Баарины

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
(перенаправлено с «Барыны»)
Баарины
Современное самоназвание Баарин
Расселение  Внутренняя Монголия  Монголия
Язык монгольский
Религия буддизм, шаманизм
Входит в увэр-монголы, халха-монголы, баяты, узумчины, хазарейцы
Родственные народы джадараны, хатагины, тайджиуты, чоносы, мангуты, барласы
Происхождение монгольское

Баари́ны (монг. Баарин) — одно из племён, входивших в нирунскую ветвь монголов. В настоящее время этническая группа в составе южных и халха-монголов. Баарины также отмечены в составе баятов, узумчинов, хазарейцев.

История

«Сокровенное сказание монголов» гласит: Бодончар, идя лобовым, захватил беременную женщину из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина. Та родила еще одного сына, уже от Бодончара. И оттого, что мальчик родился от пленницы, сына Бодончара прозвали Бааридай, он и стал предком рода баарин[1]. У Бааридая был сын Чидухул Боко (Зүтгэл-бөх). У него имелось много жен, от которых родились сыновья, отчего появилось сравнение многочисленного потомства с менен (лягушки). Они-то стали родоначальниками племени менен-баарин (манан-баарин)[2]. По подсчетам исследователей, годы жизни Бодончара — конец X – начало XI вв.[2] Если принять это как достоверный факт, то род баарин появился в начале XI в.[3]

В летописи «Алтан Тобчи» упоминаются следующие родовые имена: багарин, маха-багарин, мэнэн-багарин, ничугун-багарин, ногон-багарин[4]. В составе рода баарин в «Сборнике летописей» также упоминаются ветви илингут и суканут[5].

Бааридай, родоначальник рода баарин, по материнской линии был представителем рода жадаран. Дело в том, захваченная Бодончаром женщина из племени чжарчиут по имени Аданхан-Урянхачжина пришла к нему беременной. А родившегося от нее ребенка назвали Жажирдай-Чжадарадай, он стал предком рода жадаран. Таким образом, жадаран и баарин — единоутробные братья. Поскольку Бааридай является сыном Бодончара, то баарин по отцовской линии относится к роду борджигин[3].

В XI—XII вв. род баарин подчинился предкам Чингисхана и входил в состав коренных монголовнирун. С образованием Великого Монгольского государства в начале XIII в. Чингисхан пожаловал Хорчи-нойону три мингана бааринов, объединил их с племенами чонос, төөлис и теленгут в один тумен. Хорчи стал темником лесных народов. Помимо этого, из рода баарин часть была отдана темнику Наяа — владетелю центральной «тьмы» («тумена», от числительного, обозначающего в монгольском языке 10 тысяч), а другие подчинились младшему сыну Чингисхана — Тулую.

Также великий хан даровал старцу Усун из рода баарин нойонский сан (объявив его государственным аманом). Ему было пожаловано право облачаться в белую шубу, садиться на белого коня и на высокий трон. При Хубилае прославился военачальник Баян из рода баарин. Все это говорит о том, что в XIII в. авторитет рода баарин был весьма высоким[3].

После падения династии Юань часть бааринов вошла в состав халхаского тумена Восточной Монголии. Имеющиеся среди халхов баарин и есть потомки тех баарин, которые были пожалованы Тулую, младшему сыну Чингисхана, и находились в составе центрального тумена. Вплоть до XV в. они подчинялись потомкам Тулуя[3].

В конце первой половины XIV в. Батумунху Даян-хан (1464—1524[3]) наделил своих сыновей собственностью, баарины из среды халхов вместе с жарууд, хонхират, баят и ужээд были отданы его пятому сыну Алчуболду, благодаря чему род баарин составил один из пяти южных халхаских отоков. С цинским завоеванием Внутренней Монголии баарины оказались в составе Зуу-Удинского сейма, разделившись на два хошуна. Владетели этих хошунов — нойоны и тайджи — были потомками Алчуболда, представителя 16-го поколения Чингисхана.

Что касается времени перехода баарин в различные роды: среди предков современных ойратов Убсунурского аймака они появились еще со времени правления Хорчи лесными народами. Вплоть до конца XVII в. баарины появлялись среди халхов. Так, в XVII в. некоторые князья из Дзасагтухановского аймака, вторгшись во Внутреннюю Монголию, захватывали людей и скот из бааринских хошунов. Это, возможно, наложило отпечаток на то, что в Гоби-Алтайском и Кобдоском аймаках проживает значительное количество людей из рода баарин[3].

Баарины вошли в состав некоторых тюркских народов: род барын (баарын) в составе башкиров, киргизов, крымских татар (барыны), узбеков[6], каракалпаков[7], род паратан в составе хакасов[8]. Также к числу потомков бааринов некоторые исследователи относят уйсунов в составе казахов[9][10].

Этноним

Происхождение этнонима баарин можно выявить в контексте значения монгольского слова баар. В словарях монгольского языка имеются следующие слова: баарах — провиниться; баараггүй — невинный[11]; баараг — небрежность, неосторожность, нечисто; баараггүй — надежный, точный; барах — дать осечку, сделать промах; бааруу — отказываться, отпираться, не уверенный[12]. Есть еще одно словосочетание — баар алт, на русский язык переводится «золото с примесью». Как отмечено выше, родоначальника баарин назвали Бааридаем, поскольку родился от пленницы Бодончара, т. е. не от жены Бодончара, а от другой женщины, ибо слово «баарин» в корне своем сходно со словами баар, бааруу, баараг, означающих провинный или нечистый. Если быть еще точнее, то этническое название баарин возникло от монгольского слова со значением «нечистое, ненастоящее или нарочитое»[3].

