Ми-38
Ми-38 | |
---|---|
![]() | |
Тип | средний многоцелевой вертолёт |
Разработчик |
|
Производитель |
|
Первый полёт | 22 декабря 2003 года |
Начало эксплуатации | 30 декабря 2015 года |
Статус | эксплуатируется производится[1] |
Эксплуатанты |
|
Единиц произведено | 1 макет, 6 опытных и 7 серийных образцов [3][2][3][4] |
Стоимость программы разработки | 2 млрд рублей[5] |
Стоимость единицы | $15-17 млн[6] |
Ми-38 — советский и российский средний многоцелевой вертолёт.
Серийное производство осуществляется на Казанском вертолётном заводе[7][8].
В декабре 2015 года Росавиация выдала сертификат соответствия Ми-38 требованиям авиационных норм[9].
История создания
- Начало проектирования — 1981 год.
- Представление модели в Ле Бурже — 1989 год.
- Макет — август 1991 года.
- Представление натурного макета на «Мосаэрошоу» — 1992 год.
- Начало изготовления двух опытных экземпляров — 1993 год.
- Представление доработанного макета на «МАКС-95» — 1995 год.
Многоцелевой вертолёт Ми-38 может применяться для перевозки грузов и пассажиров, в том числе VIP, использоваться в качестве поисково-спасательного вертолёта и летающей неотложки, для полётов над сушей и акваториями. Ми-38 имеет много прогрессивных особенностей (в частности: «стеклянная кабина» для двух пилотов и широкое использование композитных материалов, в том числе в несущем и хвостовом винтах). Государственная программа «Вертолёт Ми-38» финансируется правительством Российской Федерации[10].
Первоначальная[прояснить] двигательная установка состоит из двух турбовальных двигателей ТВ7-117В (разработан в ОАО «Климов») взлётной мощностью на валу 2800 л. с.[11], ранее разрабатывался вариант с двигателями PW127TS компании «Pratt & Whitney Canada»[12] взлётной мощностью по 2500 л. с.[13].
Разработано несколько вариантов Ми-38, включая военный вспомогательный и специальный, пассажирский на 32 пассажира, специализированный грузовой (с возможностью перевозки грузов на внешней тросовой подвеске), санитарный и вариант для воздушного наблюдения.
24 декабря 2010 года второй опытный образец — ОП-2 — нового среднего гражданского транспортно-пассажирского вертолёта Ми-38 совершил свой первый дальний полёт[14]. Ми-38-ОП-2 был оборудован турбовальными двигателями PW127TS производства компании «Pratt & Whitney Canada», а также современным комплексом авионики ИБКО-38 производства компании «Транзас Авиация», в котором реализована концепция «стеклянной кабины»[15].
В мае 2013 года собран третий опытный образец ОП-3, оснащённый уже новыми российскими двигателями ТВ7-117В производства фирмы им. Климова. Испытательные полёты успешно начались 12 ноября 2013 года[16][17].
Четвёртый изготовленный на Казанском вертолётном заводе опытный образец вертолёта Ми-38 является последним предсерийным воздушным судном этой модели[18]. Он совершил первый полёт 16 октября 2014 года[19]. ОП-4 отличается от ОП-3 ударопрочной топливной системой фирмы Aerazur и увеличенными иллюминаторами. В ходе испытаний ОП-3 и ОП-4 предполагается получить финальные данные, требующиеся для сертификации и старта производства и коммерческой эксплуатации Ми-38[20]. 20 октября 2014 года ОП-4 отправлен на лётные испытания[21].
Конструкция
Ми-38 выполнен по классической схеме с 6-лопастным несущим винтом с управляемым шагом, 4-лопастным Х-образным рулевым винтом (впервые применён на Ми-28) и управляемым стабилизатором, лопасти изготовлены из стеклопластиков методом намотки, при этом их ресурс практически не ограничен. Втулка винта с эластомерными подшипниками. Фюзеляж типа полумонокок выполнен из дюралюминия, несиловые элементы выполнены из 3-слойных композитных панелей (носовой обтекатель, верхняя панель кабины пилотов, капоты двигателей, верхняя створка рампы и обтекатель килевой балки). Установленные композитные лопасти не требуют замены в течение всего срока службы вертолёта, в отличие от металлических лопастей Ми-8 — прямого предка Ми-38[22].
