012 года.
  118. ВВС России получат более 30 новейших ракетных систем «Витязь». Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 8 марта 2013 года.
  119. ВВС получат около 100 новейших радиолокационных комплексов. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 8 марта 2013 года.
  120. В Рязанском авиацентре научат летать на бомбардировщиках ТУ-22М3М. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  121. Из Ту-22М3 сделают убийцу ЕвроПРО. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 4 марта 2012 года.
  122. 122,0 122,1 Новые подробности обновления ВВС России (недоступная ссылка)
  123. В Казани будут модернизировать ракетоносцы Ту-160. Дата обращения: 5 марта 2012. Архивировано 24 февраля 2014 года.
  124. ВВС России отказались от неуправляемых боеприпасов. Дата обращения: 11 декабря 2012. Архивировано 16 октября 2013 года.
  125. ВКС и ВМФ России в 2017 году получат около 160 самолётов и вертолетов — Армия и ОПК — ТАСС. Дата обращения: 26 февраля 2017. Архивировано 26 февраля 2017 года.
  126. Поставки боевых самолетов в Вооруженные силы России в 2017 году (рус.). Архивировано 24 марта 2018 года. Дата обращения 29 марта 2018.
  127. Вчера отмечалось десятилетие Воздушно-космических России… Кирилл Фёдоров / Война История Оружие, 02.08.2025
  128. На вооружение ВКС РФ поступила высокоманевренная дальнобойная УРВБ Р-77М (К-77 / «Изделие-180»)… «Русское оружие», 25.07.2025
  129. ВЗК РФ Статья 34. Обозначения, наносимые на воздушные суда // "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 01.04.2020). Архивировано 27 октября 2021 года.
  130. Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 127 "О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 11 ноября 2020. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  131. СФ не дал убрать красные звезды с самолетов (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 8 декабря 2017 года.
  132. Российская газета: Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 179-ФЗ «О внесении изменений в статью 34 Воздушного кодекса Российской Федерации». Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 24 июля 2009 года.
  133. Постановление от 4 марта 2010 г. № 127 «О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации» (недоступная ссылка). Дата обращения: 23 сентября 2010. Архивировано 23 сентября 2010 года.
  134. РИА Новости «Утверждены новые знаки госпринадлежности на воздушных судах»
  135. Алексей Михайлов. Военно-воздушные силы отказались от трехцветных звезд. Известия (25 января 2013). Дата обращения: 22 апреля 2020. Архивировано 6 октября 2019 года.
  136. На самолёты и вертолеты ВВС России вернутся красные звезды. Дата обращения: 8 июня 2015. Архивировано 27 апреля 2016 года.
  137. 137,0 137,1 137,2 Постановление Правительства РФ от 04.03.2010 N 127 "О знаках государственной принадлежности на воздушных судах государственной авиации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 22 апреля 2021. Архивировано 11 ноября 2020 года.
  138. Серия монет «Военно-воздушные силы» (рус.) ?. Все монеты.ру. Дата обращения: 28 июня 2020. Архивировано 28 июня 2020 года.
  139. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2000 года № 183 «О награждении Военно-воздушных сил Российской Федерации Почётной грамотой Совета Министров Республики Беларусь»