Современность

В настоящее время баарины проживают на территории двух хошунов Внутренней Монголии: Байрин-Цзоци, Байрин-Юци. В Монголии баарины зарегистрированы в сомонах Хөхморьт, Дарви, Тонхил, Тайшир, Бигэр, Чандмань, Эрдэнэ, Төгрөг, Бугат Гоби-Алтайского аймака; сомонах Сайхандулаан, Хубсугул Восточно-Гобийского аймака; сомонах Өндөршил, Өлзийт, Сайнцагаан, Луус, Сайхан-Обо Средне-Гобийского аймака; сомоне Алдархан Завханского аймака; сомонах Баянгол, Сант Убурхангайского; сомонах Цогтцэций, Манлай Южно-Гобийского аймака; сомонах Зуунговь, Баруунтуруун, Наранбулаг Убсунурского аймака; сомонах Чандмань, Дарви и Цэцэг Кобдоского аймака[13].

В Монголии проживают носители родовых фамилий Баарин[14], Манан Баарин[15]. Баарины отмечены в составе халха-монголов[3], баятов[16], узумчинов[17]. Баарины, осевшие в Афганистане, образовали одно из племен в составе хазарейцев — бахрин[18].

Одной из ветвей бааринов являлись ничигут-баарин (нүцгэн баарин). Их потомки впоследствии стали носителями родовых названий нүцгэн и нүцгэд[3]. Род зарегистрирован в сомоне Халхгол Восточного аймака Монголии[13]. Носители родовой фамилии Нүцгэд проживают в Улан-Баторе и аймаках: Баян-Улгий, Ховд, Туве, Дархан-Уул[19]; Нүцгэн — в Улан-Баторе и аймаках: Ховд, Туве, Дархан-Уул[20]. В состав алтайских урянхайцев входит род харчин нуцгэд[16]. Во Внутренней Монголии представители рода нүцгэд известны в составе чахаров[3].

См. также

Примечания

  1. Word and Suffix-Index to The Secret History of the Mongols, based on the Romanized transcription of L. Ligeti. Compiled by H. Kuribayashi and Choijinjab // The Center for Northeast Asian Studies. Tho Ho Ku University. Sendai, 2001. 954 p.
  2. 2,0 2,1 Пэрлээ Х. Эрдэм шинжилгээний өгүүллүүд–1. Улаанбаатар, 2001. 314 х.; Эрдэм шинжилгээний өгүүллүүд–2. Улаанбаатар, 2001. 355 х.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1.
  4. Лубсан Данзан. Алтан Тобчи (Золотое сказание). — Москва: Наука, 1973. — 440 с.
  5. ФАЗЛАЛЛАХ РАШИД-АД-ДИН->СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ->ПУБЛИКАЦИЯ 1946-1952 ГГ.->ТОМ I->КНИГА 1->РАЗДЕЛ 4. www.vostlit.info. Дата обращения: 4 декабря 2018. Архивировано 28 марта 2014 года.
  6. Маликов А. М. Из истории бахринов долины Среднего Зеравшана (XVIII — начало XXвв.) // Археология ва тарих фанининг долзарб муаммолари. Республика илмий-назарий анжуман материаллари. 1 кисм. Самарканд, 2005, С. 95—99.
  7. Trudy Khorezmskoĭ arkheologo-ėtnograficheskoĭ ėkspedit͡sii. — Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1952. — С. 479.
  8. Чертыков М. А. Киргизы-буддисты // Центр Льва Гумилёва. — 2011. Архивировано 5 июня 2020 года.
  9. Сулейманов М.-Х. Майкы-бий, учение «Жасау-iзi» и истоки чингизизма. — Алматы, 2013. — С. 225. — 278 с.
  10. Сабитов Ж. М., Баймуханов Н. Б. Нируны и субклад С2а3-F4002 (старкластер). Academia.edu — Share research. Дата обращения: 4 сентября 2020. Архивировано 27 ноября 2020 года.
  11. Монгол хэлний товч тайлбар толь / Ред. Х. Лувсанбалдан. Улаанбаатар, 1966. 912 х.
  12. Šaγja. Mongγul üsüg-ün dürim-ün toli bičig // Öbör Mongγol-un Keblel-ün tobčiyan. Köкe qota, 1951. 921 х.
  13. 13,0 13,1 Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  14. Үндэсний Статистикийн Хороо. Баарин. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  15. Үндэсний Статистикийн Хороо. Манан Баарин. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019.
  16. 16,0 16,1 Нанзатов Б.З. Этнический состав и расселение народов Монгольского Алтая и Прихубсугулья в начале XX века // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. — 2013. — № 2. Архивировано 27 марта 2019 года.
  17. Монгол улсын угсаатны зүй. Улаанбаатар, 1996.
  18. Project Gutenberg. Hazara tribes | Project Gutenberg Self-Publishing - eBooks | Read eBooks online. self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. Архивировано 22 августа 2018 года.
  19. Үндэсний Статистикийн Хороо. Нүцгэд. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019.
  20. Үндэсний Статистикийн Хороо. Нүцгэн. Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 марта 2019.