В носовой части под радиопрозрачным обтекателем находится метеолокатор. Шасси вертолёта энергопоглощающее, при падении с высоты 15 м возгорание топлива исключено.
Расположение двух двигателей за редуктором позволило улучшить аэродинамику и лётно-технические характеристики вертолёта.
Размеры грузовой кабины значительно увеличены: длина составляет 8,7 м, ширина 2,34 м, высота 1,82 м, объём 29,5 м³. Ми-38 способен нести до 5 т груза внутри кабины и до 6 т на внешней подвеске. На вертолёте погрузка грузов осуществляется при помощи рампы. Боковые двери сдвижные, на правом борту установлена лебёдка грузоподъёмностью 300 кг.
Модификации
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Mil_Mi-382.jpg&width=300)
Транспортно‑десантный вертолёт Ми‑38Т, создаваемый по заданию Минобороны РФ, совершил первый полёт 3 ноября 2018 года. Он имеет отличия по сравнению с базовым Ми‑38: собирается полностью из комплектующих российского производства (двигатели ТВ7-117В), созданы дополнительные опоры на шасси для посадки на мягкий грунт и снег, топливная система защищена от взрыва, дополнительные баки для повышения дальности полёта; также имеет интегрированный цифровой пилотажно‑навигационный комплекс с индикацией на пяти ЖК‑дисплеях, что позволяет пилотировать вертолёт даже одному лётчику, новейшие системы спутниковой связи и специальные средства связи.[23]
Пока контракт с Минобороны заключён на две машины, но в дальнейшем планируется начать серийные поставки.
Производство
Начало серийного производства[5] вертолёта Ми-38 в Казани, на Казанском вертолётном заводе, планировалось на 2015 год[24][25]; на конец 2014 г. велась активная подготовка к производству, был заложен фюзеляж первого серийного Ми-38[26]. В августе 2015 года на МАКС-2015 был подписан контракт с ОДК на поставку до 2019 года 50 двигателей ТВ7−117В (для 25 машин — по два двигателя на единицу)[27]. Однако, на начало 2017 года серийное производство вертолётов так и не началось.
Сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолёта Ми-38 выдан Федеральным агентством воздушного транспорта 30 декабря 2015 года. В 2017 году должна была проведена сертификация вертолёта в пассажирской версии, чтобы в дальнейшем создать и сертифицировать модификации для поисково-спасательных работ и оффшорных операций[28].
10 января 2018 года было сообщено о запуске серийного производства вертолёта Ми-38 на Казанском вертолётостроительном заводе[8].
2 декабря 2019 года заявлено о передаче Министерству обороны РФ первого экземпляра Ми-38Т[29], а 31 декабря была поставлена вторая машина[30]. Всего заказ предусматривает постройку 15 вертолётов.
Мировые рекорды
- На XIV чемпионате по вертолётному спорту, проходившем с 22 по 26 августа 2012 года на подмосковном аэродроме Дракино, лётчики-испытатели Московского вертолётного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высотную планку в 8600 метров и установили новый мировой рекорд высоты полёта для вертолётов, а также рекорд скороподъёмности без груза на высоту в 3000 м за 6 минут в классе E-1h (категория FAI для вертолётов взлётной массой от 10 до 20 тонн)[31]. Рекорд был побит 15 августа 2013 вертолётом Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е серии, который поднялся на высоту 9150 метров[32].
- 10 сентября 2012 года на аэродроме ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» Ми-38 установил рекорд подъёма коммерческого груза в 1000 кг на высоту 8000 м. Экипаж: Александр Климов (командир экипажа), Салават Садриев (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Игорь Клеванцев (ведущий инженер)[33].
- Рекорд подъёма груза 2000 кг на высоту 7020 м. Экипаж: Салават Садриев (командир экипажа), Владимир Кутанин (второй пилот), Сергей Серёгин (штурман), Николай Соловьев (ведущий инженер)[33].
Технические характеристики
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Mi-38_on_MAKS-2005_airshow.jpg&width=300)
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Mi-38-%28from-back%29-on-MAKS-2.jpg&width=300)
- Экипаж: 2 чел.
- Пассажиров: 30 чел. (шаг 75 см)
Размеры
- Диаметр несущего винта: 21,1 м
- Диаметр рулевого винта: 3,84 м
- Длина с вращ. винтами: 25 м
- Длина фюзеляжа: 19,95 м
- Ширина фюзеляжа: 4,5 м
- Высота с вращ. винтами: 6,98 м
- Размеры салона
- Длина: 8700 мм
- Ширина: 2340 мм
- Высота: 1800 мм
- Объём: 29,5 м³[34]
Масса
- Пустой: 9200 кг
- Норм. взлётная: 14200 кг
- Макс. взлётная: 15600 кг
- Макс. полезная нагрузка на внешней подвеске: 5000 кг
- Макс. полезная нагрузка в транспортной кабине: 5000 кг
Силовая установка
- Двигатели ТВ7-117В
- Мощность на взлётном режиме: 2 × 2800 л. с.[35]
- Мощность на чрезвычайном режиме (30 сек.): 2 × 3140 л. с.[35]
На начальном этапе также рассматривалась возможность установки двигателя иностранного производства компании Pratt&Whitney, но после конфликта с Грузией США наложили запрет на его установку ввиду возможного двойного применения вертолётов Ми-38.
Лётно-технические характеристики
- Крейсерская скорость: 260—280 км/ч
- Максимальная скорость: 300 км/ч
- Перегоночная дальность: 1350 км
- Практическая дальность: 820 км
- Статический потолок: 5250 м
- Динамический потолок: 6300 м
- Максимальный подъём на высоту 8620 метров без груза.
- Максимальный подъём на высоту 7895 метров с грузом 1 тонна.
- Максимальный подъём на высоту 7020 метров с грузом 2 тонны.
Сравнение современных гражданских вертолётов КБ Камова и Миля
Ка-62 | Ка-32 | Ми-171/Ми-8АМТ | Ми-38 | |
---|---|---|---|---|
Экипаж | 1-2 | 2 | 3 | 2 |
Пассажировместимость (чел) | 15 | 13 | 26 | 30 |
Грузоподъёмность/на внешней подвеске, кг | 2 200/2 500 | 5 000 | 4 000 | 5 000 |
Максимальная взлётная масса, кг | 6 500/6800 | 11 000 | 12 000 | 15 600 |
Силовая установка | 2 × ТВаД Turboméca Ardiden 3G | 2 × ТВ3-117ВМА | 2 × ТВ3-117 (ВК-2500) | 2 × ТВ7-117В |
Мощность двигателей, л. с. | 2 × 1776 (на взлётном режиме) | 2 × 2200 | 2 × 1641 кВт | 2 × 2800 |
Крейсерская скорость, км/ч | 290 | 240 | 225 | 260-280 |
Практическая/перегоночная дальность, км | 720 | 800 | 610 | 820/1350 |
Статический/Динамический потолок, м | 3200/6100 | 3500/6000 | 3900/5000 | 5250/6300 |
Аналоги
- Ми-171
- AgustaWestland AW101
- Boeing CH-47 Chinook
- Changhe Z-8
- Sikorsky_S-92
- Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon
Ссылки
- Ми-38 на milhelicopter.com
- Средний многоцелевой вертолёт Ми-38 — ОАО МВЗ им. М. Л. Миля
- На Ми-38 установят российские двигатели ТВ7-117В
- Фото Ми-38 (ОП-1, RA-38011) в полёте
- Фото Ми-38 (ОП-2, 38012) в полёте
Примечания
- ↑ В России начали серийно производить новый многоцелевой вертолёт Ми-38 // Naked Science Архивная копия от 12 января 2018 на Wayback Machine
- ↑ Делегации Алжира в Татарстане представлены вертолёты Казанского вертолётного завода (недоступная ссылка)
- ↑ Казанский Вертолётный Завод принял делегацию из КНР (недоступная ссылка)
- ↑ Прототип нового российского многоцелевого вертолёта Ми-38 отправлен на лётные испытания . Дата обращения: 20 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
- ↑ Перейти обратно: 5,0 5,1 Серийное производство Ми-38 начнется в 2009 году . Дата обращения: 19 июля 2007. Архивировано 25 сентября 2007 года.
- ↑ Научно-техническая конференция по применению вертолёта Ми-38 . Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано 12 мая 2013 года.
- ↑ Главы министерств Туркменистана посетили Казанский вертолётный завод (недоступная ссылка)
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 Серийное производство пяти средних Ми-38 запущено в Казани . Дата обращения: 11 января 2018. Архивировано 22 февраля 2018 года.
- ↑ Вертолёт с электронным «сердцем»: Ми-38 выходит в производство . Дата обращения: 31 декабря 2015. Архивировано 8 января 2016 года.
- ↑ Холдинг «Вертолёты России» на базе ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля» проведёт презентацию второго прототипа вертолёта Ми-38 . Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано 21 октября 2014 года.
- ↑ ОАО "Климов" - ТВ7-117В (англ.). www.klimov.ru. Дата обращения: 20 июля 2017. Архивировано 20 июля 2017 года.
- ↑ Ми-38 на сайте «Вертолёты России». . Дата обращения: 21 сентября 2012. Архивировано 23 сентября 2012 года.
- ↑ [1] Архивная копия от 27 февраля 2017 на Wayback Machine // Pratt & Whitney
- ↑ В Казани будет построен второй опытный экземпляр вертолёта Ми-38 . Дата обращения: 19 мая 2008. Архивировано 25 июня 2009 года.
- ↑ Новый гражданский вертолёт Ми-38 совершил первый перелёт из Казани в Москву. (недоступная ссылка). Дата обращения: 24 декабря 2010. Архивировано 29 декабря 2010 года.
- ↑ Состоялся первый полёт нового вертолёта Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В . Дата обращения: 1 января 2014. Архивировано 16 января 2017 года.
- ↑ Видео первого полёта ОП-3 . Дата обращения: 1 января 2014. Архивировано 5 января 2014 года.
- ↑ Предсерийный прототип Ми-38 производства «Вертолётов России» совершил первый полёт (20 октября 2014). Дата обращения: 21 октября 2014. Архивировано 14 ноября 2018 года.
- ↑ Предсерийный прототип Ми-38 производства "Вертолётов России" совершил первый полёт (21 октября 2014).
- ↑ Третий Ми-38 готов присоединиться к лётным испытаниям . Дата обращения: 18 мая 2013. Архивировано 13 ноября 2014 года.
- ↑ Прототип нового российского многоцелевого вертолёта Ми-38 отправлен на лётные испытания (20 октября 2014). Дата обращения: 20 октября 2014. Архивировано 22 октября 2014 года.
- ↑ Ударная тройка вертолётов «Миля» Архивная копия от 3 сентября 2012 на Wayback Machine | Оборонпром
- ↑ ПРОЕКТ МИ‑38. НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ Архивная копия от 9 августа 2019 на Wayback Machine // НГ, 9.08.2019
- ↑ КВЗ планирует в 2015 г нарастить производство до 110 вертолётов . Дата обращения: 4 октября 2014. Архивировано 21 октября 2014 года.
- ↑ Производство Ми-38 стартует в 2015 году Архивная копия от 8 ноября 2014 на Wayback Machine // Ростех
- ↑ Предсерийный прототип Ми-38 производства «Вертолётов России» совершил первый полёт (20 октября 2014). Архивировано 14 ноября 2018 года. Дата обращения 21 октября 2014.
- ↑ Итоги бизнес-дней Международного авиационно-космического салона МАКС-2015 Архивная копия от 29 августа 2015 на Wayback Machine // ИА REGNUM, 27 августа 2015
- ↑ Росавиация выдала "Вертолётам России" сертификат типа на Ми-38 // АвиаПорт.Ru . АвиаПорт.Ru. Дата обращения: 1 января 2016. Архивировано 5 января 2016 года.
- ↑ Минобороны получило первый вертолет Ми-38Т . Дата обращения: 3 декабря 2019. Архивировано 3 декабря 2019 года.
- ↑ "Вертолеты России" передали второй Ми-38Т Министерству обороны РФ . Официальный сайт холдинга «Вертолеты России» (31 декабря 2019). Дата обращения: 1 января 2020. Архивировано 1 января 2020 года.
- ↑ Новый транспортный вертолёт в России установил рекорд высоты . Дата обращения: 27 августа 2012. Архивировано 30 августа 2012 года.
- ↑ В Крыму установлен мировой рекорд по поднятию вертолёта на предельную высоту полёта . Дата обращения: 16 августа 2013. Архивировано 21 августа 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: 33,0 33,1 Мировые рекорды Ми-38 официально зарегистрированы Международной авиационной федерацией (FAI) (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 марта 2013. Архивировано 27 марта 2013 года.
- ↑ Характеристики: Ми-38 . Дата обращения: 20 октября 2014. Архивировано 31 августа 2018 года.
- ↑ Перейти обратно: 35,0 35,1 http://armak-iac.org/upload/iblock/8ff/kd%20st355-AD_ogi-02_iss%2003.pdf[2]